Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природная реальность





Человек – природа – человек. Человек расклассифицировал окружающую действительность, чтобы придать миру структуру, чтобы проникнуть в суть явленных творений и чтобы выразить свое понимание и отношение к миру.

Через эмпирический опыт, мифологию, поэзию и философию человек постигал и продолжает постигать сущее. Особое значение для человека всегда имела природа.

Природа – все сущее в бесконечном многообразии возможных проявлений. Понятие “природа” выступает синонимом понятий “Вселенная”, “материя”, “бытие”, “объективная реальность” и т.п.

Природа эволюционирует от простого к сложному, от низшего к высшему – проходит ступени развития, которым соответствуют определенные структурные уровни существования материи.

Простейшими из известных современной науке форм материи считаются элементарные частицы и поля, составляющие космическую среду. Гигантскими по массе и энергии сгустками материи являются звезды; особой ступенью развития являются планеты. В качестве структурных элементов звезд в микроразрезе выступает многообразие химических частиц (атомов, ионов, молекул, макромолекул и т.д.), а в макроразрезе – дифференциация вещества на оболочки. Так, на Земле выделяют следующие оболочки: атмосфера; гидросфера; литосфера; мантия; ядро.

На планетах возможны условия для зарождения и эволюции еще более высокой ступени развития материи – органического мира. Живое вещество, развиваясь во взаимодействии со средой, оказывает, в свою очередь, организующее и преобразующее влияние на эту среду. Живое вещество создает и регулирует своеобразный круговорот веществ (водород, углерод, азот, кислород и др.) в атмосфере.

Человек упорно познает сущее, открывая биосферу, постигая специфику возникновения и развития общества. Человеческое общество – часть сущего.

Общество, формируясь в условиях биосферы, являет особую часть сущего, которая, находясь внутри природы, в то же время относительно противостоит всей остальной природе. В этом случае человек может противопоставить себя природе, центрируясь на самом себе и рассматривая природу как условие своего обитания.

Обладая развитой рефлексией, изучая сущее в целом, а природу и себя в отдельности, человек, пытаясь быть объективным исследователем, выделил этапы взаимодействия общества с природой.

Наука описала этапы взаимодействия общества с природой.

На раннем этапе эволюции человеческий род был подобен животному миру: он непосредственно присваивал готовые природные вещества, природные продукты для своего питания.

На промышленном этапе наступает качественный перелом во взаимодействии общества и природы. Обнаруживается, что природные ресурсы исчерпаемы. Общество открывает для себя необходимость перехода от стихийного потребления природных ресурсов к организации и планированию хода природных процессов и потребления продуктов природы. Однако и в XXI в. понимание необходимости перехода от стихийного потребления природных ресурсов к новым формам организации связи “человекприрода” не приводит к разрешению грозящих человечеству проблем.

В то же время вся история отделения человечества от всего остального сущего представляет собой великую драму эволюции живого. Позиция идентификации человечества с природой как части ее и позиция обособления человечества от всей остальной природы как особой ее сущности вносят драматические ноты в бытие человека в мире. Пройденный в процессе исторического развития путь человечества как части сущего и самостоятельного, ответственного за самого себя, особого феномена сущего неизбежно оставляет в общественно-историческом сознании человечества следы исторической памяти. Памяти, удерживающей в наших представлениях все формы отношения к природе, которые в тот или иной период человеческого развития открывались нашему сознанию и нашим чувствам. Это обстоятельство дает нам основание для анализа условий развития человека в сфере природной реальности через множество аспектов отношений “человек – природачеловек”, которые человечество открывало для себя в процессе своей истории.

Обратимся к особенностям отношения человека к природе.

Природная среда всегда была для человека источником его жизни. Она же дала ему возможность реализовать себя в деятельности. Человек выделил фундаментальные стихии природы и принялся постигать отдельные природные элементы и явления. До сих пор в сознании обыденного человека природа предстает как нечто неизменно живое, воспроизводящее и дарующее – как источник жизни. Из года в год растения приносят плоды, семена, коренья; животные дают приплод; реки – рыбу. Природные материалы используются для строительства жилища и производства одежды; земные недра, реки и солнце – для получения тепловой энергии.

Человек понимает, что для полноценного существования и развития природа ему необходима. Он стремится познавать природу для того, чтобы использовать ее, и в то же время мифологизирует и поэтизирует природу.

Человек – высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей, нравственностью, высшими чувствами. В мифах и сказках человек предстает царем природы. Действительно ли человек – царь природы?

Всякий царь – всегда верховный правитель земли, народа или государства. Многие сказки начинаются со слов “Жил-был царь...”. Царь обладает неограниченными полномочиями, он владычествует над всеми. Но подобная власть предполагает огромную ответственность перед Отечеством и народом. Быть царем природы – значит нести ответственность за нее, беречь и приумножать ее богатства.

Человек далеко не всегда может правильно построить свои отношения с природой. Он то рабски трепещет перед силами природы, то возносится над природой в своей гордыне. Через мифы, сказы и сказки, пословицы и поговорки человек собственные мысли и чувства адресует каждому новому поколению, тем самым передавая определенное отношение к природе. Творения природы всегда присутствуют в мифах и сказках, которые пронизаны анимизмом, антропоморфным, мифологическим отношением человека к растениям, животным, воде, воздуху, Солнцу, Луне, звездам и др.

Человек питался плодами природы, создавал орудия из ее материалов и постепенно сотворил новый мир, доселе не существовавший на Земле, – рукотворный мир вещей. В результате многовекового развития цивилизации природные условия существования человека претерпели кардинальные изменения.

Хозяйственные акции человека, казалось бы, экономически оправданные, привели к нарушению экологического равновесия на нашей планете. Накапливаясь незаметно, исподволь, они грозят катастрофой в скором будущем. Жизнь в больших городах отрывает человека от естественной среды обитания: он явно урбанизируется, его отношение к природе становится все более отчужденным. Эта отчужденность приводит к усилению потребительского отношения к природе. К счастью, всегда находятся люди, тяготеющие к природе, боготворящие ее или изучающие при помощи науки ее таинства.

Как бы человек ни стремился преодолеть зависимость от природы, это невозможно: он или обожествляет, одухотворяет природу, или отчуждается от нее, демонстрируя равнодушие или холодный расчет. Отношение к природе, как и к вещному миру или значениям и смыслам знаков, значимо при общении человека с другими людьми.

Научные достижения привели к тому, что человек стал строить свои отношения с природой как субъект с объектом, полагая себя субъектом, а природу объектом. Однако отчужденный от природы человек отчуждается и от самого себя – ведь он часть природы.

Сохранение способности относиться к предметам природы как к “значимому другому”, как к субъекту имеет принципиальное значение для развития человеческого духа. Оставаясь один на один с природой, созерцая ее, человек испытывает совершенно особое чувство. Он идентифицируется с ней и познает во всем многообразии ее смыслов (природа – источник жизни; человек – часть природы; природа – источник поэзии и т.д.). Для идентификации с природой необходимо в ней видеть не только объект, но и субъект.

Природная реальность во всех своих ипостасях в сознании человека входит в реальность предметного мира и в реальность образно-знаковых систем культуры.

Мы знаем, что человек вышел из природы, и в той мере, в какой он может восстановить свой исторический путь, он в поте лица добывал себе пищу из плодов природы, делал орудия из материи природы и, воздействуя на природу, создавал новый мир вещей, доселе не существовавший на Земле, – рукотворный мир.

Природная реальность для человека всегда была условием и источником его жизни и жизнедеятельности. Человек ввел саму природу и ее элементы в содержание реальности созданной им образно-знаковой системы и сформировал отношение к ней как к источнику жизни, условию развития, познания и поэзии. Упражняя свой интеллект, человек стремился все больше, все эффективнее, с его точки зрения, брать и брать у природы.

В результате развития огромной человеческой цивилизации природные условия существования человека претерпели кардинальные изменения.

Несколько десятков лет экологи серьезно предупреждают: возникла проблема нарушения экологического равновесия на нашей планете. Отдельные нарушения, накапливаясь исподволь, незаметно, как следствие, казалось бы, экономически оправданных хозяйственных акций человека, в ближайшем будущем грозят катастрофой.

Напряжение экологического кризиса возрастает также из-за увеличения численности людей. По оценкам ООН, к 2025 г. в мире будет насчитываться уже 93 города с населением более 5 млн человек (в 1985 г. было всего 34 города с населением свыше 5 млн человек).

Такие поселения определяют особые условия формирования человека. Оторванный от естественной природы, он явно урбанизируется, его отношение к природе становится все более отчужденным. Эта отчужденность содействует тому, что человек постоянно усиливает свое воздействие на природу, преследуя на первый взгляд благие цели: получение пищи, природного сырья, работы, которая дает средства к существованию.

Из-за несоответствия растущей численности людей и падения плодородия земли уже сегодня многомиллионное население огромных территорий хронически голодает. По данным ЮНЕСКО, голодают дети многих стран, половина детей в возрасте до шести лет недоедает. От сильной или частичной нехватки в рационе протеина прежде всего страдают дети трех континентов: Латинской Америки, Африки и Азии.

Смог – составная часть атмосферы больших городов – приводит к развитию анемии, легочных заболеваний. Аварии на атомных электростанциях становятся причинами нарушений функций щитовидной железы.

В результате урбанизации возникают сверхсильные нагрузки на психику человека.

Нарушая экологические законы, определяющие устойчивое функционирование всех звеньев биосферы, человек отчуждается от необходимости учитывать эти законы и оберегать природу. В результате (сознательно или бессознательно) проблема сохранения биосферы переходит в категорию второстепенных.

При всей разумности теоретического понимания бытия человек реально потребляет природу с эгоизмом ребенка.

В истории человечества понятие “Земля” приобретало много значений и смыслов.

Земля – планета, вращающаяся вокруг Солнца, Земля – наш мир, земной шар, на котором мы живем, стихия среди других стихий (огонь, воздух, вода, земля). Тело человека именуется Землей, прахом. (“Адаму же сказал: "...В поте лица твоего будешь есть Хлеб, доколе не возвратишься в Землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься"”. Быт., 3:19). Землей называется страна, занимаемое народом пространство, государство. Понятие “земля” идентифицируется с понятием “природа”. Природа – естество, все вещественное, Вселенная, все мироздание, все зримое, подлежащее пяти чувствам, наш мир, Земля.

В отношении с природой человек ставит себя на особое место. Обратимся к значениям и смыслам реальности природы, отраженной в знаковой системе человека. Это позволит нам приблизиться к пониманию отношения человека к природе.

Человек в процессе исторического развития в своем отношении к природе постепенно переходил от приспособления к ней через придание ей антропоморфных свойств к обладанию ею, что выражено в известном знаковом образе “Человек – царь природы”. Царь – всегда верховный правитель земли, народа или государства. Царь – земной. В функции царя входит правление, быть царем – управлять царством. Но царь и подчиняет окружающих своему влиянию, своей воле, повелению. Царь обладает неограниченной самодержавной формой правления, он владычествует над всеми.

Развитие образно-знаковой системы в отношении человека к самому себе постепенно ставило его во главе всего сущего. Примером могут служить тексты Библии.

На последний, шестой день творения своего Бытия сотворил Бог человека по образу Своему и подобию Своему и предоставил человеку право владычествовать над всеми: “...и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею Землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по Земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по Земле.

И сказал Бог: вот. Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей Земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по Земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травяную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт., 1:27-31).

Человек предписал себе владычествовать. В структуре знаковых систем, образующих значения и смыслы владычествования, представлены Бог, царь и человек вообще. Эта связь очень прочно представлена в поговорках.

 

Царь небесный (Бог).

Царь земной (монарх, правящий страной).

Царь земной под Царем небесным ходит (под Богом).

У Царя царствующего (у Бога) много царей.

Царь от Бога пристав.

Без Бога свет не стоит – без царя земля не правится.

Где царь, тут и правда.

 

Книги царств, книги Ветхого Завета, бытопись царей и народа Божьего – настольные книги просвещенных христиан. В России пошло второе тысячелетие, как образы Библии властвуют над самосознанием человека, – ведь вся русская культура вышла из христианства.

Сама природа в сложившихся знаковых системах выражена образами трех царств: животных–растений–ископаемых. Но царь над всей природой – человек. Во всех знаковых системах, отражающих понятия “царствовать”, “царить”, человек отвел себе весьма значительное место, назвавшись “Homo sapiens”, “Царь природы”. Но слово “царствовать” означает не только владычествовать, но и править, управлять своим царством. Обыденное сознание человека подхватило прежде всего значение, которое не возлагает ответственности за бытие природы. Человек по отношению к природе стал источником агрессии: он развил в себе три принципа отношения к природе: “взять”, “пренебречь”, “забыть”, которые демонстрируют собой полное отчуждение от природы.

Природа была первым и единственным источником познания древнего человека. Все пространство образно-знаковых систем заполняют предметы и явления природы. Трудно перечислить все науки, которые направлены на постижение природы, потому что первоначальные науки рождают дочерние, затем они вновь дифференцируются.

Наука – важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний. Наука стремится систематизировать факты, устанавливать закономерности развития материи природы, классифицировать природу.

Особое значение для развития науки приобретают знаковые системы, специальный язык, который каждая наука строит по собственным основаниям. Язык науки, или тезаурус, представляет собой систему понятий, которые отражают основное видение предмета науки, господствующие в науке теории. Поэтому науку можно представить как систему понятий о явлениях и законах природы, а также человеческого бытия.

Познание природы, начавшись с практической жизнедеятельности человека и перейдя в истории человечества на уровень производства орудий и других предметов, потребовало теоретического осмысления природы.

Естествознание имеет две цели: 1) раскрыть сущности явлений природы, познать их законы и предвидеть на их основе новые явления; 2) указать возможности использования на практике познанных законов природы.

Б.М.Кедров, отечественный философ, историк науки, писал: “Посредством науки человечество осуществляет свое господство над силами природы, развивает материальное производство, преобразует общественные отношения” (Кедров Б.М. Наука. Философская энциклопедия. – М., 1964. – С. 562.).

То, что наука долгое время осуществляла “господство” и “правильную эксплуатацию природы” и недостаточно ориентировалась на глубинные законы естествознания, – естественный ход развития сознания человека. Лишь в XX веке – веке бурного развития технического производства – возникает и осознается новая проблема человечества: рассматривать природу в контексте существования Земли во Вселенной (Вернадский В.И. Автотрофность человечества; Он же. Несколько слов о ноосфере; Чуковский А.Л. Колыбель жизни и пульса Вселенной; Циолковский К.Э. Мионизм Вселенной; Он же. Космическая философия//Русский космизм: Антология философской мысли. – М., 1993.). Возникают новые науки, соединяющие природу и общество в единую систему (Гирусов Э.М. Система “общество – природа” (Проблемы социальной экологии). – М., 1976; Реймерс Н.Ф. Экология. – М., 1994.). Возникают надежды на предотвращение угрозы гибели всей человеческой общности и природы.

В 70-80-е гг. XX в. многие ученые мира, объединившись, взывали к разуму человека. Так, А. Ньюмен писал: “Мы надеемся, что 80-е годы нашего века войдут в историю как десятилетие научного просвещения в сфере охраны окружающей среды, как времяпробуждения глобального экологического мышления и ясного осознания человеком роли своего места во Вселенной” (Ньюмен А. Легкие нашей планеты. – М., 1989. – С. 13.). Действительно, общественное сознание, являясь совокупностью социальной психологии людей, сегодня должно включать в себя такие понятия, как “экологическое мышление”, “экологическое сознание”, на основе которых человек создает новую систему образов и знаков, позволяющих перейти от познания и господства над силами природы к познанию природы и ценностному отношению к ней, к пониманию необходимости бережного отношения и воссоздания. Ученые мира в течение многих десятилетий призывают человечество перейти к новой психологии и новому мышлению, направленному на спасение человеческой общности через поиск новой этики отношения к сущему вообще и к природе в частности.

В то же время человечество всерьез занято охраной природы и увеличением многообразия ее видов. Человечество продуцировало множество отраслей знаний, которые ставят своей целью изучение природы, систематизацию видов ее растений и животных, всех составляющих элементов ее недр.

Благодаря наукам человек долгое время строил свои отношения с природой как субъект с объектом. Он закрепил себя в качестве субъекта, а природу – в качестве объекта. Но для гармоничного существования человека в природе необходимо уметь не только отчуждаться от нее, но и идентифицироваться с ней. Сохранение способности относиться к предметам природы как к “значимому другому” принципиально важно для развития человеческого духа.

Природа – условие развития и бытия человека как личности. Природная реальность существует и открывается человеку в контексте развития его сознания. Являясь изначальным условием существования человека, природа вместе с развитием его сознания принимает на себя многообразные функции, которые приписываются ей людьми. Прежние столетия одарили человечество мифами и философским осмыслением природы, пониманием природы как глубинно присущего человеку условия его развития и бытия.

В 1930 г. В.И. Вернадский писал: “В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая, сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных или имеющих научную основу. Эта сила, по-видимому, не есть проявление энергии или новая особенная ее форма. Она не может быть во всяком случае просто и явно выражена в форме известных нам видов энергии. Однако действие этой силы на течение земных энергетических явлений глубоко и сильно и должно, следовательно, иметь отражение, хотя и менее сильное, но, несомненно, и вне земной коры, в бытии самой планеты. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного. Проявление этой силы в окружающей среде явилось после мириада (Мириады (греч. myrias – несметное множество) – бесчисленное множество.) веков выражением единства совокупности организмов – монолита жизни – "живого вещества", одной лишь частью которого является человечество.

Но в последние века человеческое общество все более выделяется по своему влиянию на среду, окружающую живое вещество. Это общество становится в биосфере, то есть в верхней оболочке нашей планеты, единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени со все увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самих основ биосферы. Оно становится все более независимым от других форм жизни и эволюционирует к новому жизненному проявлению” (Вернадский В.И. Автотрофность человечества//Русский космизм: Антология философской мысли/сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. – М., 1993. – С. 288.).

Нельзя не согласиться с автором, нельзя не восхититься его идеями. Однако сегодня – в XXI в. – человеческое общество в своем поступательном и независимом развитии зашло так далеко, что эволюционирует к новому жизненному проявлению, которое вот-вот подтолкнет человечество в тартарары.

Человек, безусловно, связан с живым веществом, с совокупностью организмов, существовавших до него или существующих одновременно с ним. Наша связь нерасторжима. И современному человеку нельзя забывать ни под влиянием мифологии, ни под влиянием нашего продвигающегося к неясным сегодня целям научного сознания о нерасторжимой связи человека и всей природы, частью которой он является.

Человечество изменяет все с помощью своего разума. Руководствуясь разумом, человек употребляет все вещество, окружающее его, не только на построение своего тела, но и на все нужды общественной жизни. “Разум вводит этим путем в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека” (Там же. – С. 298.).

Человек – это Homo sapiens faber (Человек разумный, производящий орудия (лат.).) А. Бергсона. Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды (места своего обитания) – земной поверхности. Но человек истощает природные ресурсы. Лик планеты изменился и претерпевает непрерывные потрясения. Человек осознал, что ему до сих пор не удалось достичь достаточной обеспеченности своей жизни.

Современная социальная организация не создает необходимы?! условий для жизни и воспроизводства. Запасы исходных для существования человечества сырых материалов уменьшаются с ходом времени. Сегодня возникают вопросы о возможном постчеловеческом будущем, о столкновении цивилизаций и конце человеческой истории (Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнической революции. – М., 2004; Он же. Конец истории и последний человек. – М., 2005; Хангтинтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2005; Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. – М., 2004; Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М., 2004; Тоффлер Э. Шок будущего. – М., 2004.).

Для развития человеческой духовности очень важно не забывать о многообразии значений, которые придавались природе в истории человеческой культуры: от идеализации природы до ее демонизации; от позиции субъекта до позиции объекта и т.д.

Одной из фундаментальных особенностей природы по отношению к человеку является ее пред-да́нность, т.е. существование до появления людей. Первичность природы хотя и признается человеком, но без достаточного чувства признательности за то, что природа была и остается колыбелью человечества (и не только в значении вскармливания и пестования).

Человек одухотворял природу и делал ее источником и участником своих мифов, антропоморфным субъектом собственного мировоззрения, героем своей поэзии. У многих народов мы находим мифы с развитыми мифологическими системами, с мифами о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропологические мифы).

Ничто без остатка не уходит из сознания человека. Наше изначальное отношение к природе – не рудимент нового реалистичного сознания. Наряду с новыми знаниями и представлениями о природе человечество сохраняет мифологическое отношение к природе. Именно это позволяет человеку не стать психологическим потребителем природы, который, используя ее материальную плоть, забывает о духовном к ней отношении, возникшем в начале человеческой истории.

Единственно правильное отношение к природе – это расширение значений природы для человека. Это действительно верный путь развития человека как личности.

Сегодня, в период развития отношений потребительского спроса на весь окружающий человека мир, мы наблюдаем поразительные замещения природы как предмета массового потребления.

Массовая культура работает на спрос и потребление предметов – заместителей природы. Искусственные травянистые растения, экзотические или характерные для нашей природы деревья, искусственные кристаллы и многое другое сегодня стремятся вытеснить естественные, природные растения в холлах гостиниц, в офисах, в жилых помещениях. В больших городах мы умудрились создать такие экологические условия, что растения не в состоянии здесь выжить. На улицах возле амбициозных учреждений и магазинов можно увидеть не только “пальму”, банальную “березку” или “ель”, но массу неизвестных нам экзотических искусственных суррогатов растений.

Конечно, заместители природных объектов, ворвавшиеся в повседневную жизнь человека, не обладают живительными свойствами природы. Они являются лишь знаками природы, материальными телами, которые означают отсутствующую природу. Но даже визуальный знак природы, который мы поместили в условия нашей обыденной жизни, указывает на исконную потребность человека созерцать природу, восхищаться природой и быть в окружении природы.

Человек неразрывно связан с природой в форме не только своего телесного существования, но и психической и духовной жизни. Все существующие формы взаимодействия человека с природой развиваются в контексте его рефлексий на эти взаимодействия.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими специфических сообществ в окружающей среде – становится одной из значимых для человечества областей научных знаний и нравственной ответственности.

Здесь уместно вспомнить рассуждения В.С. Соловьева об обязанностях человека перед природой, на которые “еще никто не обращал серьезного внимания в этом порядке идей”.

В.С. Соловьев пишет: “Разумею обязанности человека как хозяйственного деятеля относительно той самой материальной природы, которую он призван в этой сфере обрабатывать. Эта обязанность прямо указана в заповеди труда: возделывать землю, то есть служить земле. Возделывать землю не значит злоупотреблять ею, истощать и разрушать ее, а значит улучшать ее, вводить ее в большую силу и полноту бытия... Без любви к природе для нее самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни” (Соловьев В.С. Оправдание добра//Собр. соч. – СПб., 1903. – Т. 7. – С. 359-360.). B.C. Соловьев настоятельно подчеркивает необходимость того, чтобы “человек пользовался своим превосходством над природой не для своего только, но и для ее собственного возвышения”.

Мир составляет органическое единство. Это безусловно. Но парадоксально при этом то, что мир раздираем противоречиями, которые пагубно отражаются на природе и человеке. Человек в своей истории вредит природе, забывая о том, что он часть природы. При этом человек – носитель самосознания природы.

Очевидно, что, понимая природу как условие развития и бытия человека, мы должны не только настроить наше сознание на научное мышление, но и соединить цели научного мышления с нравственными целями. Только в этом случае человек сможет занять по отношению к себе и природе личностную позицию.

Date: 2016-05-16; view: 1088; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию