Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте характеристику дидактическим средствам. Дидактическая ситуация как средство обучения





Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются дидактические средства. Дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:

• служат непосредственному познанию студентами определенных фрагментов действительности (познавательная функция);

• являются средством развития познавательных способностей (формирующая функция);

• представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых студентами, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).

Виды дидактического материала

• Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации

• Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора

• Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.

• Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

• Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.

• Задания с проблемными вопросами.

• Задания на развитие воображения и творчества.

• Экспериментальные задания.

• Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента; способы записи результатов наблюдений и измерений; правила измерения, оценку точности измерения; графическую интерпретацию результатов эксперимента; правила приближенных вычислений; формулировку вывода по результатам эксперимента; правила оформления отчета.

• Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы

• Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.

• Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.

• Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.

• Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.

• Алгоритм выполнения задания.

• Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

• Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.

• Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.

• Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента

• Тесты с возможностью самоконтроля.

 

Раскройте сущность мониторинга качества образовательного процесса. Охарактеризуйте методы контроля и оценки знаний, их функции, виды, принципы. Сравните традиционные и современные средства контроля.

Педагогический мониторинг как форма сбора, хранения, обработки и распространения информации предполагает получение объективной и достоверной информации о состоянии обученности групп учащихся. Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг). Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

· объективность,

· систематичность,

· наглядность (гласность).

Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

· предварительный;

· текущий;

· итоговый, рассматриваемый как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Обычно текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется: педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др.

Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:

· устный или письменный опрос

· карточки

· краткая самостоятельная работа

· практическая или лабораторная работа

· тестовые задания

Сегодня современная педагогика активно внедряет и поощряет нетрадиционные формы занятий, такие как урок–игра, урок-викторина, урок–конкурс, урок- экскурсия и другие, а так же рейтинговую систему оценки знаний и умений учащихся. Нетрадиционные формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.

 

23. Дайте характеристику истории педагогики и образования как области научного знания и учебной дисциплине. Проанализируйте ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса: компьютеризация, интеграция, непрерывность, дифференциация.

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учётом особенностей их самостоятельной эволюции.

Предмет истории педагогики и образования - совокупность теоретических знаний об историко-педагогических явлениях, концепциях образования и воспитания, образовательно-воспитательных системах, сменявших друг друга в ходе общественного развития.

Компьютеризация самого учебного процесса - использование компьютера как средства, позволяющего повысить эффективность обучения. Изобретение мультимедийного компьютера, одного из самых совершенных продуктов технического прогресса расширило возможности предъявления учебной информации за счет объединения в одном пользовательском продукте текста, графики, аудио- и видеоинформации, анимации, возможности для пользователя обратной связи, свойства интерактивности.

Педагогическую интеграцию рассматривают как высшую форму единства целей, принципов, содержания образования и как создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи учебных дисциплин. Интегрированная система обучения позволяет сократить сроки профессионального обучения.

Непрерывное образование - это образование, которое можно определить, как развитие способности личности адекватно обучаться, действовать и адекватно воспринимать действительность. Для индивида она служит средством творческого развития сущностных сил человека, удовлетворения запросов и духовных потребностей человека.

Дифференциация - способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности личности. Дифференциация направлена на создание благоприятных условий развития, учет индивидуальных особенностей, группировка учеников на их основе, вариативность учебного процесса.

 

Date: 2016-05-16; view: 2805; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию