Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 3. Международная торговля





Первые теории международной торговли возникли в эпоху меркантилизма в XIV-XVIII вв. В соответствии с воззрениями меркантилистов, богатство страны измеряется владением ценностями, главными из которых являются драгоценные металлы.

Такое понимание содержания национального богатства неизбежно приводило к выводу об обязательности обеспечения положительного сальдо торгового баланса, который в этом случае будет балансироваться притоком в страну драгоценных металлов. Поддержание активного сальдо торгового баланса при этом предполагалось обеспечивать мерами государственного регулирования экономики, к числу которых относятся:

1) введение государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность;

2) ограничение импорта;

3) стимулирование экспорта товаров.

Период развития идеологии меркантилизма – это одновременно период формирования и расцвета колониальных империй и система отношений метрополий и колоний, являющихся отражением воззрений этой экономической теории. Для колониальных империй был свойственен вполне определенный характер товарных потоков: экспорт метрополиями дорогой продукции и импорт из колоний дешевого сырья. Именно от эпохи меркантилизма нам в наследство достались термины «активный» и «пассивный» торговый баланс, «положительное» и «отрицательное» сальдо внешней торговли.

В начале XIX в. идеология меркантилизма стала ослабевать, но не угасла, так как внешнеэкономическая экспансия по-прежнему остается естественным проявлением международной конкуренции. В связи с этим появился термин «неомеркантилизм», который применяется по отношению к внешнеэкономической политике тех стран, которые реализуют систему мер по государственной поддержке активного торгового баланса.

В конце XVIII в. в противовес идеям меркантилистов появились другие теории, которые пытались описать существующее положение в мировой торговле. Наиболее известным экономистом той эпохи был А. Смит, который в 1776 г. в своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» предложил теорию абсолютных преимуществ во внешней торговле. Основной тезис этой теории заключается в том, что реальное богатство той или иной страны состоит не столько в запасах драгоценных металлов, сколько в разнообразии и объемах товаров и услуг, доступных ее населению. А. Смит обратил внимание на различную продуктивность производства разных товаров и услуг в разных странах. Будучи сторонником свободной торговли – фритредерства - А. Смит сформулировал рациональные принципы МРТ. В соответствии с этими принципами, национальная экономика должна специализироваться на производстве тех товаров и услуг, которые обладают абсолютными конкурентными преимуществами продуктивности, приобретая товары импортного ассортимента по более низким ценам. Реализация этих принципов обеспечивает получение эффекта специализации в международном масштабе за счет перетекания капитала в наиболее рентабельные отрасли, повышения квалификации рабочей силы, формирования эффективных форм организации и управления.

Абсолютное преимущество в продуктивности производства отдельных товаров может достигаться в силу действия разных факторов. Оно может формироваться на основе использования естественных факторов производства. К их числу следует отнести климатические условия, наличие полезных ископаемых и т. д. Наибольшую значимость факторы естественных конкурентных преимуществ имели в конце прошлого-начале нынешнего века, когда на их основе выросли крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК) и сегодня доминирующие на мировых рынках (например, американские нефтяные тресты). Но значение естественных факторов (например, в выращивании кофе или цитрусовых) сохраняются и сегодня, являясь важным фактором международной конкуренции.

Дальнейшее развитие теории абсолютных преимуществ А. Смита проявилось в теории относительных преимуществ, которая является результатом тех выводов, к которым пришел Д. Рикардо, исследовав вопросы возможного использования абсолютных преимуществ во внешней торговле (1817 г.). Эти выводы сегодня достаточно очевидны и состоят в том, что при широкой номенклатуре продуктов, в производстве которых страна обладает абсолютными преимуществами, значение эффективной специализации сохраняется, и производство должно быть сосредоточено на нескольких - наивысшей продуктивности, за счет которых обеспечивается относительная выгодность импортных цен.

Следующим этапом развития теорий международной торговли является теория соотношения факторов производства Э. Хекшера – Б. Олина (30-е гг. XX в.), в соответствии с которой экономика страны должна специализироваться на производстве такой продукции, изготовление которой требует использования факторов производства, имеющихся в избытке. Низкие цены этих факторов обеспечивают возможности производства конкурентоспособной продукции. Хекшер и Олинрассматривали стоимость таких факторов производства, как труд (зарплата), земля (рентная ставка) и капитал (процентная ставка).

В 1953 г. американский экономист В. Леонтьев провел тестирование теории соотношения факторов производства. Он проанализировал внешнюю торговлю США за 1947 г. и выявил, что в противоположность теории соотношения факторов производства доля трудоемких товаров не сокращается. Это открытие было названо парадоксом В. Леонтьева.

Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что трудоемкость товаров, импортируемых в США, довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоемкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Нужно добавить, что доля трудоёмких поставок в экспорте США с 1947 г. растёт опережающими темпами, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США (по данным Министерства труда США на февраль 2007 г. в промышленном секторе занято 22,475 млн. человек из 137,410 млн. занятых в несельскохозяйственном секторе). Это приводит к росту трудоемкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.

На основе тестирования теоремы Э. Хекшера – Б. Олина появиласьтакже итеорема Рыбчинского, заключающаяся в утверждении, что, если в теории соотношения факторов производства величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Наглядным примером теории Рыбчинского служит так называемая «голландская болезнь».

Другие экономисты также рассматривали теорию соотношения факторов производства Э. Хекшера – Б. Олина и выдвигали свои так называемые неофакторные теории.

Так американский экономист П. Самуэльсон доказал, что перемещение факторов производства между странами ведет к выравниванию цен, точнее, к выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах. Подобный вывод нередко называется теоремой Э. Хекшера – Б. Олина – П. Самуэльсона.

Большой вклад в развитие неофакторных теорий международного движения капитала внесли Э. Хекшер и Б. Олин в рамках своей теории соотношения факторов производства. Так, Б. Олин указывал на дополнительные моменты, которые воздействуют на международное движение капитала: таможенные барьеры (мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для организации производства товаров на месте), стремление фирм к гарантированным источникам сырья и географической диверсификации капиталовложений, политические разногласия или близость между странами (в качестве примера Б. Олин приводил большой приток французского капитала в Россию перед Первой мировой войной). Он первым указал на вывоз капитала в целях ухода от высокого налогообложения при резком снижении безопасности инвестиций на родине. Наконец, Б. Олин провел границу между экспортом долгосрочного капитала и краткосрочного (последний, по его мнению, носит обычно спекулятивный характер), между которыми расположен вывоз экспортных кредитов.

Американский экономист Дж. Тобин выдвинул концепцию портфельной ликвидности, согласно которой поведение инвестора определяется желанием диверсифицировать свой портфель ценных бумаг (в том числе за счет иностранных ценных бумаг), взвешивая при этом доходность, ликвидность и риски.

Еще один американский экономист – Ч. Киндлебергер - развивая эту концепцию, дополнил ее предположением, что в разных странах для рынков капитала характерно разное предпочтение ликвидности и поэтому возможен активный обмен портфельными инвестициями между странами.

Модель монополистических преимуществ была разработана американским экономистом С. Хаймером и далее развита Ч. Киндлебергером и другими экономистами. Она базируется на идее, что иностранный инвестор находится в менее благоприятной ситуации по сравнению с местным: он хуже знает рынок страны и «правила игры» на нем, у него нет здесь обширных связей, он несет дополнительные транспортные издержки и больше страдает от рисков. Поэтому ему нужны дополнительные, так называемые монополистические (т.е. присущие только ему) преимущества перед местным конкурентом, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестиционный риск, получаемая в силу преимуществ, возникающих в ходе монополистической конкуренции (ее теорию разработал Э. Чемберлен).

Современный уровень развития теорий международной торговли характеризуется появлением неотехнологических теорий. Самой яркой из которых является теория международного жизненного цикла продукта, которая была предложена в 1966 г. Ч. Киндельбергером, Р. Верноном и

Л. Уэлсом. Эта теория объясняет особенности реализации структурной, продуктовой и инвестиционной стратегии ТНК - основных структур, действующих на мировом рынке.

В составе жизненного цикла товара можно выделить несколько фаз: внедрение на рынок, рост, зрелость и упадок. Комплексный подход к формированию стратегии ТНК предусматривает оптимизацию размещения производства, рынков сбыта, учет факторов конкуренции и развития технологии производства (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1

Date: 2016-05-23; view: 270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию