Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия





Рассмотренный механизм достижения рыночного равновесия, конечно, не является единственно допустимым. Например, если предположить, что в отличие от быстро изменяющегося под различными воздействиями спроса реакция предложения будет более замедленной, то мы получим другой вариант, известный в экономической теории под названием «паутинообразной модели».

В этом случае возможность достижения нового состояния равновесия будет определяться соотношением конкретных параметров функций спроса и предложения.

Описанная выше модель рынка является статической, ибо охватывает некоторый фиксированный период времени (который может быть, например, равен году,кварталу, месяцу); связи ее переменных во времени не рассматриваются.

Введение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени пре- образует ее в динамическую модель. Пусть во временном периоде t (например, в году t) рыночная цена одной единицы продукта (товара) равна P(t) (т.е. цена V(t) в течение года не меняется). Рыночная цена P(t) может совпадать с ценой равновесия Р*, а может и не совпадать. Будем говорить, что рыночная цена P(t) характеризует состояние динамической модели в период времени t, а совокупность Р(1),Р(2),..., Р(Т) — траекторию динамической модели.

Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта (товара).

Будем считать, что линии рыночного спроса DD и рыночного предложения SS не меняются с изменением времени, величина рыночного спроса Q*D(t) в период времени есть линейная функция текущей рыночной цены P(t), а величина рыночного предложения

 

Q*S(t) в период времени t есть линейная функция рыночной цены прошлого периода P(t- 1\).

Тогда возможны следующие три варианта поведения рыночной цены P(t) во времени:

1) с течением времени отклонение от равновесия уменьшается.

Рисунок 5.

2) с течением времени отклонение от равновесия нарастает — модель «идет вразнос»

3) равновесие никогда не достигается, и рынок колеблется вокруг точки равновесия

(промежуточный вариант между первым и вторым случаем).

Первый вариант имеет место, если наклон прямой SS более крутой, чем наклон прямой DD; второй вариант имеет место, если наклон прямой SS более пологий, чем наклон прямой DD, третий вариант соответствует одинаковому наклону прямых SS и DD.

В связи с тем, что траектории P0, P1, P2….. рыночной цены соответствует геометрическая иллюстрация, похожая на паутину, данная динамическая модель и получила название «паутинообразной модели». Биржевой рынок (например, рынок ценных бумаг или иностранной валюты) является удачным примером паутинообразной модели: спрос на товар определяется на бирже ее участниками и зависит от текущих котировок, а предложение, как правило, реагирует на цену с некотором лагом. В этом случае, наблюдая текущую динамику биржевых котировок, можно предсказывать их будущие значения на некоторый промежуток времени.

ВЫИГРЫШ ПОТРЕБИТЕЛЯ.

Предельными издержками потребителя будут затраты на приобретение дополнительной единицы товара. При совершенной конкуренции предельные издержки равны цене этого товара. Покупка и потребление очередной единицы одноименного товара имеет смысл только в том случае, если предельная полезность будет больше, чем предельные издержки. Положительная разница между предельной полезностью и предельными издержками (ценой товара) составляет предельный выигрыш потребителя. Этот показатель означает, что потребитель оценивает данную единицу товара выше уровня рыночной цены (рис. 2). Потребитель был готов заплатить в соответствии со своей субъективной оценкой предельной полезности продукта. Однако рыночная цена оказалась ниже, и покупатель остался в выигрыше.

Рис. 2 - Предельный выигрыш потребителя (MU - Р\ в точке Q)

Общий выигрыш потребителя равен разнице между совокупной полезностью потребленных одноименных товаров и общими расходами на их приобретение (рис..3). Графически совокупный потребительский выигрыш представлен площадью треугольника ABC и достигает максимума в точке, где предельная полезность товара равна его цене.

Рис. 3 - Общий выигрыш потребителя (площадь треугольника).

Введение в оборот категории "выигрыш потребителя" позволяет конкретизировать понятие рационального поведения. Поведение потребителя является рациональным, если максимизируется его совокупный выигрыш.

Обратим внимание, что наилучшим образом бюджет используется в том случае, если уравниваются предельные полезности по каждому виду товара/услуги в расчете на последний израсходованный рубль. Действительно, если отношение предельной полезности к цене продукта А выше положительного эффекта от рубля, затраченного на продукт В, то потребитель будет увеличивать потребление именно товара А. И наоборот. Всякий раз предпочтение будет отдаваться тому или иному продукту до тех пор, пока полезный эффект от затраченного рубля по разноименным продуктам не станет равновеликим. Эту закономерность можно выразить следующей формулой, которая и будет формулой максимизации полезности для потребителя.

MU/PA = MUt/Pt=MUc/Pc=...

Данное условие можно записать и в таком виде: по каждой паре товаров/услуг отношение предельных полезностей должно равняться отношению их цен

MUA/MUB = PA/PB.

Отношение предельных полезностей двух товаров называется предельной нормой замещения в потреблении (MRS) и показывает, от какого количества единиц продукта В потребитель готов отказаться ради приобретения дополнительной единицы продукта А.

Рациональный потребитель предпочтет увеличивать потребление одного товара до тех пор, пока отношение предельных полезностей двух товаров не сравняется с отношением их цен.

Концепция убывания предельной полезности позволяет обосновать, что кривая спроса имеет отрицательный наклон, т.е. направлена с северо-запада на юго-восток.

Кривая спроса (D рис 2,3) демонстрирует готовность потребителя купить не- которые количества продукта при разном уровне рыночных цен, т.е выявляет, насколько мы расцениваем данный продукт, насколько считаем его полезным для нас.

Взаимодействие спроса и предложения. Модели Вальраса и Маршалла: содержание и сравнительная характеристика. Равновесная цена и равновесный объем.

6. Взаимодействие спроса и предложения. Модели Вальраса и Маршалла: содержание и сравнительная характеристика. Равновесная цена и равновесный объем.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Проанализированные выше функции спроса и предложения характеризуют каждая свою отдельную сторону рынка данного товара. Но для того, чтобы понять, как функционирует данный рынок в целом и как в результате этого устанавливаются рыночные цена и количество покупаемого товара, нам на следующем этапе необходимо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения.

Для этого наложим график кривой спроса на график кривой предложения. Отметим, что при данном анализе можно использовать как прямые, так и обратные функции. Если мы выберем обратные функции спроса и предложения, то кривая спроса будет показывать, по каким максимальным ценам (ценам спроса) готовы купить каждое данное количество товара потребители, а кривая предложения — по каким минимальным ценам (ценам предложения) еще в состоянии продать каждое данное количество товара производители.

Поэтому каждая такая кривая разделяет все рыночное пространство на две противоположные по своему значению части (рисунок 1): все цены, изображаемые на графике точками выше кривой спроса, недоступны потребителям, а цены, показываемые точками ниже кривой предложения, разорительны для производителей.

С другой стороны, покупатели конечно будут рады ценам ниже максимально возможных для них, точно так же, как и продавцы не откажутся от цен выше минимальных для продавцов.

В результате все рыночное пространство оказывается поделенным на четыре сектора. Рассмотрим эти секторы по порядку.

В секторе I сосредоточены цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавца. Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого. Поэтому данный сектор является «мертвой зоной» данного рынка.

В секторе II налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупка таких количеств товара по таким высоким ценам невозможна.

В секторе III обратная картина: в столь низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зона возможных покупок, но продажи на таких условиях невозможны. Таким образом, все эти три зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынке совершаться не будут.

И только сектор IV представляет собой зону совпадения интересов как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи, а значит, и совер- шение сделок весьма реально. Практически любая точка данного сектора символизирует условия возможной сделки. Например, лежащая на кривой спроса точка А показывает, что на данном рынке возможна купля-продажа количества данного товара QA по цене PA. Аналогично точка Б, расположенная на кривой предложения, означает возможность купли-продажи объема QБ по цене PБ.

Различие между этими условиями сделки состоит в том, что в первом случае на пределе своих возможностей находится покупатель (такая ситуация описывается в экономической литературе как «рынок продавца», диктующего свои условия), а во втором в аналогичной ситуации, фигурально выражаясь, «прижатым к канатам», оказывается продавец (это характеризуется как «рынок покупателя»). Конечно, если соотношение сил на данном рынке не позволяет говорить о столь явном превосходстве одной из сторон, то рыночная конъюнктура может быть выражена точкой В, находящейся где-то посередине между кривыми спроса и предложения. Тогда сделка заключается, например, по цене QВ по цене PВ..

Таким образом, сектор IV в целом характеризует все возможные на данном рынке положения, но подавляющее их большинство относится к различного рода несовершенствам рынка, отклонениям от нормальных рыночных условий. Такие ситуации типичны для рынков стран с переходной экономикой или ощутимой рыночной властью, допускающей дискриминацию покупателя. Достигаемое при этом совпадение цен и объемов спроса и предложения вряд ли можно назвать устойчивым, поскольку по крайней мере у одной из сторон сделки налицо стимул к изменению создавшегося положения. Есть ли при этом вообще смысл говорить о стабильной рыночной конъюнктуре?

Подобное состояние рынка возможно только в одном случае — когда его конъюнктура характеризуется на нашем графике точкой Е, лежащей на пересечении кривых спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара Q* максимальная цена, по которой себе могут позволить приобрести его покупатели (цена спроса PD), совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (ценой предложения PS), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены Р*, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q*.

В аналитическом виде, используя обратные функции спроса и предложения, это можно записать так:

PD (Q*) = PS (Q*) = Р* (Q*)

Важно отметить, что при этом ни у той, ни у другой стороны не будет желания изменить данную ситуацию: падение цены ниже равновесной станет невыгодно не только продавцам, но и покупателям, так как сократит количество предлагаемого товара, а рост цены выше равновесного уровня не устроит не только покупателей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объем товара.

Получается, что при указанных отклонениях цены от равновесного значения в самой данной рыночной системе возникнут силы, возвращающие ее в первоначальное состояние.

Точно так же поведет себя данный рынок при отклонениях количества обращающегося на нем товара от равновесного Q*: его превышение обернется снижением цены и станет невыгодно для самих продавцов, а недобор приведет к росту цены, невыгодному для самих покупателей.

Записанное в аналитической форме для прямых функций спроса и предложения это равенство объема спроса объему предложения при данной равновесной цене Р* будет выглядеть так:

QS (P*)= QD (P*)= Q* (P*)

Все это означает, что создавшееся рыночное равновесие с параметрами Q * и P* будет устойчивым (разумеется, пока поведение покупателей и продавцов не изменится и отображающие его кривые спроса и предложения не займут новые положения на графике). Равновесие можно рассматривать как ситуацию реализации запланированных решений как покупателей, так и продавцов.

Рисунок 2 иллюстрирует единственность рыночного равновесия (здесь линии рыночного спроса DD и рыночного предложения SS пересекаются в единственной точке Е с координатами Q* и Р*)

МОДЕЛЬ ВАЛЬРАСА.

Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия, был французский экономист Леон Вальрас.

Модель является попыткой представить все уравнения, описывающие общее равновесие в хозяйстве, чтобы сравнить число этих уравнений с числом переменных, которые они включают. Если число уравнений будет равно числу переменных, то общее равновесие возможно.

Итак, вообразим себе хозяйство, обладающее следующими характеристиками. На любом рынке этого хозяйства существует совершенная конкуренция (большое количество покупателей и продавцов, полная информированность, отсутствие затрат на вход и выход с рынка, каждый потребитель и фирма действуют независимо от остальных). Предполагается также отсутствие внешних эффектов и общественных благ.

В хозяйстве существует ш видов потребительских благ, каждое из которых производится в условиях совершенной конкуренции множеством независимых фирм. Каждая фирма максимизирует свою прибыль.

В хозяйстве имеется п видов ресурсов, которые находятся в собственности потребителей и предоставляются последними фирмам по некоторым ценам. Каждый потребитель может владеть любым числом видов ресурсов и не обязательно предлагает к продаже все количество имеющегося ресурса. Полученный доход потребители распределяют между разными потребительскими благами, максимизируя свои функции полезности.

Предположим, что для производства единицы каждого блага необходимо фиксированное количество каждого ресурса. Таким образом, существует матрица размером n на m, отдельный элемент которой, aij показывает количество ресурса j, необходимое для производства блага i.

Здесь нам следует сразу заметить две вещи. Во-первых, из первичных ресурсов сразу производятся потребительские блага (нет промежуточных благ и их рынков). Во-вторых, поскольку у фирм отсутствуют постоянные затраты, в этой системе не существует деления на короткий и длительный периоды. Существует единое общее равновесие, которое по смыслу соответствует равновесию длительного периода.

Таким образом, всего в хозяйстве существует п рынков ресурсов и тп рынков потребительских благ. На каждом рынке существуют две переменные - цена и количество. На рынке отдельного блага это Рi и Qi, а на рынке отдельного ресурса - рj и qj. Всего у нас получается 2n + 2m неизвестных.

Определим теперь число уравнений, описывающих хозяйственную систему. Существуют четыре группы уравнений, описывающих различные типы функциональных зависимостей в хозяйстве:

· уравнения для спроса на потребительские блага,

· уравнения для предложения ресурсов,

· уравнения для равновесия в отрасли,

· уравнения для спроса на ресурсы.

Первые две группы описывают равновесие потребителей, вторые две задают равновесие производителей.

 

______________________________ неполный ответ _____________________________________

 

Date: 2016-05-23; view: 1006; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию