Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения на формирование волевых привычек





1. «Прогулка». Выйдя из дому, вернуться ровно через час (ошибка должна составлять не более ±2 мин). Это упражнение требует точного расчета времени, хотя установка на продол­жительность прогулки может меняться от 30 мин до 2 ч.

2. «Будильник». После звонка будильника сосчитать до 35 и встать. Каждый день убавлять счет на 5 и через неделю встать на счет «3». Упражнение считается освоенным, если три недели подряд вы встаете без срывов на счет «3».

3. «Зарядка». Начать зарядку с 10 мин, затем через не­делю прибавлять по 1 мин и довести ее до 17 мин. Начинать зарядку надо приблизительно в одно и то же время. Упраж­нение считается освоенным, если вы выполняете его 3—4 недели без срывов.

Головоломки

1. Постройте куб. У вас есть прямоугольный кусок бу­маги с соотношением сторон 1:3. Разрежьте его (проводя прямые разрезы) на две одинаковые части так, чтобы, сложив их должным образом, а затем, соединив вместе, получить куб. При этом не допускаются никакие наложения или дыры. Сведите число разрезов до минимума. ответ

2. Волк в овчарне. Волк пересекал пустыню. К середи­не своего пути он так отощал, что уже не мог двигаться даль­ше. И тут-то он наткнулся на железную ограду, за которой паслись жирные овцы — увы, слишком жирные, чтобы пролезть между прутьями. Самому оголодавшему волку это бы удалось, но он понимает, что если пролезет в загон и отъест­ся, то неминуемо растолстеет и уже не сможет выбраться из ограды, которая замкнута, слишком высока и прочна. Пастух придет с ружьем на следующей неделе, а волку не выдержать уже такого голодания, как раньше. Какова наи­лучшая стратегия волка в данной ситуации ответ

3. «Мыслитель» Родена. Что необычного в позе извест­ного «Мыслителя» Родена? ответ

4. Двузначные числа. Подсчитайте в уме за полминуты, сколько существует целых положительных двузначных чисел. ответ

5. Снимать или надевать. Почему, не снимая очков, уз­кий свитер гораздо легче стянуть с себя, чем натянуть? ответ

Размышляя, какую выбрать в будущем профессию, каж­дый из вас, так или иначе собирает информацию о заинте­ресовавших видах труда. Собранные сведения вы анализи­руете, критически оцениваете, систематизируете, и на их основе у вас складывается представление об определенной профессиональной деятельности. Фактически вы на простейшем уровне занимаетесь составлением профессиограмм — характеристик профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего.

Чтобы профессиограмма отражала истинное положение дела, надо стараться получить как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в раз­личной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, про­смотр научно-популярных, документальных фильмов.

Работа по составлению профессиограммы позволяет глуб­же узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Кроме того, она поможет опреде­лить и те качества, которые нужно развивать у себя.

Профессиограмму желательно составлять по такому плану:

I. Общие сведения о профессии:

1) возникновение профессии, произошедшие изменения ее содержания;

2) смежные профессии;

3) перспективность роста квалификации;

4) спрос на профессию в вашем городе (районе).

II. Характеристика процесса труда:

1) важнейшие технологические операции;

2) орудия труда;

3) рабочее место;

4) рабочая поза, преобладающие движения при труде;

5) продукция;

6) виды брака по вине специалиста и возможности их устранения;

7) характер работы (монотонный или разнообразный, пе­ременный);

8) в чем и как проявляется утомляемость после работы.

III. Санитарно-гигиенические условия труда:

1) режим труда и рабочий ритм;

2) микроклиматические условия (шум, освещенность и др.);

3) основные требования к физическому состоянию орга­низма работающего;

4) медицинские противопоказания;

5) основные меры по охране труда;

6) возможные производственные травмы, профессиональ­ные заболевания.

IV. Психологические требования профессии к человеку:

1) возможные трудности и напряженные ситуации;

2) основные качества, которыми должен обладать рабо­тающий:

а) эмоционально-волевые;

б) деловые;

в) моторные (двигательные);

г) внимание;

д) мышление;

е) тип памяти;

ж) моральные качества.

V. Сведения о профессиональной подготовке:

1) пути получения профессии и характеристика учебных заведений;

2) условия поступления;

3) продолжительность обучения;

4) основные изучаемые дисциплины;

5) квалификация выпускника учебного заведения;

6) зарплата работающего;

7) перспективы профессионального роста или продвижения;

8) продолжительность отпуска.

VI. Что можно читать о данной профессии?

Практические работы

Задание 1. Опишите профессию (специальность), которая входит в область ваших интересов, соответствует вашим ин­дивидуальным психологическим особенностям. Придерживайтесь вышеприведенного плана.

Задание 2. Ответьте на вопросы предлагаемой анкеты по профессиональному самоопределению.

Анкета

1. Выбрали ли вы свою будущую профессию?

2. Назовите выбранную вами профессию.

3. Если вы еще не выбрали профессии, то какие профес­сии вам нравятся?

4. Ваши намерения после окончания школы:

а) Буду работать.

б) Попробую поступить в техникум, ПТУ, вуз.

в) Затрудняюсь ответить.

5. Назовите источники ваших знаний о профессии.

6. По какому профилю вы собираетесь продолжить трудо­вое обучение в старших классах?

7. Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?

8. Как вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?

а) Буду работать по этой специальности.

б) Постараюсь приобрести похожую специальность.

в) Буду учиться по родственной специальности.

г) Буду учиться по этой специальности.

д) Выберу другую специальность.

е) Затрудняюсь ответить.

9. Хотели бы вы изменить профиль трудового обучения?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

10. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?

а) Не вижу в этом необходимости.

б) Хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать.

в) Частично готовлюсь.

г) Да, готовлюсь к будущей профессии.

11. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажи­те, каким образом вы это делаете.

12. Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль трудового обучения?

а) Да.

б) Нет.

в) Не знаю.

13. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?

14. Какими из этих качеств вы обладаете?

15. Что вы могли бы порекомендовать прочесть о вы­бранной вами профессии?

16. Нравится ли вам профиль вашего трудового обучения?

а) Очень нравится.

б) Скорее нравится, чем не нравится.

в) Отношусь безразлично.

г) Скорее не нравится.

д) Совершенно не нравится.

е) Не могу сказать.

17. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?

Итоговые упражнения

1. Перечислите, какими качествами должен обладать че­ловек, если предмет его труда;

а) человек;

б) техника;

в) природа;

г) знаковая система;

д) художественный образ.

2. Перечислите, какими качествами должен обладать человек, если цель его труда:

а) распознать, различить, оценить, проверить;

б) преобразовать, обслужить, оказать влияние;

в) изобрести, придумать.

3. Запишите, какими качествами должен обладать человек, если главные орудия его труда:

а) ручные;

б) механизированные;

в) автоматизированные устройства;

г) функциональные средства организма.

4. Определите, как зависят требования профессии к человеку от условий труда:

а) в обычном («бытовом») микроклимате;

б) на открытом воздухе с резкими перепадами температуры и влажности;

в) под землей, под водой, на высоте и т. д.;

г) с повышенной моральной ответственностью: за здоровье, жизнь людей, материальные ценности.

5. Определите, какие требования предъявляют к человеку следующие профессии и специальности:

а) учитель;

б) водитель;

в) швея-мотористка;

г) медсестра;

д) агроном;

е) оператор по подготовке данных для ЭВМ;

ж) маляр.

6. Выберите показатели, по которым человек превосходит машину, и показатели, по которым машина превосходит человека:

а) выполнение однообразных очень точных операций в течение длительного времени;

б) обнаружение очень слабых полезных сигналов;

в) обнаружение сигналов при высоком уровне шумов (помех);

г) учет прошлого опыта и изменение в соответствии с ним способов действия;

д) нечувствительность ко многим посторонним воздействиям;

е) плавное и точное приложение больших физических усилий;

ж) опознание образов;

з) нахождение новых решений задач, проблем, а также правильных решений при неполных сведениях о событиях;

и) выполнение сложных вычислений с большой точностью;

к) работа при высоких и низких температурах, в раз­нообразных химических средах;

л) выполнение тонких операций при непредвиденных об­стоятельствах.

7. Проанализируйте все нижеперечисленные примеры и определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет:

а) высокий рост баскетболиста;

б) стремление ученика быть чем-то постоянно занятым, трудолюбие;

в) широкая осведомленность в области астрономии;

г) человек хорошо различает оттенки различных цветов;

д) ученик правильно декламирует на уроке стихотворение, выученное дома;

е) школьник быстро запоминает и правильно повторяет мелодию новой песни на уроке музыки;

ж) ученица правильно решает у доски задачу.

8. Ниже приводится перечень различных психологических свойств личности. Укажите, какие из них характеризуют способности, необходимые для овладения каждой из указанных профессий:

а) летчик-испытатель;

б) агроном;

в) маляр;

г) учитель;

д) слесарь-сборщик радиоаппаратуры;

е) водитель;

ж) продавец.

Свойства психики: яркость речи, наблюдательность, на­глядно-действенное мышление, хорошая двигательная память, быстрая скорость движения, распределяемость внимания, вы­держка, умение быстро принимать решение, прочность зритель­ного запоминания, техническая сообразительность, отзывчивость, организаторские способности, эмоциональность, быст­рая реакция, воссоздающее воображение, устойчивость вни­мания.

9. Ниже даются характеристики учеников. Укажите, к какой профессии: учитель, летчик или водитель — наиболее пригоден, по вашему мнению, каждый из них.

Ученик А. Отличается большой собранностью, целеустрем­ленностью. В любой трудной обстановке умеет сохранить самообладание, выдержку, обладает большим чувством само­контроля, четким мышлением. Движения и действия его быст­рые, но не поспешные. Его интересы сосредоточены в области физики.

Ученик Б. Поражает какой-то несобранностью, внутрен­ней погруженностью и внешней рассеянностью. Он очень хо­рошо знает физику. В быту совершенно беспомощен, ненаблю­дателен и вечно попадает в смешные истории.

Ученица В. Все годы учится только на «четыре» и «пять», любит литературу, музыку, спорт, но больше всего — физику и математику, ищет всюду самостоятельные решения. Сама собрала детекторный приемник. В VIII классе она была прикреплена к неуспевающим ученикам и сразу обратила внимание, что одни из них легко понимают общепринятые варианты решения задач, но не умеют мыслить самостоятель­но, другие с трудом усваивают решение даже стереотип­ных задач. В. увлекли поиски наиболее доступных методов объяснения материала. Здесь она ощутила радость подлин­ного творчества.

Ученица С. Когда занимается со своими подшефными малышами — октябрятами, то вся преображается: становится взрослее, голос звучит мягче, задушевнее. Она снисходительна к шалостям малышей, но настойчива, когда нужно призвать ребят к порядку. С.— выдумщица на всякие игры, и октяб­рята с нетерпением ждут ее прихода.

10. Подумайте, у кого из кратко описанных учащихся более ярко выражены склонности к практическому преобразо­ванию окружающей общественной среды.

Ученик А. Проявляет повышенный интерес к событиям в стране и за рубежом. Много читает, хорошо играет в шах­маты. В пионерлагере был назначен старостой шахматного кружка. На занятиях кружка хорошо объясняет и показыва­ет позиции, ведет учет посещаемости. Часто увлекается игрой сам. Работает в основном с теми, кто хорошо играет, а от непо­сед и шалунов старается отстраниться, избавиться.

Ученица Н. Хорошо учится, активна в учебе, в труде и спорте, в художественной самодеятельности, хотя ни в одном из этих видов деятельности не выделяется среди дру­гих. Н. — большой реалист. Когда на совете дружины обсуждали вопрос об организации комбината «Своими руками», она встала и минут пять, загибая пальцы, перечисляла, что нужно сделать. Когда же ей поручили организовать группу сильных мальчиков для переноски столов, а самый сильный из ребят отказался, Н. высказалась: «Сейчас соберу одних девчонок и октябрят, они посильнее некоторых, что с ган­телями». Слово сработало.

11. Вместо точек в нижеприведенном тексте вставьте пропущенные слова:

а) Применительно к выбору профессии интересы — это... отношение к определенной области труда, стремление к... и деятельности.

б) Способностями принято считать любые... особенности человека, помогающие достижению в деятельности..., но не сводящиеся к готовым знаниям и умениям.

в) Профессиональная пригодность — это взаимное... человека и его дела.

г) Сознательный выбор профессии означает, что каждый человек должен соотнести... с требованиями, которые профессия предъявляет к человеку,... с потребностями нашего общества.

12. Какие из перечисленных ниже высказываний верны и почему?

а) Внимание — необходимое условие выполнения любой деятельности.

б) Внимание — врожденная особенность психической деятельности, и развить ее в процессе жизни не представляется возможным.

в) Приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях — вот верный путь формирования внимания.

г) Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств.

д) Для того чтобы успешно справляться с работой токаря, человеку необязательно иметь хорошо развитое качество устойчивости внимания.

13. О каком свойстве внимания человека можно говорить, прочитав характеристику его поведения в нижеприведенных отрывках? Назовите условия формирования данного качества.

а) «Изумительная работоспособность Н. Г. Чернышевского позволяла ему часто проводить параллельно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера».

б) М. Горький писал: «Вот в Берлине одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках — английском, немецком, французском — разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы — пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках».

14. Проанализируйте нижеприведенные тексты. О каких чертах характера человека можно судить по описанию его поведения?

а) В Мюнхене В. Борзова считали одним из претендентов на медаль. Но были и скептики, не верящие в его победу над американскими спортсменами. Сам Валерий был уверен в победе. В полуфинале он показал лучший результат на стометровке — 10,07 с, в финале был первым. Первым из советских спринтеров он получил золотую олимпийскую медаль. На вопрос одного из журналистов, как он оценивает свою победу, Борзов ответил: «Это не только мой успех. Это победа и тренера, и всей нашей легкой атлетики, а потом уже моя». А в статье, опубликованной в «Литературной газете», Валерий написал: «Когда я стоял на верхней ступени олимпийского пьедестала и алое полотнище под звуки Государственного гимна Союза ССР медленно поднималось по флагштоку, 80 тысяч различных по вероисповеданию и политическим убеждениям человек, заполнивших в этот день олимпийский стадион в Мюнхене, поднялись со своих мест. Вот когда становится понятным истинное место спорта в жизни людей... И я знаю, что не зря отдаю всего себя большому спорту. Ведь мои победы нужны людям, стране!»

б) Шел четвертый день лично-командного первенства профсоюзов СССР. Дан старт первому забегу на ПО м с барьерами. Среди спортсменов спартаковец Ч. Сделав несколько шагов, он сошел с дистанции. Что случилось? Растянул мышцу? «Нога не пошла»,— объяснил позднее спортсмен своему представителю. Действительно неудача. Рассчитывать при этом на хороший результат трудно, но закончить дистанцию и принести своей команде очки можно. Ч. не позаботился о команде, не подумал о том, что «Спартак» после трех дней соревнований находился на 2-м месте в командном зачете, что легкоатлеты «Труда» проигрывали ему всего 200 очков. Сойдя с дистанции, Ч. наказал свою команду сразу на 100 очков и, по существу, лишил ее надежды на 2-е место.

в) Штанга становилась все тяжелее, отношение к жизни все легче. Слава вскружила голову. Сколько раз ему говорили: «Учись, у тебя есть все основания стать тренером».— «Кто вы такие, чтобы меня, чемпиона мира, поучать? Я еще себя покажу! Заладили — учись, учись! Мне и так неплохо живется. Вот вы учились, а что, кроме Москвы, видели? А я уже весь мир объездил!»

15. Определите, какие из перечисленных ниже свойств личности входят в ансамбль качеств, составляющий способности к следующим профессиям:

а) учитель литературы;

б) гимнаст;

в) математик;

г) токарь-универсал;

д) оператор роботосистем.

Выделите общие и специальные способности (результаты работы сведите в таблицу).

Перечень свойств личности: двигательная память; лако­ничность в рассуждениях; трудолюбие; настойчивость; сенсомоторная координация; любовь к детям; хорошее запоминание общих схем обобщенных способов решения задач; эмоциональная устойчивость; умение передавать свои мысли и чувства с помощью слов; скорость и точность реакций и движений; быстрота мыслительных процессов; сообразительность; гибкость мышления; яркость воображения; богатство словарного запаса; пластичность движений; эмоциональность; выдержка и самообладание; умение налаживать контакты; целеустремленность; отзывчивость; память на числа, цифры, формулы; смелость и решительность; устойчивый интерес к делу; широкое распределение и быстрое переключение внимания; воссоздание образов по словесному описанию; умение быстро принимать решение; выносливость; техническая наблюда­тельность; физическая сила; умение понимать других людей; пространственное воображение; эмоциональная выразительность движений.

Схема для анализа

Профессия Общие способности Специальные способности
Учитель литературы Гимнаст Математик Токарь-универсал Оператор роботосистем    

16. Прочитав нижеприведенные отрывки, выделите признаки, которые являются показателями наличия или отсутствия способно­стей.

а) В биографии знаменитого десятиборца В. Кузнецова известен такой факт. Как-то на стадионе познакомился Вася с тренером Шуляцким. Спустя неделю мальчик решил попробовать бросить диск. Вася сделал три замаха, потом вошел в поворот и с удовольствием почувствовал, что диск с силой оторвался от руки, взлетел в воздух и красивой дугой опустился на траву. «Вот это здорово!» — удивился тренер. Вася, покраснев от удовольствия, спросил: «Метров 25 будет, правда?» «Будет, будет наверняка»,— ответил тренер. Но не результаты удивили тренера, а то, как легко и быстро овладел ученик техникой движения, на которую у других уходили месяцы.

б) Софья Ковалевская, не зная еще первых четырех правил арифметики, решала задачи различными оригинальными способа­ми. В возрасте 10 лет она прошла курс арифметики, препода­вавшийся в Пражском университете, затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив тригонометрические понятия, она самостоя­тельно разобралась в них.

в) С 3 лет Моцарт начал играть на клавесине, в 4 года уже сочинял небольшие музыкальные произведения, в 6 лет создал концерт для фортепьяно, а в 12 написал первую оперу.

г) Один из победителей второго тура физической олимпиады 1962 г. по Приморскому краю Саша В. вызывал большие сомнения у членов жюри. Э. Круглякову предложили проверить его. Неофициальный экзамен длился 7 часов. Саше предлагались задачи — и легкие, и большой сложности, выходящие за рамки школьной программы. Удивительно, но и те и другие он решал мучительно трудно и долго. Когда экзаменатор вдруг спросил Сашу об элементарных законах физики, пройденных еще в VIII и IX классах, то оказалось, что Саша не знал их. Оказывается, чтобы решить задачу, ему приходилось проделывать изнурительную работу — самому открывать и устанавливать закономерности, и тем не менее он каждый раз с честью выходил из положения.

д) Генеральный авиаконструктор А. С. Яковлев так описывает труд одного рабочего: «Я часто останавливался в цехе нашего завода и наблюдал за работой мастера-дюралыцика А. Н. Кирилина. В его руках дюралевый лист приобретает эластичность резины, лист течет, он дышит, он делается живым... Из плоского, ровного листа рождаются детали самой сложной конфигурации. Уму непостижимо, как чувствует материал этот человек! Я уверен, что в тот момент, когда руки Кирилина превращают металлический лист в сложную пространственную трехмерную деталь, мастер не думает о припусках, технологии материала, о его физических свойствах — он их чувствует. Примечательнее всего в этом человеке то, что он постоянно ищет новые трудовые приемы усовершенствования и улучшения по своей специальности.

е) В 1869 г. в Петербургскую академию художеств вступительный экзамен держал Василий Суриков. Выполненные им на испытаниях работы, требующие владения техникой рисунка, вызвали возмущение у инспектора академии, который заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Всего три месяца В. Суриков работал над техникой рисунка, на повторном экзамене те же преподаватели признали его способности и зачислили в академию.

ж) В интервью с корреспондентом Пеле сказал, что у него такое впечатление, что он родился с мячом в руках. И самое приятное его воспоминание связано с тем, что он целую неделю помогал дяде-художнику, а на заработанные деньги купил первый в своей жизни настоящий футбольный мяч.

з) В записной книжке А. П. Чехова есть такая запись: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги — это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам занимается наукой».

17. Известный немецкий математик Карл Гаусс (1777—1855) очень рано обнаружил блестящие способности по математике. Рассказывают, что однажды, когда школьный учитель предложил ученикам найти сумму всех чисел от 1 до 100 включительно, только учитель прочитал задание, как маленький Гаусс сказал: «Решил! 5050». И он объяснил, что каждая пара чисел, которые одинаково удалены от концов ряда, равна 101 (1+100; 2+99...). Таких пар 50, получается 5050.

Попробуйте и вы таким способом найти сумму чисел:

а) от 1 до 50;

б) от 1 до 1000;

в) от 1 до 9;

г) от 1 до 99.

Если вы быстро справились с заданием, у вас явно есть математические способности.

18. Ниже дан перечень способностей, важных для профессии педагога. Определите, какие из них являются относительно общими, а какие — относительно специальными:

1) творческое отношение к делу;

2) высокий уровень умственных способностей;

3) организаторские способности;

4) способность предвидеть изменения в поведении и развитии личности ученика;

5) способность хорошо владеть собой, управлять своими чувствами;

6) способность быстро запоминать содержание урока;

7) способность понимать внутреннее состояние другого человека;

8) способность объяснять;

9) способность заражать других своим отношением к делу.

19. Ниже перечислены различные черты характера. Определите, какие из них выражают:

а) отношение человека к другим людям;

б) отношение к труду;

в) отношение к своей личности.

Чувство собственного достоинства, гуманность, добросове­стность, честность, эгоизм, бережливость, чувства превосходства, лень, замкнутость, скромность, инициативность, чувство нового, аккуратность, высокомерие, общительность, чувство чести.

20. Из приведенного ниже списка различных черт характера выберите волевые качества:

скромность, упорство, наблюдательность, лицемерие, дисципли­нированность, выдержанность, замкнутость, целеустремленность, деловитость, бесстрашие, простодушие, сообразительность, стой­кость, требовательность.

21. Выберите из нижеприведенных высказываний правильные. Объясните свой выбор.

1. Для того чтобы правильно выбрать для себя профессию, нужно:

а) знать, какую зарплату будешь получать;

б) посоветоваться с друзьями;

в) знать существенные особенности профессии и свои личные качества, уметь их соотнести;

г) иметь представление о существенных признаках деятельности;

д) уметь разбираться в своих способностях.

2. Любая профессиональная деятельность требует от человека:

а) совокупности определенных способностей;

б) развития устойчивости внимания;

в) трудолюбия;

г) соответствия его личных качеств требованиям профессии;

д) хорошей зрительной памяти;

е) высоко развитого образного мышления;

ж) развития волевых качеств.

22. Составьте список ваших любимых занятий в свободное время.

Выбирая будущую профессию, вы, конечно, оцениваете свой характер, интересы и способности, примеряете их значимость для конкретных профессий, пытаетесь представить себе, способны ли вы стать профессионалом высокого уровня. Но это только первый шаг на пути выбора профессии. Следующий — самосовершенство­вание с целью достижения поставленной цели — овладения этой профессией.

Вот тут и приходит на помощь самовоспитание. Самовоспита­ние в широком смысле этого слова — сознательная, продолжи­тельная, систематическая работа над собой в целях формирова­ния, укрепления ценных личных качеств и преодоления недостат­ков. В том случае если эта деятельность направлена на развитие и корректировку комплекса качеств с целью подготовки себя к профессии, ее относят к профессиональному самовоспитанию.

Среди способов и приемов, которыми пользуется личность, чтобы воздействовать на свое сознание, чувство, волю с целью выработки качеств, необходимых для успешного овладения опре­деленной профессией, основными принято считать: самопознание (самоизучение, самоанализ, самонаблюдение, самооценка); само­образование; самоприказ; самоубеждение, самовнушение, само­одобрение; самоконтроль; упражнение (или самоупражнение в определенных действиях или поступках).

Остановимся подробнее на каждом из них.

Самопознание. Известно, что самовоспитание начинается с самопознания, самоизучения. Узнать самого себя человеку помо­гает оценка его другими людьми. Но важнейшим источником самопознания при профессиональном самовоспитании является проба своих сил в конкретной деятельности. Те из вас, кто зани­мается в межшкольных УПК, имеют наиболее благоприятные условия для самопознания, так как там есть возможность испы­тать свои качества при овладении навыками и умениями по опре­деленной специальности, профессии, иногда по разным профес­сиям. Самопознание осуществляется посредством самонаблюде­ния, самооценки и самоанализа. С процессом самонаблюдения вы наиболее ярко знакомитесь при чтении художественной лите­ратуры, особенно мемуарной,— там самонаблюдение выступает во всей своей силе. Дошедшие до нас, например, дневниковые записи Л. Толстого и Н. Чернышевского свидетельствуют об огромной роли самонаблюдения в самовоспитании. Так, Л. Н. Тол­стой использовал самонаблюдение почти всю свою сознательную жизнь. Его дневники составляют 13 томов в полном собрании сочинений писателя. В них отражена вся его жизнь — с девятнад­цати до восьмидесяти лет. Последнюю запись в дневнике Л. Н. Тол­стой сделал за три дня до смерти.

В процессе самонаблюдения человек замечает, как быстро он овладевает профессиональными навыками и умениями, насколько успешно справляется с осваиваемой специальностью, оценивает свои возможности, сравнивает себя со своими товарищами, анали­зирует причины удач и неудач. Человек может наблюдать за собой непосредственно в данной ситуации или, призывая на помощь па­мять (как он вел себя вчера, месяц тому назад, год). Бывает, что к одному и тому же факту своей жизни человек возвращается много раз, и таким образом происходит формирование верного представления о себе.

Как видно из вышесказанного, процессу самонаблюдения всег­да сопутствует самоанализ и самооценка. Самоанализ представ­ляет собой анализ собственного поведения, отдельных поступков, целей, чувств, переживаний, то есть в конечном итоге анализ качеств своей личности, мотивов своего поведения.

Умение осмыслить свои поступки и переживания обычно есть у каждого из вас. А вот степень развития этого умения свиде­тельствует об уровне самосознания личности.

Самооценка играет наиболее существенную роль в саморегу­ляции поведения человека в процессе профессионального самовос­питания. Без самооценки невозможно самопознание, самовоспита­ние. Из практики известно, что в жизни не так просто оценить человека, как это иногда кажется. Еще сложнее объективно оце­нить самого себя. Различают адекватную, или соответствующую возможностям человека, самооценку, и неправильную, неадекват­ную (завышенную или заниженную), самооценку.

Для формирования правильной самооценки важно прислуши­ваться к оценке окружающими своего поведения и результатов деятельности, качеств своей личности, а также сравнивать себя с другими людьми.

Развивая самосознание, важно, конечно, стремиться к тому, чтобы оно было направлено на профессиональное самовоспитание и не превращалось в самокопание.

Самообразование. Самообразование, связанное с подготовкой к профессии, может включать в себя изучение специальной науч­но-популярной литературы; общение с людьми данной профессии; знакомство с литературой о них; решение различных задач; про­смотр кино- и телепередач; посещение лекций, факультативов, курсов, кружков, спецшкол и т. п.

Самоприказ. Этот метод, т. е. способность человека самому себе приказывать, как действовать в определенной ситуации, как жить, может быть очень эффективным. Все вы знакомы с про­изведением Н. Островского «Как закалялась сталь». Главный герой романа, Павел Корчагин, когда понял, что уже никогда не сможет встать с постели, что нет надежды на выздоровление, решил, что его жизнь не принесет пользы. Вот тогда-то его рука потянулась к револьверу. Но он сумел остановить себя с помощью самоприказа. Павел Корчагин приказал себе: «Спрячь револьвер и никогда никому об этом не рассказывай! Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».

Результативность самоприказа зависит от волевых качеств. Безвольные люди не получают результатов при использовании этого метода.

При использовании самоприказа как метода самовоспитания важно не делать для себя поблажек. В целях профессионального самосовершенствования самоприказ можно использовать на прак­тических занятиях, на уроках труда или в УПК, в тех случаях, когда вы приступаете к выполнению сложной операции или осва­иваете самостоятельно выполнение сложной детали. Применяя этот метод, надо помнить, что действенность его связана с само­убеждением.

Самоубеждение. По сути, это дискуссия с самим собой, рас­суждение, сопоставление различных мотивов, доводов «за» и «против».

Часто в случае неуверенности в выборе профессии или в пра­вильности оценки своих качеств человеку приходится самому ана­лизировать различные позиции и убеждать себя в правоте. Само­убеждение связано как с осуждением собственных поступков, так и с утверждением новых отношений. Оно требует напряженной умственной работы. Его цель — доказать себе истинность опреде­ленного положения, правильность поступка или, наоборот, лож­ность положения, неверность поступка.

Самоубеждение можно использовать для профессионального самовоспитания. Так, определив для себя будущую профессио­нальную деятельность, взвесив, все ли необходимые качества есть для этой деятельности, обычно приступают к самовоспитанию: заставляют себя тренироваться в формировании нужного качест­ва или, наоборот, в устранении вредных привычек. При этом под­крепляют свои действия различными аргументами. Самоубежде­ние связано с самоприказом: самоприказ наиболее действен, если дается на основе самоубеждения, а самоубеждение часто завер­шается самоприказом выполнить принятое решение.

В работе над собой при подготовке к профессиональной дея­тельности человеку нередко приходится избавляться от непра­вильных взглядов, укоренившихся отрицательных привычек. Это очень трудное дело. Оно проходит в острой, бескомпромиссной внутренней борьбе. Поэтому очень важно научиться прибегать к сознательному методу самоубеждения.

В процессе самовоспитания наряду с самоубеждением применя­ется метод самовнушения, или, как теперь очень часто его назы­вают, метод активного самовнушения, аутогенная тренировка. Внушаться могут как определенные мысли, так и связанные с ними состояния. Самовнушение — это способ заставить себя пове­рить в возможность реального совершения того, к чему сильно стремишься.

Для эффективности самовнушения необходимо неоднократно повторять одни и те же слова, выражающие одну мысль, и верить в силу проводимого самовнушения.

Великий русский психиатр и психолог В. М. Бехтерев считал, что лучшее время для самовнушения — вечернее (перед засыпа­нием) и утреннее (вслед за просыпанием) состояние легкой дремо­ты. В это время мышцы максимально расслаблены и кора головно­го мозга находится в состоянии наименьшего возбуждения.

Чтобы самовнушение было эффективным, нужно, прежде всего, определить его цель и задачи. И только после того, как станет предельно ясной цель самовнушения, можно приступить к состав­лению словесных формул. Слова и фразы этих формул должны произноситься мысленно целиком, от первого лица и обязательно в утвердительной форме, повелительным тоном. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно. Во время проговаривания фразы, внимание обязательно должно быть сосредото­чено на предмете внушения, нужно ярко представлять образы того, что внушается. После каждой фразы делается пауза.

Самоконтроль. Это способность самостоятельно находить, на­правлять и предупреждать ошибки и недостатки в собственной деятельности.

В профессиональном самовоспитании самоконтроль помогает не только установить, обладает ли человек профессиональными качествами, но и следить за их формированием.

Самоконтроль устанавливает отклонения от личного образца. Поэтому очень важно, чтобы представления об образце были объективно верными. И здесь очень важно сформировать у себя правильное представление о той профессии, которую вам хоте­лось бы получить, и о тех требованиях, которые она предъявляет к личности работающего.

Упражнения (самоупражнения). Народная мудрость гласит: посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. Упражняясь, тренируясь, человек и воспитывает у себя привычки, кото­рые потом обеспечивают ему успех в работе.

Чтобы управлять собой, развитием своих позитивных и устра­нением негативных качеств, чтобы готовить себя к успеху в профес­сиональной деятельности, надо научиться познавать себя, уметь заниматься самообразованием и самовоспитанием.

В том случае, когда человек ставит четко определенные цели, намечает пути их достижения и контролирует результаты, он имеет дело с программой самовоспитания. Такие программы составляются многими людьми.

Так, Л. Н. Толстой в шестнадцать лет составил подробную программу. В ней он выделил три раздела: качества ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком; качества души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой; перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. Затем он по пунктам расписал, что надо будет делать для этого:

1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для оконча­тельного экзамена в университете.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, англий­ский, итальянский, латинский.

4. Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и прак­тическое.

5. Изучить историю, географию и статистику.

6. Изучить математику, гимназический курс.

7. Написать диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9. Написать правила.

10. Получить некоторые знания в естественных науках.

11. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

12. Преодоление вялости, инертности, пассивности путем раз­вития воли.

13. Выработка умения понимать людей и помогать им.

14. Решительно избавиться от бесхарактерности, раздражи­тельности и лени.

15. Постоянно анализировать и оценивать свои действия и поступки.

16. Добиваться высокого качества выполняемой работы.

Составив эту программу, он неустанно следовал ей, фиксируя это в своем дневнике. Эти записи служили ему надежным само­контролем.

Практическая работа

Попробуйте составить свою программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии. Для этого:

1. Составьте перечень тех качеств, которые вы должны разви­вать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профес­сии.

2. Составьте перечень тех качеств, которые важно преодолеть, подавить для успеха в будущей профессиональной деятель­ности.

3. Наметьте серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого качества.

4. Определите примерный срок, в течение которого вы будете ждать успеха.

Проверьте себя

1. Любой ли профессией может овладеть человек?

2. К каким качествам человека предъявляет требования про­фессия?

3. Объясните, как вы понимаете понятия «интерес», «профес­сиональный интерес».

4. Каковы характерные признаки наличия у человека опре­деленного интереса?

5. Что надо сделать, чтобы закрепить интерес?

6. Какие вы знаете виды интересов?

7. Связан ли уровень образования человека с определенной областью его интересов?

8. Что такое склонность?

9. В чем сходство и различие понятий «интерес» и «склонность»?
10. Какие характерные признаки проявления склонностей вы знаете?

11. Всегда ли познавательные интересы перерастают в профес­сиональные?

12. Можно ли управлять своими интересами?

13. Что такое способности?

14. Общие и специальные способности — в чем разница между ними?

15. Приведите примеры общих и специальных способностей.

16. Способности — дар природы или результат труда человека?

17. Что такое темперамент? Что лежит в основе темперамента?

18. Темперамент — врожденная или формируемая особенность че­ловека?

19. Какие вы знаете типы темпераментов?

20. Что такое профессиональная пригодность?

21. Как вы понимаете выражение «индивидуальный стиль ра­боты»? Приведите примеры из жизни или произведений искусства, иллюстрирующие индивидуальный стиль работы че­ловека, помогающий ему успешно трудиться

22. Что делать, если у человека нет всех способностей, необ­ходимых для избранной профессии? (Недостает именно тех способностей, которые развиваются медленно и с трудом.)

23. Какова связь способностей с врожденными качествами че­ловека?

24. Приведите примеры (из жизненных наблюдений, кинофиль­мов, художественной литературы и т. п.) яркого проявления у людей различных групп способностей.

25. По каким признакам можно судить об уровне способностей человека?

26. Кто способнее:

два человека работают хорошо, делают все, что им поручают, выполняют норму, но при этом один из них находит нестан­дартные пути решения трудовых задач, инициативен и дога­дывается сделать то, чему его не учили;

два ученика получили и выполнили одно и то же задание, однако один пришел к искомому результату нерационально, путем проб и ошибок, а другой — быстро и безошибочно; два ученика занимаются в школе одинаково успешно, однако один из них живот в неблагоприятной семейной обста­новке (асоциальное поведение родителей)?

27. От чего зависит, разовьются ли у человека способности?

28. Каково соотношение задатков и способностей? Приведите примеры.

29. От чего зависит, какие именно способности разовьются на основе тех или иных задатков?

30. Как можно развить способности?

31. По каким признакам можно судить о зарождающейся у че­ловека способности к той или иной профессиональной дея­тельности?

32. Что такое внимание?

33. Какие свойства внимания вы знаете? Какие из них важны для профессиональной деятельности?

34. Какие вы знаете виды памяти? Нужно ли учитывать особен­ности своей памяти при выборе профессии?

35. Можно ли развивать свое внимание?

36. Можно ли улучшать свою память?

37. Какие вы знаете приемы для лучшего запоминания различ­ного материала?

38. Какие вы знаете виды мышления? воображения?

39. Назовите качества человека, которые характеризуют его мышление.

40. Как можно развить мышление?

41. Что такое характер человека?

42. Характер человека — это врожденная особенность или ре­зультат его труда?

43. Что такое воля? Какие действия называются волевыми?

44. Какие вы знаете способы развития волевых качеств?

45. Какие черты характера вам известны?

46. Как формируется характер?

47. Почему каждому человеку трудно определить свои способ­ности?

48. Можно ли формировать профессиональную пригодность? Приведите примеры.

«Мышление»

Задание 1.

1. Только обложки, так как первая страница первого тома соприкасается при обычной расстановке книг с последней страницей второго тома.

2. 240 км.

3. а) Поднять четыре крайние спички вверх и соединить в одной точке так, чтобы получить пирамиду.

б) См. рисунок.

4. Вместо молотка использовать гирю.

Задание 2.

1. Деревянные треугольники, на которых укреплены бакены (маяки), всегда направлены против течения (о расположении их можно судить по тому, как вода обтекает бакен). Следовательно, пароход идет вверх по реке.

2. На рисунке показана стая птиц, в полете они образуют угол, одна сторона которого короче другой,— это журавли. Стаями журавли летят весной и осенью. По деревьям на опушке леса можно определить, где юг — там всегда гуще кроны. Журавли летят в южном направлении. Значит, на рисунке изображена осень.

3. Река в этом месте мелка: матрос, стоя на носу парохода, шестом измеряет глубину фарватера.

4. Очевидно, причаливает к пристани: группа пассажиров, взяв вещи, приготовилась сойти с парохода.

5. Отвечая на первый вопрос, мы определили, в какую сторону течет река. Чтобы указать, где правый и левый берег реки, надо стать лицом по течению. Мы знаем, что пароход причаливает к пристани. Видно, что пассажиры приготовились выходить на ту сторону, откуда вы смотрите на рисунок. Значит, ближайшая пристань находится на правом берегу реки.

6. На бакенах фонари; ставят их перед вечером и снимают рано утром. Видно, что пастухи гонят стадо в селение. Сопоставив эти два признака, следует прийти к выводу, что на рисунке показан конец дня.

Задание 3.

игра гора поле коса тело пуля сажа душа река дерево замок камень сараи невод холод козел зелень телега палка обруч картон зерно восток сугроб ветка пиджак балкон святость кустарник учитель апельсин станция черника капуста трусость контора

Возможны другие варианты ответов.

Задание 5.

См. рисунок,

Задание 6.

а) 1. Мокрые осадки

2. Органы чувств

3. Оптические приборы, изделия оптики

4. Органы пищеварения

5. Кристаллические вещества, кристаллы

6. Символ

7. Оружие

8. Организм, живое, жизнь

9. Планеты Солнечной системы

10. Емкость, хранилище

б) 1. Съедобное растение

2. Оптимистические чувства

3. Бытовые вещи человека

4. Животное

5. Дерево

6. Металл

7. Возрастной период человека

8. Жидкость

9. Пища

10. Источник света

Задание 7.

а) 1. Земля и растения

2. Берег, вода

3. Улица, автомобиль

4. Крыша, стены

5. Сторона, углы

6. Делитель, делимое

7. Круглость, диаметр

8. Текст, глаза

9. Редактор, бумага

10. Правила, игроки

11. Сражения, солдаты

12. Бумага, текст

13. Мелодия, голос

14. Колебания почвы, беда

15. Читатели, книги

16. Дерево, звери

17. Состязание, спортсмены

18. Больные, врач

19. Чувство, человек

20. Родина, человек

б) 1. Иванов

2. Маленький

3. Постепенно

4. Чешуя

5. Понимать

6. Голубой

7. Сторожка

8. Волнение

9. Спокойствие

10. Землетрясение

11. Сало

12. Горький

13. Печь

14. Сирень

15. Вечер

16. Злой

17. Чернила

18. Бадминтон

19. Волга

20. Задание

в) а - 2

б - 3

в - 4

г - 1

д - 5

е – 3

ж - 3

Задание 8.

1. В 3 С

2. Л 2 С

3. Л: (В 2 Л)

4. В: (Л 2) (В 3 С)

5. Л 3 С

Задание 9.

а)

           
А     +    
Б +        
В       +  
Г         +
д   +      

б)

I тип.

1. доход, потоп, топот

2. 4 ч 20 мин

II тип.

См. рисунок.


2. См. рисунок

III тип.

1. Змея свернется в кольцо без просвета, при этом в сечении у нее будет несколько слоев.

«Мышление»

1. Зажечь свечу.

2. Фраза «Встретились два человека, друзья детства», шаблонно понятая, приводит к мысли о встрече двух мужчин, так как «человек» и «друг» — слова мужского рода. На самом же деле встретились мужчина и женщина, которая и является матерью Леночки.

3. Восстановленная таблица:

4. Путники подошли к разным берегам реки. Сначала, переправился один, затем другой. Задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы («двое подошли к реке»), которая как бы наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении.

6. Чай.

7. Жаба.

8. В первой строке слово «лось», во второй — «собака», в третьей — «баскетбол», в четвертой — «Печора».

«Воображение»

Задание I.

1. Трапеция.

2. Мягкий знак, перевернутый флажок.

3. Квадрат.

4. 10 фигур, из них треугольников 6, трапеций 2, пятиугольников 2.

Задание 3.

Для примера приведены ответы двух учеников и их оценка в баллах (б.).

I. Огонь зажег ленту, которая лежала на окне (2 б.). Около окна, на котором лежала лента, горел огонь (1 б.). На окне были нарисованы яркая желтая лента и огонь (2 б.). Дети увидели из окна, как огонь, ползущий по лентам на полу, приближался к ним (4 б.). Мы шли в магазин, чтобы купить ленту, но по дороге мы увидели окно, сквозь которое пробивался огонь (4 б.) Через окно было видно, как в огне горела лента (2 б.). Скоро мы вынуждены была зажечь огонь так как за окнами стемнело и светлая лента света куда-то исчезла (1 б.).

Всего за 7 предложений набрано 19 баллов.

II. У окна, где находился камин, над огнем висела розовая лента (4 б.). Мальчику сказали составить предложение со словами: лента, окно, огонь (4 б.). Под окном в огне сгорала лента (2 б.). Сидя на окне, мальчик сочинял стихотворение про ленту сестрички и огонь (4 б.). Огонь подступал к окну, на котором лежала лента (2 б.). В тетради у Маши было написано три слова: лента, огонь, окно (4 б.). В окне мелькнул огонь, похожий на розовую ленту (1 б.). На окне лежала лента, яркая и красная как огонь (1 б.). В словах: окно, огонь, лента — Олег сделал четыре ошибки (4 б.).

Всего за 9 предложений набрано 26 баллов.

1. См. рисунок.

2. Волк должен пробраться внутрь загона, задрать овцу, разорвать ее на части (что он обычно и делает) и, только вытащив их за ограду, съесть.

3. Его правый локоть упирается в левое колено.

4. Таких чисел имеется 90.

5. Если человек носит очки, то он снимает с себя свитер, держа его за воротник, и, следовательно, растягивает его перед собой; когда человек натягивает свитер на себя, то получается прямо противоположный эффект, ибо очки как бы делают воротник еще уже.

Конец формы

 

Date: 2016-05-17; view: 2358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию