Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №8. Учреждение и исторические этапы становления и развития прокуратуры





Проанализировав историю развития органов прокуратуры России можно выделить 3 типа прокуратур:

I этап - с 1722 по 1864 гг. - надзорный тип (основная функция – надзор за исполнением законов участниками правовых отношений).

II этап - с 1864 по 1917 гг. - обвинительный тип (основная функция – уголовное преследование).

III этап - с 1922 по 1991 гг. - смешанный тип (надзорно-обвинительная прокуратура).

IV этап - с 1992 года начинается новый этап развития прокуратуры в РФ.

I этап.

Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России считается Петр I, он проводил в период своего нахождения на престоле активное реформирование всей структуры гос.управления.

Причины создания прокуратуры:

1. Должностные злоупотребления, неисполнение воли царя (царских указов) со стороны органов государственного управления.

2. Казнокрадство.

3. Взятничество (мздоимство – взятка за действия в рамках закона, которые должностное лицо не желает осуществлять без «вознаграждения»; лихоимство – взятка за незаконные действия должностного лица).

4. Принятие неправосудных решений; судебная волокита; всемерным возрастанием всякого рода поборов и усилением бесправия населения.

В 1722 году Петр I ввел новый государственный институт - прокуратуру. Цель, поставленная перед прокуратурой, - проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению местных органов власти. Средства, используемые прокурорами, носили уже тогда чисто надзорный характер.

Прокурорский надзор определялся как институт контроля за деятельностью гос.аппарата и в первую очередь - за Сенатом, который стал законодательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти.

Система органов прокуратуры и место среди других органов гос.власти.

Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган - Сенат - рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с Регламентом и императорскими указами.

Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом.

Генерал-прокурору подчинялись:

- обер-прокурор,

- прокуроры коллегий Сената,

- прокуроры провинций.

Генерал-прокурор был подотчетен только императору.

"Генерал-прокурорзаседает в Сенате, именем императора контролирует все, что там происходит, имеет единственное и решительное влияние на мнение сенаторов".

Функция – надзорная (за законностью деятельности гос.органов и структур. Вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Была преимущественно органом общего (административного) надзора, а судебная, обвинительная или исковая деятельностьсоставляла одно из дополнений к функции надзора, не точно указанное в законе, незначительное на практике).

II этап.

В середине ХIХ века правительство России осознало, что существующая судебная система себя изжила и становится тормозом общественного развития.

В основу преобразований реформы 1864 г. был положен принцип разделения властей (насколько вообще его можно было применять в России того времени): судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной.

Реформа устанавливала и новые принципы процесса: гласность, состязательность, устность. Изменения в процессуальном праве и судоустройстве потребовали учреждения, по сути, нового для России института - адвокатуры (присяжных поверенных).

В 1862 году, еще до судебной реформы, Государственный совет Российской империи принял Основные положения о прокуратуре.

Основная функция – уголовное преследование. Наиболее существенные направления деятельности прокуратуры (по Познанскому):

1) руководство розыском и дознанием;

2) наблюдение за производством предварительного следствия;

3) составление письменных заключений и обвинительных актов;

4) обвинение в суде;

5) предъявление в окружных судах заключений по гражданским делам;

6) предъявление заключений по уголовным и гражданским делам в мировом съезде (суде);

7) надзор за местами заключений;

8) участие в административных присутствиях.

Система органов: во главе – генерал-прокурор (министр юстиции), ему подчиняются обер-прокуроры и их товарищи (были во всех судебных палатах и окружных судах). Следующий уровень: 1) губернская прокуратура (прокуроры и их товарищи), 2) «судебная прокуратура» (две подсистемы).

Обеспечению независимости прокуроров от местных влияний в существенной мере способствовал установленный порядок их назначения и освобождения от занимаемой должности. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их освобождение составляли прерогативу генерал-прокурора Российской империи.

III этап.

28 мая 1922 г - ВЦИК утвердил Положениео прокурорском надзоре. Этим Положением определялся ряд обязанностей (видов деятельности):

1) надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и граждан;

2) опротестование противоречащих закону постановленийи распоряжений;

3) возбуждение уголовного преследованияпротив лиц, нарушающих уголовные законы;

4) наблюдение задеятельностью органов, производящих расследование;

5) поддержание государственного обвинения в суде;

6) наблюдение за правильностью содержания заключенных подстражей.

Date: 2016-05-23; view: 559; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию