Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся
Основная деятельность учащихся в школе вне зависимости от их возраста - это учение, которое традиционно и планируется и организуется педагогом и при этом, как правило, исключительно в форме индивидуальной и фронтальной работы. Ни в коей мере не призывая к отказу от этих форм взаимодействия в рамках учебной деятельности, нельзя не отметить не только преимущество подобного типа взаимодействия педагога и учащегося, но и те собственно психологические недостатки, которые задаются подобной тактикой педагогической активности и предопределяют существенные, а иногда и пагубные последствия в рамках процессов, как группообразования, так и личностного развития учащихся. Необходимость организации индивидуальной работы на уроке определяется, с одной стороны, особенностями учебного материала, обусловливающими неизбежность в некоторых случаях применения именно этой формы деятельности школьников, а с другой стороны - важностью задачи привить учащимся навыки и умения индивидуальной самостоятельной работы. Результаты этой деятельности (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы и т. д.) полностью зависят от усилий лишь данного конкретного школьника, работа которого непосредственно контролируется и оценивается столь же конкретным учителем. Более того, условием школьного образования, (если оно построено преимущественно в логике модели учебно-дисциплинарного типа) является то, что нередко неудачи одних учеников вольно или невольно создают благоприятный фон, на котором успехи других проявляются наиболее ярко и тем самым становятся особенно заметны контролирующей инстанции - оценивающему их педагогу. По сути дела, речь идет в данном случае о совместной деятельности лишь по признаку места расположения учащихся. В социальной психологии подобный вид, а точнее видимость совместной активности традиционно определяется как деятельность коактивная, то есть организованная в логике «рядом, но не вместе». В этом случае, даже когда цели работы каждого исполнителя идентичны, ее реализация не предполагает совместных усилий и взаимопомощи. Возможности взаимодействия, а значит, и собственно совместности в рамках заданной деятельности резко ограничены и не только содержанием работы, ее индивидуально выстроенными заданиями и столь же индивидуально выставляемыми оценками, но и позицией, видением ситуации педагогом и его реальной активностью. Традиционно большое значение в школьной практике отводится фронтальной работе класса. В этих случаях учитель работает со всем классом в целом, ставя общую для всех задачу, которую учащиеся решают одновременно. Подбор состава учебной группы целесообразно осуществлять с учетом уровня реальных знаний школьников и их успеваемости, зафиксированной не только в журналах и дневниках, но и в сознании их одноклассников. Как показывают многочисленные психологические исследования, особое значение в активизации учебной деятельности в группе и повышении эффективности ее работы имеет степень взаимной значимости входящих в ее состав учащихся. Несмотря на видимые достоинства групповой учебной работы, возможности ее применения имеют и свои ограничения. Так, многократно показано, что подобным образом организованные уроки наиболее эффективны в средних и старших классах и в том случае, если их количество не превышает двух в один день. Согласно полученным опытным путем данным считается, что оптимальная величина таких групп 5-7 человек. В то же время некоторые исследования показали, что в группах высокого уровня развития, в отличие от диффузных сообществ, интенсивность и продуктивность совместной деятельности не определяется численностью группы. В связи с этим достаточно обоснованным выглядит вывод о возможности варьирования численности учебной группы школьников в зависимости от уровня ее социально-психологического развития и способа организации взаимодействия в ней учащихся.
|