Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как определить тип своего мышления?





Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире предоставляет каждому человеку мышление.

Элементарный пример. То, что стены в классе голубые, а у коробка спичек шесть сторон, доказывать не надо — это вы видите. А вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов,— этого никто из вас не сможет увидеть непосредственно, каким бы прекрасным зрением ни обладал. Тут познать истину вам помогает мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира.

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах: преобладающем виде мышления (предметно-действенном, наглядно-образном или абстрактном), различном владении мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация), которые отражаются в самостоятельности, широте, гибкости, быстроте ума. Разобраться во всех этих качествах и проанализиро­вать свое мышление помогут вам предлагаемые далее практические работы.

Практические работы

Задание 1. Определите свой тип мышления.

Вам предстоит решить четыре задачи. Прочтите условия их одно за другим. Порядок решения задач выберите сами и запишите. Время на решение всех задач — 4 мин. Не задержи­вайтесь слишком долго над одной задачей. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к другой.

1. В книжном шкафу в обычном порядке рядом стоят две книги. В первой из них 300 страниц, во второй — 400. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц испортил книжный червь?

2. От города А до города В — 120 км. Из города А вышел поезд по направлению к городу В и шел со скоростью 30 км/ч. Одновременно из города В по направлению к городу А вылетела ласточка со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу В и т. д. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город В. Сколько километров налетала ласточка?

3. Перед нами восемь спичек. Сложите из них фигуру,состоящую из одного квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Как надо переместить четыре спички, чтобы получить:

а) один квадрат и четыре треугольника;

б) два квадрата и четыре треугольника?

4. К гвоздю надо подвесить маятник, состоящий из шнура и груза. На столе лежит гвоздь, шнур и груз (гиря весом 0,5 кг). Но молотка нет. Как решается задача?

Результаты решения задач запишите в таблицу.

Порядок решения задачи Номер задачи Время, потраченное на решение Решена или не решена задача
       
       
       
       

Если вы правильно, быстрее и раньше своих товарищей по классу решили задачу 1, то у вас хорошо развито образное мышление; если задачу 2 — логическое мышление; если задачи 3 и 4 — практическое мышление.

Задание 2. Определите умение выявить причинно-следственные связи.

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 74) и ответьте на вопросы:

1. Вверх или вниз по течению реки идет пароход?

2. Какое время года изображено?

3. Глубока ли река в этом месте?

4. Далеко ли до пристани?

5. На каком берегу находится пристань?

6. Какое время дня показал художник?

Найдите на картине признаки, которые помогут ответить на вопросы. Запишите свои рассуждения. (Можно установить 9 связей между объектами.)

За каждый правильный ответ вы получаете 2 балла. Подсчитайте их сумму.

Если вы безошибочно ответили на все 6 вопросов, установив 9 связей между признаками, то у вас очень высокий уровень развития исследуемого качества; если на 3—4— средний; если на 1—2— низкий.

Задание 3. Определите скорость протекания мыслительных процессов (быстроту ума).

Для этого заметьте, за какое время вы впишите недостающие буквы в слова каждого ряда:

Можно считать, что вы успешно справились с заданием в том случае, если потратили на него не более 10 мин, в том числе по каждому ряду слов:

1) хороший результат—10...15 с. За каждый неверный ответ набавляется 5 с;

2) хороший результат—1...1.5 мин. За каждый неверный результат набавляется 30 с;

3) хороший результат—1...1.5 мин. За каждый неверный результат набавляется 30 с;

4) хороший результат—6...7 мин. За каждый неверный ответ набавляется 1 мин.

Общее время —....

Число правильно заполненных строчек —...

1. и - ра г – ра п – ле к – са т – ло п – ля с – жа д – ша р – ка Время - … 2. д – р – во з – м – к к – м – нь с – р – й н – в – д х – л – д к – з – л з – л – нь т – л – га Время - …
3. п – л – а о – р – ч к – р – он з – р – о в – с – ок с – г – об в – т – а п – д – ак б – л – он Время - … 4. с – я – о – ть к – с – а – ник у – и – е – ь а – е – ь – ин с – а – ц – я ч – р – и – а к – п – с – а т – у – о – ть к – н – о – а Время - …

Задание 4. Определите, насколько хорошо вы умеете анализи­ровать, сравнивать предметы, понятия. Сравните два предмета:

а) гвоздь и ручка;

б) лошадь и корова;

в) книга и тетрадь.

На листе бумаги слева напишите черты сходства между этими предметами, а справа — различия. Время по каждому из вариантов — 3...4 мин (общее время—10 мин).

За указанное время вы должны найти возможно большее количество таких черт. Если количество сходных и различных качеств больше 20, то процесс сравнения оценивается 5 баллами (отличный результат); если количество сравниваемых черт достигает 10—15—4 баллами (хороший результат); ниже 10— 3 баллами (удовлетворительный результат); менее 5—2 баллами (неудовлетворительный результат).

Задание 5. Определите уровень развития навыков анализа. Перед вами 8 компасов в разном положении (см. рисунок). Определите за 3 мин направление стрелки на каждом компасе.

Если работа выполнена правильно и в срок, то у вас хорошие способности к анализу и хорошо развит глазомер.

Задание 6. Определите уровень развития мыслительных операций обобщения (умение находить общее) и абстрагирования (умение отвлечься от несущественных признаков и мысленно выделить только существенные).

Для этого попробуйте самостоятельно выделить общий существенный признак между понятиями:

 

 

а) Дождь—снег Глаз — ухо Фотоаппарат — очки Желудок — кишечник Сахар — алмаз Флаг — крест Пистолет — ружье Фиалка — слон Земля — Марс Газохранилище — портфель Б) Огурец – капуста – яблоня Надежда – вера – любовь Платье – стол – посуда Собака – муравей – червь Дуб – рябина – ель Золото – медь – ртуть Молодость – юность – старость Вино – вода – сок Хлеб – мясо – помидор Лампа – свеча - Солнце

Если вы справились с заданием в срок (за 5—6 мин) без ошибок, то можно говорить, что у вас хорошая подвижность нервных процессов и способность к логическому мышлению, обобщению.

Задание 7. Определите уровень развития умения обобщать.

Для выполнения каждого из приведенных далее пунктов задания а – в отводится строго определенное время — 3 мин, поэтому работать нужно как можно быстрее и точнее. Если возникнут затруднения при решении задачи, то долго не раздумывайте, оставьте ее без ответа и продолжайте работать дальше.

Если у вас останется время после решения последней задачи, можете вернуться и подумать над той, которую вы не смогли решить, или проверить свои ответы, чтобы внести необходимые изменения или исправления.

а) Ниже записано 20 горизонтальных рядов слов. Для каждого ряда найдите два слова, которые по смыслу ближе других к первому обобщающему слову в строке:

1. САД: 2. РЕКА: 3. ГОРОД: 4. САРАЙ: 5. КУБ: 6. ДЕЛЕНИЕ 7. КОЛЬЦО: 8. ЧТЕНИЕ: 9. ГАЗЕТА: 10. ИГРА: 11. ВОЙНА: 12. КНИГА: 13. ПЕНИЕ: 14. ЗЕМЛЕТРЯ СЕНИЕ 15. БИБЛИОТЕКА 16. ЛЕС 17. СПОРТ 18. БОЛЬНИЦА 19. ЛЮБОВЬ 20. ПАТРИОТИЗМ растение рыболов автомобиль сеновал сторона карандаш круглость картина телеграммы наказания аэроплан рисунки искусство колебания почвы читатели охотник состязание помещение природа человек садовник берег здание лошадь чертеж делитель диаметр текст приложения правила сражения бумага мелодия смерть лекция яблоня оркестр больные чувство друзья собака рыба толпа крыша камень бумага печать глаза редактор штрафы солдаты любовь овация пожар музыка дерево медаль радио город город забор тина улица стены дерево делимое алмаз книга бумага игроки пушки война голос беда город лист стадион сад человек родина земля вода цветы скот углы класс проба слово правда карта ружья текст звон шум книги звери спортсмены врач розы семья

Оценка результатов осуществляется по шкале: если вы выполнили задание в объеме более 17 рядов, у вас очень высокий уровень обобщения; 14—17— высокий уровень; 10—13— средний уровень; менее 10—низкий уровень.

б) Ниже записано 20 горизонтальных рядов слов. В каждом ряду 5 слов, 4 из них объединены общим понятием, а одно не подходит для этой группы. Определите это слово в каждой строке и запишите его в тетрадь. На работу отводится 5 мин.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 16. 17. 20. Василий изношенный постепенно лист ненавидеть темный гнездо поражение спокойствие землетрясение простокваша глубокий хата береза секунда решительный рейсфедер баскетбол Енисей объяснение Федор маленький торопливо почва возмущаться светлый нора волнение неудача нападение молоко низкий печь сирень вечер отважный фломастер бадминтон Обь наблюдение Семен дряхлый поспешно кора негодовать голубой курятник неудача выигрыш грабеж сметана светлый дом сосна неделя храбрый карандаш гандбол Печора задание Иванов старый скоро чешуя презирать яркий сторожка провал успех кража сыр высокий хлев дуб час смелый чернила футбол Лена беседа Петр ветхий быстро сук понимать тусклый берлога крах удача поджог сало горький будка ель год злой ручка хоккей Волга лекция

Хороший результат — 15 и более правильных ответов; от 14 до 9— средний; 8 и меньше правильных ответов говорят о том, что вам надо совершенствовать свои способности к обобщению.

в) На рисунке дана серия фигур. В каждом ряду по четыре фигуры, имеющие какие-то общие признаки, и одна, отличаю­щаяся от всех. Установите закономерность в каждой из задач, найдите отличающуюся фигуру и впишите ее номер в тетрадь.

Задание 8. Определите уровень гибкости своего мышления.

Предлагаем вам символическую запись двух фраз со следую­щим переводом на русский язык:

А 1 В, «А съело В».

С: (А 1В), «С специально сделало так, чтобы А съело В».

Запишите этими символами приведенные ниже фразы (су­ществительные обозначайте первыми буквами, цифрой 2 за­мените слово «увидеть», 3 — «иметь»).

а) Был у Вороны сыр.

б) Заметила сыр Лиса.

в) Лиса постаралась попасться на глаза Вороне.

г) Ворона похвалилась сыром перед Лисой.

д) Сыр оказался у Лисы.

Показателем гибкости мышления является умение быстро переходить с одного способа рассуждений на другой. Те из вас, кто безошибочно справился с заданием, обладают гиб­ким умом; у тех, кто допустил ошибки, мышление недоста­точно гибкое.

Задание 9. Определите уровень пространственной сообра­зительности (образного мышления, т. е. способности опери­ровать в мышлении пространственными образами).

а) На рисунке справа даны развертки пяти кубиков, обозначенных буквами. На их грани нанесены различные условные обозначения. Внизу показаны сами кубики с аналогичными условными обозначениями на гранях.

Установите, какая из разверток соответствует тому или иному кубику. Ответ запишите в виде цифры и буквы.

б) Решите задачи разных типов:

I тип.

1. Укажите несколько слов, запись которых имеет ось симметрии.

2. Сейчас 3 ч 45 мин. Сколько будет времени, когда минутная стрелка повернется на 210°?

II тип.

1. Покажите, как нужно разрезать прямоугольник со сторонами 4 и 9 единиц на две равные части так, чтобы при сложении их получался квадрат.

2. В квадрате через верхнюю левую вершину проведите диагональ. Нижний треугольник оставьте на месте, а верхний поверните вокруг вершины на 270°. Какая фигура образуется в результате такого преобразования?

III тип.

1. Змея заглатывает свой хвост и проталкивает его внутрь. Чем закончится этот процесс?

2. Квадратный лист сложили вдвое по диагонали, затем еще раз вдвое так, что получился равнобедренный треугольник. Какая образуется фигура, если каждую вершину последнего треугольни-

ка отрезать по линии одинаковой длины, параллельной его противоположным сторонам, и развернуть лист?

Если вы успешно решили задачи всех типов, то у вас высокий уровень образного (пространственного) мышления; если только I и II типов — средний уровень, только I типа — низкий.

Итоговые вопросы

1. По результатам выполнения заданий 1—8 запишите в тетради краткую характеристику своего мышления:

а) тип мышления —...;

б) уровень развития навыков:

выявления причинно-следственных связей —...;

анализа —...;

сравнения —...;

обобщения —...;

в) скорость мыслительных процессов —...;

г) уровень развития образного (пространственного) мышления —....

2. Приведите примеры профессий, которые предъявляют повышенные требования к:

а) практическому мышлению;

б) образному мышлению;

в) абстрактному или логическому мышлению.

Date: 2016-05-17; view: 2334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию