Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бланк – интерпретация к методике





  ШКАЛА 1. (ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ)  
  вп   Вариант ответа  
А Б С
  Вам близки интересы воспитанников, их проблемы. Общение с ними для Вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Дети и подростки безошибочно «чувствуют» педагога, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На Ваших мероприятиях, живя с Вами вместе в отряде они, вероятно, чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная общая эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы, сохраняет не только Ваше здоровье, но и здоровье Ваших воспитанников.   (+) В Вашей нелегкой работе Вам важна поддержка коллег, их признание. Особое значение для Вас имеет их мнение. В свою очередь коллеги ценят Вас не только как профессионала, но и как союзника, который может понять их проблемы и поддержать. Однако дети в не меньшей степени нуждаются в Вашем понимании, сочувствии, поддержки. Возможно, дети не видят в Вас союзника, а в худшем – пронизаны чувством недоверия и отчуждения, что затрудняет взаимоотношения с детьми и коллегами в условиях загородной жизни в лагере       (0) Дети для Вас – «не один свет в окошке». Скорее всего, круг Ваших интересов не исчерпывается только проблемами педагогического характера – вероятно у Вас есть и другие возможности и выходы самореализации. Вы бережно относитесь к своим проблемам и переживаниям, рассчитывая на свои силы, ища опору в себе и вне педагогической деятельности. Вы либо настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и воспитанников, либо педагогическая деятельность отнимает у Вас столько душевных сил, что многое стало Вам безразлично.   (-)
Е = А =     Б = С =
  ШКАЛА 2 (ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ)  
  Варианты ответов  
А Б С
  Очевидно, работа в лагере отнимает у Вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувства тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Возможно, Вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы Вам избежать стрессов, характерных для работы вожатым (воспитателем), и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло Вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в Ваших силах найти необходимые средства и способы саморегуляции, которые помогут Вам достичь благополучного эмоционального состояния.     (-)   Благодаря повышенной чувствительности нервной системы Вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение в значительной мере зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств может выбить Вас из колеи, тогда возникают чувства раздражения, тревоги и бессилия, отрицательно влияющие на эффективность Вашей работы. Не всегда в Ваших силах изменить неблагоприятное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.     (0)   Ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность Вашей работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в отряде, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются иные проблемы.     (+)
Е= А =   Б = С =
  ШКАЛА 3 (САМООЦЕНКА)    
  №   Варианты ответов  
А Б С
  Вам свойственно позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь творческим, недогматическим мышлением, способны создавать на мероприятиях и в жизни отряда атмосферу живого общения, вступая с воспитанниками в эмоциональный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ребенка, подростка как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому открывается возможность эмоционального развития детей, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью и демократизмом.     (+) Ваша самооценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка Вашего труда и положительный настрой способствует творческому взлету – у Вас «вырастают крылья». Тогда Вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на воспитанников, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки (в «полосе неудач») негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.     (0) Вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими. Вам свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную, творческую атмосферу в отряде. Чувствуя себя среди детей уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, Вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также возможностей Ваших воспитанников.     (-)
Е = А =   Б = В =
  Шкала 4 (СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ)  
  Варианты ответов  
А Б С
  Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Детей в своем отряде - воспринимаете как объект воздействия, а не равноправных партнеров в общении. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения воспитанников. Наличие авторитарных тенденций в Вашем стиле взаимоотношений не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере в отряде. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, Вас уже не удовлетворяет роль «педагога-наставника» и Вы готовы к освоению более эффективных стратегий взаимодействия?   (-) Вам близка позиция миротворца. Как правило, Вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности детей -воспитанников осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у детей уважения к педагогу, продуктивности в работе и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в Вас растет чувство неудовлетворенности, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время строить новые, партнерские отношения с миром в целом, и с Вашими детьми в отряде, в частности?   (0) Для Вас ребенок – равноправный партнер. Вы привлекаете детей к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только послушание, но и личные качества. Основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для Вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении как с детьми, так и коллегами, устойчивое психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя эффективности процесса их развития личности в целом. (+)
Е = А =   Б =   В =
  ШКАЛА 5 (ОБЪЕКТИВНОСТЬ И АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ)  
  № Варианты ответов
А Б С
  Высокая степень Вашей искренности.     Вы способны объективно оценивать себя.   (+) Достаточная степень Вашей искренности.   Объективность Вашей самооценки достаточна.     (+,0) Вас, возможно, тяготит зависимость от социально одобряемых норм.   Сложно Ваши ответы принять без сомнения.   (-)
Е= А = Б = В =
                       

Методика № 4. «Интрперсональная диагностика личности»

(Т. Лири, в модифицированной обработке Е.В.Фалуниной)

Метод для исследования интрперсонального поведения взрослых людей был создан в 1954 оду и представляет собой результат широко ориентированного исследования большого количества специалистов, исследующих анализ интрперсональных аспектов лихости. По мнению авторов, интрперсональные проявления индивида являются многоуровневой сеткой и направлены на снижение тревожности. Педагог постоянно находится в контакте с другими людьми, а его интрперсональное поведение можно классифицировать по интрперсональным, расположенным по кругу в системе координат переменным (см. стр. 56):

А – Доминантный – владеет, господствует, приказывает (вызывает послушание), управляет, приказывает, руководит.

В – Эгоцентрический – хвастается, высокомерный, самодовольный, эксгибиционистический, действует уверенно, независимо.

С – Соперничающий – эксплуатирует, отвергает, отказывает (вызывает недоверие), соперничает, пробивается.

Д – Агрессивный – обвиняющее, саркастическое, неласковое поведение (вызывает пассивную резистентность), решительное поведение.

Е – Энергичный – нападает, действует недружелюбно (вызывает недружелюбное поведение), открытое, прямое, критическое поведение.

F – Критический – жалуется, озлобленное поведение (вызывает наказание), правомерно и справедливо бунтует, необычный.

G – Подозрительный – недоверчивый, подозрительный, считает себя обойденным (вызывает недружелюбное поведение), обоснованная бдительность и скепсис.

Н – Скромный – осуждает сам себя, тревожное, виноватое поведение, не учитывающее себя самого (вызывает дерзкое поведение от окружающих), действует застенчиво, чувствительно, скромно.

I – Униженный - без собственного мнения, подчиняется, слабовольное поведение (вызывает управление над собой), слушается и честно выполняет свои обязанности.

J – Конформный – конформный, уступчивый, слишком внимательный, действует слишком вежливо (требует совета и руководства), восхищается, учитывает других.

К – Гиперконформный – примыкаемый, зависимый, умоляет помочь, со всем соглашается (вызывает помощь, сочувствия к себе), доверяет, нуждается помощи.

L – Кооперативный – делает компромиссы, всегда соглашается, слишком придерживается конвенций (вызывает нежность), сотрудничает, принимает участие, соглашается.

М – Гипераффилиативный – требует дружеского поведения (вызывает любовь), милое, приятельское поведение.

N – Гиперпроективный – мягкое, слишком эмоциональное поведение (вызывает положительное отношение), проявляет симпатии, поддерживает, действует мягко.

О – Ответственный – навязчиво перенимает ответственность (вызывает доверие), помогает, предлагает, дает.

Р – Автократический – навязчиво ищет и требует уважения, педантичный, догматик (вызывает уважение), управляет, советует, учит.

Т. Лири проводит пятиуровневый анализа интрперсонального поведения личности. Особенно значимы уровни 1, 2 и 5 (длина шкалы в системе координат:

- уровень 1 содержит наблюдаемое поведение людей, т.е. поведение на основании оценки другими людьми (Я-Реальное);

- уровень 2 содержит оценку собственного интрперсонального поведения или оценку близких людей – отца, матери, партнера, супруга и т.п. (Я–Близкое);

- уровень 5 отражает моральный профиль индивида, его идеальное «Я» через систему описания идеала. (Я-Идеальное).

Исследования показали, что все 16 факторов имеют отношение к факторам «доминантность – подчиненности» и «дружественности – враждебности». Это привело к заключению, что все интерперсональные факторы зависят от этих четырех, или в нашей интерпретации – двух: «Доминантность – не доминантность (подчиненность» (ось «У») и «Дружественность – не дружественность (враждебность) (ось «Х»), что легко определяется на двух шкалах системы координат.

Отдельные интерперсональные факторы описываются авторами в трех разных аспектах:

- внутренний квадрант – адаптивное поведение;

- средний квадрант – тип поведения, вызываемого у других людей;

- внешний квадрант – экстремальные тенденции.

Обработка результатов:

Выписать все формулы (Д+д+…..) выбранных вами вариантов ответов по опроснику. Все «Д+» и «Д –» - взаимоуничтожаются. Суммируются оставшиеся «Д» и их направленность «+» или «-». Взаимоуничтожаются так же все «д+» и «д-».

Суммируются оставшиеся «д» и их направленность «+» или «-». «Д» - Доминантность; «д» - дружественность. По полученной формуле найдите точку в системе координат: «2Д+; 6д+».

Д + (Доминантность +)

+6

+5

+4

+3

+2 *

+1

д– (дружественность -) д+ (дружественность +)

-6 -5 -4 -3 -2 -1 0 + 1 +2 +3 +4 +5 +6

- 1

- 2

- 3

- 4

- 5

- 6

Д - (Доминантность -)

Опросный лист:

Инструкция: Перед вами опросник, содержащий различные характеристи­ки. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе.

Если Ваш ответ положительный «Да», то в специальном бланке, предназна­ченном для регистрации ответов, обведите соответствующую порядковому номеру данной характеристики цифру.

Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Обведите те цифры Ваших ответов, при которых Вы согласны с высказываниями, и они, на Ваш взгляд, характеризуют Вас – ваше поведение, отношение, чувства, переживания и др. Не забудьте выписывать «формулы» Ваших ответов.

Опросник методики. «Вы человек, который»:

1. Умеет нравиться. 2. Производит впечатление на окружающих 3. Умеет распоряжаться, приказывать 4. Умеет настоять на своем АРД+д+ 5. Обладает чувством достоинства 6. Независимый 7. Способен сам позаботиться о себе 8. Может проявлять безразличие ВС Д+д- 9. Способен быть суровым 10. Строгий, но справедливый 11. Может быть искренним. 12. Критичен к другим ДЕ Д+д- 13. Любит поплакаться 14. Часто печален 15. Способен проявлять недоверие 16. Часто разочаровывается FG Д-д-
17. Способен быть критичным к себе 18. Способен признать свою неправоту 19. Охотно подчиняется 20. Покладистый HI Д-д- 21. Благодарный. 22. Восхищающийся и склонный к подражанию 23. Уважительный. 24. Ищущий одобрения JK Д-д+ 25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи 26. Стремится ужиться с другими 27. Доброжелат-ный 28. Внимательный и ласковый LM Д-д+ 29. Деликатный 30. Ободряющий. 31. Отзывчивый к призывам о помощи 32. Бескорыстный   NO Д+д+
33. Способен вызывать восхищение 34. Пользуется у других уважением 35. Обладает талантом руководителя 36. Любит ответственность АР Д+д+ 37. Уверен в себе. 38. Самоуверен и напорист. 39. Деловитый, практичный 40. Соперничающий ВС Д+д- 41. Стойкий и крутой, где надо. 42. Неумолимый, но беспристрастный. 43. Раздражительный. 44. Открытый и прямолинейный   ДЕ Д+д- 45. Не терпит, чтобы им командовали 46. Скептичен 47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетливый. FG Д-д-
49. Легко смущается 50. Неуверенный в себе 51. Уступчивый 52. Скромный   HI Д-д- 53. Часто прибегает к помощи других 54. Очень почитает авторитеты 55. Охотно принимает советы. 56. Доверчив и стремится радовать других JK Д-д+ 57. Всегда любезен в обхождении 58. Дорожит мнением окружающих 59. Общительный и уживчивый. 60. Добросердечный   LM Д-д+ 61. Добрый, вселяющий уверенность 62. Нежный и мягкосердечный 63. Любит заботиться о других 64. Щедрый NO Д+д+
65. Любит даватьсоветы 66. Производит впечатлениезначительности. 67. Начальственно-повелительный 68. Властный АР Д+д+ 69. Хвастливый. 70. Надменный и самодовольный. 71. Думает только о себе 72. Хитрый   ВС Д+д- 73. Нетерпим к ошибкам других. 74. Расчетливый 75. Откровенный 76. Часто недружелюбен ДЕ Д+д- 77. Озлоблен. 78. Жалобщик. 79. Ревнивый 80. Долго помнит обиды   FG Д-д-
81. Склонный к самобичеванию 82. Застенчивый 83. Безынициативный 84. Кроткий   HI Д-д- 85. Зависимый, несамостоятельный 86. Любит подчиняться 87. Предоставляет другим 88. Легко попадает впросак JK Д-д+ 89. Легко поддается влиянию друзей 90. Готов довериться любому 91. Благорасположен ко всем без разбора 92. Всем симпатизирует. LM Д-д+ 93. Прощает все 94.Переполнен чрезмерным сочувствием 95. Великодушен и терпим к недостаткам 96. Стремится помочь каждому NO Д+д+
97. Стремящийся к успеху 98. Ожидает восхищения от каждого 99. Распоряжается другими 100. Деспотичный АР Д+д+ 101. Относится к окружающим с чувством превосходства 102. Тщательный 103. Эгоистичный 104. Холодный, черствый ВС Д+д- 105. Язвительный, насмешливый 106. Злой, жестокий 107. Часто гневлив 108. Бесчувственный, равнодушный   ДЕ Д+д- 109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия 111. Упрямый 112. Недоверчивый и подозрительный FG Д-д-
113. Робкий 114. Стыдливый 115. Услужливый 116. Мягкотелый   HI Д-д- 117. Почти никому не возражает 118. Навязчивый 119. Любит, чтобы его опекали 120. Чрезмерно доверчив   JK Д-д+ 121. Стремиться снискать расположение каждого 122. Со всеми соглашается 123. Всегда со всеми дружелюбен 124. Всех любит LM Д-д+ 125. Слишком снисходителен к окружающим. 126. Старается утешить каждого 127. Заботиться о других в ущерб себе. 128. Портит людей чрезмерной добротой. NO Д+д+

В бланке для ответов, варианты ответов сгруппированы по каждому из восьми факторов в микроматрицу:

Бланк для ответов:

1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор
        5 6 7 8         13 14 15 16
        37 38 39 40         45 46 47 48
        69 70 71 72         77 78 79 80
        101 102 103 104         109 110 111 112
АР Д+д+ ВС Д+д- ДЕ Д+д- FG Д-д-

 

5 фактор 6 фактор 7 фактор 8 фактор
      21       21       21       21
      53       53       53       53
      85       85       85       85
      117       117       117       117
HI Д-д- JK Д-д+ LM Д-д+ NO Д+д+

 

Обработка результатов: Выпишете все «формулы» Ваших ответов. Взаимоуничтожте все «Д-» и «Д+», а так же «д-» и «д+».

 

Оставшиеся «Д» и «д» подсчитайте отдельно с их направленностью «-» или «+».

Получившаяся конечная формула выкладывается в системе координат, а интерпретируется по предлагаемой ниже таблице:

 

Таблица интерпретации:

  А – навязчивая доминантность;   Р – общепризнанная успешность. Проявляет власть, силу, амбиции.   При адаптивной форме: энергичный, компетентный, авторитет, основанный на способностях;     При не адаптации – автократ, диктатор, педантичный.   В – самоуверенная независимость;   С – самоутверждение как соперничество.   ВС - самодовлеющее самоутверждение – ориентировка на себя, самолюбие, удовлетворенность собой, вера в себя.   В адаптированной форме - независимость и вера в свои силы.   В не адаптивной – эгоистическое поведение, эгоцентризм, эксгибиционизм, возвышение себя над людьми.   Д – неласковая строгость;   Е – бесцеремонная критичность.   ДЕ – агрессивность и враждебность. Строгость, враждебность и агрессия в отношениях.   В адаптивной форме – адекватное появление жесткости, резкости (по ситуации).   При не адаптации – ригидное твердое, бесчувственное поведение без учета ситуации, типичное для психопатов.   F – щепетильная сомнительность;   G –упрямая подозрительность.   FG – недоверчивая невосприимчивость. Подозрительны к социальной среде, дистанция с людьми.   В адаптивной форме – адекватный критический подход к социальным отношениям.   При не адаптации – подозрительное, критическое поведение, отказ от социальных норм, чувство разочарования, отчуждения.    
АР- властная личность ВС- эгоцентрическая личность ДЕ- агрессивная личность FG- Недоверчивая личность  
  Н – скромная робость;   I – поддающаяся пассивность.   НI – сублимиссив-ность. Отличается скромностью, слабостью, даже самоунижением.   В адепте – скромность, робость, эмоциональная сдержанность, способность подчиняться.   При не адаптации – пассивное самоунижение, слабость, гиперсублимис-сивность, J – восхищенная благодарность.   К – Тревожное доверие   JК – слабовольная зависимость. Проявления зависимой конформности, мягкость, требование и ожидание помощи и советов.   В адепте – проявляется доверие и восхищение, адекватное данной ситуации.   При не адепте – полная зависимость, отсутствуют проявления независимости, враждебности и власти. Поведение боязливое и беспомощное. L – доверчивая кооперативность;.   М – дружеская любовь.     LМ – аффилиация. Дружеский стиль общения и примыкание к другим людям.   Адаптив – экстравертированное дружеское поведение, желание сотрудничать, склонность к конформизму, предпочтение хороших социальных отношений.     При не адепте - стереотипно приятное, любовное поведение без учета данной ситуации, стремление удовлетворять требования других, быть положительным и поддерживать положительные отношения. N – слишком большая деликатность.   О – альтруистическая ответственность.   NО – протекция, покровительство. Это разумные, успешные, деликатные, зрелые, самостоятельные и сильные люди.   Адепты – ответственны, деликатны, выбирают дружеское общение, помогают людям, завязывает эмоциональные контакты. Это положительный социальный тип личности.   При не адепте – ригидное повторение типичных форм поведения без учета ситуации, слишком большая активность по отношению к другим, неадекватное стремление брать на себя ответственность за других.
  HI- покорная личность JK- гиперконформная личность LM- гипераффилиативная личность NO- гиперпротегтивная личность
                 

 

Методика № 5. «Изучение ценностных ориентаций личности»

(М.Рокич)

 

 

Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»

Разработанная М.Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. Автор различает два класса ценностей:

1. Терминальные ценности – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

2. Инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности–цели и ценности–средства.

При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни и т.п. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность респондента. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить не сформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Особенности проведения процедуры тестирования:

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

1. «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»

2. «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

3. «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

4. «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

5. «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»

6. «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет спустя?»

7. «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

 

Инструкция:

«Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке (строке). Внимательно изучите их и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима из предъявленного списка, поместите ее на «Первое место». Затем выберите вторую по значимости ценности и поместите ее вслед за первой. Так проделайте со всем списком. Наименее важная характеристика, останется последней, и займет 18 ранг (место в ряду). В колонке «Процент реализации» оцените, насколько каждая из оцениваемых ценностей уже реализована в Вашей жизни, и поставьте в таблице справа от нее соответствующую цифру в процентах.

 

Таблица А «Ценности-цели, к которым стремятся»

(Терминальные ценности)

Ранг ценностей   Список ценностей в жизни   Процент реализации
  АКтивная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)  
  ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)  
  ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое)  
  ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА  
  КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА  
  ЛЮБОВЬ (духовная и физическая близость с любимым человеком)  
  МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ (отсутствие материальных затруднений)  
  НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ  
  ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ  
  ПОЗНАНИЕ (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)  
  ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)  
  РАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)  
  РАЗВЛЕЧЕНИЯ (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)  
  СВОБОДА (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)  
  СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ  
  СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)  
  ТВОРЧЕСТВО (возможность творческой деятельности)  
  УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)  

 

Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в левом столбике рядом с ней цифру 1 (ранг). Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная, получит ранг 18.

Затем оцените, насколько каждая из них уже реализована в Вашей жизни, и поставьте в таблице справа от нее соответствующую цифру в процентах.

Таблица Б «Ценности-качества»

(Инструментальные ценности)

Ранг ценностей   Список ценностей в жизни   Процент реализации
  АККУРАТНОСТЬ (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;  
  ВОСПИТАННОСТЬ (хорошие манеры поведения)  
  ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ (высокие требования к жизни и высокие притязания);  
  ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ (чувство юмора)  
  ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ (дисциплинированность)  
  НЕЗАВИСИМОСТЬ (способность действовать самостоятельно, решительно);  
  НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И В ДРУГИХ ЛЮДЯХ  
  ОБРАЗОВАННОСТЬ (широта знаний, высокая общая культура);  
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (чувство долга, умение держать свое слово);  
  РАЦИОНАЛИЗМ (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);  
  САМОКОНТРОЛЬ (сдержанность, самодисциплина)  
  СМЕЛОСТЬ (отстаивание своего мнения, взглядов, твердая воля)  
  ТОЛЕРАНТНОСТЬ (терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать других их ошибки и заблуждения)  
  ЧЕСТНОСТЬ (правдивость, искренность)  
  ЧУТКОСТЬ (заботливость, внимательность)  
  ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)  
  ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ (трудолюбие, продуктивность в работе)  

Методика № 6. «Личностный опросник самоопределения»

(А.Джерлсайлда)

 

Опросник предназначается для оценки качеств личности (состояния личности в данный момент времени: самочувствие одиночества, ощущение бессмысленности существования, свобода выбора, половой конфликт, враждебный настрой по отношению к людям и миру, расхождение между реальным и идеальным «Я», свобода воли, безнадежность, чувство неприкаянности и бездомности и т.п.).

С помощью этого опросника оцениваются такие качества личности человека, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний, влияющих на отношение человека к окружающим людям и к своей работе, в том числе – на отношение педагога к детям и к педагогической работе с ними.

При сильно развитых отрицательных показателях этих качеств человеку, по меньшей мере, в тот момент времени, когда они диагностируются, противопоказано заниматься педагогической деятельностью с детьми, так как, находясь в подобных хронических состояниях, он принесет мало пользы детям.

 

Инструкция:

«Приведенные ниже высказывания отобраны из типичных, повседневных суждений людей, которым свойственны личностные эмоциональные проблемы и которым показана групповая психокоррекция или психотерапия. Прочтите внимательно каждое из суждений. Они выражают собой то, в чем люди хотели бы разобраться в своей собственной жизни и глубже понять самих себя. Отметьте далее, выражает ли данное суждение собой некоторое чувство, присущее вам. Или вопрос, в котором вы лично хотели бы разобраться. Укажите также, хотелось ли бы вам лучше понять, что все это значит лично для вас, является ли данная проблема персонально значимой для вас.

В некоторых суждениях присутствуют темы, упоминаемые в тексте повторно. Не обращайте на них внимание и отвечайте мак, как если бы встретились с ними впервые. Помните, что «правильных» или «неправильных» ответов на предложенные вопросы не существует. Рассматривайте каждое из суждений как вполне самостоятельное и отвечайте на него независимо от остальных. Отметьте в конечном счете, выражает ли это суждение именно ту проблему, с которой вам лично в жизни приходится постоянно иметь дело. В левой половине опросника даны формулировки соответствующих проблем в форме типичных высказываний людей по этому поводу. В правой половине представлены варианты ответов на них, из числа которых вы должны выбрать тот, который вам более всего подходит, и отметить его».

Предложенные варианты ответов:

1. Я думаю именно так. Это – одна из сфер, в которой я хотел(а) бы лично разобраться. (++) - 0 балл

2. Я думаю так, но данный вопрос считаю для себя не особенно важным, чтобы специально в нем разбираться. (+) - 1 балла

3. Я не знаю. Мне трудно ответить на данный вопрос. (?) - 2 балла

4. Это, практически, не имеет отношения к моей жизни. (-) - 3 балла

 

Люди говорят: «Это – вопрос, который касается меня лично, поэтому я хотел(а) бы глубже разобраться в нем» А мое мнение
  Мне не легко часто видеть себя человеком, который постоянно нуждается, ищет и принимает помощь со стороны в решении собственных жизненных проблем.   0 1 2 3
  Я испытываю большую потребность постоянно сравнивать себя с другими людьми, доказывать себе, что я - выше других или, по крайней мере, не хуже других. 0 1 2 3
  Я чувствую, что у меня в жизни не было возможности для ведения нормальной половой жизни. 0 1 2 3
  Я не знаю точно, что я в действительности хочу получить от жизни. Я также недостаточно представляю себе, что наиболее важное нужно сделать, ем в жизни быть, что от нее получить». 0 1 2 3
  Мне трудно чувствовать себя настолько свободным, чтобы быть всегда самим собой в отношениях с людьми, особенно с теми, которые занимают более высокое положение, имеют более высокий ранг или пользуются большим престижем. Я свободен только с теми людьми, кто равен мне или занимает более низкое положение. 0 1 2 3
  Хотя я думаю, что борьба за жизнь – стоящее дело, но лично для меня она кажется довольно безнадежным делом». 0 1 2 3
  Я провел значительную часть своей трудовой жизни в такой атмосфере, которая мне безразлична и в которой почти все люди были далеки друг от друга. 0 1 2 3
  Хотя я пытаюсь общаться тактично с другими людьми, они часто не считаются с моими чувствами. 0 1 2 3
  Я чувствую, что в целом я в жизни – довольно счастливый человек. Своим успехом в жизни я обязан счастливо сложившейся судьбе и доброй воле других людей. Иногда я, правда, беспокоюсь о том, не иссякнет ли мое счастье. 0 1 2 3
  Я чувствую, что в жизни есть важные вещи, которые я упустил и иногда больше не получу, независимо от того, как буду стараться и чего достигну. 0 1 2 3
  Я склонен загружать себя таким количеством дел и брать на себя столько обязанностей, что на себя самого мне уже не остается времени. 0 1 2 3
  Я, как мне кажется, не в состоянии освободиться от чувства вины или страха, связанных с моим половым опытом. 0 1 2 3
  Мне кажется, что я перехожу от одной работы к другой, от одних отношений с людьми к другим или из одного места в другое, негде не находя того, что мне нужно. 0 1 2 3
  Я часто чувствую, что испытываю потребность оказывать на людей впечатление более способного, более сильного, более внимательного и более независимого человека, чем я есть на самом деле. У меня такое чувство, что я не соответствую ожиданиям, которые мне предъявляют другие. 0 1 2 3
  Одиночество – это одно из чувств, которое часто охватывает меня. 0 1 2 3
  Я чувствую, что хотя у меня когда-то может быть, и был свой дом в физическом и психологическом смысле этого слова, но я потерял его, а другого не приобрел. 0 1 2 3
  Я, как мне кажется, не в состоянии освободиться от чувства неадекватности, вины греха, связанных с тем, чего не было в моей прошлой половой жизни. 0 1 2 3
  Теоретически я знаю, что хорошо быть способным, любить, наслаждаться, печалиться и испытывать другие глубокие человеческие чувства, но я не вижу, какие последствия это могло бы для меня иметь. 0 1 2 3
  Когда я нахожусь дома со своими людьми, то чувствую, что мне чего-то не хватает. Когда я общаюсь с людьми за пределами моего дома, то также ощущаю, что мне чего-то недостает. Вообще, мне кажется, что нигде я не чувствую себя полностью в соей тарелке. 0 1 2 3
  Я чувствую себя слишком оторванным от других людей. Мне кажется, что между мной и другими всегда существует невидимый барьер. 0 1 2 3
  Довольно часто, когда кто-либо просит меня сделать что-либо, пойти куда-либо или взять на себя ответственность за что-то, я соглашаюсь, но впоследствии сожалею об этом или чувствую досаду по поводу того, что сказал «Да». 0 1 2 3
  Я чувствую, что никогда не жил в соответствии с моими идеалами, и часто думаю, что мне это никогда не удастся. 0 1 2 3
  В моей работе (преподавании, уходе за детьми, домашних заботах и т.п.) мне часто приходится побуждать других делать то или учить то, что мне самому не кажется достаточно значимым и важным. 0 1 2 3
  Я чувствую, что моя семья предъявляет или предъявила мне такие требования и в такой степени, которые меня возмущают. Тем не менее, я оказываюсь не в состоянии защищать себя, утверждать свое право на собственные желания и мысли, пользоваться правом бунтовать против насилия. 0 1 2 3
  Я чувствую, что мне необходимо всегда быть начеку и не допускать промахов, так как другие люди моментально могут воспользоваться этим. 0 1 2 3
  Иногда я чувствую, что жизнь настолько сложна и запутана, что у меня возникают сомнения по поводу того, стоит ли продолжать борьбу. 0 1 2 3
  Иногда мне кажется, что я был бы разочарован и даже ужаснулся, если бы мне действительно удалось понять себя. 0 1 2 3
  Мне становится неловко, когда другие проявляют свои чувства, такие, как гнев, нежность или страх, открыто на людях или приходят ко мне и обнажают свои чувства. 0 1 2 3
  Иногда мне кажется, что я склонен оценивать себя как личность на основе того. Что было или чего вообще не было в моей половой жизни. 0 1 2 3
  Иногда я теряю самообладание или испытываю чувства гнева, ярости, которые выводят меня из равновесия. 0 1 2 3
  Я чувствую, что есть вещи в жизни, от которых мне пришлось отказаться. Я полагаю, что в моем возрасте уже слишком поздно пытаться наверстывать упущенное. 0 1 2 3
  Я часто злюсь и возмущаюсь, когда меня подгоняют, оказывают на меня давление, навязывают свое мнение, особенно если я не могу сопротивляться этому или проявлять свое недовольство. 0 1 2 3
  То, что я делаю, и то, что происходит в моей жизни, не кажется мне достаточно значимым для меня. Мне хотелось бы получать большее удовлетворение от прилагаемых усилий в работе, учебе, семейных делах, но не могу сказать, что в действительности я я его получаю. 0 1 2 3
  У меня нет никого, кому бы я мог доверить свои глубокие личные переживания, зная, что меня действительно выслушают и поймут. 0 1 2 3
  Принимая решения или думая о предпринятом мною шаге, я часто спрашиваю себя, что бы сделал кто-либо другой – родитель, друг, руководитель или старших коллега – на моем месте в аналогичной ситуации. 0 1 2 3
  Независимо от того, нахожусь ли я на работе, дома или в отпуске, меня не покидает чувство отрешенности от того, что происходит вокруг меня, и я не чувствую себя личностно включенным в это. 0 1 2 3
Вывод С моей точки зрения, вопросы того типа, которые сформулированы в методике: 1. Выводят из равновесия или ведут к разного рода самокопаниям или самообвинениям, и лучше не утруждать себя поиском ответа на них.(0 - 2 балла). 2. Могут выводить из равновесия, но лучше их ставить, чем игнорировать(3 - 5 баллов). 3. Что-то в них есть, но ответить затрудняюсь. (6 - 8 баллов). 4. Не имеют, для меня, большого значения. (9 - 12 баллов). Интег- рально     общий уровень

Ключ: Ответы на вопросы в данной методике сгруппированы вокруг девяти состояний личности, которые вместе с относящимися к ним суждениями представлены ниже. Каждому состоянию личности в опроснике соответствует 4 суждения, а всего их – 36. Максимальная оценка степени выраженности того или иного качества или состояния личности поданной методике равна 12, а минимальная - 0 баллов.

В заключение для каждого из девяти состояний личности определяется дифференциальная сумма баллов, полученных испытуемым по четырем суждениям, связанным с данным состоянием личности. Она и представляет собой оценку данного состояния по 12 балльной шкале. Интегральный подход составляет 9 шкал по 12 баллов в каждой. Т.о. общая сумма баллов по тесту в целом равна 108.

 

Date: 2016-05-13; view: 478; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию