Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В четвертой главе мы будем учиться работать со сновидениями. 2 page





Уединитесь в укромном месте, там, где вам никто не помешает. Нарисуйте круг и впишите в него вопрос: «Кто я?» Задайте его себе. Нарисуйте лучик от круга и напишите то, что придет в голову. Например: «Я — мужчина». Отвечать следует односложно, одним-двумя словами, и избегать размытых понятий, например: порхающая бабочка над пламенем свечи. Еще раз задайте тот же вопрос. И вновь ответьте. Снова задайте.

Каждый раз, задавая вопрос, активно отправляйте его в глубь себя. Далее переходите в пассивное созерцание, и к вам придет ответ. Я полагаю, что некоторые части вас будут самостоятельно отзываться на этот вопрос.

Если в какой-то момент вы почувствуете, что стало смешно или происходящее стало раздражать своей нудностью и глупостью, то на самом деле это некоторые части вас дают о себе знать. Невзирая на их реакцию, продолжайте. Постепенно вы пройдете некоторое сопротивление внутри вас и сможете, к собственному удивлению, обнаружить очень глубокие слои. В частности, вы обязательно попадете в слой, в котором почувствуете дискомфорт, так как вы перестанете понимать, кто вы, — ответа не будет.

Кроме того, если вы почувствуете внутреннее сопротивление, вы можете усилить вопросы: «Кто же все-таки я?» Или вы можете произносить их вслух, громким голосом, а не мысленно. Можно и модифицировать это упражнение, разнообразить его. Например, вы получаете ответ: «Я — грешник». Задаете вопрос: «А кто во мне грешник?» Следует ответ: «Тот, который врет». — «А кто во мне врет?» — «Тот, который боится быть уверенным». — «А кто боится быть уверенным?» — «Маленький мальчик». — «А кто во мне маленький мальчик?» И так вы разматываете себя все дальше и дальше.

Когда вы задаете вопрос, попробуйте уловить ответ в виде мысленного образа, позвольте ему самому возникнуть в сознании. Затем опишите его на бумаге, укажите, какие чувства в связи с ним возникли и какое он для вас имеет значение.

Это упражнение призвано помочь в развитии самосознания и выявлении своего настоящего «я». Каждый раз, отвечая на вопрос, мы двигаемся к своему глубинному «я». Мы состоим, как луковица, из многих слоев и знакомимся с разными частями себя, с разными ролями, которые привыкли играть в жизни. Имея перед собой список, мы можем представить, из чего мы состоим.

Вернемся к яйцевидной схеме нашей личности. Эта субстанция забита маленькими шариками. Мы называем их субличностями — всеми теми характеристиками, которые собрались у вас в списке ответов. И в каждой конкретной ситуации центр нашего сознания занимает определенный шарик-субличность. Мы пребываем в заблуждении, что эта наша часть и есть все мы. Однако это не так. Когда мы гневаемся, то гневается лишь маленькая часть нас, но не мы целиком...

Более того, эти шарики-субличности существуют попарно и поддерживают между собой связь как внутри вас, так и вовне. Скажем, если вы чувствуете себя жертвой, то обязательно найдется агрессор, который будет воздействовать на вас. И наоборот. Для выравнивания энергетического баланса будет идти постоянное взаимодействие между внутренним и внешним миром.

Очень часто личные отношения строятся на том, что кто-то кого-то использует. Различные книги по парапсихологии забиты примерами энергетического вампиризма. С точки зрения профессиональной психологии вампиров нет. Есть некоторая часть внутри нас, которая позволяет себя использовать. Приведу пример с последнего семинара.

 

Женщина рассказывает, что в фирме есть сотрудница, которая из-за собственной сложной семейной ситуации на работе сбрасывает напряжение: каждое утро начинается с того, что она в мрачном настроении набрасывается на коллег. Большинство сотрудников моментально ставят ее на место, а рассказчица не в состоянии сделать этого: «Я же интеллигентный человек». Мегера этим пользуется и может в течение получаса стоять у ее стола и брюзжать: «Вечно у тебя на столе бардак, все разбросано, пыль не вытерта». Это продолжается до тех пор, пока страдалица не вскакивает и бросается вон из комнаты приходить в себя. Более того, успокоившись, она начинает жалеть обидчицу и оправдывать ее действия тяжелой жизнью.

Женщина ходила на специальные курсы, где экстрасенс сказал, что ее коллега — вампир, и «обрезал» какие-то вампирные нити и каналы. Я спрашиваю: «Помогло?» Якобы частично помогло, но после этого женщина просто стала избегать контактов с обидчицей. Однако это не всегда получается. В процессе работы выяснилось, что она просто в присутствии той женщины чувствует себя маленькой трехлетней девочкой. Дело в том, что ее мама была замотана жизнью, все время занята на работе, с самого детства заставляла все делать по дому. Ребенок, естественно, не мог выполнять это наравне со взрослыми и постоянно выслушивал материнские упреки и нотации.

А сотрудница стала как бы материнской фигурой. И проти­востоять ей мешает не врожденная интеллигент­ность, а детский комплекс подавленности. Надо сказать, что та женщина действительно была и по возрасту старше — произошло полное попадание.

Когда же мы отделили субличность детства и попросили уже взрослую женщину посмотреть на ситуацию со стороны, без детского невротического комплекса, то она разразилась такими нецензурными словами в адрес воображаемой обидчицы, требуя оставить себя в покое, что группа просто онемела.

Проработав субличности жертвы и агрессора, мы до­шли до середины, где женщина заняла новую позицию: с одной стороны, она понимает сотрудницу, ей ее жалко, но, с другой — она говорит: «Ваше место вот там — там и сидите и оставьте меня в покое». Это золотая середина, но, чтобы ее добиться, необходимо подробно исследовать обе противоположности.

 

Теперь надо понять, в чем заключается скрытый потенциал субличностей. Для этого можно использовать упражнение «Восхождение на гору», которое мы уже делали. А можно попробовать и другое, не менее интересное упражнение по отслеживанию субличностей. Его полезно проделывать в конце дня, в процессе просмотра прошедших событий и планирования следующих.

Допустим, с вами что-то произошло, или вы чувствуете, что вели себя неадекватно, или вам кто-то сказал что-то неприятное. Если вы ощущаете дискомфорт, значит, какая-то внутренняя часть активизировалась и с ней надо разобраться. Вспомним вышеизложенное: чтобы чего-то достичь, необходимо растождествиться с этой проблемой.

Уединитесь. Пробуйте увидеть образ этих чувств, этой проблемы. Он может проявиться в виде вас самого в момент переживания отчаяния. Посмотрите на позу, на то, во что вы одеты. Может появиться какой-нибудь символ: каменный цветок или животное.

Иногда это сложно сделать, так как чувства полностью охватывают вас и их никак не отделить. В этом случае постарайтесь увидеть этот образ издалека или представьте, что вы видите его на экране телевизора, который стоит в отдалении. Максимально дистанцируйтесь от проблемы так, чтобы она перестала вас захватывать.

Теперь представьте, что при каждом вдохе вы принимаете боль и страдание этой вашей части, а при каждом выдохе посылаете ей свои поддержку, любовь, сострадание и позитивное разрешение в будущем. В момент принятия вы мысленно отождествляетесь со своим высшим «я». Вы относитесь к образу так, как мать относится к своему ребенку, — с безусловным принятием и любовью.

Проделывайте это в течение нескольких минут. Постепенно вы почувствуете, что с образом и с вами начнет что-то происходить. Наступит облегчение внутри вас, станет легче и образу.

В этом упражнении важны несколько правил: не делайте лишних усилий, дышите как обычно, не всасывайте отрицательную энергию и не посылайте позитивную, как учат парапсихологи.

Это упражнение можно еще и усилить, но для этого придется воспользоваться интуитивно-чувственным восприятием.

 

Итак, вы увидели, что этот образ, например человечек, стал выглядеть получше, распрямился, наполнился силой. Теперь вы представляете себя, скажем, на работе и видите ситуацию со стороны. Человечек приходит туда, разговаривает с коллегами, с начальством — что-то происходит.

Задайте вопрос: «Что я должен сделать, чтобы было хорошо и мне, и окружающим?» Отпустите ситуацию, и вы получите в виде образов ответ-раскладку. Скажем, вы чувствуете, что надо будет проявить веселость. И вы сегодня начинаете говорить себе: «Завтра на переговорах я буду наполнен радостью и весельем».

 

Лучше всего использовать эти упражнения в тех случаях, когда надо получить целостную информацию. Дело в том, что, пытаясь решить проблему рациональным способом, мы начинаем путаться в мыслях. Если же мы концентрируемся на каких-то вопросе или проблеме, то мы постепенно проникаем в их суть. Подобный подход пришел к нам с Востока, где люди за счет концентрации двигаются к сути. Это состояние достигается за счет центрирования — обращенности к центру самого себя. И сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение по достижению этого состояния. Причем оно несколько необычно.

Сядьте удобно, включите расслабляющую музыку. Обратите взор внутрь себя. Желательно прикрыть глаза.

Начните осознавать свое тело. Вспомните, каким оно было, когда вы были совсем маленьким. Оно не умело подниматься. Потом начало ходить. Оно бурно росло. Осознайте свое тело таким, какое оно есть сейчас. Произнесите внутри себя: «У меня есть тело, но я — не только это тело».

Теперь погрузитесь в мир своих чувств, переживаний. Попробуйте вспомнить, каким в детстве был этот мир чувств. Что сейчас для вас значат горе, радость, печаль. Как вы их переживаете. Произнесите: «У меня есть чувства, но я — не только эти чувства».

Ощутите, какой у вас ум. Он быстрый, энергичный, замедленный, плавный? Ощутите энергию своей мысли. Проговорите: «У меня есть ум, но я — не только этот ум. Я есть. Я есть центр чистого сознания. Я есть наблюдающий центр чистого сознания».

Можно еще раз повторить все сначала.

 

Если вы правильно выполнили это упражнение, то почувствуете прилив концентрации и улучшение состояния.

Дело в том, что в обычной жизни у нас и тело, и чувства, и ум живут своей жизнью. Например, есть люди, у которых центр сознания сосредоточен в энергии мысли. Чувства же и ощущения загнаны у них на второй план.

Вы спрашиваете такого человека, как он себя чувствует, а он отвечает: «Думаю, что неплохо». И если вы будете разговаривать с ним на языке эмоций, он вас не поймет. Для него сфера чувств закрыта. Обычно, кстати говоря, этим в большей степени страдают мужчины, они не осознают тех чувств, которые ими управляют. Эмоциональный человек, напротив, живет в мире чувств. Он может завестись от одного слова. Он не приемлет никаких логических вещей.

В средние века языком тела пренебрегали. Идеалом тогда был человек-подвижник, отшельник, находящийся в созерцании, в молитвах. Шли гонения на тело, желания тела подавлялись.

А современные танцы и являются реакцией на подавление тела разумом — они позволяют снимать телес­ное напряжение.

Ваше тело, ваш разум, ваши чувства:
хорошо ли им с таким хозяином?

И тело, и разум, и чувства можно назвать отдельными субличностями. Мы можем исследовать каждую из этих субличностей.

Прежде чем выполнять упражнение, приготовьте пять листочков бумаги. На каждом из них напишите: «Тело», «Чувства», «Ум», «Интуиция», «Наблюдатель». Выполнять это упражнение лучше лежа, но можно и сидя на стуле.

Разложите листочки вокруг себя в произвольном порядке. Мы будем рассматривать те или иные вопросы с позиции наблюдателя или, например, тела. И вам придется перемещаться на место того или иного листочка — перемещать стул или перекатываться по полу, ложась на место определенного листочка. Важно перемещаться не мысленно, а именно в пространстве, потому что мы будем с позиции пяти крупных субличностей рассматривать, как мы относимся к жизни. Физическое переме­щение очень важно, так как в его процессе вы сможете отделить себя от определенного внутреннего опыта и освобождать себя для последующего.

После каждого наблюдения вы будете возвращаться в позицию наблюдателя и делать записи. Это упражнение будет иметь два уровня: процесс изучения, при котором вы будете перемещаться и чувствовать, что происходит, и процесс заземления, когда вы будете эти ощущения записывать.

Если вы выполняете упражнение лежа, то вы можете придавать телу ту позу, которая более соответствует вашим ощущениям. Важно делать его не торопясь, погружаясь в созерцание, и важно записывать все ощущения, возвращаясь в позицию наблюдателя. Только в этом случае вы получите конкретную картинку. Пребывание в каждой позиции должно занимать не менее пяти минут.

Итак, в положении сидя или лежа займите позицию наблюдателя. Начните осознавать свое дыхание. Центрируйтесь. В позиции наблюдателя соприкоснитесь с энергией своей жизни. Почувствуйте свою жизнь потоком, который течет откуда-то и куда-то. Осознайте себя в данное мгновение вашей жизни. Сейчас вы предпринимаете некое внутреннее путешествие и будете искать ответы на многочисленные внутренние вопросы. В позиции наблюдателя активизируйте беспристрастность к тому, что будет происходить дальше. Вы — центр вашего чистого сознания. Вы — центр вашего внутреннего «я», который с безусловным принятием относится к различным проявлениям вашей личности. Вы — та часть, которая имеет отношение к вашему духу. Вы будете перемещаться в различные позиции — тела, ума, — рассматривайте данные позиции как транспортные средства вашей души. Вы — в позиции наблюдателя, и у вас есть большое желание проникнуть в суть вашей жизни.

Переместитесь в позицию тела. Вместе со стулом или просто перекатитесь по полу. Примите ту позу, которую, как вам кажется, важно принять, чтобы именно тело думало о вашей жизни. Вы находитесь в потоке вашей жизни и осознаете ее с позиции вашего тела. Как вам кажется, что тело думает о вашей жизни? Нравится ли вашему телу, как вы относитесь к нему? Нравится ли вашему телу то, как вы едите, и то, что вы едите? Уделяете ли вы внимание движению тела? Ухаживаете ли вы за своим телом? Что ваше тело думает и чувствует по поводу того, как вы о нем заботитесь? Чувствуете ли вы как тело, что ваш носитель вами поддерживается?

Что вы как тело хотели бы получить в этой жизни? Чего вам недостает? Чего бы вам хотелось попросить у вашего хозяина? Если бы у вас была возможность изменить ваши отношения с хозяином, то чего вы бы хотели? Как должно измениться отношение вашего хозяина к вам, чтобы вы могли действовать максимально в его интересах? Попробуйте работать с образами, ощущениями. В течение последующих пяти минут попробуйте побыть с этими вопросами.

Вернитесь в позицию наблюдателя. Постарайтесь записать или даже зарисовать те образы и ощущения, которые пришли к вам, даже если они не были поняты.

Переместитесь в позицию чувств. Станьте вашими чувствами. Примите соответствующую позу. Попробуйте ощутить, кем вы себя чувствуете в жизни вашего хозяина: соратником, рабом, козлом отпущения. Что бы вам хотелось изменить? Каким образом можно подружиться с вашим хозяином? Как надо изменить его отношение к вам, чтобы вы могли максимально позитивно вносить свой вклад в его жизнь? В течение пяти минут побудьте с этими вопросами.

Вернитесь в позицию наблюдателя. Запишите и зарисуйте то, что пришло к вам.

Переместитесь в позицию ума. Примите соответствующую позу.

Как вы теперь ощущаете себя в жизни этого человека? Как вас используют? Имеете ли вы возможность быть полезным этому человеку? Что вам мешает? Есть ли у вас потенциал развития? Как вы сами хотите развиваться, чтобы принести пользу этому человеку? Побудьте в этом положении пять минут и переместитесь в позицию наблюдателя. Проделайте то же, что и ранее.

Перед тем как переместиться в следующую позицию, пожалуйста, растождествитесь с предыдущим материалом, отделите себя от него. Пусть он останется только на бумаге.

Переместитесь в позицию интуиции. Насколько ваша интуиция представлена в вашей жизни? Используется ли она? Через что используется ваша интуиция? В ней больше ума? Или больше чувств? Через что вы как интуиция представлены меньше всего? Каким образом вас можно усилить? С точки зрения интуиции найдите образ человека, который наиболее духовен, целеустремлен.

Когда этот образ будет найден, переместитесь в позицию наблюдателя и постарайтесь этот образ описать или зарисовать.

 

Если вы проявили уважение к самому себе и этому упражнению, то у вас была отличная возможность посмотреть на свое отношение к жизни. Многие позиции могли быть неожиданными, например, в связи с телом или чувствами. Новый целостный образ себя, вероятно, тоже имел неожиданные штрихи.

 

На одном из семинаров молодой человек увидел будущий образ себя в виде веселого, энергичного зайца, который сидел у капусты и весело шевелил ушами. Что означал этот заяц, было непонятно. При этом человек собирался начать очередной бизнес-проект.

Я спросил, что у него связано в жизни с зайцами. Не­ожиданно всплыла история. Он долгое время служил в милиции. Но в какой-то момент понял, что это не его сфера деятельности, в милицию он попал под влиянием семьи. Однако увольняться было страшно, было непонятно, как жить вне этого. Кроме того, ранее он профессионально занимался спортом и часто бегал в лесу. Однажды он выбежал на опушку леса, на которой сидел старый заяц. Животное смотрело абсолютно по-доброму и ничуть не боялось. Милиционер остановился, потом не нашел ничего лучшего, как поднять палку и помахать в сторону зайца. Тот отпрыгнул в сторону и вновь уставился на человека. Этот поступок зайца произвел впечатление — молодой человек почувствовал спокойствие и вдруг понял, что сейчас он вернется домой, переоденется, пойдет на службу и спокойно напишет заявление об увольнении. В ходе дальнейшей работы клиент вспомнил еще несколько случаев, когда в важные моменты своей жизни он встречал зайцев: в лесу, на картинках, в кино. И все разложилось по полочкам. С точки зрения тела это был бодрый, энергичный заяц. С точки зрения чувств это был веселый и легкий на подъем заяц. А о мысленной сфере говорили уши зайца, которые шевелились активно и невпопад, как антенны, улавливающие интуитивные посылы.

Если вы видите образ, который непонятен вам, то постарайтесь почувствовать, что он значит для вас: веселит он вас, бодрит или угнетает. Что я могу сделать, чтобы качества, которые заложены в этом образе, появились в моей жизни? Скажем, исходя из вышеназванного примера, человек должен был бегать как заяц, чувствовать то, что чувствует заяц рядом с полем колхозной капусты, и шевелить ушами, как антеннами, улавливая любые незначительные сигналы.

 

¿ Подведем итоги.

Вы начали исследовать себя, познакомились с теорией психосинтеза, с некоторыми техниками работы над собой. Выполняя упражнения, вы создавали условия для соприкосновения с потоком своей жизни. Выполнив последнее упражнение, вы получили образ своего целостного развития.

Если вы правильно и добросовестно делали все упражнения, то, как я уже говорил, процесс изменений уже начался. Пожалуйста, вспомните первые упражнения, которые мы делали. Соотнесите тот опыт с результатами последних упражнений. Посмотрите, есть ли какие-либо новые факты, новые образы, которые дают силы для продвижения к будущему. Если вы забыли результаты самых первых упражнений, то вернитесь к ним и проделайте с тем опытом, который у вас уже существует. Лучше всего выполнить все упражнения этой главы еще раз, чтобы подготовиться к следующим.

Глава 2

ЯКОРЯ НАШЕГО ДЕТСТВА

 

Найдите корни сегодняшних проблем в своем прошлом

Давайте для начала проверим предположение, что все наши проблемы от бедности, но не материальной, а душевной.

Как мы говорили, при анализе нашего низшего бессознательного очень часто приходится погружаться в воспоминания — разбирать биографический слой психики. И особенно важно работать с ранними воспоминаниями.

сейчас я предлагаю вам поставить перед собой прагматический и конкретный вопрос: «Что вы в данный момент желаете?Какую трудность испытываете? Есть ли что-то, что вам мешает достичь сокровенной цели?» Имейте в виду: люди, у которых нет сложностей в жизни, на этой земле еще не рождались.

Сконцентрируйтесь на том, что в данный момент является для вас неразрешимой проблемой.

Вспомните, как мы центрировались в прошлой части книги, и начните осознавать себя. И теперь пусть к вам придет наиболее раннее воспоминание, которое каким-либо образом ассоциируется с той трудностью, которая есть сейчас. При этом старайтесь не напрягаться, а просто позвольте этому воспоминанию проявиться внутри вас.

Теперь запишите на бумаге свою проблему, для того чтобы растождествиться с ней. А на другом листочке отобразите свое детское воспоминание. Сопоставьте эти две записи. Посмотрите, нет ли во втором варианте корней сегодняшних чувств и переживаний.

Итак, мы уходим в прошлое. Ищем корни сегодняшней проблемы. Там всегда есть страх. И ищем пути ухода от проблемы. Возвращаемся в современность и накладываем ту ситуацию на нынешнюю. И понимаем, как можно решить сегодняшние трудности.

 

Представьте молодого человека, который осознает, что предстоящее дело будет успешным. Однако тянет до последнего с участием в нем и соглашается тогда, когда уже поздно — нашли другого компаньона.

Он вспоминает ситуацию из детства, но говорит, что она не имеет никакого отношения к сегодняшней. Оказывается, в четыре года он услышал, как старший брат договаривался со своим приятелем пойти к тому домой и поесть пирожков.

Младшего никто брать с собой не собирался — его хотели оставить во дворе. Старшие друзья уже зашли за сарай, когда обиженный сорванец взял булыжник и начал прикидывать: «Если я кину его через крышу, то кому-нибудь в голову попаду точно. Только брата жалко. Так что...» И кинул, через мгновение раздался вопль раненого. И из-за угла сарая выбежал брат, поддерживая окровавленного друга. Побежали его перевязывать. Пока оказывали помощь, пирожки террорист все слопал. Правда, получил потом по первое число — очень сурово.

В результате работы выясняется, что у человека отлично развита интуиция — попробуйте попасть в цель, не видя ее. Эта интуиция действует и сегодня в бизнесе. Но в детстве появилась боязнь этого чувства — записалась установка: «Если я действую согласно интуиции, то я наношу вред другим людям». Это стало блоком для всех последующих действий.

Каков ваш жизненный типаж:
колобок или Анна Каренина?

У Юнга есть понятие «золотой», или «божественный», ребенок.

В идеале каждый из нас — это задорный, целостный ребенок со всеми его лучшими качествами. Но когда мы получаем какой-либо травматический опыт в детстве, у нас формируются «раненые» аспекты личности или субличности. Поэтому можно сказать, что все мы состоим из толпы раненых детей внутри нас.

Случалось ли вам замечать, общаясь с взрослыми людьми, что они ведут себя как обиженные или жадные дети? Это и есть проявление «раненых» аспектов.

Сейчас я хочу предложить вам медитативное упражнение, которое позволит вам исследовать свои «раненые» аспекты.

 

Разбейте вашу жизнь на отрезки по семь лет: от 0 до 7, от 7 до 14 и так далее до настоящего времени. Теперь вспомните себя в какой-то момент первого семилетнего цикла. Ощутите поток своей жизни в это время. Начните перемещаться по этому циклу и попробуйте интуитивно почувствовать какие-либо ключевые события вашей жизни. Что вы чувствуете в это время в себе? Какой вы — холодный, голодный, опечаленный, раздраженный, веселый?

Найдите несколько ключевых слов, которые опишут ваше состояние. Найдите ключевое слово, которое описывает ваше отношение к матери, к отцу, может быть, вы ходили в детский сад. Как дети в вашей группе относились к вам? Найдите несколько ключевых слов для характеристики этих отношений. Любили? Дразнили? Кем вы чувствовали себя в детском коллективе? Вспомните какие-то эпизоды, связанные с вашими воспитателями.

Обратимся к следующему семилетнему циклу. Вы пошли в школу. Вы и ваш класс... Ваши друзья... Ваши учителя...

Следующий цикл. Вы уже заканчиваете школу... Поступаете в институт... Идете работать... Каково ваше отношение к родителям? Друзьям?

Таким образом мы описываем все последующие отрезки жизни. Получаем определенную картинку воспоминаний. Запишите все подробно. Теперь можно сделать перерыв — пойти выпить кофе, посмотреть телевизор — необходимо растождествиться с этим материалом.

Вернитесь, еще раз прочтите. Посмотрите, есть ли какая-то общая неприятная тема, которая красной нитью проходит через всю эту историю? Если бы вам пришлось пересказать историю жизни этого человека, основываясь на проблемных фрагментах воспоминаний, что бы вы сказали об этом человеке? Каков его сценарий жизни? Как вам кажется, на какого персонажа из книг или фильмов он похож?

Допустим, вам кажется, что все это похоже на трагическую историю Анны Карениной. Замечательно. Главное, помните, чем она закончилась. А кто-то может сказать: «Я — колобок. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». Но колобок тоже закончил плохо. И вы должны помнить, что вам надо избегать излишне льстивых и хитрых людей. Вы получаете указания, в какие моменты вам надо быть особенно осмотрительным.

 

Основной проблемный жизненный типаж, который проявляется в ролях, например, колобка или Анны Карениной, в течение жизни человека меняется очень медленно. Если вы находитесь в первой половине жизни — до 35—40 лет, то, скорее всего, вы будете четко следовать этой роли. И вам будет полезно знать особенно­сти и опасности этого типажа, чтобы избегать неблаго­приятных обстоятельств. Во второй половине жизни личностный типаж может меняться. И смена типажей происходит во время кризиса середины жизни — от 35до 45 лет.

Возьмем, к примеру, историю колобка. Она началась с того, что героя испекли. Соответственно, и внутренний, раненый ребенок был когда-то кем-то создан. И он имеет свою внутреннюю, иногда скрытую динамику развития, проявляется при каких-то обстоятельствах, иногда незаметен. Но заставляет жизнь течь по определенным законам. В любой трудности, с которой вы сталкиваетесь, есть этот «колобок», но сформирован образ еще в детстве. Зная о таком герое внутри себя, вы можете угадывать и предвосхищать его появление. Однако у каждого такого типажа есть сильная сторона. Так, если этот раненый ребенок — самодовольный колобок, то он может принести неприятности, но он воплощает в себе и определенную степень весело­сти, легкого отношения к жизни. И эти качества можно с успехом использовать.

Надо найти истоки «раненого» аспекта, переместиться в то время, побыть в этом состоянии, прочувствовать все происходившее тогда. Причем бывает полез­но посмотреть на ситуацию не только глазами собственного травматического опыта. Вспомните историю мальчика, который стал бояться своей интуиции. Можно было взглянуть на случившееся глазами парня, которому был нанесен урон. Или — старшего брата. Это даст возможность осознать ситуацию целиком.

При совершении подобных поступков и ошибок в жизни у нас появляется масса разнообразных чувств, например, вины. Просмотрев ситуацию и «прощупав» ее с разных сторон, можно неожиданно открыть для себя, что эти чувства были напрасными и несвоевременными.

При просмотре той или иной ситуации — а делать это надо до тех пор, пока не перестанут проявляться чувства вины, огорчения, разочарования, — мы на самом деле возвращаем обратно энергию, которая ушла на подпитку этих негативных ощущений. Она становится достоянием нашего сознания. Если раньше тот парень с хорошо развитой интуицией боялся ее применять для дела, то теперь он может начать ее использовать. Конечно, глобальные изменения происходят довольно медленно. Допустим, человек говорит себе: «Завтра я начну доверять своей интуиции и сделаю с ее помощью это и это». Пусть не все, но что-то он совершает. И изменения начинаются.

Очень важно каждый раз при позитивном разрешении вопроса, когда приходится пересиливать себя, делать себе какие-нибудь маленькие подарки: купить что-нибудь или сходить в ресторан.

Переписывая личную историю

Давайте выполним упражнение, которое поможет разрешить давнюю проблему. Назовем его «Прощение». Этот способ особенно полезен в случаях, которые связаны с увечьем, гибелью человека.

Уединитесь. Из списка семилетних отрезков времени выберите какой-нибудь один эпизод, который, на ваш взгляд, важен для сегодняшнего момента жизни.

Представьте, что вы вернулись в то время и пребываете в нем.

Допустим, что вы — тот самый молодой человек с камнем — возвращаетесь к сараю. Вы бросаете камень, и из-за угла выбегает брат, поддерживая друга с пробитой головой. Вы вступаете в мысленный диалог с по­страдавшим, объясняя ему, почему вы так поступили: вам очень хотелось отведать пирожков. И когда вас отвергли, то появились гнев и досада.

Позвольте образу раненого парня высказать вам все, что он думает. Примите боль и страдание этого человека в той ситуации. Попросите прощения. Находитесь во взаимодействии с этим образом до тех пор, пока не почувствуете, что прощение наступает.

Лучше, если в это время вы будете использовать технику дыхания, о которой уже говорилось. На каждом акте вдоха вы будете принимать боль и страдание человека. На каждом акте выдоха вы посылаете к нему просьбу о прощении, понимая: то, что произошло между вами, было космической игрой судьбы. Раз это случилось с ним, значит, это было важным и для его жизни.

 

У одного моего клиента не было друзей. Друзьями ведь обычно становятся ровесники, а клиент подсознательно избегал общения с людьми одного с собой возраста. И от этого он очень страдал.

Date: 2016-05-17; view: 216; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию