Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос №8. Учреждение и исторические этапы становления и развития прокуратурыПроанализировав историю развития органов прокуратуры России можно выделить 3 типа прокуратур: I этап - с 1722 по 1864 гг. - надзорный тип (основная функция – надзор за исполнением законов участниками правовых отношений). II этап - с 1864 по 1917 гг. - обвинительный тип (основная функция – уголовное преследование). III этап - с 1922 по 1991 гг. - смешанный тип (надзорно-обвинительная прокуратура). IV этап - с 1992 года начинается новый этап развития прокуратуры в РФ. I этап. Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России считается Петр I, он проводил в период своего нахождения на престоле активное реформирование всей структуры гос.управления. Причины создания прокуратуры: 1. Должностные злоупотребления, неисполнение воли царя (царских указов) со стороны органов государственного управления. 2. Казнокрадство. 3. Взятничество (мздоимство – взятка за действия в рамках закона, которые должностное лицо не желает осуществлять без «вознаграждения»; лихоимство – взятка за незаконные действия должностного лица). 4. Принятие неправосудных решений; судебная волокита; всемерным возрастанием всякого рода поборов и усилением бесправия населения. В 1722 году Петр I ввел новый государственный институт - прокуратуру. Цель, поставленная перед прокуратурой, - проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению местных органов власти. Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорный характер. Прокурорский надзор определялся как институт контроля за деятельностью гос.аппарата и в первую очередь - за Сенатом, который стал законодательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти. Система органов прокуратуры и место среди других органов гос.власти. Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган - Сенат - рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с Регламентом и императорскими указами. Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Генерал-прокурору подчинялись: - обер-прокурор, - прокуроры коллегий Сената, - прокуроры провинций. Генерал-прокурор был подотчетен только императору. "Генерал-прокурорзаседает в Сенате, именем императора контролирует все, что там происходит, имеет единственное и решительное влияние на мнение сенаторов". Функция – надзорная (за законностью деятельности гос.органов и структур. Вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Была преимущественно органом общего (административного) надзора, а судебная, обвинительная или исковая деятельностьсоставляла одно из дополнений к функции надзора, не точно указанное в законе, незначительное на практике). II этап. В середине ХIХ века правительство России осознало, что существующая судебная система себя изжила и становится тормозом общественного развития. В основу преобразований реформы 1864 г. был положен принцип разделения властей (насколько вообще его можно было применять в России того времени): судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. Реформа устанавливала и новые принципы процесса: гласность, состязательность, устность. Изменения в процессуальном праве и судоустройстве потребовали учреждения, по сути, нового для России института - адвокатуры (присяжных поверенных). В 1862 году, еще до судебной реформы, Государственный совет Российской империи принял Основные положения о прокуратуре. Основная функция – уголовное преследование. Наиболее существенные направления деятельности прокуратуры (по Познанскому): 1) руководство розыском и дознанием; 2) наблюдение за производством предварительного следствия; 3) составление письменных заключений и обвинительных актов; 4) обвинение в суде; 5) предъявление в окружных судах заключений по гражданским делам; 6) предъявление заключений по уголовным и гражданским делам в мировом съезде (суде); 7) надзор за местами заключений; 8) участие в административных присутствиях. Система органов: во главе – генерал-прокурор (министр юстиции), ему подчиняются обер-прокуроры и их товарищи (были во всех судебных палатах и окружных судах). Следующий уровень: 1) губернская прокуратура (прокуроры и их товарищи), 2) «судебная прокуратура» (две подсистемы). Обеспечению независимости прокуроров от местных влияний в существенной мере способствовал установленный порядок их назначения и освобождения от занимаемой должности. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их освобождение составляли прерогативу генерал-прокурора Российской империи. III этап. 28 мая 1922 г - ВЦИК утвердил Положениео прокурорском надзоре. Этим Положением определялся ряд обязанностей (видов деятельности): 1) надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и граждан; 2) опротестование противоречащих закону постановленийи распоряжений; 3) возбуждение уголовного преследованияпротив лиц, нарушающих уголовные законы; 4) наблюдение задеятельностью органов, производящих расследование; 5) поддержание государственного обвинения в суде; 6) наблюдение за правильностью содержания заключенных подстражей.
|