Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 30. Основные направления фондовой





Работы музея

Существует ряд подходов к определению понятия «фонды музея». Н. П. Финягина в 1988 г. определила фонды как принадлежащую музею совокупность документирующих исторический процесс и служащих средством музейной композиции музейных предметов и относящихся к ним научно-вспомогательных материалов. Фонды музеев складываются исторически и научно организуются. В Музейной энциклопедии (2001) Н. П. Финягина под понятием фонды музея обозначила всю научно-организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение. При этом музейные предметы могут находиться не только в фондохранилище и экспозиции, но и быть переданными на экспертизу или реставрацию, а также во временное пользование другому учреждению или музею. В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) музейный фонд определяется как «совокупность постоянно хранящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций». То есть в Музейный фонд страны входят не только музейные собрания, но и выявленные предметы музейного значения, находящиеся в собственности частных лиц, общественных, религиозных организаций, различных учреждений. Музейный фонд страны подразделяется на государственную и негосударственную части. Но независимо от этого все предметы являются неотъемлемой частью культурного наследия Российской Федерации и не подлежат вывозу за границу. Временный вывоз и ввоз культурных ценностей регулируется Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Включение и исключение памятников истории и культуры из состава Музейного фонда осуществляется федеральным органом государственной власти. Существует и определение К. Лапэра (ИКОМ): «Фонды – это предметы, не включенные в постоянную экспозицию, не предназначенные для экспонирования по разного рода причинам (дублеты, плохая сохранность, новые приобретения, тематически неродственные музею, изъятые из экспозиции на время ремонта или реэкспозиции и др. То есть – это резерв экспозиционной работы музея)», что несколько искажает и сужает характеристику фондов музея, принижая их значение как основы функционирования музея в целом и всех его служб.

Словарь актуальных музейных терминов (М., 2009) определяет фонды музея как систематизированную совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, являющихся основой для реализации ведущих направлений музейной деятельности, а также источниковой базой для профильных музейных наук.

Музейные предметы – это извлеченные из реальной действительности предметы музейного значения, включенные в музейное собрание и способные длительно сохраняться. Музейный предмет является носителем социокультурной и естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния. Предмет музейного значения – это предмет реального мира, который прошел процесс музейной оценки его социокультурного и естественно-научного значения, но по разным причинам не изъятый из среды обитания.

Основной и вспомогательный фонды музея. В ряду музейных предметов выделяется основа собрания – основной фонд – подлинные памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды обитания в связи с их способностью документировать общественные и природные процессы и явления. Музейные предметы как памятники истории и культуры подлежат охране и использованию в соответствии с действующим законодательством. В фонды музея также входят научно-вспомогательные материалы, которые не обладают свойствами музейных предметов (подлинностью, аттрактивностью и др.), но помогают их изучать и экспонировать. К вспомогательным материалам могут быть отнесены схемы, таблицы, реконструкции, не атрибутированные предметы, но несущие дополнительную информацию о предмете.

Научно-вспомогательные материалы музеев различных профилей являются дополнением основного фонда музейных предметов, иногда используются не только для изучения, но и построения экспозиций и выставок (в разумных пределах). Научно-вспомогательные материалы учитываются и хранятся отдельно от предметов основного фонда. Вспомогательные материалы должны соответствовать: профилю музея, уровню развития профильной науки, целенаправленно пополняться, быть научно организованными.

Музейные предметы музеев естественно-научного, исторического, художественного профилей. Ценность музейных предметов может выражаться различными понятиями: типичный, уникальный предметы, реликвия. Типичным музейным предметом считается предмет, отражающий типичное явление, обладающий свойствами, характерными для большинства предметов определенного времени. Уникальным является предмет, отражающий типичное явление, но сохранившийся в единичном экземпляре, в очень небольшом количестве, или мемориальный предмет. Особую группу составляют реликвии – предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые. Существуют некоторые различия в определении музейных собраний музеев естественно-научного, исторического и художественного профилей. Особенности первых в делении основного фонда на научный фонд и экспозиционный фонд, связанный с различными способами фиксации и формы консервации материала. Например: научными материалами в таких музеях являются тушки, а экспозиционными – чучела и т.п. К основному фонду художественных музеев относятся авторские произведения, а документация, связанная с коллекцией или личностью автора, относится к научно-вспомогательным материалам. Музеи исторического профиля за основу деления на основной и научно-вспомогательный фонд берут подлинность музейного предмета.

Научная организация фондов музея. Принципом научной организации фондов является их научная классификация. Состав фонда определяется как организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением для науки и культуры в целом, а также с деятельностью самого музея и определяющая их юридическое положение (основной, научно-вспомогательные фонды). В соответствии со значением предметов для науки и культуры и юридического положения предметов музейные фонды делятся на основной фонд, научно-вспомогательный фонд, в естественнонаучных музеях выделяют еще и фонд сырьевых материалов.

С системой научной организации фондов связаны состав и структура фондов. Н. П. Финягина под с оставом фондов музея понимает организацию фондов, разделяющую их в соответствии с прямымзначением предметов для науки, культуры и деятельности самого музея, определяющую юридическое положение предметов.Структурой (строением) фондов называется – система организации фондов, которая основывается на взаимосвязях предметов и направлена на создание оптимальных условий для их изучения, хранения, пополнения и использования. М. Е. Кучеренко и В. Н. Фомин рассматривают состав фондов как совокупность конкретных предметов и материалов, образующих данное музейное собрание, а структуру – как систему организации музейного собрания, обладающую определенной совокупностью устойчивых связей, обеспечивающих целостность и сохранение основных свойств и функций при различных внешних и внутренних изменениях. Тем не менее можно сказать, что большая часть исследователей под составом музейных фондов понимают их деление на основной и научно-вспомогательный фонды; под структурой – деление фондов по типам источников: вещественные, изобразительные, письменные, фонические, фото-кино-источники. Наряду с коллекциями, организованными по типам материалов, возможно выделение отдельных коллекций: экспедиционные сборы, частные коллекции на условиях неделимости уже собранных коллекций. Соотношение в фондах тех или иных типов зависит от профиля музея и его конкретной специфики.

По мнению Н. П. Финягиной, фонды музея делятся на фонд музейных предметов, фонд научно-вспомогательных материалов. Первый включает основной фонд – коллекционный и обменный. Обменный, в свою очередь, подразделяется на фонд непрофильных предметов и фонд дублетных материалов. Это деление достаточно проблематично, так как предполагает обмен музеев с другими организациями, что требует применения определенных юридических шагов по переводу предметов в статусе «музейный предмет» в иной статус. М. Е. Кучеренко и В. Н. Фомин добавляют в состав фондов музея и фонд временного хранения, что тоже достаточно проблематично, так как отражает хранение предметов других государственных или частных собраний.

Понятие изучения музейных предметов. Теоретическое обоснование этого понятия складывается в 1960-е гг. Изучение музейных предметов составляет основу работы по комплектованию фондов, их учету, хранению, использованию, но представляет самостоятельное значение и состоит из трех последовательных этапов: атрибуция, классификация и систематизация, интерпретация. Изучение музейных предметов начинается уже на стадии выявления в среде обитания и отбора, комплектования музейного собрания. Методика изучения музейных предметов связана с профильными музею дисциплинами: методы искусствоведения, археологические, естественно-научные, источниковедческие, педагогические, культурологические, психологические и собственно музееведческие (музееведческое источниковедение, экспозиционная и презентативная деятельность).

Атрибуция музейных предметов – выявление присущих предмету признаков (физические, функциональные, история происхождения и бытования).

Классификация и систематизация – установление взаимосвязи предметов. Классификация – деление на группы по признакам родства и различия. Эти схемы разрабатываются самим музеем и охватывают не только те предметы, которые уже имеются в музее, но и те, которые должны быть. Систематизация – группировка реально существующих коллекций и каталогов по имеющейся классификации.

Интерпретация (истолкование) музейных предметов – синтез результатов атрибуции и систематизации при установлении подлинности, достоверности, репрезентативности предмета, объема имеющейся в нем информации, его аттрактивности, экспрессивности, коммуникативным качествам, принадлежности к типовым или уникальным предметам, музейная ценность.

Изучение музейных предметов включает изучение не одного предмета только, а коллекций, и их совокупности. Но данная методика на сегодняшний день еще не отработана.

Date: 2016-05-15; view: 616; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию