Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Теоретические и методические основы исследования деятельности социального педагога с обучающимися группы риска





Деятельность социального педагога с детьми группы риска в условиях сельской школы

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению

44.03.01 Психолого - педагогическое образование:

Психология и социальная педагогика

Выполнила:

студентка723 группы

Попова Александра Сергеевна

__________________________

(подпись)

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук,

доцент

Гиенко Любовь Николаевна

__________________________

(подпись)

Выпускная работа защищена

«_____» _____________2016 г.

Оценка____________________

Председатель ГЭК: ________________

Ромм Татьяна Александровна

(подпись)

 

Барнаул - 2016

 

Содержание

Введение. 3

Глава I. Теоретические и методические основы исследования деятельности социального педагога с обучающимися группы риска. 6

1.1. Деятельность социального педагога с обучающимися группы риска в условиях школы.. 8

1.2. Нормативно-правовые основы профилактической деятельности социального педагога 11

1.3. Характеристика группы риска. 15

Выводы по главе I 18

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации социально-педагогической деятельности с обучающимися группы риска. 18

2.1. Описание методик и база исследования социально- педагогической деятельности 21

2.2 Анализ эффективности реализации проекта. 25

2.3. Методические рекомендации по организации профилактической деятельности 26

Выводы по II главе. 26

Заключение. 26

Список использованной литературы: 27

Приложение. 36

 


Введение

 

Актуальность исследования обусловлена основными федеральными законами и актами, регламентирующими деятельность социального педагога. Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 08.05.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и др.

В настоящее время отмечается тенденция к деформации структуры и функций семьи, что способствует увеличению случаев девиантного поведения у детей; тенденция к ухудшению здоровья, наблюдаются изменения в ценностно-мотивационных основаниях к деятельности детей в сторону прагматично-потребительского отношения. В век информационных технологий и стремительного развития общества, возникают проблемы социального характера, такие как массовое обнищание, потеря многими работы и как возможные следствия- это ухудшение жилищных условий, внутрисемейные конфликты, увеличение числа тех, кто употребляет психоактивные вещества. Данные явления особо заметны в сельских районах. Родители остаются без работы это связанно с закрытием многих предприятий, нехваткой молодых рабочих рук, недостаточная материальная поддержка со стороны государства, минимальная заработная плата, и как результат дети остаются предоставленные сами себе, в том числе и в плане воспитания и социализации [15]. Таким образом, выявленные недостатки приводят к активизации социального педагога в сельской школе.

Проблема детской девиации, детской криминализации актуальна для России. Все государственные и общеобразовательные учреждения заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизировать ситуацию в данном направлении. Возрастает роль школы в социализации и воспитании детей группы риска.

Одним из направлений деятельности социального педагога с детьми группы риска выступает профилактика. Опыт работы показывает, что легче и с меньшими издержками как для личности, так и для общества не допускать возможных отклонений в поведении и деятельности социального субъекта, чем бороться с возникшими негативными и неблагоприятными последствиями. В связи с этим, тема выпускной квалификационной работы: “Деятельность социального педагога с детьми группы риска в условиях сельской школы” является особенно актуальной.

Несмотря на имеющиеся исследования по работе с детьми группы риска данная проблема не теряет своей значимости, так как используемые в школьной практике педагогические меры не дают достаточно эффективных результатов. В связи с этим возникло противоречие между необходимостью организации социально-педагогической деятельности с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения сельской местности и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке и практике.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в определении технологий при работе с детьми группы риска и создание благоприятных условий на базе образовательного учреждения в процессе социально-педагогической деятельности.

Цель исследования: определить профилактическую деятельность социального педагога с детьми группы риска в условиях сельской школы.

Объект исследования: деятельность социального педагога с детьми группы риска.

Предмет исследования: профилактическая деятельность социального педагога в условиях сельской школы.

Гипотеза исследования: деятельность социального педагога с детьми группы рискав образовательном учреждении будет эффективнее, если:

­ своевременно проводить диагностику;

­ разрабатывать и реализовывать проекты по профилактике;

­ выполнять практические рекомендации данные социальным педагогом педагогическому коллективу.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу деятельности социального педагога в условиях сельской школы и уточнить понятие “дети группы риска”.

2. Изучить опыт профилактической работы в условиях сельской школы. Разработать и апробировать проект, направленный на сокращение случаев девиантного поведения обучающихся.

3.Разработать методические рекомендации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

Социально-педагогические и психологические подходы к работе с детьми группы риска - Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова; Л.А. Илатовская; М.Вальце, и др.

Категорий детей группы риска - В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, и др.;

Коррекционные подходы к работе с детьми группы риска- О.А. Матвеева, Т.И. Шульга и др.

Профилактика девиантного поведения детей и подростков группы риска – А.Б. Фомина, Е. Гедзь, К.А. Воробьева и др.

При проведении данного исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы, изучение нормативных документов общеобразовательного учреждения, наблюдение, изучение опыта работы социального педагога, разработка проекта и его апробация в общеобразовательном учреждении.

Научная новизна: разработана программа профилактической деятельности социального педагога с детьми группы риска в условиях сельской школы.

Теоретическая значимость: исследование заключается в теоретическом обосновании социально- педагогических мероприятий, способствующих эффективной профилактической деятельности в условиях общеобразовательного учреждения “Солоновская СШ им. Н.А. Сартина ”; уточнение понятия “дети группы риска” и его классификация.

Практическая значимость исследования: возможность использовать опыт работы социального педагога с детьми группы риска в образовательных учреждениях сельской местности и учреждениях реабилитации и социализации детей, а так же при подготовки студентов к производственной практике, для курсов по повышению квалификации.

База исследования: опыт работы в сельском муниципальном казенном общеобразовательном учреждении “Солоновская СШ им. Н.А. Сартина ” с. Солоновка, Волчихинского р-на. Алтайского края.

Апробация исследования. Основные положения, практические и теоретические рекомендации апробированы автором на НПК различного уровня:

1. Научно- практической конференции “Актуальные проблемы современной науки” г. Москвы 10 декабря 2013г.

2. Международной конференции “Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования” г. Барнаул, 11-14 ноября 2014г.

3. На VII Международной студенческой электронной научной конференции “Студенческий научный форум 2015”, http://www.scienceforum.ru/2015/1002/8596, г.Барнаул, 2015г.

4. На Всероссийской научной конференции с международным участием “Историческая память молодежи о Великой Отечественной войне: социально- гуманитарные и психолого- педагогические аспекты исследования и формирования”, г. Барнаул, 23-24 апреля 2015г.

5. На пятой Всероссийской научно- практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с Международным участием “Актуальные вопросы педагогики и психологии образования”г.Барнаул, 24-25 апреля 2014г.

6. На Всероссийской научно- практической конференции Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений, г. Барнаул, 2016г.

7. На XVI городской научно- практической конференции молодых ученых “Молодежь- Барнаулу ”, г.Барнаул, 19 ноября 2014г.

и отражены в авторских публикациях (не напечатанные материалы Приложение 1)

Структура работы: поставленная цель и сформулированные задачи определили структуру исследования. Выпускная квалифицированная работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (список литературы включает в себя 61 наименований, таблиц, 1 рисунка)и приложений.

 

Глава I. Теоретические и методические основы исследования деятельности социального педагога с обучающимися группы риска

 

В настоящее время особого внимания заслуживает социализация детей группы риска. Понятие социализация рассматривается как - п роцесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества, который включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. В любом обществе социализация человека проходит, различные этапы и на каждом этапе имеет свои особенности, решает определенные возрастные задачи.

В свою очередь социализация объединяет процессы адаптации и интеграции.

Адаптация (по А.В. Мудрику) – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведение [Мудрик А.В. с.9].

Социально-педагогическая адаптация детей группы риска, например М.Е. Масловой, представлена как диагностика проблем их социальной адаптации с целью получения достоверных данных об особенностях поведения и деятельности детей в контексте окружающей среды. Этому способствует одна из информационных технологий, позволяющая постоянно отслеживать социальные процессы, - мониторинговое наблюдение.

А.В. Мудрик рассматривает процесс социализации через определенные группы факторов. Факторы дезадаптации человека делятся на 2 группы - внешние (средовые) и внутренние (личностные).

К внешним факторам относятся: отсутствие или недостаточное внимание в процессе общения с ребенком со стороны родителей и сверстников; подавление личности новизной обстановки; подавление личности группой; негативное влияние СМИ и др..

К внутренним факторам можно отнести ограниченные возможности в общении с окружающими ребенка людьми; длительную болезнь; переключение на другой вид деятельности (временное исполнение иных служебных обязанностей) и т.д. [Мардахаев Л.В.].

Социально- педагогическая профилактика направлена на формирование устойчивости по отношению к вредным привычкам и демонстрирующему (антисоциальному) поведению. В этом случае при работе по профилактике специалистам необходимо рассматривать технологии по формированию позитивного отношения детей к здоровому образу жизни. Данное направление рассматривают ученые: Мудрик А.В., Мардахаев Л.В., Овчарова Р.В, Загвязинский В.И. и др.

Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: П. А. Шептенко, Е. Н. Дронова, Л. Н. Гиенко.

Специфика отклонений в поведении учащихся с точки зрения психологии показана в работах С.А. Беличевой, Л.М. Зюбина, Д.И. Фельдштейна и др..

Профилактикой отклонений в поведении детей группы риска занимаются ученые: В.Г.Баженов, В.Г. Бочарова, Ю.В. Гербеев, И.В. Павлов и др..

Любая технология – это один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В. Мардахаев). Существенной функцией социального педагога выступает профилактическая деятельность с детьми образовательного учреждения. Профилактика это комплекс своевременно предпринятых действий по предупреждению каких- либо отклоненный (табакокурению, пьянству, наркомании и др.). Деятельность социального педагога по направлению профилактики изучены не достаточны, в связи с тем, что подростки, ориентируясь на опыт и действия взрослых, не всегда перенимают его положительные стороны, а в некоторых случаях положительных сторон и нет, все это может привести нарушению в социализации детей.

Профилактические мероприятия и программы необходимы во всех сферах жизнедеятельности людей. Особенно это касается проблем возникающих в раннем возрасте, поэтому профилактику необходимо начинать с начальной школы.

Процесс профилактики направлен на достижение основных целей, таких как:

- выявление причин и условий, которые способствуют возникновению проблемы или комплекса проблем;

- предупреждение недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека;

- сохранение и поддержание оптимального уровня образа жизни людей;

- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие творческих способностей.

Социальная защита детства подразумевает специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка.

 

1.1. Деятельность социального педагога с обучающимися группы риска в условиях школы

В конкретно возникшей ситуации социально- педагогического характера перед социальным педагогом стоит проблема выбора эффективных и оптимальных технологий и методов решения проблемы, а так же ограничение и предотвращение негативных последствий как для ребенка, так и для окружающих его людей.

Деятельность социального педагога направлена на решение возникших, обостренных проблем и негативных явлений связанных с детьми школы. Главным направлением в деятельности является предотвращение возникаемых проблем, т.е. профилактическая деятельность.

Термин “профилактика ” заимствован из медицинской деятельности, но широко применяется и в педагогической работе. Говоря о профилактики мы затрагиваем социальную и педагогическую сторону жизни ребенка.

Комплекс мероприятий проводимый социальным педагогом направлен на предупреждение возникновения таких социальных патологий в обществе, как алкоголизм, наркомания и др., а так же предупреждение их последствий, девиантное, суицидальное, противоправное поведение, насилие и безнадзорность детей. Предупреждение, предостережение или другими словами превенция, являются главным в работе социального педагога. Работа на превентивном уровне профилактики позволит обеспечить предупреждение различных отклонений- психического, физического, нравственного и социального аспекта [11].

Целью работы социального педагога по профилактики в школе является не только предупреждение возможных возникаемых проблем и негативных явления, но создание необходимых условий для полноценного функционирования коллектива школы и жизнедеятельности детей.

В своей деятельности социальный педагог выделяет основные направления профилактики, а именно:

- предупреждение возможных социальных проблем у детей группы риска;

-поддержка и защита нормального уровня жизни детей;

- помощь в достижении целей, раскрытие внутренних потенциалов и возможностей детей.

При выполнении профилактической деятельности социальный педагог:

- разрабатывает и реализует систему профилактических мероприятий по предупреждению отклоняющегося поведения;

- организует систему мер социально- педагогического оздоровления детей, подростков и неблагополучных семей;

- влияет на формирование морально- правовой устойчивости личности [13].

Профилактическая деятельность не может решить всех возникших проблем, она не устраняет индивидуальные личностные проблемы и не может помочь защитить личность от негативного влияния социальных факторов. Социальный педагог при профилактической деятельности использует различные методы работы и выполняет при этом профилактическую роль, на примере положительного опыта формировать здоровый образ жизни, воспитывать ценности, которые помогают удовлетворять свои потребности.

В зависимости от стадии развития проблемы, профилактические меры можно разделить на три типа: первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика, направлена на сохранение жизни детей, на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной среды. Главным направление на данном этапе выступает сохранение и развитие условий, обеспечивающих здоровье детей. Данный этап является массовым и наиболее эффективным.

Вторичная профилактика направлена на предотвращение возможных нарушаемых моральных норм. Показателем для принятия профилактических мер данного уровня является характер поведения, которые может нанести вред обществу или интересам определенных лиц (например: грубость, агрессивность, драчливость и др.). Нарушения в поведении говорит об искажении ценностных ориентациях и недостатках внутренних регуляторов поведения человека.

Третичная (целенаправленная) профилактика, подразумевает под собой совокупность мероприятий, которые направлены на коррекцию поведения, переориентацию и реабилитацию [29].

Так же необходимо рассмотреть три уровня профилактики:

1. Общегосударственный- профилактическая работа проводиться в виде комплексных программ, кампаний в средствах массовой информации, координированной деятельности сети установок.

2. Специальное– целенаправленное воздействие на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений и проблем. На данном этапе профилактика осуществляется в виде специальных программ или мероприятий в рамках учреждения или организации.

3. Индивидуальный- включает в себя комплекс мероприятий, которые направлены на отдельную личность, поведение которой имеет проблематичные черты.

Наиболее распространенными методами профилактики являются:

- профилактико- консультативная беседа;

- постоянное наблюдение;

- профилактические тренинги (классные часы) стимулирующие развитие новых навыков и моделей поведения;

- телефоны доверия, анонимные консультации психолога, социального педагога и др. специалистов [30].

Самым распространенным методом в социально- педагогической деятельности является беседа. Индивидуальные беседы (вербализация) по возникшей проблеме очень важна, так как ребенок слышит только себя, а не всех вокруг и принимает решения исходя из своего жизненного опыта.

Беседа будет эффективной если соблюдать следующие этапы:

Первый этап (или начальный)- проявление толерантности в общении, установление эмоционального контакта с собеседником.

Второй этап – уточнение и установление условий и причин проблемы.

Третий этап – анализ и формирование новых моделей в поведении, которые помогут предупредить негативные события.

Четвертый этап (или заключительный)- принятие ребенком новой модели поведения и настройка на положительные действия.

Во время консультирования или беседы социальный педагог просит охарактеризовать проблему, рассказать об отношениях с окружающими, о планах на будущее, о конфликтных ситуациях и как из них выходит собеседник, что ценится в других людях. В работе социальному педагогу необходимо проявлять деликатность и убедительность, чтобы помочь ребенку справиться с возникшими проблемами.

Социально- педагогическая профилактика строиться на принципах целенаправленности, плановости, непрерывности и доступности. Основным принципом в данной работе выступает принцип опоры на положительные качества личности и педагогический оптимизм.

Таким образом, социально- педагогическая профилактика это целенаправленный процесс, который осуществляется планомерно, а главное постоянно, с комплексным охватом различных сфер жизнедеятельности детей, с целью приобретения знаний о возможных негативных явлений. Успешность социально- педагогической профилактики будет зависеть от социальной политики, деятельности образовательных учреждений, работы правоохранительных органов, средств массовой информации и т.д.

 

1.2. Нормативно-правовые основы профилактической деятельности социального педагога

Социальный педагог – это сотрудник образовательного учреждения, который создает условия для социального саморазвития всех обучающихся, организует деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма. И в своей работе с детьми группы риска опирается на перечень нормативно правовых документов, так как современная система социально- педагогической работы с детьми в образовательных учреждениях строиться на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.

I. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального педагога в школе. На международном уровне выделяют - Конвенцию о правах ребенка. На федеральном уровне: Конституция РФ; Декларация прав и свобод человека и гражданина; Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; Уголовно-исполнительный кодекс РФ; Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ; Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ; Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. (Изменения в законе РФ «Об образовании» от 2011г.); Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.; Закон РФ от «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30.06.2007г. N120-ФЗ; Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 30. 12.2006г. №865; Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях» от 18.07.1996г.№861;Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» от 09.06. 1999г. №224/26-5; Письмо министерства образования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000г. №22-06-86; Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Рекомендации по организации обучения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 07.05.1999г. №682/11-12; Письмо МО РФ «О социальной поддержке детей-инвалидов» от 03.04.2000г. №14-52-246 ин/13.

Так же выделяют перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на федеральном уровне: Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. N159-ФЗ; Постановление министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении порядка работы Министерства труда и социального развития по вопросам занятости с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.02.l998г. № 5; Постановление Правительства РФ «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево посадский детский дом слепоглухих федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» от 07.l1.2005г. №65.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога по профилактике безнадзорности и беспризорности на федеральном уровне: Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 21.07.2007г. N194-ФЗ) от 24.06.1999г. N120-ФЗ; Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6 - 15 лет, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях» от 21.03.2002г. № 419/28-5.

На базе образовательного учреждения социальный педагог работает с организационно-распорядительными документами, а именно должностная инструкция, утвержденная руководителем учреждения; график работы социального педагога, утвержденный руководителем учреждения; циклограмма работы на неделю; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций, регламентирующих и определяющих содержание деятельности социального педагога; приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социально-психологической службы (приказы «О создании и работе школьного Совета профилактики», «О проведении совместных рейдов» и др.); положение о Совете профилактики и порядок постановки на внутришкольный учет и снятия с учета; согласие на обработку персональных данных обучающегося.

При работе с детьми социальный педагог планирует свою работу, которая отражается в следующих документах: анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический); планы работы социального педагога на учебный год и летний период, в который включена совместная работа с администрацией общеобразовательного учреждения, психологом, классными руководителями, медицинским работником, родительским комитетом и др.; планы совместной работы социального педагога общеобразовательного учреждения с учреждениями системы профилактики (комиссия по делам не совершеннолетних (КДН), инспекторами по делам несовершеннолетних (ПДН), участковым инспектором и др.).

Перечень документов составляемые непосредственно социальным педагогом: социальный паспорт общеобразовательного учреждения за 3 предшествующих года; банк данных или списки обучающихся по категориям: из многодетных семей; из малообеспеченных семей; из неблагополучных семей; дети-инвалиды; опекаемые дети; поставленные на бесплатное питание по категориям; состоящие на учете в школе; состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН); склонные к самовольным уходам из дома, бродяжничеству. Все списки формируются с максимально полной информацией о детях.; карта социально-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска»; карта индивидуального изучения, подростков, состоящих на учете в общеобразовательном учреждении и ОДН; программы индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в КДН, карты социально-педагогического сопровождения на обучающихся, состоящих на учете в подразделении по делам не совершеннолетних (ПДН), на внутришкольный (ВШК), планы по работе с семьей и обучающимися, находящимися в социально-опасном положении; программы реабилитации на каждую неблагополучную семью; протоколы советов профилактики (протоколы Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел обучающихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения); журнал записи о проведенных рейдах с полной информацией (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках обучающихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с обучающимся, в семье и т.д.); информация о совершенных преступлениях и правонарушениях обучающихся. Статистический отчет: цифровые данные управления внутренних дел (УВД) о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в общеобразовательном учреждении или в ПДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят обучающийся во внеурочное время; материалы о летней занятости обучающихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), обучающиеся «группы риска»; материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.; учет обращений родителей, учителей, обучающихся и разрешение поставленных ими проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена; проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы; методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях [Перечень нормативных документов социального педагога ИНФОУРОК 59].

При большом списке документации социального педагога, обязательными выступают: должностные обязанности; программа социального сопровождения детей группы риска; планы работы (годовой план социального педагога по всем направлениям деятельности; план индивидуальной работы с детьми «группы-риска»; план по профилактике вредных привычек; план по профилактике самовольных уходов, бродяжничества и правонарушений; план совместной работы с ОДН); график работы; циклограмма; отчеты о проделанной работе за прошлые года; банк данных о воспитанниках (диагностико-коррекционная карта, краткая информация о обучающихся); журнал внутреннего учета детей «группы риска» и др [Василькова Ю.В. 60].

1.3. Характеристика группы риска

Группа риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних [Олиференко, Л.Я 37].

У несовершеннолетних относящихся к данной категории детей прослеживаются отклонения в поведении и в личностном развитии. Детям данной группы присуща одна характерная черта, это нарушение социализации в широком смысле слова, а именно отсутствие навыков гигиены, потеря ценности человеческой жизни, неумение вести себя за столом, агрессивность, воровство, лживость, утрата интереса к труду, отсутствие норм морали и нравственности принятых в обществе и т.д.

Олиференко Л.Я. к детям группы риска относит следующие категории:

1)дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

2)дети из семей, нуждающихся в социально- экономической и социально-психологической помощи и поддержки;

3)дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико - патологической характеристики;

4)дети из неблагополучных, асоциальных семей;

5)дети с проявлениями социальной и психолого - педагогической дезадаптации [37, с.41].

Причины, по которым детей относят к той или иной группе риска самые разнообразные, это и пьянство родителей (т.е. асоциальное поведение); отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; психическое заболевание родителя; жестокое обращение с детьми (побои, избиение и нанесение тяжелых травм, голод) и т.д. Это не полный список, его можно продолжить зависимости от обстоятельств, в которые попал ребенок.

При сложившихся обстоятельствах ребенок остается предоставленные сам себе и в зависимости от возраста и психологических особенностях самостоятельно стремиться решить возникшие проблемы. В каждом возрасте свои стадии развития и они успешно помогают ребенку социализироваться в обществе, если все этапы выполняются последовательно и в полной (или хотя бы частичной) мере. У группы риска выпадает какая либо ступень и процесс социализации идет менее успешнее, а порой и губительно для ребенка.

Отечественные и западные психологи, которые дают сравнительную характеристику детей, оставшихся без родительского попечения (это работы И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи) показали, что общее развитие (физическое и психическое) детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У таких детей наблюдается замедленный темп психического развития, а так же ряд негативных особенностей: бедная эмоциональная сфера и воображение, низкий уровень интеллектуального развития, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Зачастую поведение таких детей характеризуется раздражительностью, агрессией, вспышками гнева, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками и неумением общаться с ними.

В работе социального педагога можно выделить основные направления социально — педагогической деятельности:

1. Образовательно-воспитательная — обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса

2. Диагностическая – постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личных особенностей, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

3. Прогностическая – разработка программ, проектов, планов развития микрорайона учреждения, его структур; проектирование личности ребенка, групп детей; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности.

4. Охранно-защитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиты прав и законных интересов ребенка и личности ребенка, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия, бездействия.

5. Посредническая – осуществление связей в интересах ребенка между родственниками, учреждениями, ближайшим окружением.

6. Организационная – организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социальной помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ.

7. Коммуникативная – установление контактов для оказания поддержки и помощи нуждающиеся, обмена информации, включения различных институтов общества в деятельности социальных служб; строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога и сотрудничества.

8. Социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности, привлечение учреждений, организаций, специалистов к работе с ними.

9. Социально-спихологическая – консультирование и коррекция межличностных отношений, помощь в социальной адаптации нуждающихся.

10. Социально-медицинская – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении приема периодической медицинской помощи, организация работ по планированию семьи, формированию ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, пропаганда здорового образа жизни.

11. Социально-бытовая – оказание помощи в различных вопросах, связанных с жильем, которые могут возникнуть в самостоятельной жизни после выпуска из Детского дома (организация быта, оплата услуг, получение льгот и т.д.).

12.Коррекционная – профилактика и предотвращение конфликтов, оказание помощь в разрешении конфликтов, коррекция поведения, осуществлении коррекции самооценки воспитанников [53 Шептенко П.А.].

В деятельности социального педагога обязательными качествами являются- психологическая грамотность и деликатность. Ведь успешность работы зависит от доверия между людьми, взаимопониманием, взаимоответственности. Поэтому человеку, который работает с детьми и их семьями необходимо обладать целым спектром качеств, таких как гуманность, чувство такта, умение анализировать, быть коммуникативным с организаторскими способностями и т.д.

Одной из задач социального педагога является включение ученика в реализацию социально — значимой деятельности, поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. Для эффективности решения данной задачи социальный педагог взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса, а именно: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. Использую при этом различные методы, способы, приемы и формы работы.

Совместно с администрацией школы, родителями, представителями ОВД и других учреждений социальной направленности социальный педагог бориться с такими «болезнями», как алкоголизм, наркомания, табакокурение, бродяжничество, социальная дезадаптация и осуществляет соответствующую профилактическую работу.

Особенности профилактической деятельности с детьми группы риска, в различных институтах социализации можно представить следующими направлениями деятельности: социальная диагностика, организационно-воспитательная деятельность, работа с родителями, просветительская работа, работа с учащимися, работа с педагогическим коллективом, коррекционная работа.

Выводы по главе I

 

Таким образом, деятельность социального педагога актуальна и важна в условиях сельской местности. В связи с условиями проживания населения в данной местности, обязанности социального педагога приобретают особую значимость при работе с детьми и детьми группы риска. Спектр работы разнообразный, поэтому социальному педагогу необходимо быть компетентным во многих вопросах развития детей, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Поэтому социальный педагог привлекает к совместной работе различных специалистов, для успешной работы с детьми.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации социально-педагогической деятельности с обучающимися группы риска

Несмотря на обильный отток молодежи из села в город, более четверти населения нашей страны остаются и проживают в сельской местности. Сельская жизнь отличается от городской образом жизни людей, особенностями труда и быта. В целом многие села до сих пор сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни и умело приспосабливаясь к условиям технологического прогресса. Особенностью сельских жителей является то, что живя на не большой территории по сравнению с городом, они все друг друга знают, тем самый усиливается социальный контроль над поведением подрастающего поколения и тем самым каждый эпизод жизни ребенка может стать объектом для оценки со стороны окружающих.

Школа является одним из институтов социализации ребенка, не зависимо от территориального расположения, будь то город или село. Сельская школа многофункциональный характер, т.е. ориентирована на работу с учащимися и их родителями, имеющими различные убеждения, религию и национальность; на развитие межличностного и межгруппового общения, в основе которого лежит диалог; родители и дети могут обратиться за консультацией и помощью к специалистам школы. Одним из таких специалистов выступает социальный педагог школы. Деятельность социального педагога основывается на принципе причастности ребенка и его семьи к различным общественным институтам, обеспечивает доступное и целесообразное вмешательство в процесс социализации ребенка, выполняя при этом роль “третьего лица”, т.е. посредника(связующего звена) между ребенком и обществом. Деятельность социального педагога особа актуальна в сельской местности, так как многие родители уезжают на заработки, некоторые начинают употреблять алкогольные и психоактивные вещества и тем самым дети предоставлены сами себе или остаются на воспитания бабушкам и дедушкам, тем самым нарушая процесс адаптации ребенка в социуме.

В сельской местности деятельность социального педагога с детьми группы риска необходима, так как дети данной категории проходят совершенно другой путь развития по сравнению с детьми из благополучных семей. Они переносят различные травмирующие ситуации, стрессы, домашнее насилие и т.д. Пережитое в любом возрасте не проходит бесследно и оставляет свой след в психическом развитии ребенка. Травмирующие обстоятельства доставляют ребенку страдание и делают его озлобленным на обидчика, а порой злость выражается в сторону младших или животных. Все это ведет к дезадаптации ребенка в социуме, поэтому к принципам работы социального педагога с детьми группы риска можно отнести: создание атмосферы для доверительных отношений, между ребенком и социальным педагогом; подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства; взаимодействие с семьей ребенка; консультирование с другими специалистами по возникшим проблемам [37 Л.Я. Олиференко ].

В современных условиях обострились проблемы связанные с социальной дезадаптацией детей группы риска, ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, а именно снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание своих детей. Родители возлагают свои функции на школу, что является не допустимым, так как главный институт социализации ребенка является семья. Но не смотря на это растет количество безнадзорных детей и как следствие этого бродяжничество. В связи с этим главная проблема, которую определяет социальный педагог, это профилактическая работа с обучающимися и их родителями. Целью в работе социального педагога будет выступать создание условий для психологического комфорта и безопасности детей группы риска, удовлетворение их потребностей с помощью социальных, правовых, медицинских, психологических и педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе и окружающем обществе.

Задачи которые ставит перед собой социальный педагог при работе с детьми группы риска:

- выявить интересы и потребности детей группы риска;

- предпринять меры по социализации и поддержки детей группы риска, и защите их прав и интересов;

- разрабатывать и участвовать в организации мероприятий социальных программ;

- содействовать в создании психологически комфортной обстановки обучающихся в образовательном учреждении, в семье и в социальном окружении;

- проводить профилактические занятия с обучающимися школы, с педагогическим коллективом и родителями;

- координировать взаимодействие педагогического коллектива, родителей или лиц их замещающих, других специалистов социальных служб, представителей администрации по оказанию обучающимся соответствующей помощи.

Схематично это можно представить следующим образом:

 

Рис.1

Структура профессиональной деятельности социального педагога.

 

Разберем последовательно каждый элемент схемы, начиная с ее определяющего элемента – объекта.

Объектом деятельности социального педагога являются дети группы риска, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. Если процесс социализации детей проходит успешно, то они не нуждаются в конкретной помощи социального, а только в профилактической. Необходимость помощи возникает там и тогда, где семья и школа не могут обеспечить необходимого развития, воспитания и образования детей, и как результат появляются “социально выпавшие” дети [43 М.А. Галагузова].

Прежде чем реализовывать цель, социальный педагог должен хорошо представлять и знать особенности развития разновозрастных детей и среды которая их окружает. Особо следует подчеркнуть что дети не всегда могут осознать и сказать о своих проблемах социальному педагогу. Поэтому социальному педагогу необходимо самостоятельно выявлять факторы, которые негативно влияют на детей, для своевременной и успешной помощи. Объектом деятельности социального педагога являются дети группы риска, в процессе работы они вступают в субъект- субъектные отношения, при которых дети становятся активными участниками процесса решения возникших проблем.

Date: 2016-05-23; view: 3232; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию