Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совместное предприятие 2 page





В предотвращении и своевременном разрежении конфликтов большую роль играет социальная поли­тика, проводимая государством, опирающимся на развитое гражданское общество, на авторитет его выдающихся представителей.

Социальная мобильность (от фр. mobile — подвиж­ный) — любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы. Различают горизонтальную и верти­кальную социальную мобильность. Горизонтальная мо­бильность предполагает передвижение на одном и том же уров­не (переход из одной школы в другую, с одного предприятия на другое). Вертикальная мобильность связана с изменением социального статуса. Это может быть как социальное вос­хождение (рабочий становится мастером, начальником цеха, ди­ректором завода), так и социальный спуск (бригадир становится рядовым членом бригады).

Социальное неравенство — специфическая форма со­циального различия, которое характеризуется неравномерным распределением доходов, власти, образования, престижа меж­ду различными стратами, слоями населения. Отдельные лично­сти, социальные слои, классы находятся на разных ступенях социальной иерархии (см. Социальная стратификация), об­ладают неравными возможностями удовлетворения своих жиз­ненных потребностей.

Социальная (общественная) норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — установленные в об­ществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения лю­дей. С помощью норм к людям предъявляются требования, кото­рым должно соответствовать их поведение. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Нормы вырабатываются обществом и отражают господствующие в нем представления о допустимом и недопустимом, желательном и нежелательном поведении людей.

Выполнение социальных норм обеспечивается внутренним убеждением, нравственными принципами людей либо силой общественной привычки.

Выделяют следующие виды социальных норм:.

• нормы морали, которые выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.;

• традиции и обычаи, в которых выражаются исторически сложившиеся правила поведения людей, вошедшие в привычку в результате частого повторения;.;.-..

• религиозные нормы, к которым относят правила поведе­ния, содержащиеся в текстах священных книг либо установлен­ные церковью;

• политические нормы, регулирующие политическую дея­тельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами и государством;

правовые нормы, которые закрепляются в законах, из­даваемых государством, и четко определяют границы поведения и наказания за нарушение закона;

• эстетические нормы не носят категорического характера и закрепляют представления о прекрасном не только в художе­ственном творчестве, но и в поведении людей в быту и на про­изводстве.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные сложив­шимися общественными отношениями и являющи­еся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, прелом­ляясь через общественное сознание, они затем за­крепляются и воспроизводятся в необходимых обще­ству отношениях и актах. Выделяют пять разновид­ностей социальных норм: нормы морали, нормы обы­чаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Социальные нормы определяют границы допустимо­го поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Соблюдение соци­альных норм обычно обеспечивается внутренним убеждением людей либо путем применения к ним социальных санкций (социальных поощрений и со­циальных наказаний).

Социальная общность — разнообразные совокупности (союзы, объединения) людей, отличающиеся друг от друга коли­чественным составом, временем существования, а также разной степенью организованности и сплоченности.

Социальная общность формируется на основе одинаковых условий жизни образующих ее людей. Она может складываться на основе участия в общественном производстве (производствен­ный коллектив, общественный класс, социально-профессиональ­ная группа); этнической принадлежности (народность, нация), естественно-демографических признаков (пол, возраст). Выра­батываются единые нормы и правила поведения, формируются общие черты массового сознания, культуры, образа жизни и ценностного отношения, высшим выражением чего являются общие интересы.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - социальные группы с внутренней иерархией статусов, системой управле­ния, четким разделением труда, нормативной регуля­цией поведения и системой социального контроля (армия, политическая партия, система среднего обра­зования, правительство, налоговая инспекция,— ком­мунальное хозяйство, коллектив предприятия и т. д.).

Социальное познание — один из видов познавательной деятельности (см. Чувственное познание, Рациональное познание); его отличительная особенность — совпадение субъекта и объекта познания, которыми являются люди, состав­ляющие общество и постигающие его закономерности. В каче­стве объекта социального познания здесь выступает деятель­ность самих людей — субъектов познания. В процессе социаль­ного познания общество познает себя. Поскольку получаемое социальное знание всегда связано с интересами, убеждениями, ценностями и пристрастиями индивидов — субъектов позна­ния, постольку оно всегда носит оценочный характер; в соци­альном познании сильно ощущается личностный фактор. Соци­альная действительность, являющаяся источником получения знаний об обществе, отличается сложностью своей структуры и скоротечностью происходящих в ней процессов и явлений. К тому же направленность и результаты социального познания непосредственно затрагивают коренные интересы различных со­циальных групп и отдельных личностей. В социальном позна­нии весьма ограничены возможности проведения эксперимен­тальных исследований.

Достижениями в социальном познании обыкновенно явля­ются оценочные суждения, гипотезы и теории. Их подтверждает {или опровергает) ход общественной жизни.

Социальное прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) — в широком смысле — научно обоснованное суждение о возможном состоянии того или иного явления в будущем и (или) альтернативных путях и сроках осу­ществления этих состояний; в узком смысле — прогнозирова­ние отдельных областей, сфер общественной жизни, например: социально-экономическое (перспективы развития экономичес­ких отношений); социально-географическое (перспективы даль­нейшего освоения земной поверхности); социально-экологичес­кое (перспективы сохранения равновесия между состоянием при­родной среды и жизнедеятельности общества); демографичес­кое (рост населения, изменение половозрастной структуры, миграция населения); образовательно-педагогическое (развитие системы образования и воспитания, подготовка кадров для уч­реждений народного образования).

Социальная роль — совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определен­ное положение (статус) в данном обществе. Роли определя­ются ожиданиями людей. В нашем обществе (и большинстве других) укоренились представления о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять пору­ченную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если кто-то «не выполняет» своих ролей в соответ­ствии с нашими ожиданиями, мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются.

Усвоить (принять) социальную роль — означает дать ейсобственное, индивидуальное определение, оценить и вырабо­тать личное отношение к социальной позиции. Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. В ходе этого усвоения социальных ролей принятые социальные нормы оцениваются через установки, убеждения, принципы, разделяе­мые индивидом. Общество навязывает индивиду социальную роль, но ее принятие, исполнение либо отвержение всегда но­сит личностную окраску, накладывает отпечаток на реальное по­ведение человека.

Каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций. Например, инженер, работая на производ­стве, выступает в роли труженика, в семье — он семьянин, а в магазине — потребитель. Между ролями может возникнуть конфликт — ролевой конфликт. Если мать наказывает сына, запретив ему встречу с друзьями, отцу может показаться, что наказание слишком сурово. Отсюда для отца возникает дилемма (затруднительный выбор): исполняя роль мужа, он должен под­держивать решения своей жены, но, как отец, он должен вклю­читься в воспитательный процесс.

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой nfacio — делаю) — социальное различие, неравенство и в со­ответствии с этим положение людей в социальной структуре на основе четырех критериев: размера доходов, уровня образования, доступа к власти, престижа про­фессии. Представители одной страты (слоя) обычно обладают схожими жизненными возможностями и жизненными стилями и могут обладать коллективной идентичностью, чем и отличаются от представителей других страт. Выделяют следующие страты в современных обществах: ^социальная элита (президен­ты, премьер-министры и другие политические лидеры, крупные бизнесмены, наиболее влиятельные представители творческой интеллигенции); 2) слой профессионалов (ученые, пи­сатели, художники, врачи, юристы, преподаватели, средние и мелкие бизнесмены, высококвалифицированные рабочие); 3) квалифицированные рабочие (фабрик, заводов, стро­ительных фирм, сельскохозяйственных предприятий, сферы ус­луг и т. д. с постоянной и надежной работой); ^неквалифи­цированные рабочие. Кроме этого, нижнюю ступень занимают безработные, неимущие люди с доходом на грани или за гранью бедности, бродяги, нищие, уголовные элементы.

Основы современного подхода к изучению социальной стра­тификации были заложены немецким социологом, историком, экономистом и юристом Максом Вебером (1864—1920). Тер­мин «стратификация» позаимствован из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживае­мые при разрезе. Стратификация — определенный срез социальной структуры общества, или те­оретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни одни люди не стоят под другими.

