Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды





 
 

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Отсюда, систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Виды и формы систематизации нормативных актов

Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

Консолидация - такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия.

В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она становится своеобразной нормативной основой комплексного подразделения системы права и законодательства (института, отрасли или комплексного массива законодательства) организованного по предметному, функциональному или целевому критериям.

Кодификационные акты делятся на три вида:

§ основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

§ кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

§ устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

 


 

40 Юридическая техника

Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юридической техники.

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов; лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

1) прямое изложение;

2) ссылочный характер изложения;

3) абстрактный;

4) казуистический;

5) бланкетный.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику;

2) правоприменительную технику;

3) интерпретационную технику.

Эффективность и результативность законов и иных нормативных правовых актов во многом зависят от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, находятся ли они в логической связи и последовательности, насколько единообразно применяются юридические понятия и термины. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативных правовых актов.

Юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объект юридической техники - текст нормативного документа, к которому законодатель прикладывает интеллектуальные усилия, т.е. использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Уровень развития юридической техники всегда был надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно и то, что юридическая техника -не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Укажем па наиболее общие требования, предъявляемые к текстам проектов нормативных актов:

- конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

- логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

- отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

- ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования и тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов, типа "бесчинство", "буйнопомешанный", "исключительный цинизм" и др.;

- отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся словосочетаний ("присовокуплять", "довольствие", "деяние" и др.);

- краткость и компактность изложения правовых норм, исключение дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

Выполнение указанных выше правил юридической техники будет способствовать созданию совершенного с точки зрения формы права нормативного акта.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, суть которых сводится к официальным реквизитам и структурным частям нормативного акта. К реквизитам нормативного правового акта, подтверждающим его официальный характер, относят:

- Государственный герб РФ;

- наименование вида акта: Федеральный закон, постановление, распоряжение и т.д.;

- официальное наименование органа (должностного лица), издавшего акт;

- заголовок;

- подпись лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт;

- место и дату принятия акта;

- номер акта;

- печать.

Реквизиты акта позволяют выделить его из всех других, не отвлекаясь при этом на ознакомление с текстовой частью. Каждый реквизит имеет строго установленное место расположения.


 

41 Понятие и структурные элементы системы права

Система права – явление объективное, хотя оно и находит своё проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счёте характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития.

Система права – это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Признаки системы права:

1. Складывается в соответствии с потребностями общественного развития.

2. Состоит из норм, правовых институтов, подотраслей и отраслей.

3. Характеризуется наличием прямых и обратных связей.

4. Должна быть внутренне не противоречивой, согласованной.

Элементы системы права:

1. Норма права - первичный структурный элемент системы права.

2. Правовой институт – совокупность норм, регулирующих определённый вид однородных общественных отношений. Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объёму круг правовых норм, могут подразделяться на субинституты.

3. Отрасль права – совокупность норм, объединённых в правовые институты регулирующих определённую сферу общественных отношений. Некоторые отрасли права в своём составе имеют подотрасли – совокупность норм права, регулирующих несколько однородных общественных отношений.

 


 

42 вопрос. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

Публичное право включает административное; конституционное; финансовое; уголовное; земельное и др.

Публичное право занимается регулированием отношений государства с гражданами и другими субъектами права.

В систему частного права входят семейное; гражданское; трудовое.

В частном праве царят личные интересы граждан и частных объединений.

К материальным отраслям относят:

1) административное;

2) конституционное;

3) уголовное;

4) семейное;

5) трудовое право и др.

Процессуальные отрасли определяют порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Связь материальных и процессуальных отраслей права взаимная и двусторонняя. Это означает, что материальные отрасли обусловливают правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. Процесс рассмотрения конкретного предмета и доминирующий метод правового регулирования дает характеристику отраслей права.

Система права Российской Федерации включает следующие отрасли: 1)конституционное право представляет собой отрасль, нормы которого закрепляют основы государственного и общественного строя, порядок формирования органов государственной власти и управления, основные права, свободы и обязанности граждан; 2) административное право представляет собой отрасль права, регулирующую отношения, которые складываются в процессе государственного управления; 3)финансовое право – это совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению государственных финансов; 4) земельное право связывает нормы, регулирующие отношения, которые складываются по поводу владения, пользования и распоряжения землей; 5) гражданское право связывает нормы, регулирующие имущественные отношения и некоторые личные неимущественные отношения; 6)трудовое право – это система норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих с предприятиями, организациями;7) семейное право представляет собой систему норм, которые регулируют брачно-семейные отношения, связанные со вступлением в брак, его прекращением, алиментированием и усыновлением; 8)уголовное право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением деяний, которые предусмотрены Уголовным кодексом; 9) уголовно-исполнительное право является пенитенциарной отраслью, нормы которой регулируют условия и порядок отбывания наказаний;10) вуголовно-процессуальное право входят нормы, которые регулируют порядок производства по уголовным делам; 11) гражданско-процессуальное право устанавливает порядок судебного разбирательства и других процессуальных действий по гражданским делам.

В системе права отдельное место занимает международное право – частное и публичное. Поскольку это право устанавливается не отдельным государством, а соглашением разных государств и регулирует их взаимоотношения, то можно сказать, что эта отрасль не входит в систему внутригосударственного права.

Различные отрасли права стоят на разных ступенях развития, у одних объем общественных отношений увеличивается, а у других – сужается. Понемногу формируются банковское право, предпринимательское, жилищное и др.

 


 

43. Институт права: понятие и виды

Институт права – это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

Институт – это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов:

1) в уголовном праве – институт крайней необходимости, невменяемости;

2) в гражданском праве – институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

3) в государственном праве – институт гражданства;

4) в административном – институт должностного лица;

5) в семейном праве – институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов

Правовые институты делятся по отраслям права:

1) на гражданские;

2) уголовные;

3) административные;

4) финансовые и т. д.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей.

Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Институт права – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

1) структура отдельного нормативного предписания;

2) структура правового института;

3) структура правовой отрасли;

4) структура права в целом.

Все эти уровни скоординированные, логически и функционально предполагают существование друг друга. Вместе они составляют очень сложную конструкцию, которая формирует отрасль права и наполняет ее необходимым для регулирования содержанием, дающим возможность решить задачи, встающие в процессе урегулирования отношений.


 

44. Частное и публичное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы — интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

аким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:

§ одностороннее волеизъявление;

§ субординация субъектов и правовых актов;

§ преобладание императивных норм;

§ ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

§ свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

§ равенство сторон;

§ преобладание диспозитивных норм;

§ ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

§ интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);

§ предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

§ метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);

§ субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.


 

45 соотношение системы права и системы законодательства

Система права - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Элементами системы права являются:

- норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера.

-отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право)

-подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве - авторское право, жилищное; в земельном - горное, водное)

-институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи)

Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов.

-субинститут,более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права (институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

Система законодательства - это совокупность различных по своей юр. силе нормативных актов в которых получат внешнее выражение содержания права, его нормы, институты.

Структура системы законодательства:

-нормативный акт (закон, указ, постановление)

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и

Различие системы права и системы законодательства:

1. система права складывается исторически, по мере развития законодательства. СП результат действия значительного числа факторов, из которых решающим является экономический, ее нельзя понимать как рациональное образование. СЗ результат рациональной деятельности осуществляемой по плану.

2. первичным элементом СП является правовая норма, а в СЗ первичный элемент -нормативно-правовой акт.

3. встречаются случаи когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право). Также встречаются отрасли законодательства без отрасли права (таможенное законодательство во главе с таможенным кодексом.)

4. Система Права первична по отношению к Системе Законодательства, является основой для построения последней.

5. СЗ по объему шире СП, так как включает не только нормативные предписания, но и содержащиеся в соответствующих нормативных актах преамбулы, оперативные поручения.

6. поскольку в основе деления системы права лежат предмет и метод правового регулирования, то нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства могут регулировать и достаточно разнородные отношения (хозяйственное законодательство)

7. СП имеет горизонтальное (отраслевое) строение она в стране одна, СЗ имеет вертикальное (федеративное, иерархическое) строение, т.е. каждый субъект федерации может иметь свое законодательство, не противоречащее общефедеральному.

Система объективного (позитивного) права - это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.


Соотношение системы права и системы законодательства

Система права Система законодательства
1. Характеризует внутреннее строение права 1. Характеризует форму внешнего выражения права.
2. Носит объективный характер, т.к. отражает объективно существующие общественные отношения. 2. Носит субъективны характер, т.к. определяется волей законодателя.
3. Первичным элементом является норма права. 3. Первичным элементом является НПА.
4. Состоит из отраслей и институтов права. 4. Состоит из отраслей законодательства.
5. Имеет только горизонтальное строение (отрасли права) 5. Имеет как горизонтальное (отрасли законодательства), так и вертикальное строение: а) иерархическое: - НПА, - подзаконные правовые акты. б) федеративное: - федеративное законодательство, - законодательства субъектов.

Виды отраслей законодательства

1) отраслевое (состоит из НПА, содержащих нормы одной отрасли права, например, уголовное законодательство состоит из уголовного кодекса, которое содержит все нормы уголовного права;

2) внутриотраслевое (состоит из НПА, содержащих часть норм отрасли, например, лесное законодательство как внутриотраслевой элемент земельного законодательства);

3) комплексное (межотраслевое законодательство, например, законодательство о государственной службе которое состоит из НПА, содержащих нормы административного и трудового права).

 


 

46 Правовые отношения: понятие, признаки и виды

Правоотношение – это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемых и гарантируемых государством.

Общая характеристика правоотношений:

1. Правоотношения - разновидность отношений общественных (т.е. отношения между людьми и неразрывно связанные с их деятельностью, поведением)

2. Как правило, возникают на основе норм права. (Между нормой права и правоотношением существует жёсткая зависимость - в жизни возникают только те правоотношения, на которые указывает юридическая норма. В строгом смысле слова, правоотношения - это законоотношения).

3. Правоотношения характеризуются наличием у его участников субъективных прав и юридических обязанностей. (Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах позитивного права. Носитель субъективного права - лицо управомоченное, носитель юридической обязанности - лицо обязанное.)

4. Правоотношение – это волевое, сознательное отношение. Это означает, что помимо нормы права, которая сама по себе уже выражает определённую волю, для возникновения правоотношения необходима воля его участников – как всех, так и одного (вступление в брак, купля-продажа, уголовное дело и т.д.)

5. Правоотношение - это отношение, охраняемое государством. Государство, обеспечивая в конечном счёте выполнение требований юридических норм, охраняет и отношения, возникающие на основе этих норм.

Виды правоотношений:

По способу индивидуализации субъектов:

n Общие (правовые связи, основанные на общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поимённой индивидуализации)

n Конкретные (правовые связи, субъекты которых, во всяком случае один их них - носитель субъективного права, определены путём поимённой индивидуализации)

По определенности субъектов:

n относительные (те отношения, в которых поимённо определены участники - носители субъективного права и носители юридической обязанности)

n абсолютные (отношения, в которых поимённо определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, а обязанными являются все другие лица)

По поведению субъектов:

n Регулятивные (связаны с правомерным поведением субъектов)

n Охранительные (связаны с правонарушением)

По отраслям права:

n Конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, другие

 


 

47 вопрос. Предпосылки возникновения правоотношений.

Правовыми отношениями принято считать такие общественные отношения, которые урегулированы действующими правовыми нормами и находятся под непосредственной охраной государства. Участники правоотношений – люди и их объединения – являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Правоотношение – это сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма его выражения. Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений.

Правоотношения появляются, изменяются, а также прекращаются лишь на основании норм права, которые порождают данные правоотношения и осуществляются через них.

Прежде всего в правоотношениях достигаются цели правовых норм, выражается их сила и эффективная работа.

Правоотношение – это юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения.

Правоотношение выступает как компонент механизма правового регулирования.

Таким образом, правоотношения всегда возникают, прекращаются, изменяются только на базе правовых норм.

Можно выделить предпосылки возникновения правоотношений: материальные (общие) и юридические (специальные).

Общие предпосылки возникновения правоотношений представляют собой совокупность экономических, социальных, культурных и других факторов, которые необходимы для возникновения, а также для развития любого общественного отношения и предполагают:

1) наличие не менее двух субъектов правоотношения. Правоотношения – это чаще всего отражение двусторонней связи, которая возникает между субъектами правовых отношений. При этом сама норма права, которая явилась причиной возникновения конкретного правоотношения, носит всегда представительно-обязывающий характер, кого-то на что-то обязывает, уполномочивает;

2) наличие определенных интересов и потребностей людей. Правоотношения тем самым отличаются индивидуализированностью субъектов, а также определенностью их поведения, взаимоотношений, персонификацией взаимных прав и обязанностей.

Специальные предпосылки представляют собой комплекс условий, которые являются необходимыми для возникновения правовых отношений и предполагают:

1) наличие определенной нормы права;

2) наличие правосубъектности у субъектов правового отношения;

3) наличие юридического факта.

Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, прекращение, а также изменение правовых отношений. Юридические факты формулируют в гипотезах норм права. Само признание или непризнание права, а также обязанности конкретного субъекта всегда зависит от наличия или отсутствия юридического факта. Важное значение имеет всестороннее изучение, исследование и правильное установление юридических фактов. Именно юридические факты позволяют юристам установить, какое именно правоотношение возникло и какие юридические права и обязанности имеют участники данного правоотношения.

 


 

48.Понятие и виды субъектов правоотношений

Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субъектами права.

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

1. на индивидуальные;

2. коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

1. граждан Российской Федерации;

2. иностранцев;

3. лиц без гражданства;

4. лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

1. государство;

2. государственные органы и учреждения;

3. общественные объединения;

4. административно-территориальные единицы;

5. субъекты Российской Федерации;

6. религиозные организации;

7. юридические лица.

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права.

Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.


 

49.Правосубьектность.

Правосубъектность - это способность быть субъектом права. Правосубъектность включает в себя следующие компоненты: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности. Речь здесь идет о самой возможности обладать правами, а не о фактическом обладании ими.

Все физические лица имеют равную правоспособность в области правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.

Дееспособность - это способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями. Для физических лиц дееспособность наступает лишь с определенного возраста. Полная дееспособность в Российской Федерации наступает с достижения физическим лицом 18-летнего возраста. Возможна частичная дееспособность физических лиц в гражданско-правовых отношениях с 14 лет. Полностью недееспособными российский закон признает детей в возрасте до шести лет. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, следовательно, они также обладают частичной дееспособностью.

Гражданское законодательство предусматривает возможность признания несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, а также при вступлении в брак.

Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если вследствие расстройства психического здоровья оно не может понимать своих действий или руководить ими, либо ограниченно дееспособным, если оно вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Фактически разновидностью дееспособности является деликтоспособность. Под деликтоспособностью понимается способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Несение ответственности предусматривает юридическую обязанность претерпевать определенные санкции, предусмотренные нормами права. В целом за уголовные преступления ответственность наступает с возраста 16 лет, а за наиболее тяжкие преступления — с 14 лет.

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их создания и прекращаются в момент завершения мероприятий по их ликвидации.

По отношению к органам государства и местного самоуправления, к государству и муниципальным образованиям в целом понятия правосубъектности, правоспособности и дееспособности обычно не используются.

Для обозначения правосубъектности коллективных субъектов (обычно государственных органов) используется термин «компетенция», т. е. предметы ведения, в пределах которых государственный орган наделяется властными полномочиями для осуществления своих функций


 

50 Реализация права: понятие и виды

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях.

Формы реализации права:

1.Соблюдение

2.Исполнение

3.Использование

4.Применение

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, соблюдают требования правовых норм. Поведение индивида может быть правомерным, неправомерным, юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, таким образом право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации права заключаются в следующем:

-это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий

-наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех субъектов от гр. до президента

-она касается главным образом правовых запретов

-осуществляется вне конкретных правоотношений

-происходит естественно, обычно, незаметно

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя правовые нормы.

Спецификой данной формы является то, что:

-распространяется на обязывающие формы

-предполагает активные действия субъектов

-отличается императивностью, властностью

-в большинстве случаев правоисполнительные действия фиксируются и оформляются

При использовании субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право. В повседневной жизни люди постоянно совершают юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают в правоотношения с организациями и друг с другом. (продают, покупают, увольняются) Это они могут делать сами по себе. Но иногда гражданину необходимо содействие органов (получение пенсии, выдача паспорта, оформить завещание)

В процессе реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются, используются, но и применяются уполномоченными на то органами к субъектам, событиям, фактам. Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции. Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание.

Прежде всего в зависимости от юридического положения правореализующего субъекта выделяют два вида реализации права:

- Простая (непосредственная) реализация - осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов;

- Сложная (правоприменительная) реализация - осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права.

Непосредственная реализация права в свою очередь подразделяется на три формы (в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм):

- использование норм права - состоит в реализации субъективных прав, т.е. в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права;

- исполнение норм права - состоит в реализации юридических обязанностей, т.е. в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;

- соблюдение норм права - состоит в реализации юридических запретов, т.е. обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права.

 


 

51. Стадии процесса применения норм права.

Применение права - это государственно-властная деятельность органов государства, определенных общественных организаций, должностных лиц по реализации правовых норм в интересах других субъектов права.

Применение права - это форма опосредованной реализации права, т.е. субъекты реализуют свои субъективные права и юридические обязанности в интересах, как правило, других субъектов права (пример).

Особенности правоприменения:

Во-первых, правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права – физические и юридические лица) может осуществляться уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные организации по поручению государства. Граждане, не являющиеся должностными лицами, не могут заниматься правоприменительной деятельностью.

Во-вторых, правоприменение – один из важнейших видов государственной деятельности и имеет государственно-властный характер.

Применение права как государственно-властное деяние всегда осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: а) оперативно-исполнительную; б) правоохранительную.

В-третьих, применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке.

В-четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в строго определенной последовательности и в соответствии с определенными, общепризнанными принципами.

В-пятых, правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному вопросу и его оформлением в виде специального акта, называемого индивидуальным актом, или актом применения.

Применение права необходимо в случаях:

-когда соблюдение, исполнение, использование недостаточны для обеспечения полной реализации субъектами права юридических норм;

-когда предусмотренные юридическими нормами субъективные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без вмешательства компетентных органов государства, должностных лиц (для поступления в учебное заведение Минюста, МВД РФ необходимы не только желание гражданина, но и определенные условия);

-когда совершено правонарушение;

-когда необходимо защитить чье-то субъективное право.

Субъекты правоприменения:

-государственные органы;

-общественные организации (только те, которые управомочены государством на правоприменительную деятельность);

-должностные лица.

Стадии правоприменения:

1) установление и исследование фактических обстоятельств юридического дела;

2) выбор правовой нормы (юридическая квалификация деяния);

3) анализ содержания нормы права и принятие решения по юридическому делу (издание индивидуального акта);

4) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.


 

52 вопрос. Толкование норм права: понятие и виды.

Толкование норм права —это деятельность, направленная на выявление содержания юридических норм.

В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью.

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний, правильное и единообразное применение.

Толкование состоит из двух сторон:

1) уяснение(для себя); 2)разъяснение(для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют:

1на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, держится в специальном акте, влечет юридические последствия);

2) неофиц-ое (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкованиебываетнормативным(распространяется на большой круг лиц и случаев) иказуальным(обязательно только для данного конкретного случая).

В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное(дается тем же органом, который издал нормативный акт) илегальное(исходит от уполномоченных на то субъектов).

Неофициальное толкованиебывает:

1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином)

2) профессиональным (дают юристы);

3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм).

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов: грамматического (филологического); логического; систематического; историко-политического; специально-юридического; функционального.

Грамматический состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними.Историко-политический(толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических условий) состоит в выяснении общественных условий, экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие.Систематическийспособпредполагает сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.Идеологический(толкование с помощью установления целей принятия нормативного акта);Специально-юридический(толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательством).

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от содержания текстаидействительногоюридическогосодержания.

Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: 1)буквальное(возможно тогда, когда действительный смысл права и ее текстуальное выражение совпадают);2) ограничительное(применяется тогда, когда действительный нормы права уже ее текстуального выражения);3) распространительное(применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

 


 

53.Правомерное поведение:понятие и виды

Правовое регулирование сводится к обеспечению правомерного поведения всех участников правоотношений.

Во всем многообразии представлений о понятии «правомерного поведения» можно выделить два основных подхода:

1.Правомерное поведение – такое поведение, которое соответствует нормам права.

2. Правомерное поведение – любое поведение, не запрещенное юридическими нормами.

Правомерное поведение – деяние, входящее в сферу или предмет правового регулирования и соответствующее либо принципам права, либо основано на этих принципах регулятивным нормам и диспозициям охранительных норм.

Правомерное поведение обладает общими признаки:

1. Правомерное поведение является наиболее массовым видом деятельности в правовой сфере. Если было бы наоборот, общество попало бы под угрозу самоликвидации. Также, если какой-либо вид неправомерного поведения становится массовым, он нуждается в переоценке и требует признания правомерности. Например, спекуляция, частная собственность при советской власти. Пересмотру подлежат только те виды поведения, причины появления которых не носят субъективного характера (например, недосмотр правоохранительных органов).

2. Как правило, правомерное поведение является общественно полезным, т.е. способствует прогрессивному развитию как личности, так и государства в целом. Но существуют исключения, которые сводятся к тому, что некоторые виды поведения нельзя назвать правомерными, но они не причиняют вреда, значит, эти виды нейтральны.

Виды правомерного поведения:

I. В зависимости от субъекта, осуществляющего правомерное поведение:

· индивидуальное правомерное поведение (осуществляется физическим лицом или отдельным лицом).

· групповое правомерное поведение (осуществляется достаточно различными устойчивыми коллективами). Например, когда члены правительства принимают в соответствии с Конституцией решение.

· союзные государства, страны (в международной сфере правоотношений).

II. В зависимости от субъективной стороны (психологические особенности):

· убежденное правомерное поведение (основано на глубокой уверенности субъекта в правильности и необходимости такого поведения). Это идеальный вид поведения, свидетельствующий о высоком уровне правовой культуры.

· конформистское правомерное поведение (основано на нежелании субъекта выделяться на фоне окружающих его лиц).

· маргинальное правомерное поведение (в его основе лежит боязнь субъекта негативных юридических последствий, если он не будет действовать в рамках норм права).

· случайное или объективное правомерное поведение (субъекты поступают правомерно совершенно не задумываясь об этом, не осознавая юридического характера своих поступков). Такое поведение возможно, т.к. все юридические нормы основаны на здравом смысле.

III. В зависимости от объективной стороны (внешнее поведение):

· в форме действия (активное правомерное поведение).

· в форме бездействия (пассивная форма правомерного поведения).

IV. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм и принципов, которые регулируют правомерное поведение:

· гражданско-правовое правомерное поведение;

· уголовно-правовое правомерное поведение;

· административно-правовое правомерное поведение и т.п.

V. В зависимости от степени социальной значимости:

· необходимое правомерное поведение (обладает повышенной социальной значимостью, без него невозможно существование в принципе человеческого общества). Обычно оформляется такое правомерное поведение в юридических обязанностях.

· желательное правомерное поведение (полезно и желательно для общества, но не обладает столь высокой важностью, значимостью как необходимое правомерное поведение). Обычно закрепляется с помощью субъективных прав.

· допустимое правомерное поведение (не приносит пользы ни обществу, ни индивиду, но и не причиняет вреда, следовательно, это так называемое «нейтральное» поведение, например, отправление религиозных культов, отвечающих общепризнанным нормам нравственности и принципам; развод супругов).

VI. по форме реализации:

· использование субъективных прав;

· исполнение активных юридических обязанностей;

· соблюдение пассивных юридических обязанностей;

· применение норм права.


 

54.Поните,признаки и виды правонарушений.

Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.

Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.

Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не подпадают под регулирующее воздействие права, пока не выразятся в определенном поведенческом акте.

Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т. д.), но не совершил их.

Признаки правонарушения:

§ действие или бездействие;

§ противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);

§ виновное поведение человека;

§ причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда.Надо заметить, что не всякое причинение вреда является правонарушением (таковы необходимая оборона, крайняя необходимость и т. д.);

§ совершение деяния дееспособным лицом.

Таким образом, правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.

Виды правонарушений

Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.

Поскольку и преступление, и проступок — разновидности правонарушения, то их основные характеристики — противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность — совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.

Рис. 7.2. Разновидности правонарушений

Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.

Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

За проступки полагаются наказания неуголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:

§ дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);

§ административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);

§ гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. В Особенной части УК РФ закреплен исчерпывающий перечень преступлений.

 


 

55 Юридический состав правонарушения

Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:

1) характеристику объекта правонарушения, объективной стороны;

2) субъективной стороны и субъекта правонарушения.

Обязательным признаком состава правонарушения считают объект правонарушения. Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется ли оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Нет преступления, которое ни на что не посягает. Данное положение можно применить ко всем видам правонарушений. В современной правовой литературе широкое распространение получило мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Правонарушение является определенным социальным явлением, которое воздействует на всю систему общественных отношений.

Субъект правонарушений – необходимый элемент состава правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир. Таким образом, если объект – это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно в таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом – объект. Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей в правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так как:

1) субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения;

2) в правонарушении объект не существует без субъекта, носителя действия, как и субъект не будет субъектом, пока не повлияет своими действиями на объект правонарушения.

Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица.

Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения:

1) в ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества;

2) характер субъективной стороны правонарушений отличает собственно правонарушения от объективно противоправных проступков;

3) субъективную сторону правонарушения составляют элементы, которые показывают правонарушение с точки зрения внутреннего состояния человека при совершении им данного деяния.

Цель – идеальное предвосхищение результата.

Мотив – это те внутренние побуждения, которыми руководствовался правонарушитель.

Психологи делят деяние человека на два этапа:

1) принятие решения, а именно деятельность человеческого мозга;

2) поведение человека, которое выражено внешне, а именно связано с осуществлением решения под руководством сознания.

Таким образом, внешняя и внутренняя стороны поведения человека находятся в очень тесной взаимосвязи, и противопоставлять или отрывать одну сторону от другой невозможно.

Вина – это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.

Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.

Вина – это психическое отношение субъекта права к совершенному им противоправному деянию. Она подразделяется на умысел и неосторожность.

Умысел означает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело и желало наступления его последствий или сознательно допускало их.

Прямой умысел как разновидность умысла характеризуется тем, что субъект правонарушения желал наступления противоправных последствий своего деяния.

Косвенный умысел не преследует цель наступления таких последствий, но сознательно допускает их.

Неосторожность как разновидность вины отличается от умысла тем, что субъект правонарушения либо предвидит наступление противоправных последствий своего деяния, но вследствие легкомыслия надеется их предотвратить, либо не предвидит их, хотя мог и должен был их предвидеть. В зависимости от этого неосторожность подразделяется на самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность представляет собой такую форму неосторожности, когда субъект правонарушения проявляет легкомыслие по отношению к последствиям своего противоправного деяния.

Небрежность – это форма неосторожности, которая характеризуется тем, что субъект правонарушения не предвидел наступление противоправных последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть.

Иначе говоря, преступник свою особенную волю противопоставляет воле общества, то есть всеобщей воле, выраженной в правовых запретах, он как бы навязывает ее обществу путем посягательства на его устои, поэтому преступление влечет за собой уголовное наказание.

Проступок – это форма противоправного поведения субъекта права, причиняющая вред обществу. В отличие от преступления, проступок не представляет общественной опасности, хотя и нарушает правовые предписания государства. Но в этом нарушении он не посягает на право другого лица.

Действующее законодательство различает три вида проступков: гражданско-правовые, административно-правовые и дисциплинарные.

Состав правонарушения - это совокупность его элементов. Правонарушение будет основанием юридической ответственности только при наличии всех своих элементов. Элементами состава правонарушения являются

Date: 2016-05-23; view: 847; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию