Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных профессий
По роду своей профессиональной деятельности психологическому консультанту приходится общаться с представителями иных профессии. К ним относятся: педагоги, врачи, социальные работники, представители правоохранительных органов. Взаимодействие с каждым имеет свою специфику. Взаимодействие консультанта с учителями определяется понятием «нормы» относительно психического и личностного развития (включая понятие «индивидуальная норма») сквозь призму разрешения следующих проблем: 1) адекватность восприятия учебного предмета; 2) адекватность подачи материала учителем; 3) роль учителя в жизни ученика; 4) роль ученика в жизни учителя. Адекватность восприятия учебного предметаучащимся будет зависеть от его индивидуальных особенностей (визуал, аудиал, кинестетик) и склонности к восприятию конкретного предмета, адекватность подачи материала учителем — от знания им специфики возрастной группы, к которой относится данный учащийся, и методологических основ преподавания. Кроме того, многие учителя недооценивают то значение, которое они, как личности, имеют для своих учеников, и влияние, оказываемое ими на желание изучать преподаваемый предмет. Здесь можно говорить о ситуации взаимовлияния, возникающей в процессе педагогической деятельности в ситуациях «учитель — ученик» и «учитель — группа». Не секрет, что довольно часто неуспеваемость ученика обусловлена существованием скрытого (или явного) конфликта между ним и учителем или негативным отношением одного из них к другому. Задача консультанта при разрешении вопросов, связанных с неуспеваемостью ученика или/и его дезадаптивным поведением на уроках, заключается в выявлении скрытых причин, вызывающих данные реакции. Однако подобные реакции могут иметь свои истоки не только во взаимоотношениях «учитель — ученик», но и в неблагополучной ситуации в семье (неблагополучные семьи) или в протестной реакции ребенка на другие раздражители. Здесь следует помнить, что понятие «неблагополучная семья» в последнее время наполнилось новым содержанием. Традиционно под ним понимались: неполные семьи (один из родителей); семьи с алкоголиками; семьи, имеющие родственников, пребывающих или пребывавших в местах лишения свободы. В настоящее время это понятие стало несколько иным. Большинство психологов и психотерапевтов расширили его значение, включив в понятие «неблагополучная семья» понятие «семьи с нарушенными коммуникативными отношениями». Таким образом, традиционная «неблагополучная семья» увеличилась, приняв в свои объятия семьи, которые несколько утрированно можно представить в виде следующей схематичной картинки: «Папа в галстуке, мама играет на пианино, дети предоставлены сами себе». Иначе: в понятие «неблагополучная семья» включены не только семьи, не соответствующие общепринятым социальным нормам, но и семьи, отвечающие внешним социальным стандартам, но в которых отношения между членами носят формальный характер. Все это и приводит к деформации личности ребенка, проявляющейся вовне в виде негативных поведенческих реакций и/или на психосоматическом уровне.
Взаимодействие является сущностной характеристикой образовательного процесса, особый тип отношений его субъектов, процесс деятельностного и личностного обмена между преподавателями и студентами, постоянно развивается, процесс интеграционной деятельности субъектов, которая содержит в себе целевой, мотивационный, деятельностный и процессуальный аспекты. Суть взаимодействия состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий попеременного субъектов друг на друга. Появление новых философских подходов делает более объективное переосмысление вечных вопросов и понятий, глубокое понимание корней явления «педагогического взаимодействия», которое по своей специфике является прикладным. Синергетическая теория может быть использована как новый методологический базис для исследования будущего, для глобального моделирования и построения сценариев развития образования. Образование, построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывного самообразования. На основе синергетики также возможное сближение гуманитарного и естественно-научного образования. Взаимодействие – это сложный многосторонний процесс, в ходе которого имеет место взаимоизменения субъектов, что обусловлено их взаимовлиянием. Взаимодействие, имея непрерывный характер, являет собой действия, последовательно выполняются активными субъектами, которые имеют обоснованную заданную цель, реформирует объективную действительность и требует творческий подход. Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Интервью. Анкетирование - - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Метод тестирования. Эксперимент.
Активные методы обучения - это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. Характеристика основных активных методов обучения. Анализ конкретных ситуаций один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Разыгрывание ролей - игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками: - наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения; - взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии; - ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий; - оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. «Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.
|