Стратификационный подход нередко противопоставляют марксистскому учению о классах. Но классовое деление пред­ставляет частный случай социальной стратификации, где при­надлежность к социальным группам определяется экономичес­ким положением людей на основе отношений собственности на средства производства (капиталист, наемный рабочий) (см. Социальное неравенство, Социальная мобильность).

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ — значимость, привлека­тельность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей, социаль­ному положению индивидов, их профессии, мораль­но-психологическим качествам, физическим досто­инствам, а также социальным группам, институтам и организациям в целом.

Перераспределению социального престижа в огром­ной степени способствуют средства массовой инфор­мации, которые часто это делают в интересах и под контролем различных элитарных группировок.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вер­шинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Эти достижения, несомненно, способствовали и способствуют прира­щению как внутренней, так и внешней свободы чело­века (социальный прогресс — это движение от несво­боды к свободе), возрастанию его ответственности, навыков индивидуальной и групповой самоорганизации. К современным критериям социального прогресса относят не только уровень развития науки, техники, технологий, но и среднюю продолжительность и уро­вень жизни людей, их здоровье, участие в обществен­ной деятельности, доступ к социальным благам, уро­вень гуманизации общественного сознания. Социальный прогресс надо понимать отнюдь не как поступательное движение от низшего к высшему, но как процесс противоречивый: то эволюционный, то скачкообразный с локальными, регрессивными из­менениями как в отдельных сферах жизни, так и в отдельных регионах страны и планеты. Кроме того, надо учитывать, что социальное развитие происходит в соответствии с законом «уплотнения исторического времени», а народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.

Социальный статус — позиция индивида в группе или обще­стве.

Социальный статус (от лат. status — состояние, поло­жение) — место (позиция) индивида или группы в социальной структуре общества, определяемое социальными признака­ми (экономическое положение, профессия, квалификация, об­разование), природными признаками (пол, возраст), а также престижем, авторитетом и ролью в структуре власти. Он пред­полагает совокупность некоторых прав и обязанностей индиви­да или социальной группы, которые связаны с выполнением соответствующих социальных функций (социальных ролей) (см. Социальная роль).

Каждый человек выполняет множество ролей в обществе. Например, женщина может быть женой, матерью, учительни­цей, музыкантом, членом профсоюза, избирателем. Среди груп­пы статусов выделяется главный — наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди. Главный статус чаще всего определяется местом работы, характером деятельности (директор, профессор, инженер, школь­ник и т. п.).

Различают предписанный статус и статус достигну­тый. Предписанный — статус, получаемый на основе при­надлежности к социальной группе и определяющийся обществен­ным положением, унаследованным от родителей. Достигну­тый — это статус, приобретаемый индивидом благодаря его

собственным усилиям и требующий от него определенных инди­видуальных способностей, знаний, труда, квалификации, обра­зования и т. д.

Социальный статус, хотя и связан с оценкой положения индивида или социальной группы («ниже», «выше» по уваже­нию, привлекательности), однако не определяется произвольно. Кто имеет более высокий статус — профессор университета или главарь мафии — зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей, от культуры конкретного общества.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - положение человека в об­ществе, которое он занимает как представитель какой-либо социальной группы (военный, чиновник, про­фессор, рабочий, студент, пенсионер, мусульманин, домохозяйка, телохранитель, калужанин, узбек и т. д.); положение личности или социальной группы, свя­занное с определенной совокупностью прав и обя­занностей, соответствующих тем или иным социаль­ным ролям. Социальный статус — интегративный (обобщающий) показатель, охватывающий профес­сию, экономические и политические возможности, доходы, возраст и т. д., по сути дела — это ступенька социальной лестницы. Социальные статусы бывают предписанные, достигаемые и смешанные. К первой группе относятся статусы, предоставляемые индивиду в силу его сословной, классовой, национальной, родственной и иной принадлежности (ха­рактерны для доиндустриальных, традиционных об­ществ). Ко второй группе относятся статусы, занима­емые благодаря личным свойствам и качествам индивида, т. е. благодаря личным усилиям, свободно­му выбору профессии, образованию, деятельности, приносящей доход, профессиональному совершенст­вованию, политической деятельности, духовному влиянию на людей и т. д.

С точки зрения общественного блага, оптимальным является приобретение статуса через достижение, поскольку ориентация человека на более высокий социальный статус стимулирует его социальную активность, а это, в свою очередь, обеспечивает общую динамику развития общества. Тем не менее и в индустриальных обществах существует статусное продвижение по предписанию (напр., дети устраива­ются в престижные вузы или занимают высокоопла­чиваемые должности благодаря авторитету, связям, финансовым средствам родителей, родственников). Тот или иной статус важно определять, потому что он объясняет, почему человек поступил так, а не иначе. Когда говорят «положение обязывает», то подразуме­вают, что форму и способ поведения определяют не только (и не столько) личные качества человека, сколько занимаемое им положение, насколько оно престижно, значимо.

Функции статусных символов выполняют внешние знаки отличия (в армии, милиции и т. д. они весьма четко определены). Страты и статусы гражданского населения можно приблизительно определить по стилю одежды, атрибутике, жилью, манере поведения, жестам, языку. Существуют и более тоньше статусные характеристики, например круг чтения, меломанские пристрастия, характер досуга, хобби и пр. Статусные символы, права, обязанности и социальная роль создают статусный образ — имидж. Имидж — совокупность представлений, сложившихся в обще­ственном мнении о том, как должен вести себя че­ловек в соответствии со своим статусом, как соот­носятся между собой права и обязанности в данном статусе.

Социальная структура общества (от лат. struct ига — строение, расположение, порядок) — структура общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих со­циальных групп. Эти группы различают по их положению в обществе, по доступу к таким социальным благам, как деньги. власть, престиж.

Существует мнение, что социальная структура общества — это различные виды социальных общностей и отношения между ними: социально-классовые, социально-демографические, социально-этнические, социально-духовные. Люди не полнос­тью свободны в выборе своих действий, они ограничены соци­альным миром, в котором они живут, и социальными отношени­ями, в которые вступают друг с другом. Другое мнение состоит в том, что социальная структура общества — это только соци­ально-классовые общности и отношения между ними. Соци­альная структура отражает сложную картину социального нера­венства между общественными классами. В современной соци­ологии понятие «страта» используется чаще, чем понятие «класс» (см. Социальная стратификация.)

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ — относительно небольшие, как правило, привилегированные социальные группы, концентрирующие в своих руках значительный объем тех или иных жизненно важных ресурсов (финансо­вых, информационных, властных и пр.) с целью ис­пользования их (идеальный вариант) в интересах общественного прогресса.

К социальной элите могут относиться люди: 1) обла­дающие высшими показателями в своей области;

2) харизматические личности; 3) наиболее активные и деятельные; 4) имеющие высокое происхождение; 5) оказывающие решающее влияние на социально значимые решения; 6) имеющие наивысший престиж, статус; 7) имеющие материальные и нематериальные ценности в максимальных размерах. К критериям эффективной деятельности социальной элиты относятся: высокий уровень прогресса и бла­госостояния народа; социально-политическая ста­бильность общества; высокая национальная безопас­ность; оптимальное взаимодействие между граждан­ским обществом и государством. Социальные элиты, если не принимать соответствующих мер, обнаружи­вают склонность к корпоративной замкнутости и деградации. Гарантиями против этого могут быть: широкая гласность и свобода слова; свободная эко­номическая, политическая, культурная конкуренция, соперничество элит; разделение властей; периодичес­кое обновление состава элитарных групп; строгое соблюдение законов и моральных норм.

Социология (от лат. societas — общество и греч. lo­gos — учение) — наука о законах становления, развития, функ­ционирования общества в целом.

Она рассматривает общество как социальный организм, как органическое единство экономической, социальной, политичес­кой и духовной сфер, развивающихся благодаря социальной деятельности людей.

Социология изучает общественную деятельность людей, возникающие в ее процессе социальные отношения во взаимо­связи и взаимодействии материальной и духовной сторон жизни Ученые-социологи проводят социологические исследования, делают теоретические обобщения, определяют основные направ­ления общественного развития.

Социология насчитывает более 40 специализированных от­раслей, численность которых продолжает расти.

СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе, о закономерностях его функционирования и развития как целостной системы, о составляющих его социальных институтах (государстве, классах, партиях, стратах, профессиональных группах, семье и пр.), малых и больших социальных группах, их взаимодействиях, их объективных и субъективных качествах. Социология исследует всю совокупность таких, например, общественных явлений, как миграция, маргинализация, национальные конфликты и национальная гармония, народ, брак, семья, гражданское общество, социальные движения и объединения, их возникновение, развитие и исчезновение. «Отцом социологии» считается О. Конт (1798—1857). Предмет социологии, по Конту, — социальная статика (социальные связи, отношения между людьми и группами) и социальная динамика (развитие этих связей и отношений).

СОЦИУМ — общество, сообщество; социальная среда, социальное окружение человека (семья, круг друзей, профессиональный коллектив, соседи, население микрорайона, города, региона, страны и т. д.).

Социум — одно из ключевых понятий обществоведения, обозначающее социальную среду, социальный мир. Употребляется в нескольких значениях: 1) общество как единая соци­альная система; 2) разновидность человеческой общности (род, община, полис, поселок, землячество и др.); 3) социальное ок­ружение человека; среда, предоставляющая необходимые ма­териальные условия для духовного роста личности, удовлетво­рения ее культурных потребностей; среда, в которой человек вовлечен во все виды общественных связей (производственных, политических, религиозных и т. д.).

СПЕКУЛЯНТ — лицо, стремящееся извлечь доход из колебания цен на товары, услуги, ценные бумаги, а часто и влияющее на изменение цен к собственной выгоде.

Биржевые спекулянты — «быки» и «медведи», играя на повышение и понижение биржевых цен, способст­вуют ослаблению их колебания. На биржах активен еще один тип спекулянтов — скалперы. Чаще всего это профессиональные дилеры, работающие за свой счет. Свою позицию они меняют почти ежедневно, производя много сделок, легко улавливая самые не­значительные колебания цен.

Функционирование на биржах различного типа спе­кулянтов содействует тому, что цены начинают полнее отражать действительную величину стоимости товара, услуги, ресурсов. В условиях становления российской рыночной системы подобная спекуляция ныне рас­сматривается как разновидность бизнеса. Иное де­ло — спекуляция в теневом секторе экономики.

СПЕКУЛЯЦИЯ ТЕНЕВАЯ — торгово-финансовые опе­рации в сфере теневой экономики, когда продукция, ценные бумаги, средства производства скупаются агентами «черного рынка» в кризисный период по бросовым ценам и в ситуации искусственно создан­ного острого дефицита реализуются по максимально высоким ценам. Таким путем создается так наз. спе­кулятивный капитал, скрываемый от налогов. Имен­но такой капитал, как утверждают серьезные экономисты, явился для многих современных российских финансово-промышленных и торговых воротил перво­начальным капиталом, который затем «отмывался» в сфере легального обращения и пускался в рост по многим коммерческим каналам.

Специализация производства — сосредоточение ос­новной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров, услуг.

СПИД (СИНДРОМ ПРИОБРЕТЁННОГО ИММУНО­ДЕФИЦИТА) — вирусное заболевание человека, при котором в результате поражения лимфатической сис­темы резко ослабляются или выключаются защитные силы организма. Заболевание, как утверждают спе­циалисты-медики, передается в основном половым путем в результате беспорядочных половых связей, а также через зараженные шприцы многоразового ис­пользования. Отсюда — группы риска: наркоманы, проститутки, гомосексуалисты и пр.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — способ добывания мате­риальных благ (средств производства и предметов потребления), необходимых для жизнедеятельности и развития общества и индивидов. Представляет собой диалектическое единство и взаимодействие произво­дительных сил и производственных (экономических) отношений. Характер и уровень развития производи­тельных сил определяют экономические отношения между людьми, в первую очередь отношения собствен­ности. Но и производственные отношения со своей стороны оказывают активное влияние на производи­тельные силы: они могут обеспечить их развитие, но могут и затормозить это развитие, а при определенных обстоятельствах даже обречь производительные силы на частичное разрушение.

Когда производственные отношения общества пе­рестают соответствовать уровню производительных сил, то возникает объективная потребность замены отживающего способа производства новым, более прогрессивным. В историческом развитии способ производства соответствовал экономической фор­мации общества.

Способности — индивидуально-психологические особен­ности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.

Различают общие (интеллектуальные) и специальные спо­собности (условие выполнения определенной деятельности — музыкальной, сценической, литературной и др.).

Способности нельзя свести просто к знаниям, умениям или навыкам. Они проявляются в том, насколько человек при про­чих равных условиях быстро и качественно, легко и прочно ос­ваивает ту или иную деятельность.

Способности личности могут изменяться, развиваться. В связи с этим их рассматривают и как предпосылку успешного хода деятельности человека, и как продукт его деятельности. В этом состоит взаимосвязь способностей человека и его деятель­ности.

Ученые полагают, что развитие способностей происходит на основе врожденных задатков ребенка. Такими задатками может быть музыкальный слух, память и т. п. Для того чтобы задатки развились в способности, требуются определенные социальные условия.

В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успе­хов в различных видах деятельности.

Высокий уровень развития способностей выражается поня­тиями «талант» (получение оригинальных, совершенных и об­щественно значимых продуктов деятельности) и «гениальность» (осуществление принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества).

СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности лич­ности, помогающие ей успешно заниматься опреде­ленного рода деятельностью или являющиеся услови­ем успешной деятельности. Выступают как диалекти­ческое единство анатомических, физиологических, психических индивидуальных врожденных качеств человека и качеств, приобретенных в сложной системе социальных отношений в процессе социализации. Качественно высокий уровень развития способностей называется талантом, высший — гениальностью. Талант — высокий уровень развития способностей, когда либо сама деятельность, либо ее продукт отли­чается подлинной новизной, высокой степенью со­вершенства, общественной значимостью и пользует­ся широким общественным признанием. Гениальность — высшая ступень проявления способ­ностей, когда в результате какой-либо деятельности осуществляются фундаментальные сдвиги в какой-либо сфере общественной жизни, создаются уникаль­ные творения, имеющие огромное значение для всей последующей культуры, осуществляется мощный прорыв в крупных отраслях производства, знаний, творчества, открываются неизведанные способы ос­воения действительности.

Спрос — подкрепленное денежной возможностью желание приобрести данный товар.

Спрос- Зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар.

Средние издержки

Общие издержки фирмы в расчете на единицу выпускаемой ею продукции

СРЕДНИЙ КЛАСС — слой в системе социальной стра­тификации, который расположен между высшим и низшим классами (стратами). К критериям, исполь­зуемым в социологии для определения принадлеж­ности к среднему классу, относятся: средний уро­вень текущего дохода (в России — от 2 до 10 про­житочных минимума на человека); «стандартный имущественный набор» в виде дома, хорошей квар­тиры, одного-двух автомобилей, предметов длитель­ного пользования; высшее образование; достаточно высокая профессиональная квалификация; наличие определенного ресурса власти (управления), но в относительно узких сферах деятельности; достаточ­но высокий социальный престиж; доступ к разно­образным источникам информации (выписывается 3—4 журнала, столько же газет; имеется свободный доступ в Интернет); приверженность существую­щим нормам права и традиционным нормам мора­ли; в гражданском аспекте — тяготение к самосто­ятельности, самоуправлению, инициативе, реши­тельной защите своих прав и свобод как от произ­вола «сверху», со стороны политических, финансо­вых, административно-бюрократических элит, так и от произвола «снизу», со стороны социальных низов, люмпенизированных слоев населения. Сред­ний класс в современном смысле, сформировавшись в наиболее развитых странах лишь в XX в., являет­ся стабилизатором общества, состоит в основном 'из тех, кто сделал свою судьбу собственными рука­ми и головой, следовательно, заинтересован в со­хранении того строя, который предоставил ему такую возможность.

Date: 2016-05-17; view: 360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию