Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика нарушений речи при врожденных дефектах неба





Ребенок, родившийся с расщелиной неба, имеет очень боль­шие предпосылки для возникновения тяжелого дефекта ринола-лии. Однако своевременные медицинские и педагогические ме­роприятия могут полностью или частично предупредить этот дефект.

Большое значение придается также своевременному меди­цинскому воздействию (операционное лечение или применение обтуратора). Однако мнения врачей о сроках оперативного вме­шательства часто расходятся. Поэтому по многим причинам не всегда еще есть возможность получить своевременную медицин­скую помощь.

Существуют некоторые педагогические средства предупреж­дения дефекта речи.

В раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ре­бенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к альвеолам. Это возможно при лежании на животе или на боку.

В 8—10 месяцев у ребенка появляется лепет. Ребенок начи­нает произносить звукосочетания (агу, ц-и-и, мам-мам и т. д.). В это время он в некоторой степени начинает понимать об­ращенную к не.му речь. Он может показать глазками или паль­чиком, например, где баба, мама, часы и т. д., или с помощью звуков показать (изобразить), как плачет девочка (а-а-а...), как храпит дедушка (х-х-х) и т. п.

Именно в это время нужно начинать работу по предупреж­дению дефектов речи при расщелине неба.

Хорошо использовать развитый у детей подражательный реф­лекс— сначала при сосании, а затем в непосредственных уп­ражнениях по развитию речевого выдоха (после года). Для это-


го можно применять игры на звукоподражание, во время кото­рых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдо­ху с помощью комочков ваты, окрашенных в разные цвета.

В игре ребенок имитирует такие ситуации, как, например,
дыхание собаки, когда ей жарко. Подсказывается ребенку про­
изнесение шепотного утрированного а-а-а... с высунутым язы­
ком. Как мы греем руки? (Показывается выдох на руки х-х-х...}
Можно придумать ряд других упражнений, чтобы постепенно
приучить ребенка дышать ртом, перемещая кончик языка впе­
ред. ^

От простых дыхательных игр-упражнений постепенно нужно^? переходить к выработке выдоха через рот с включением голо— са на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая on- ^ ределенный смысл в каждый произносимый звук. Например,. попросить ребенка показать, как плачет девочка (а-а-а). При этом нужно постоянно' следить за выходом воздушной струи через рот. Язык при произнесении звука а своим кончиком дол­жен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны. Это по­ложение соблюдается при произнесении всех гласных звуков в начальном периоде.

Приведем примеры таких упражнений: Как гасят огонек?1

(ф----). Как гудит паровоз? ). Как гудит пароход?

(ы___). Какой ты большой? (о).Как шумит ветер?

(в___). Как подышим зубками? (с). Как звенит кома­
рик? (з---). Как шипит гусь? (ш) (кончик языка под-

) (кончик языка поднят

нят вверх). Как жужжит жук?

озябшие руки?

вверх, как и при звуке ш). Как погреем

(х-----).

Правильность произношения можно контролировать подне­сенным ко рту кусочком ваты или колебанием разложенных мелких кусочков папиросной бумаги, которые «пугаютсяч> ре­бенка при выдохе и «дрожат».

Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надое­дая ему, а постепенно приучая его к занятиям.

Очень важно обратить внимание ребенка на то, что во вре­мя произношения звуков и слов рот раскрывается (у детей с расщелиной неба имеется тенденция говорить, почти не размы­кая губ).

Задача родителей и логопеда — помочь ребенку увидеть ар­тикуляцию звука и слова, привлечь к ней внимание. Это будет способствовать развитию четкости произношения.

При формировании развернутой речи нужно обращать вни­мание ребенка на ротовой выдох, слегка утрируя его в собст­венной речи для показа ребенку. Если в раннем возрасте не проводить профилактику речевых растройств, то к моменту опе­рации дефект речи становится относительно стабильным, и для нормализации ее требуется значительная логопедическая ра­бота.


Выводы. При открытой ринолалии логопедическая работа необходима как после, так и до операции.

Главным условием в работе является активизация здоровых отделов речевого аппарата.

В основе методики — постепенное перевоспитание физиоло­гического дыхания в речевое диафрагмальное с ротовым выдо­хом. При этом особое внимание обращается на правильное по­ложение языка в полости рта.

В процессе работы все звуки формируются заново, артику­ляция их подготавливается строго определенными упражнения­ми. В системе этих упражнений главным должно быть исполь­зование физиологического взаимодействия мышц речевого ап­парата.

Последовательность работы над звуками определяется под­готовленностью артикуляционной базы звука (с использованием опорных звуков). Эта последовательность предполагает разви­тие правильного речевого дыхания и моторики сначала верхне­го, а затем и среднего отделов артикуляционного аппарата.

При работе над правильным произношением важно соблю­дать последовательность развития слухового контроля детей за собственной речью: сначала логопед максимально отвлекает ребенка от контролирования звучания; по мере автоматизации звуков включается сознательный слуховой контроль.

В дооперационной работе, кроме формирования произноше­ния, значительное внимание уделяется коррекции личности.

Вся логопедическая работа должна быть максимально на­глядной, а для детей и эмоциональной.

Работа с больными после уранопластики определяется нали­чием и степенью дооперационной речевой подготовки и резуль­татами операции. Послеоперационная работа логопеда направ­лена на закрепление полученных произносительных навыков в новых условиях.

После уранопластики внимание больного акцентируется на слуховом контроле аа своей речью. При наличии хотя бы незна­чительного носового оттенка в речи послеоперационная работа должна проводиться полностью так же, как и до операции.

При врожденных расщелинах возможна профилактика ре­чевого дефекта медицинскими и педагогическими средствами. Цель педагогического предупреждения — привлечь внимание ре­бенка к артикуляции и с помощью специальных упражнений предупредить дефектное положение языка в ротовой полости и сформировать ротовой выдох.

Литер атура

1. Городилова В. И., Кузьмина Н. И. Устранение
недостатков произношения при ринолалии. М., 1961.

2. Ипполитова А. Г. Приемы логопедической работы
при открытой гнусавости. М., 1955.


3. Ипполитова А. Г. Логопедические занятия при ри-
нолалии в дооперационном периоде.— В кн.: Очерки по пато­
логии речи и голоса. М., 1963, вып. 2.

4. Пиетин X. А. Использование пособий в коррекционной
рдботе с детьми, страдающими ринолалией.— Дефектология,
1975, № 5.

5. Прав дин а О. В. Логопедия. М., 1969.

6. Пьянкова Р. С. Логопедическая работа с детьми,
имеющими врожденные расщелины лица и неба.— Дефектоло­
гия, 1970, № 5.

7. Сер еб ров а Н. И. Из опыта работы с детьми-ринола-
ликами в дооперационном периоде.— В кн.: Нарушение речи у
дошкольников. М., 1969.

ГЛАВА 6. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

Обследование детей-ринолаликов проводится комплексно ло­гопедом и врачами различных специальностей и преследует ряд общих и частных целей и задач.

Остановимся на задачах логопедического обследования.

Прежде всего, необходимо представить общую картину на­рушений речи, выделив основной дефект и вторичные наруше­ния. Известно, что ринолалия может наблюдаться в чистом ви­де и выступать в комбинации с другими речевыми расстройст­вами. В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других рече­вых расстройств.

В логопедической работе при ринолалии важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка с ри­нолалией должно выявить особенности его психического разви­тия и подчеркнуть возможности развития личности. Подробное исследование симптоматики нарушения речи и других высших корковых функций обследуемого ребенка позволит правильно диагносцировать нарушение и определить потенциальные воз­можности развития ребенка и пути коррекции его дефекта.

Обследование ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения должны отражать се­мейное положение и состав семьи, уровень развития и род за­нятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту.

В карте фиксируются следующие сведения:

— возраст родителей;

— от какой по счету беременности родился ребенок, чем за­
кончились предшествующие беременности (если были дети, вы­
ясняем их возраст и уровень развития. Выясняем у матери, бы-


ли ли недоношенные беременности, преждевременные роды, чем они вызваны);

— не принимались ли меры для ликвидации этой беремен­
ности?

— течение беременности. Отмечается самочувствие матери
с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым
2—3 месяцам беременности, когда происходит формирование
лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время ка­
ких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений и т. п.;

— роды, их характер (срочные, недоношенность, причины
ее);

— состояние ребенка при рождении (закричал сразу или
после стимуляции);

— раннее развитие ребенка:

а) брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого
возраста получал грудное молоко? С какого времени начали
прикармливание? Как развивался физически?

б) когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?)
(В карте обследования указываются все отклонения в физиче­
ском развитии ребенка.);

в) какие заболевания были, у ребенка на первом году жиз­
ни? Чем и как болел в последующее время до момента обсле­
дования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха;

— развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова
была его активность? Когда и как начали формироваться пер­
вые слова? С какого времени пользуется полными словами? Ког­
да появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказ­
ки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии
речи у ребенка и как она их оценивает?

— психические особенности ребенка. Как ребенок ориенти­
руется в окружающей обстановке? Как выражает свое удоволь­
ствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому
или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок?
Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается само­
стоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или
отвлекаем?

Выявляются навыки самообслуживания: может ли себя об­служить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время);

— лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вме­
шательства (оперирование губы, неба), применение медикамен­
тозного лечения и логопедического воздействия во все периоды
жизни ребенка; результаты этого воздействия. (Необходимо по­
знакомиться с соответствующей медико-педагогической доку­
ментацией.)

Такой подробный анамнез дает представление о характере речевого нарушения, его природе и в некоторой степени показы­вает возможности логопедического воздействия.

J 79


Анамнестические сведения дополняются непосредственным обследованием речи ребенка. Обследование ребенка начинается с установления с ним контакта во время беседы на близкую ре­бенку тему. В процессе беседы ребенку задаются доступные воп­росы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходят к изучению его речевых возможностей. Все сведения фиксируются в карте обследования.

1) Строение и подвижность артикуляционно­
го аппарата.

Отмечается наличие ассиметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте и уточняется ее характер при произвольном отведении углов рта в стороны и при закрывании рта. Отмеча­ется форма губ и их активность, наличие швов на губе. Эту часть обследования целесообразно провести вместе с врачом.

Проверяется состояние зубо-челюстной системы. Одновремен­но осматриваются мягкое небо, небный свод, положение и фор­ма языка, челюсти и подвижность нижней челюсти. Подвиж­ность мягкого неба или его фрагментов (до операции) наблю­дается при произнесении гласного звука а. В этот момент мож­но обнаружить подслизистую (субмукозную) расщелину. При субмукозной расщелине мягкое небо западает и образует ха­рактерный треугольник. Подслизистую расщелину можно обна­ружить также при пальпации мягкого неба.

Подвижность языка проверяется при выполнении ребенком ряда произвольных движений: высовывание языка, отведение его в стороны, подъем вверх, перемещение кончика языка за нижние резцы; проверяется умение ребенка прищелкивать язы­ком. Фиксируется доступность и характер выполнения движений.

2) Тип и характер физиологического и рече­
вого дыхания (верхнеключичное, грудное или диафраг-
мальное; частота дыхания, его ритмичность и сила). В карте
обследования производится запись о причинах нарушения ды­
хания.

3) Особенности голоса ребенка. Его характер во
время речи (крикливый, хриплый и т. д.).

4) Общий характер деятельности речевого
аппарата в процессе речи (особенно при чтении сти­
хотворений). Здесь важно отметить, хорошо ли ребенок откры­
вает рот, выразительна ли его артикуляция во время речи; от­
мечается активность губ в речевом процессе, активность языка,
щек, лобных мышц, наличие синкинезий.

5) Исследование звукопроизношения.
Обследование начинается с гласных звуков и проводится в

следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, е, ю, й.

Фиксируем в карте обследования положение языка при про­изнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и ми­мических мышц и крыльев носа во время артикуляции.

Далее обследуется характер артикуляции всех согласных


звуков в соответствии с их расположением в таблице 2. При этом сначала отмечается произношение звука в сочетаниях ти­па афа, ава и т. д. (положение согласного между двумя глас­ными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуля­ции и насколько активны в это время крылья носа).

6) Исследование развернутой речи: наличие у
ребенка развернутой речи и возможность ее использования,
осуществление процесса коммуникации (с помощью отдельных

■ слов или фразовой речи); умение ребенка пользоваться диало­гической речью и задавать вопросы.

При характеристике развернутой речи необходимо остано­виться на особенностях развития лексико-грамматического строя речи и владения контекстной речью.

Этот раздел обследования важен для характеристики степе­ни общего речевого недоразвития, которое может осложнить ринолалию.

Исследование развернутой речи дополняется изучением ка-- чества речи ребенка при чтении (как изменяется речь обследуе­мого при чтении. Отдельно отмечается техника чтения).

7) Исследование слуха. В случаях жалоб на состоя­
ние слуха и при затруднении выявления его состояния собст­
венными средствами логопед должен направить ребенка на спе­
циальное исследование (снятие аудиограммы).

8) Исследование состояния психических фун­
кций (с участием психоневролога или патопсихолога): внима­
ния, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Результаты обследования постоянно уточняются в процессе работы с ребенком.

Процесс обследования длителен и, с нашей точки зрения, непрерывен. Каждое занятие расширяет представления о ре­бенке и указывает на новые возможности коррекции его де­фекта.

Результаты обследования постоянно фиксируются в карте.

В первой записи отмечаются реакции ребенка на новую об­становку и его поведение, указываются речевые возможности и подробно описывается характер речи (многоречив ли. ребенок или избегает речи, насколько выражен носовой оттенок, на­сколько внятна речь). Эти записи создают общее впечатление о ребенке и отражают характерные черты обследуемого.

Дальнейшие записи должны отразить динамику наблюдений и динамику продвижения ребенка на логопедических занятиях.

Сравнивая первичное обследование речи ребенка с его дос­тижениями, можно судить об эффективности логопедической ра­боты.

Для примера приведем выписки из протоколов обследования

6 Заказ 410 81


детей с ринолалией в дооперационном периоде, иллюстрирую­щие процесс обследования звукопроизношения.

Наблюдение 1.

Саша И., 7 лет, со сквозной левосторонней расщелиной не­ба. Губа оперирована в семимесячном возрасте. Назначена ура­нопластика.

При проверке звукопроизношения выявлено следующее:

При произношении звука а язык оттянут в глубину рта; он беспокойный, средние пучки языковых продольных мышц рас­слаблены, кончик языка расположен на дне рта, на уровне пя­того зуба. При попытке произнесения слышится приближенное к а звучание с сильной утечкой воздушной струи в нос.

Звук э — носовой, с нечеткой артикуляцией.

При произнесении звука о возникает повышенное напряже­ние губ с одновременным втягиванием крыльев носа, язык на­ходится в положении, аналогичном для описанного выше звука а. При реализации артикулемы звучание приближается к звуку о, с сильной утечкой воздуха в нос.

4 При произнесении звука у отмечается еще большее расслаб­ление пучков верхней продольной мышцы; кончик языка распо­лагается на дне рта у четвертого зуба, губы вытянуты и почти сомкнуты; звучание, приближенное к норме, но с сильным но­совым оттенком; сильно втягиваются крылья носа.

Звука ы — нет, он замещается стоном при сжатых губах с носовым звучанием.

Звук и — носовой с призвуком, который образуется при со­прикосновении мышц языка с небным сводом.

Звуки я, е, ё, ю по артикуляции приближены к норме, но с новым оттенком.

Согласные звуки ф и в артикулируются внешне правильно, но невидимые уклады артикуляции нарушены: у языка излиш­не приподнят корень, при произнесении звука сильно втягива­ются крылья носа, появляются складки на переносице. Произ­несение этих звуков напряженное, слышится носовой оттенок.

Звук с образуется за счет подъема середины корня языка с западением в расщелину по ее форме. Вследствие сильного выдоха через носовые ходы образуется характерный хрип. Же­лобка на языке нет, кончик его прижат ко дну рта.

При звуке з положение органов артикуляции такое же, как при звуке с. На слух это произношение воспринимается как «озвученный храп», несколько напоминающий украинский звук г с носовым оттенком.

При звуке ш сохраняется положение языка для артикуляции звука с, но артикуляция дополняется подъемом левой стороны края языка вверх. На слух звук воспринимается так же, как звук с.

При звуке ж — та же дефектная артикуляция.


При произнесении звука щ артикуляция близка к артику­ляции звука с.

При звуках пи б происходит сильная утечка воздушной струи в нос, отмечается большое напряжение всех лицевых мышц и губ; крылья носа втягиваются. По звучанию эти звуки приближаются к звуку м лишь с небольшим участием голоса при их произношении.

Звуки х, п, б произносятся с утечкой воздуха через нос.

При звуках г и д корень языка напряжен, кончик его ле­жит на дне рта. Отмечается повышенное напряжение во всех лицевых мышцах, что вызывает нахмуривание бровей.

Звук к артикулируется правильно, но выдох производится через нос, в результате чего слышится лишь короткий носовой выдох.

Звук г артикулируется аналогичным образом. На слух вос­принимается как фрикативный г.

При произнесении звука ц язык находится на дне рта, ана­логично звуку с (см. выше), но выдох укорочен.

Звук л замещается стоном, как при звуке ы.

Звука р — нет; он замещается дефектным звуком л.

Таким образом выявляется включение в артикуляцию всей мимической мускулатуры лица в разнообразных вариантах. Сильный носовой оттенок при произнесении всех звуков.

Обследование речи Саши И. показало, что он своеобразно артикулирует все звуки, но они различаются им между собой, хотя на слух воспринимаются часто как одинаково звучащие.

Обследование звукопроизношения показало, что при реали­зации различных артикуляций органы произношения обнару­жили незначительную подвижность. Дыхание во время речи не всегда осуществляется только через нос. Следовательно, ло­гопед в своей работе по коррекции произношения должен за­планировать развитие подвижности артикуляционного аппарата и улучшение качества движений: снятие и предупреждение по­явления синкинезий в речи; четкую дифференциацию ротового и носового дыхания на базе диафрагмального выдоха; форми­рование правильных артикулем.

В данном случае необходимо также значительное развитие слухового самоконтроля, так как акустическая характеристика звуков однообразна и не имеет четких противопоставлений, но воспринимается говорящим как имеющая многомерные разли­чия.

Наблюдение 2.

Лида Л., 12 лет, с расщелиной твердого и мягкого неба, уче­ница V класса массовой школы.

При обследовании выявлено следующее: Артикуляционный аппарат. Положение языка в

6* 83


покое выгнутое, расслаблены его средние и корневые мышцы. Верхняя губа малоподвижна. По заданию поднимает верхнюю губу с напряжением и одновременно сильно выдвигает вперед нижнюю челюсть.

Звукопроизношение. При произнесении звука а кон­чик языка находится на дне рта на уровне пятого зуба, корень языка сильно приподнят. (Звучание носовое.)

При звуке э — поднимает среднюю часть языка по размеру щели. (Звучание носовое.)

При звуке о местоположение языка то же, но в корневой части увеличен подъем за счет его сужения, губы почти не при­нимают участия в артикуляции звука, звучание носовое.

При звуке у сужение распространяется на весь язык, вслед--ствие чего кончик его приближается к передним зубам; губы округляются активнее, чем при звуке о, звучание носовое. При произнесении возникает попытка к еще большему подъему ши­рокого корня языка; звучание также носовое.

При звуке и ротовая щель сужается, органы произношения располагаются, как при звуке э.

йотированные звуки я, е, ё, ю с сильным носовым оттенком, корневая часть языка выгнута.

При произнесении звука ф язык занимает положение для звука а, при выдохе увеличивается подъем корня языка, что усиливает направление выдыхаемой струи через нос. Звучание носовое.

При произнесении звука в звучание также носовое.

При произнесении звука с корень языка приподнят, кончик его поднимается по направлению к верхним альвеолам, выдох через нос, звучание напоминает храп.

При звуке з кончик языка расположен ближе к верхним альвеолам, корень его приподнят, на фоне носового храпа слы­шится призвук з.

При звуке ш язык с приподнятым корнем, кончик его подни­мается вверх в направлении артикуляции звука ш, но слышится только храп.

При произнесении звука ж образуется звук, близкий к г фрикативному с носовым оттенком.

Звук щ воспроизводится, как звук хь с храпом в нос. Звук х с носовым оттенком.

При произнесении звука п сохраняется положение языка, как для звука а, губы легко смыкаются; звук п не слышен и только движение губ говорит о произнесении его.

При звуке б — артикуляция, как при звуке п, но с незначи­тельным участием голоса.

При произношении звука т положение языка приближенно правильное, но выдыхаемая воздушная струя направляется в нос, и звук не образуется (например, при произнесении сочета­ния ата звучат только гласные).


При попытке произнести звук д возникает звучание, близ­кое к звуку н с незначительным призвуком д.

Вместо звуков к, г девочка производит легкое сокращение правой стороны увули и сопровождает его выдохом в нос.

Звук ц слышится приближенно, но с сильным носовым от­тенком.

При попытке произнести звук ч возникает подъем кончика языка к верхним резцам, но звук получается как храп в нос.

При звуке л язык лежит на дне рта с приподнятым корнем, производится легкое движение губами и возникает носовой фрикативный звук г.

Звук р намечается как одноударный, но в момент обследо­вания звука нет.

Итак, обследование звукопроизношения показало, что в дан­ном случае большинство звуков по артикуляции близко к нор­мальным, но звучание постоянно сопровождается носовым от--тенком. Во время речи у девочки не наблюдается существенной: патологической активности лицевой и мимической мускулату­ры; движения органов артикуляции нарушены лишь в отноше­нии их объема. В логопедической работе необходимо акценти­ровать внимание на правильном дыхании. Формирование арти-кулем вызывает меньше трудностей.

Таким образом, речь Лиды Л. и Саши И. на слух воспри­нималась одинаково, но в артикулировании звуков была суще­ственная разница. Лида Л. для многих звуков образовывала правильный уклад языка и губ (т, д, ш, ж, р, п, б, ц), но в речи у нее не было ни одного полноценного звука, так как отсутст­вовал ротовой выдох. У Саши Н. эти же звуки произносились с неправильным укладом языка и губ.

Логопедическая работа с этими детьми проводилась по еди­ной методике, но акцентировка внимания на отдельные виды работы была различна: в первом случае внимание было уделе­но и формированию артикуляционных укладов, и воспитанию правильного дыхания; во втором — на первом плане была ра­бота над дыханием.

Выводы. При ринолалии необходимо комплексное медико-педагогическое обследование, обеспечивающее анализ дефекта и позволяющее определить пути воздействия на речь ребенка.

При логопедическом обследовании особое внимание уделя­ется строению и деятельности артикуляционного аппарата, а также характеру взаимосвязи всех трех отделов периферичес­кого конца речедвигательного анализатора. Важно вниматель­но изучить особенности дыхания больного.

При обследовании произношения звуков следует отметить особенности артикулем звуков и характер их звучания, а также наличие синкинезий. В карте логопедического обследования должны быть показаны статика и динамика речевого развития ребенка.

S


Таким образом, логопедическое обследование фиксирует са­мые тонкие особенности проявления дефекта и прогнозирует •оптимальные пути и средства его коррекции.

Литература

1. Прав дина О. В. Логопедия. М., 1969.

2. Фролова Л. Е. Опыт ранней диспансеризации детей с
расщелинами челюстно-лицевой области.— В кн.: Врожденные
расщелины верхней губы и неба. М., 1964.

3. Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1952.

Date: 2016-05-17; view: 585; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию