Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В четвертой главе мы будем учиться работать со сновидениями. 3 page





В ходе работы ситуация прояснилась. Он осознал, что ключевой историей из его детства, которая была связана с проблемой, была смерть его брата. Мужчина вспомнил, что когда родители сообщили ему об этой трагедии, то наряду с горем он ощутил необъяснимую радость. Это при том, что он очень любил брата. Далее он вспомнил, что брат долго болел и вся семья занималась только этой проблемой, а он сам был практически пре­­доставлен самому себе и обделен вниманием. Отсюда возникла радость от известия.

Выполняя упражнение, клиент осознал, что он не может дружить под влиянием вины за неискренность в момент смерти брата, то есть он боится показаться неискренним в своих дружеских чувствах — сам себя наказывает за детские чувства. Мужчина даже расплакался, и со слезами вышли его печаль, его чувство вины. Он осознал, что тогда — в детстве — его ребенок был искренен в своих противоречивых чувствах. В противоречие входила лишь общественная мораль. Внутренний ребенок получил прощение, был исцелен. И проблема с друзьями решилась.

 

Дело в том, что каждый раз, когда мы взаимодействуем с кем-то не так, это можно рассматривать как взаимообмен энергий. И это — неправильный обмен. Мы что-то ненужное отдаем другим и забираем у них не менее ненужное. Приведу совсем недавний пример.

У молодого человека существуют проблемы в отношениях с женщинами. В ходе работы он вспоминает ситуа­цию из раннего детства, которая почему-то ему кажется важной. Однажды, когда он играл во дворе, пришли девочки старше его. Сначала они дразнили его, потом засунули под большой деревянный ящик и сели сверху. Дышать он мог свободно, но выбраться ему не давали. Все это продолжалось в течение часа.

Он отлично запомнил эту ситуацию, и на всю жизнь в нем остались гнев, ненависть и отчаяние. Мальчик почувствовал, что женщины его унизили. Он это запомнил и далее, чтобы избежать подобного унижения, начинает совершать определенные поступки: либо становится агрессивным по отношению к женщинам, либо сам унижает их, то есть компенсирует детскую ситуацию. А девочки получили в качестве позитивного отрицательную энергию превосходства над беспомощным ребенком. Это, безусловно, внесло в их последующую жизнь какие-то коррективы.

 

Если вы знаете конкретную ситуацию, в которой произошел неправильный обмен энергиями, то для ее разрешения есть очень простой способ.

 

Я попросил молодого человека вспомнить подробно ситуацию детства, войти в нее и применить определенный способ дыхания. На каждом акте вдоха он произносил: «Я забираю свое», а на каждом акте выдоха: «Я отдаю чужое». Он вспоминал и дышал до того момента, пока не почувствовал, что с ним действительно стало что-то происходить и состояние начало улучшаться. Он почувствовал, что становится уравновешенным, спокойным, и даже начал любоваться этими девочками. Кстати, в этом упражнении еще можно наблюдать и за теми людьми, с которыми вы вступали в неправильные отношения. Например, молодой человек через некоторое время воспоминаний увидел, что эти девочки из резких, неприятных и нахальных стали превращаться в добрых, хороших и отзывчивых. Он начал осознавать, что они жизнерадостные, что это был их способ игры.

 

 

В результате ситуация должна измениться, а все действующие лица наполниться силой и энергией. Важно не прилагать усилий и просто дышать. На перемену ситуации может уйти и пять, и двадцать пять, и три­дцать минут.

В процессе упражнения вы можете почувствовать прилив раздражения к своим оппонентам, вы можете пережить заново весь драматизм ситуации. Однако в результате все равно наступит облегчение, вы почувствуете себя цельным: та энергия, которая направлялась на подпитку «раненого» аспекта (например, ненависти к женщинам), возвращается в сознание, и вы можете ее использовать на благие цели. Это подразумевает, что ваша личная история частично изменится в лучшую сторону.

Выбор наших сексуальных партнеров, мужей и жен тоже связан с нашим детством. Каждый мужчина в близких ему женщинах ищет образ матери, а женщина — отца.

 

Возьмите лист бумаги. Нарисуйте рядом два кружка. В одном пишите: «я», во втором — «Мама» (если читатель — мужчина) или «Папа» (читатель — женщина).

Ниже рисуйте еще два кружка. В первом пишите: «я», во втором — «Моя первая любовь».

Затем — еще два кружка. В первом — «я», во втором — «Мой первый сексуальный партнер».

Еще раз: «я» и «Мой муж» (или «Моя жена»).

Так можете перечислить всех мужчин или женщин, с которыми вас связывали очень близкие отношения. Теперь проведите краткий биографический анализ. Я приве­ду пример, чтобы вам было легче это сделать.

 

На одном из занятий меня долго убеждали, что сходства нет и не может быть. Мы проделали это упражнение, и вот что оказалось. Приведу некоторые чисто биографические факты одного мужчины.

Его мама в три года потеряла отца — его репрессировали. При этом он был по крови больше чем наполовину поляком. У мужчины появилась первая любовь. Они дружили два года, и все это время он был уверен, что отца у девушки нет. На самом деле он был, но сильно пил, практически не бывал дома, и девушка внутренне похоронила его для себя. Кроме того, в ней тоже присутствовала польская кровь. Спустя несколько лет мужчина женился на другой женщине. И оказалось, что отец из их семьи ушел, когда ей было три года. А что касается крови, то у нее даже фамилия была польская. Таким образом, оказалось практически полное совпадение всех женщин. Причем это только на уровне биографических данных, а было еще и совпадение характеров и психологических особенностей, Например, мать очень боялась потерять сына и держала его под постоянным прессом. Девушка тоже боялась его потерять и все ему прощала, была очень кроткой и застенчивой. Жена тоже боялась его потерять и настойчиво им руководила. Кстати, в результате он все равно вернулся к образу матери.

 

Это результат закона сохранения энергии. Человек выходит замуж или женится на энергетической субстанции противоположного пола, которая аналогична субстанции, встреченной этим человеком в самом начале пути, — первым человеком противоположного пола. Для мужчины таким человеком становится мать, для женщины — отец или мужчина, который ее воспитывал.

Создайте модель
«идеальная семья = идеальная личность»

Наверняка, когда вы просматривали свои семилетние циклы, был какой-то момент, который, как вам показалось, был наиболее важным и драматичным в вашей жизни. Обычно его труднее всего вспомнить. Например, вы плохо себя помните с семи до четырнадцати лет. Значит, данный период вытеснен в бессознательное, и возникло блокирование воспоминаний. Соответственно, взаимоотношения в семье именно в этот период и подлежат пристальному изучению.

 

Пожалуйста, вспомните, кто с вами жил в этот период. Исследованию подлежат только ближайшие родственники. Исключение могут составлять, например, двоюродные братья и сестры, которые по какой-либо причине жили с вами.

Оглянитесь по сторонам и найдите для этих членов вашей семьи символический предмет. Это может быть что угодно. При выборе не задумывайтесь, просто блуждайте взглядом по комнате. С чем у вас ассоциируется отец, мать, дедушка, бабушка, сестра, брат? И обязательно найдите предмет для себя. Возьмите эти предметы и положите их на стол. Попробуйте вспомнить, какие группы были в вашей семье, как строились взаимоотношения между различными членами семьи.

Постарайтесь расположить предметы согласно этим зонам притяжения и отталкивания. Допустим, бабушка вас очень любила. Соответственно, положите предмет бабушки рядом со своим овеществлением.

Мама вас тоже любила, но к сестре была более расположена, — поставьте «маму» подальше от себя, но ближе к «сестре».

Папа очень любил маму, а к детям относился немного холодно, — поставьте «папу» поближе к «маме» и подальше от вас с «сестрой».

Дедушка очень любил своего сына — вашего папу. Положите его поближе к «папе».

Теперь посмотрите, что получилось.

Вы видите, что вы и бабушка были несколько автономны по отношению к семье. Сестра тоже несколько отделена, так как связана только с мамой. Дедушка тоже вроде бы оказывается в подобной ситуации...

 

Пока вы двигаете предметы, вы вспоминаете отдельные ситуации и моменты, которые происходили в вашей семье. Одновременно это акт отделения вышей личной истории от вас. Вы начинаете видеть отдельные моменты, которых раньше не замечали. Скажем, вы вдруг сделаете открытие, что сестра была как бы при маме, но одновременно и сама по себе. А вы с бабушкой составляли в семье отдельную партию.

 

Подумайте, а какой в идеале вы хотели бы видеть свою семью? Что вам как маленькому ребенку хотелось бы иметь?

Двигайте предметы, выстраивая новую схему — схему идеальной семьи. К вам придет ощущение этого идеального варианта. Создавая несколько вариантов схемы, вы почувствуете, что именно в такой семье ребенок чувствовал бы себя великолепно.

Но двигайте предметы неторопливо, одновременно наблюдая, что происходит с вами. Если вы будете внимательны, то с удивлением обнаружите, что передвигание предметов внешнего мира приводит к неожиданным ощущениям внутри вашего тела и изменениям внутренних переживаний. Когда же вы достигнете идеальной раскладки, вы почувствуете, что внутри вас что-то переместилось. То, что происходит с вами, в психоанализе называют катарсисом (очищением). Вы смешали внутренние части вас, так как образы «мамы», «папы» и прочих родственников можно рассматривать как части вашей внутренней динамики, как субличности или как «раненые» детские аспекты. Это ваши внутренние папа, мама, дедушка, это проекции вашего сознания, которые сложились в детстве.

 

 

Все это вы делали, чтобы внутри себя создать идеальную семью, с идеальными отношениями между нашими внутренними частями. Внутри нас произошло нечто конструктивное. И это незаметно для нас помогает пересмотреть некоторые жизненные события.

В поисках источника силы

Вы, наверное, знаете, что дети очень любят, когда им читают сказки. И даже замечено, что если ребенок лишен этого, то это неблагоприятно сказывается на его развитии: например, ему не хватает определенного знания жизни. Поэтому взрослым рекомендуется не лишать своих малышей общения со сказкой.

Давайте рассмотрим историю жизненного пути любого человека. Она во многом напоминает по­строение большинства знакомых нам сказок. Причем эта схема подходит и ко всей жизни, и к каждой конкретной ситуации.

Итак, когда-то появился «раненый» аспект. Он развивается в течение всей жизни человека до момента какого-либо драматического события, в результате чего человек осознает его наличие в себе. В последующем либо «раненый» аспект губит своего носителя, либо человек становится сильным и выносит максимальную пользу от этого аспекта.

Взгляните на представленный ниже мифологический круг. (Внутри круга описаны стадии личностной трансформации. Надписи вне круга описывают стадии развития сказок-мифов и историй.)

Каждый из нас обладает собственным мифом или сказкой, и каждый «раненый» аспект проходит по мифологическому кругу.

В любой сказке есть момент рождения. Например, рождается у царя сын. Он растет, но что-то случается в царстве. Скажем, умирает его мать и появляется мачеха, которая создает невыносимые условия для жизни царевича. Однажды он бежит из дома и начинает свое путешествие по жизни. Во время путешествия он встречается с различными помощниками: животными, необычными людьми.

Все это аналогично и нашей жизни, когда мы развиваемся, встречаемся с разными людьми, перенимаем у них какие-то качества или способы отношения к жизни. Они становятся нашими источниками силы, которой мы набираемся.

В сказке царевич может либо двигаться к какой-нибудь цели (например, ему сказали, что в далеком королевстве его ждет прекрасная принцесса), либо просто странствует без всякой цели. Но однажды путник подходит к каким-то вратам, скажем, вратам чужой страны. У них обычно сидит стражник. Это могут быть пес-цербер, другие мифологические животные или просто стражники. Для того чтобы проникнуть в эту страну, а на самом деле в нашей жизни это является нашим внутренним бессознательным, царевич должен использовать силу своих помощников и то, чему он научился в течение пути. Он может подкупить стражника, обмануть его. В конце концов он проникает в эту страну и движется к своей цели.

Если рассматривать всю сказку с точки зрения «ранено­го» аспекта, допустим, чувства обиды, то мы двигаемся по жизни, чему-то учимся, что-то делаем, но все-таки это чувство приводит нас к столкновению с чем-либо во внешнем мире. Обычно при встрече с чем-то неблагоприятным, когда обнажаются наши негативные чувства и ощущения, мы стремимся уйти. Однако это не может продолжаться вечно, и жизнь все равно заставит нас пройти через эти узкие врата и пробраться в область бессознательного.

Для того чтобы достичь цели, например, завладеть девушкой, царевич должен использовать весь наработанный в пути потенциал. Обычно предстоит еще схватка с силами зла.

Если переводить на язык психологических изменений, то речь идет о схватке с собственной тенью — с тем, что мы не осознаем в себе, например, с тем самым чувством обиды. Если мы побеждаем в схватке, используя хитрость, силу, то мы начинаем возвращаться к началу путешествия.

Обычно в сказке силы зла не бывают побеждены сразу, они приходят в себя и кидаются в погоню.

В жизни же человека после того, как наступает понимание, что поступками управляло чувство обиды, когда он пытался уйти, некоторое время есть сила и уверенность. Но впоследствии наступает возврат к прежнему состоянию. Бессознательное пытается заставить человека вернуться к его проблемам.

Во время погони герой сказки обычно использует все оставшиеся атрибуты силы. Елена Премудрая выливает из рукава воду — разливается озеро, которое преграждает путь преследователям, или бросает гребень — вырастает дремучий лес. Герои наконец-то вырываются из чужой страны и возвращаются с победой. Последний момент и является стадией трансформации раненого аспекта и превращения его в источник силы.

Обычно в сказке существует только один мифологический круг. Он завершается священным сочетанием женского и мужского начал, например, свадьбой царевича и принцессы. Отец царевича уже стар, поэтому герой начинает счастливо царствовать.

Так и наш «раненый» аспект. Он появляется в раннем детстве. Затем развивается. Во время кризиса середины жизни (35—45 лет) мы сталкиваемся с множеством подобных аспектов. Переосмысляем жизнь, пытаемся ее изменить. Однако сделать это сложно, потому что наши теневые аспекты бросаются за нами в погоню, пытаются удержать. Они не хотят позволить нам изменяться, так как для личности любые изменения означают смерть и перерождение. Личность — это ложная энергетическая конструкция, которая создана из способов адаптации. С их помощью мы научились выживать в детстве. Можно сказать, что все наши раненые качества — это те самые способы адаптации. В первой половине жизни они срабатывают, но во второй половине мы начинаем понимать: что-то идет не так — и предпринимаем попытки изменений. Если нам удается пройти стадию изменений, то мы начинаем использовать скрытую позитивную сторону любого негативного качества — мы исцеляемся.

Люди, пострадавшие в жизни, становятся мудрыми, так они способны осознавать слабые стороны окружающих людей — они прошли через страдания.

Маски, которые вы надеваете

В каждой ситуации, когда проявляется наш очередной раненый внутренний ребенок, проявляются и наши детские навыки. Они сформировались под влиянием наших родителей и близких людей.

Если человек рассержен, то вы можете уловить его состояние по поведению, а также по определенной маске, которую он надевает. Если же говорить о театрализованных представлениях, то характер героя и его состояние подчеркиваются и определенным костюмом.

Давайте посмотрим, как раненые аспекты проявляются в виде масок и костюмов, постараемся отыскать некоторые маски, которые мы приобрели в жизни и надевая которые реагируем на события. Какие маски нас научили использовать? Они в основе всех основных проблем. Нам вновь понадобится лист бумаги.

Итак, начните осознавать свое дыхание, центрируйтесь. Расслабьтесь. Ощутите в себе детское ожидание сказки. Она начинается...

Представьте, что вы находитесь в костюмерной театра. Там стоит большой-большой сундук, в котором хранятся маски и костюмы театральных персонажей. Подойдите к сундуку и откройте его.

Достаньте маску, которую хотела видеть на вашем лице ваша мама. Попробуйте достать и костюмчик, соответствующий маске. Иногда бывает, что маска и костюм относятся к разным персонажам. Не удивляйтесь — это тоже очень интересно. Попробуйте мысленно надеть их на себя и подвигаться. Как вы себя в них чувствуете?

Запишите все и зарисуйте эту маску. Очень важно, какие характерные черты вы в ней подчеркнете. Если сможете, то нарисуйте и костюмчик. Если эти два предмета подходят друг к другу, расположите их вместе, если нет — нарисуйте отдельно.

Теперь достаньте из сундука маску и костюм, в которых хотел вас видеть ваш отец. Что вы «надевали» на себя, чтобы он чувствовал себя хорошо? Запишите и зарисуйте все. Отметьте, с какого времени вы начали «одеваться» в эту маску и костюм.

Достаньте из сундука те атрибуты, которые вы «надевали», когда чувствовали себя счастливым ребенком. «Наденьте» их на себя. Почувствуйте, что с вами происходит, как вы себя чувствуете. Зарисуйте и запишите.

Теперь очередь маски, которую вы носите сегодня, чтобы выжить в этом мире.

Затем достаньте маску и костюм, которые вы носите перед своим партнером...

Поищите маску для общения с вашим другом... Для сотрудников по работе...

И в самом конце достаньте «дикую» и «энергичную» маску, которая отражает ваши тайные, нереализованные желания и инстинкты.

Теперь у вас есть набор масок и костюмчиков. Одни из них относятся к моменту становления вас. Другие — к современности. Теперь вы можете посмотреть, что получилось: есть ли похожесть того, как вы реагировали в детстве, и того, как вы ведете себя сегодня. Дикая маска — это то, что стремится вырваться наружу, то, что вы в себе подавляете и не используете.

Молодой человек выполнял это упражнение на одной из консультаций. Для мамы он вытащил маску серенького козлика и костюм маркиза из бархата и шелка.

Теперь представьте, что в жизни этого молодого человека возникает фигура, которая ассоциируются у него с матерью, например, начальник на работе. Он начинает ощущать себя перед ними сереньким козликом. При этом костюмчик маркиза, можно предположить, соответствует хорошим манерам, воспитанности, знанию этикета. Для человека было открытием, что на уровне поведения он — маркиз, а внутри — козлик. То есть он — добросовестный человек, который не должен высовываться. Он удобен для всех, особенно для материнских фигур. Им могут управлять, а в некоторых случаях он превращается в козла отпущения.

Для отца он надевал маску наивного негритенка и черный «трудовой» комбинезон. Негров мы всегда немного жалели, считали забитыми и угнетенными, при этом не считали себе равными, как представителей другой расы. Поэтому, возможно, в глазах отца он был изгоем. И при этом отец видел его в будущем рабочим человеком.

Маска, в которой он был счастливым, оказалась маской испуганного, убегающего от предполагаемого врага лисенка, который, однако, идет к своей цели. Причем на рисунке эта маска была искажена болью. Что можно сказать о таком варианте? Фигура лиса — это хитрый герой, который двигается к цели не прямым путем. Это значит, что человек даже в состоянии счастья неискренен сам с собой. Вероятно, когда-то искренние проявления наказывались.

Для своего партнера молодой человек достал маску святой гориллы, то есть в общении со своей подругой на уровне инстинктов он — горилла, а в отношениях он — святой. В общении с другом он надевал маску и костюм писающего мальчика. Как выяснилось, он ставит друга выше себя и ощущает себя по сравнению с ним писающим мальчиком. Перед своими сотрудниками он носит маску упрямого барашка, а костюм — серого старичка. Это говорит само за себя: упертый как баран и лишенный энергии, как старик (интересно, что человеку было чуть более тридцати лет).

В качестве «дикой» маски он вытащил маску мистической рыси. Предполагается, что те качества, которые присущи рыси, просятся выйти наружу. Мистической он назвал рысь потому, что, согласно шаманским преданиям, в каждом из нас есть дух определенного животного, наделенный мистической силой. Можно предположить, что этот источник силы принимает у этого человека образ рыси.

 

Мы начали с простых упражнений — нам было важно узнать, с чего все начиналось. И пришли к пониманию того, что корни всех наших переживаний уходят в нашу раннюю биографию.

Далее мы использовали такие методики, которые помогали нам вспомнить то, что было невозможно вспомнить сразу. Сейчас мы вошли уже в так называемый мифологический уровень восприятия. Эти упражнения дают нам возможность соизмерить себя с течением жизни.

Ваши проблемы и ваши дети

Начнем с самого главного.

Мы повторяем ошибки наших родителей в отношениях со своими детьми.
Мы впитали в себя то, как нас воспитывали,
и переносим это на своих детей.
Причем это делается бессознательно.

Однако довольно часто в юности мы себе говорим: «Я никогда не буду воспитывать своих детей так, как воспитывали меня». Говорить можно что угодно, тем не менее других стереотипов обучения и воспитания у нас нет. И в результате люди либо неосознанно поступают аналогично родителям, либо переходят в другую крайность. Скажем, в детстве человека били, и он никогда не станет бить своих детей. Наоборот, он будет их всячески холить и лелеять без меры. В итоге отпрыски становятся эгоистами, а чтобы как-то пресечь этот эгоизм, родитель вынужден все равно прибегать к силовым методам.

В любом случае для того, чтобы изменить отношения с детьми, требуется пересмотреть собственную историю. И если вы меняетесь, исцеляете своего внутреннего раненого ребенка, то сможете и со своими детьми общаться адекватно.

Если у вас что-то не клеится в отношениях с вашим ребенком, то надо искать причины отнюдь не в нем. Ищите причины в себе. Постарайтесь выйти из порочного круга передачи отрицательного опыта из поколения в поколение.

Следующий аспект, который всегда рассматривается при работе с проблемами взаимоотношений с детьми, — это порядковый номер ребенка в семье.

Если ребенок единственный, то он принимает на себя все внимание родных, он берет на себя весь негативный опыт взаимоотношений родителей и, кроме того, вынужден неосознанно осуществлять в жизни то, чего не смогли достичь его отец и мать, — он выполняет скрытые установки семьи: мечты, желания, надежды и так далее. До 28—30 лет он отрабатывает не свой стиль жизни, не собственное предназначение, а те самые установки. В лучшем случае, став взрослым, он осознает это и начинает перестраиваться. В худшем — с этого времени человек начинает угасать. Между прочим, обычно такие люди быстрее стареют.

Второй ребенок в семье обычно более спокойный. Он более свободен в выборе пути. Чаще всего он более талантлив. Однако если появляется третий ребенок, то у второго развивается так называемый комплекс среднего ребенка. У него возникает проблема со статусом: он не старший, но и не младший. Часто средние дети становятся серыми и невзрачными. Однако хочу повторить, что в каждой конкретной ситуации могут быть свои особенности. Скажем, с первыми двумя детьми все хорошо, а третьего в семье не хотели — ставился во­прос об аборте.

Обычно считается, что мать не может не хотеть ребенка, тем более если он зачат в любви. Однако бывают исключения. Приведу конкретный случай.

Женщина никак не могла родить ребенка. У нее было три попытки, и каждый раз младенец рождался мертвым. В конце концов ей посоветовали обратиться к консультанту, специализирующемуся на работе с беременными.

В ходе работы прояснилась следующая ситуация. У девушки есть в подсознании очень большое чувство вины перед собственной матерью. Дело в том, что каждый раз, читая очередную нотацию, та говорила дочери: «Ты знаешь, как тяжело ты мне досталась, — я шесть часов не могла тебя родить. Это было очень трудно и ужасно!» Интересно, что мать говорила все это, желая искренне подчеркнуть, как она любит свою дочь, сколько сил она приложила, чтобы девочка появилась на свет. Однако детское сердце воспринимало это как укор за страдания.

Девочка подросла, все эти воспоминания ушли в подсо­знание, а обнаружились только во время консультаций и проявили себя ужасом перед родами и ненавистью к своему будущему ребенку. Поэтому на бессознательном уровне молодая женщина делала все, чтобы уничтожить этого ребенка. После цикла консультаций ей удалось нормально родить. Ребенок был, конечно, слабым, но здоровым и нормально развивался в дальнейшем.

 

Следующая проблема — это воспитание усыновленных детей, особенно если сами дети об усыновлении не знают.

Я работал с семьей: мать, отец и сын. На четвертой консультации мать призналась, что сын неродной. При этом еще раньше парень на вопрос, как он чувствует себя в семье, ответил: «Как разведчик во вражеском лагере. Я захожу в комнату. Родители только что явно говорили обо мне. При моем появлении они моментально замолкают и делают вид, что ничего не было. Я чувствую: что-то тут не так». Он ощущал, что родители в чем-то неискренни. Это его выматывало, и поэтому он дрался в школе, хамил учителям — вел себя неадекватно.

Узнав подоплеку, я посоветовал родителям найти умест­ное время и сообщить мальчику правду, причем сделать это как можно быстрее, иначе дальше будет хуже.

Предложение было воспринято в штыки. Родители сказали, что не могут пойти на это, иначе они потеряют сына.

Семья пропала на несколько месяцев. Но потом они пришли на один из семинаров. И я понял, что родители все-таки открылись парню. Он был совсем другим. А мать с отцом рассказали, что они долго готовились и в какой-то момент все рассказали. Сын воспринял все нормально, даже повеселел и сказал, что наконец-то он понял, почему чувствовал себя разведчиком.

 

Надо сказать еще об одном нюансе воспитания — о воспитании дедушками и бабушками. Опыт говорит, что самыми счастливыми являются дети, которых очень любили и которым уделяли массу времени бабушки и дедушки.

Эти дети более энергичны, более жизнерадостны. Дело в том, что они с детства получили внимание старших в семье. Это придало им собственной значимости. Кроме того, бабушки и дедушки уже прожили жизнь и обрели мудрость — они прощают внукам то, что не прощали своим детям. Следовательно, внуки и внучки получают больше любви, что очень важно. И еще: старшее поколение уже на пенсии, оно никуда не спешит, не торопится, поэтому дети получают максимум внимания. Между прочим, если бы взрослые прислушивались бы к ребенку, не думая о работе, хозяйстве и прочих делах, то уже через пять минут он сам бы отвязался от них и, переполненный этим общением, ушел заниматься чем-нибудь своим. Не верите? Попробуйте, только от вас потребуется искреннее, полное внимание. Это практически полумедитативное состояние — вы не долж­ны допускать мыслей о чем-то ином, кроме ребенка.

Заберите из детства лучшее!

Итак, семья, с одной стороны, создает ограничения, а с другой — дает чувство безопасности. Для того чтобы расти, нам нужны эти ограничения. Если бы их не было, то нам бы просто было неизвестно, куда расти.

Допустим, в семье запрещено детям плохо говорить о взрослых. Дети накапливают по этому поводу раздражение, но подчиняются. В последующем, вырастая, они становятся удобными для окружающих, законопослушными, приятными в общении, они всегда позитивны, но на уровне бессознательного нарастает напряжение. Как правило, таких людей используют для того, чтобы плакаться им в жилетку, манипулируют ими.

Именно в этом часто признаются клиенты. И все это — результат семейных ограничений. Раненый ребенок остается внутри и заставляет следовать семейным стереотипам. В жизни взрослых людей напряжение достигает такого уровня, что возникает бунт.

Семья дает нам представление, какими мы можем стать. И все члены семьи являются первыми зеркалами в нашей жизни.

Мы учимся жизни, взаимодействуя с членами нашей семьи, здесь формируется отношение ребенка к жизни, например, через определенные ритуалы.

Допустим, прием пищи. У каждого члена семы есть свое определенное место, а для ребенка его место играет очень большую роль. Попробуйте пересадить его на другое место — он сразу почувствует себя неуютно. Как подается пища: с любовью, с душой, или еда является средством управления другими членами семьи? Разговаривает ли семья за едой, обменивается ли информацией, в какой последовательности высказываются члены семьи?

Другой ритуал связан с болезнью.

У меня была клиентка, которая жаловалась, что с тех пор, как она вышла замуж, у нее начались постоянные головные боли. Мы стали исследовать первопричины. Вообще считается, что болезнь головы — это внутренний конфликт. Человек входит в противоречие с другой частью себя, и это выражается в виде головной боли.

Мы начали выяснять, а хотела ли эта женщина выйти замуж именно за этого мужчину. С этой стороны все оказалось благополучно. А вот при анализе ее семьи и детства оказалось, что брат женщины был очень слабым и постоянно болел. Родители были заняты на работе, и сестре приходилось все детство ухаживать за ним. В конце концов у нее появилось страстное желание вырваться из этого дома, уйти от всех обязанностей. Она рано вышла замуж, и тут начались головные боли.

Date: 2016-05-17; view: 276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию