Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Механизмы развития и бытия личности





 

В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через “присвоение” своей “всесторонней” сущности: “личность человека тоже "производится" – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности”. В связи с этим в психологии возникает проблема внешней детерминации, обусловливающей развитие и становление личности.

Следуя за классиками марксизма, Л.С. Выготский разработал теорию, показывающую, как “через других мы становимся самими собой” (Выготский Л.С. История развития высших психических функций//Собр. соч.: в 6 т. – М., 1983. – Т. 3. – С. 144.). “Личность становится для себя тем, что есть она в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности... Здесь... становится ясным, почему с необходимостью все внутреннее в высших формах было внешним, то есть было для других тем, чем ныне является для себя. Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной. Это – центр всей проблемы внутреннего и внешнего поведения” (Там же.).

В связи с проблемой производства личности возникает вопрос о механизмах этого производства.

Психический механизм производства целостного человека имеет биологические предпосылки и социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, складывающих и преобразующих действий, состояний и структуры личности (Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985; Она же. Личность: Мифы и Реальность <...>. – 2-е изд. – М., 2010. – С. 379-492.). Механизмы развития и бытия личности проходят сложный путь.

Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identifico – отождествляю).

В психологии идентификация представлена как механизм эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.

В XX в. было предложено достаточно много разнообразных прочтений идентификации в психологии.

Мы будем различать: интроекциюинтериоризационную идентификацию, которая обеспечивает само “присвоение” и “вчувствование” в другого, а также проекциюэкстрариоризационную идентификацию, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого (Мухина В.С. Групповой эскапизм и индивидуальный аутизм – компоненты социального и личностного развития на этапах отрочества и юности//Развитие личности. – 2004. – № 1. – С. 156-175.). Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.

Идея идентификации была бы механистической (здесь можно привести в качестве примера аналогичное социологизаторским положение о “научении”), если бы не была представлена в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости обстоятельств от “самоосуществления индивида” (Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. – 2-е изд. – Т. 46. – Ч. II. – С. 109.). Кроме того, человек как общественное животное только в обществе и может обособляться.

Люди творят обстоятельства и друг друга. Марксистское положение о том, что индивиды как физически, так и духовно творят друг друга, представляет человека в двух его ипостасях: как объекта и субъекта деятельности. Даже по отношению к самому себе человек выступает с субъект-объектных позиций.

Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление. Частный случай обособления – отчуждение.

Обособление – действие (внешнее и внутреннее) по значению глагола “обособиться”. Обособиться – отделиться, выделиться из общего целого; занять особое положение. Особая форма обособления – отчуждение. Отчуждение – органичное для русского языка понятие. У В. Даля: 1) отчуждать – значит делать чужим, чуждым; удалять, отстранять, устранять; 2) отчуждаться – быть отчуждаемым, становиться как бы чужим; 3) отчуждение – действие обособления.

В XX в. было предложено достаточно много разнообразных прочтений обособления в психологии.

Идентификация и обособление рассматриваются нами как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности (Феномены идентификации и отчуждения исследовались в мировой психологии на протяжении всего XX столетия. Однако понятия “идентификация” и “отчуждение” использовались чаще всего раздельно. В разных концепциях эти понятия не обсуждались как взаимодействующее единство целостной системы, которая является универсальным механизмом развития и бытия личности.).

Мы рассматриваем идентификацию как механизм отождествления индивидом себя с другим человеком или любым объектом. Идентификация есть непосредственное переживание субъектом (той или иной степени) своей тождественности с объектом идентификации. В свою очередь обособление мы будем рассматривать как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Обособление есть непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления.

Объективно идентификация выступает как механизм “присвоения” индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление – как механизм индивидуализации личности.

Рассмотрению развития и функционирования механизмов идентификации и обособления следует уделить специальное внимание.

Date: 2016-05-16; view: 757; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию