Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оздоровительно-образовательного лагеря с педагогами
Определяя место диагностической практике в комплексе многоплановой но единонаправленной деятельности психологической службы летнего лагеря, необходимо отметить, что психологическая диагностика является одним из важнейших видов деятельности психолога, который позволяет вести научно-обоснованную работу с детьми и взрослыми, участниками педагогического процесса, в аспекте содействия становлению и развитию коллектива, а также сопровождения процесса самораскрытия, самореализации и самоактуализации каждой личности в группе. Диагностика – быстрый и удобный способ, помогающий оценить уровень достижения главной цели общей психолого-педагогической деятельности, как в направлении психологического сопровождения, так и в педагогическом направлении оздоровительно-образовательной программы лагеря. Необходимо отметить, что важнейшим условием развития личности становится благоприятный психологический климат той среды, где она живет. Приезжая в лагерь, дети попадают в особую, необычную, далеко не обыденную для них, атмосферу жизни вне семьи в условиях загородного проживания, поэтому очень важно, чтобы каждый воспитанник в самый короткий срок смог адаптироваться к новой социальной ситуации, и имел бы возможность раскрыть свой внутренний потенциал, основываясь на индивидуально-личностных особенностях, склонностях, способностях, направленности в социально–значимой ценностной позиции. Поэтому, очень важным становится вопрос о подборе профессионально-педагогических кадров, компетентных в решении данных проблем. Для выполнения таких не простых задач, необходимо использовать методы профотбора и профподбора, которые заключаются, в основном, в психологической диагностике профессиональной компетентности педагогов – воспитателей и вожатых. Обследование деятельности педагогического коллектива вытекает из того объема требований, который предъявляется к педагогу-профессионалу. Таким образом, диагностика педагогического коллектива является своего рода «психологическим допуском» к работе, основанном на выявлении уровня профессиональной компетентности, который представляет собой комплекс личностных особенностей и профессионально-значимых личностных качеств, определяемый как в сфере отношенческой (межличностное взаимодействие с позиции личностно-ориентированного подхода, уважительного, толерантного отношения, и т.п.), так и в сфере деятельностной (знания своего дела, профессиональных умений и навыков, ориентирования в педагогических технологиях и т.п.). «В этом мире имеет способность сохраняться только то, что было сделано с любовью…», - говорил Платон, - «…ничего не воспитывает так сильно, как любовь! Отношения, в которых присутствует любовь, рождают особую атмосферу, закрепляющую и развивающую все то лучшее, что есть в человеке не зависимо от его возраста, культурной и социальной принадлежности. Настоящая любовь - безоговорочна и должна проявляться в искренних отношениях на любом уровне. Именно такая безусловная, не зависимая ни от чего любовь и является фундаментом, на котором основаны надежные взаимоотношения с детьми-воспитанниками, именно это может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере. Без этого невозможно проникнуть в душу ребенка, оценить его поведение и понять, как справиться с его проблемами, а значит и непослушанием. Безоговорочная любовь – «это путеводная звезда в воспитании ребенка» (Н.Н.Киселев). Она не зависит от таких факторов, как внешность, способности, достоинства и недостатки, плюсы и минусы, красота или ее отсутствие. Независимо от того, чего мы ждем от ребенка в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас (сию минуту). Эмоциональное состояние ребенка определяется, индивидуальным своеобразным видением своего субъективного и объективного окружающего мира. Важно понимать, что общее эмоциональное состояние, в свою очередь, является и платформой для будущего дальнейшего развития. Так, если ребенку его мир представляется отталкивающим, не любящим, не заботящимся о нем, враждебным по отношению к нему, то возникают тревожность и беспокойство – злейшие враги социально-значимого, ценностно-ориентированного процесса развития ребенка, отрицательно влияющие на его внутренний и внешний мир - его речь, поведение, взаимоотношения и т.п., а значит и на личностное развитие в целом. Степень проявления любви к детям в профессиональной деятельности педагога напрямую связана с дружественной направленностью личности взрослого по отношению к ребенку. Для изучения данной направленности мы предлагаем использовать методику Т. Лири «Интрперсональная диагностика личности» (в модификации Е.В. Фалуниной). В науке известно, что способность педагога «любить» (то дело, которое он делает, тех, на кого направлена его деятельность) высоко коррелирует со способностью к эмпатии. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитое чувство эмпатии у человека является ключевым фактором успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению. Эмпатия – основополагающее чувство процесса воспитания, поэтому эмпатия рассматривается нами как профессионально-значимое личностное качество педагога, которое требует изучения, а при необходимости – и развития. Для оценки этого чувства у педагогов нашего коллектива мы используем методику казанского психолога И.М.Юсупова «Уровень проявления эмпатии». Одним из важнейших критериев оценки развития у педагога коммуникативных навыков является развитая способность к конструктивному общению и стратегии сотрудничества даже в сложных, порой конфликтных педагогических ситуациях. Для оценки данной способности, мы предлагаем использовать стандартизированную методику «Личностный опросник» Т.Томаса с модифицированной интерпретацией Е.В.Фалуниной. Педагог, работающий с детьми, должен быть уверен в своих педагогических способностях и возможностях, поэтому тесты на профессиональную тревожность и профессиональную направленность проходит так же весь педагогический коллектив лагеря. Каждый педагог должен быть способен к творческому самовыражению, поэтому изучение уровня творческого потенциала личности тоже имеет место быть в нашем психодиагностическом комплекте. Опросник личностного самоопределения и методика выявления индекса жизненной удовлетворенности, вместе с опросником изучения ценностных ориентаций личности педагога дают комплексную оценку личности в ее актуальном развитии личностного и профессионального становления и показывают вектор направленности дальнейшего личностно-профессионального роста. Необходимо отметить, что педагогический отряд «Инсайт» кафедры Педагогики и психологии ГОУ ВПО «БрГУ», названный так в летний оздоровительно-образовательный сезон «Лето – 2007 – Удивительный мир детства» в честь работающих здесь творчески одаренных педагогов-новаторов, создает в своей работе именно те отношения с воспитанниками, которые характеризуются доверительностью, ответственностью, порядочностью, толерантностью, эмоциональностью, принципиальностью и преданностью своему делу. Недаром девиз этой дружной команды отражает собственно суть самого названия «Инсайт» - «Озарение у нас каждый день и каждый час!».
СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ Методика № 1. «Изучение педагогического коллектива» (К.А. Морнов, Е.В. Фалунина)
1. Считаете ли Вы педагогический коллектив дружным, сплоченным? Оцените уровень сплоченности по шкале: Нет 1 2 3 4 5 Да; 2. Оцените свой вклад в сплочении коллектива Нет 1 2 3 4 5 Да; 3. Что Вы определяете главной целью Вашей работы в лагере? - Послушание детей Нет 1 2 3 4 5 Да; - Собственный отдых Нет 1 2 3 4 5 Да; - Трудно сказать Нет 1 2 3 4 5 Да; - Отдых и заинтересованность детей; Нет 1 2 3 4 5 Да; - Развитие и раскрытие ребенка Нет 1 2 3 4 5 Да; 4. Каков основной мотив Вашей педагогической деятельности в лагере: - Финансовые трудности Нет 1 2 3 4 5 Да; - Личные мотивы Нет 1 2 3 4 5 Да; - Случайно здесь Нет 1 2 3 4 5 Да; - Полноценно отдохнуть, содействовать отдыху детей Нет 1 2 3 4 5 Да; - Реализовать свой творческий потенциал, раскрыть творческое самовыражение детей. Нет 1 2 3 4 5 Да; - Считаете ли Вы эффективной расстановку кадров на Вашем отряде? Нет 1 2 3 4 5 Да; 5. Считаете ли Вы педагогическую команду Вашего отряда: - сплоченной Нет 1 2 3 4 5 Да; - дружной Нет 1 2 3 4 5 Да; - творческой Нет 1 2 3 4 5 Да; - интересной Нет 1 2 3 4 5 Да; - эффективной Нет 1 2 3 4 5 Да; - высоко-профессиональной Нет 1 2 3 4 5 Да; 6. Оцените уровень реализации Вашего творческого педагогического и личностного потенциала на сегодняшний день Нет 1 2 3 4 5 Да; 7. Оцените сложившийся психологический климат в Вашем отряде: - среди педагогов-профессионалов Нет 1 2 3 4 5 Да; - среди детей в Вашем отряде Нет 1 2 3 4 5 Да; - среди детей и педагогов Вашего отряда Нет 1 2 3 4 5 Да; 8. Оцените уровень Вашей эмоциональной комфортности: - при работе с детьми Нет 1 2 3 4 5 Да; - при работе с педагогами-коллегами Нет 1 2 3 4 5 Да; 9. Какие изменения вы хотели бы внести в кадровое обеспечение лагеря в целом? - а в вашем отряде непосредственно? ___________________________________ Благодарим Вас за искренность и активное участие.
Методика № 2. «Личностный опросник» (Т.Томас, в модифицированной обработке Е.В.Фалуниной)
Тест позволяет определить типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации. На ее основе можно выявить степень склонности к соперничеству и сотрудничеству, готовность к компромиссам, избежанию конфликтов или стремлению их обострить. Можно также оценивать степень социально-психологической адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. 1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стремлюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны. 2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я пытаюсь наладить его с учетом интересов другого человека и моих собственных. 3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Иногда я жертвую собственными интересами ради другого человека. 4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я стараюсь не видеть чувства другого человека. 5. А) Во время улаживания спорных ситуаций, я пытаюсь найти поддержку у друга. Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности. 6. А) Я пытаюсь избежать для себя неприятности. Б) Я стараюсь добиться своего. 7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно. Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться лучшего. 8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я прежде всего стараюсь понять то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы. 9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А) Я упорно стремлюсь добиться своего. Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А) Я стремлюсь ясно представить то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы. Б) Я стараюсь успокоить другого человека и главным образом сохранить наши отношения. 12. А) Часто избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 13. А) Я предлагаю среднюю позицию при разногласии. Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 14. А) Я сообщаю другому человеку свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б) Я пытаюсь показать другому человеку логику моей позиции и преимущество моих взглядов. 15. А) Я стараюсь успокоить другого человека и сохранить наши отношения. Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого. Б) Я обычно пытаюсь убедить другого человека в преимуществах моей позиции. 17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности. 18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он пойдет мне навстречу. 19. А) Прежде всего я пытаюсь понять то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы. Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем их окончательно решить. 20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. А) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека. Б) Я отстаиваю свою позицию 23. А) Как правило, я стараюсь удовлетворить желания каждого из нас. Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. А) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. Б) Я стараюсь убедить другого человека пойти на компромисс. 25. А) Я пытаюсь убедить другого человека в своей правоте. Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого. 26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию. Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждо8го из нас. 27. А) Часто стремлюсь избежать споров. Б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Улаживая ситуации, я стремлюсь найти поддержку у другого. 29. А) Я предлагаю среднюю позицию в решении спорного вопроса. Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий. 30. А) Я стараюсь не задевать чувства другого человека. Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы оба могли достигнуть успеха. Бланк для ответов:
Опросник можно использовать не со всеми членами группы, а выборочно (например с неофициальным лидерами, или с нарушителями дисциплины, или с кандидатами в состав малых рабочих групп-бригад в период принятия на рабочее место) и др. Это может помочь в процессе формировании микро- групп (не допустив две конфликтные личности в одно звено) – для предупреждение конфликтных ситуаций на почве психологической несовместимости. А также в работе педагогов (воспитателей и вожатых) для выработки в процессе воспитания и самовоспитания недостаточно развитых личностных качеств в сфере общения. Как производить обработку: Рассмотрим ситуацию, где испытуемый получает следующие результаты по тесту: допустим, в колонке «соперничество» - 1 балл; «сотрудничество» - 5 баллов; «компромисс» – 12 баллов; «избежание» – 6 балов; «приспособление» - 4 балла. Такая картина свидетельствует о том, что испытуемый в конфликтной ситуации склонен к «Компромиссу». Ему свойственно стремление «Избежать» конфликт, а в случае возникновения последнего, он стремиться к «Сотрудничеству». Пассивное «Приспособление» к конфликтной ситуации, стремление с «Соперничеству» любой ценой ему не присущи. Вывод: Такую личность нельзя назвать конфликтной.
Модифицированная обработка в системе координат:
Сотрудничество
Не соперничество Соперничество (избежание)
Не сотрудничество (приспособление)
Способ выхода из конфликтной ситуации «компромисс», необходимо рассматривать как ситуацию не склонную не уступать свои позиции, и не отстаивать их. При «компромиссе» каждый остается при своем мнении, но при этом не портит отношения с другими, но и не развивается и не совершенствует развитие ситуации в целом. Таким образом, предлагаем рассмотреть в методике оставшиеся четыре способа выхода из конфликта в двух направлениях: стратегии «сотрудничества» и «не сотрудничества» (т.е. «приспособления») и стратегии «соперничество» и «не соперничество» (т.е. «избежания») (см. систему координат). Так, анализируя качественную обработку методики Т.Томаса, можно определить, что максимально возможное количество баллов в тестовом материале можно получить по каждой стратегии поведения – по 12 баллов. Данную шкалу необходимо рассмотреть по уровневым позициям: низкий уровень – 0 – 4 балла; средний уровень – 5 – 8 баллов; высокий уровень – 8 – 12 баллов. Индивидуальный показатель личности до 4 баллов свидетельствует о линии поведения личности в среднем – компромиссной, т.е. в разных ситуациях личность ведет себя по разному (и сотрудничает, и соперничает, и приспосабливается, и избегает), что необходимо интерпретировать как нормальное развитие личности в целом. Индивидуальный показатель личности от 5 до 8 баллов свидетельствует о акцентированной линии поведения личности, а показатель от 9 до 12 баллов – о патологической направленности в чертах характера. Далее рассмотрим правило нахождения индивидуальной точки и вектора направленности личности на стратегию поведения в конфликтных ситуациях (среднестатистическую для индивида, в разных ситуациях и с разными людьми ведущего себя по-разному). Так, на оси «У» расположены стратегии «Соперничество» и «Избежание» (т.к. убежать от соперника психологически легче чем приспособиться к нему). Баллы, полученные по методике по результатам диагностической работы, направлений «соперничество» и «избегание» взаимоуничтожаются и остается только остаток доминирующего направления (например: «Соперничество» - 5 баллов; «Избежание» - 7 баллов. При взаимном уничтожении, остается 2 балла направленности на «Избежание». Данную точку и нужно определить на шкале «У» в системе координат). Баллы, полученные по методике по результатам диагностической работы, направлений «сотрудничество» и «приспособление», определяющие ось «Х», также взаимоуничтожаются и остается остаток доминирующего направления этой диады (например: «Сотрудничество» - 9 баллов; «Приспособление» - 4 балла. При взаимном уничтожении, остается 5 баллов направленности на «Сотрудничество». Данную точку и нужно определить на шкале «Х» в системе координат) По результатам работы с осями «Х» и «У», по методике определяется единая точка в системе координат. В нашем примере это следующие показатели: на оси «Х» - «Сотрудничество» (5 баллов), а на оси «У» - «Избежание» (2 балла). Так, нами был определен вектор направленности личности на сотрудничество, но при невозможности сотрудничать, данная личность прибегнет к стратегии «Избежания» В конце интерпретации необходимо отметить, что стратегию «Сотрудничества» может избирать только «сильная» личность. Это единственная стратегия, которая требует огромнейших потенциальных личностных затрат интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы. Это единственная стратегия, при которой в выигрыше оказываются обе конфликтующие стороны. Только стратегия «сотрудничества» развивает, стимулирует и активизирует каждого участника конфликтной ситуации, и движет ситуацию в целом в конструктивно-направленном русле. Поэтому, направленность на «Сотрудничество» по 12-ти балльной шкале нельзя интерпретировать также, как и все другие стратегии «низкий уровень» (норма), «средний» (акцентуация) и «высокий» (патология характера). В стратегии «Сотрудничества», все выглядит наоборот – чем выше здесь балл, тем сильнее личность и значимее во взаимоотношениях.
Методика № 3. «Психологический портрет педагога» (Г.В.Рязапкина, адаптированная Е.В.Фалуниной) Цель: помочь педагогу найти резервы для более эффективной работы и понять причины существующих профессиональных проблем. Задача: дать педагогу информацию к размышлению, может быть не всегда приятную, порой не соответствующую представлениям о себе и потому вызывающую у некоторых даже раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать собственные сильные и слабые стороны и полностью реализовать накопленный творческий потенциал. Методика дает возможность диагностировать пять параметров личности педагога-профессионала: 1. Приоритетные ценности (выявляет тип отношения педагога к воспитаннику – как к личности или как к объекту воздействия – и позволяет определить приоритеты в отношениях с коллегами по работе и ребятами в отряде). 2. Психоэмоциональное состояние (особенности эмоционального состояния и его динамика как ответ на различные педагогические ситуации, в основном стрессового характера). 3. Самооценка (отношение к себе и другим, проявляющееся в виде оценок, установок и реакций на ситуации, нарушающие привычный ход событий). 4. Стиль педагогического воздействия (особенности поведения педагога, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с коллегами и воспитанниками). 5. Объективность и адекватность самовосприятия личности педагога.
Интерпретация может быть развернутой и представлять собой рассказ о диагностируемых личностных и профессиональных особенностях педагога-профессионала. В методике выделяется именно та информация, которая характеризует конкретную тестируемую личность. Методика не может использоваться администрацией для оценки и сравнения учителей или для их аттестации.
Уважаемые коллеги! Этот тест поможет Вам определить Ваш личный стиль в педагогической деятельности и узнать некоторые особенности Вашей нервной системы. Отвечая на вопросы, не забывайте, что «неправильных» ответов быть не может – могут быть только неискренние. Из трех вариантов ответа выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, и отмечайте его в соответствующей клетке крестиком или другим знаком. Результаты тестирования будут известны только вам, так как обработка текста производится вами самостоятельно и представляет собой конфиденциальную информацию. Текст опросника: 1. В воспитании важнее всего: a. Окружить ребенка теплотой и заботой; b. Уважительное отношение к старшим; c. Выработать у ребенка определенные взгляды и умения. 2. Если кто-то на мероприятии, которое я провожу, в отряде отвлекается, меня это раздражает так, что я не могу дальше работать. a. Да; b. В зависимости от настроения; c. Нет. 3. Когда мой воспитанник излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю: a. Интерес; b. Смущение; c. Раздражение. 4. Если кругом в отряде беспорядок: a. Не могу начать мероприятие с детьми; b. Не обращаю на это внимания; c. Моя реакция зависит от ситуации. 5. Когда поступаю несправедливо с воспитанниками: a. Мне трудно признать это; b. Готов признать свою неправоту; c. Таких случаев не было. 6. Для меня важнее: a. Отношения с воспитанниками; b. Отношения с коллегами; c. Ни то и не другое. 7. Некоторые дети в отряде вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть. a. Часто; b. Иногда; c. Никогда не вызывает. 8. Присутствие на отрядных мероприятиях посторонних: a. Воодушевляет меня; b. Никак не отражается на работе; c. Выбивает меня из колеи. 9. Считаю своим долгом сделать замечание ребенку любого отряда, если он нарушает порядок в лагере: а. Обычно; б. Нет; с. В зависимости от ситуации. 10. С одинаковой теплотой отношусь ко всем своим воспитанникам. a. Не уверен b. Нет c. Да 11. В свободное время в течении дня предпочитаю общаться: а. С детьми; б. С коллегами; с. Лучше побыть в одиночестве. 12. Почти всегда просыпаюсь и иду к детям в приподнятом настроении. а. Нет; б. Не всегда; с. Да. 13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других. a. Да; b. Нет; c. Не уверен. 14. Предпочитаю работать под руководством человека, который: a. Дает четкие указания; b. Не вмешивается в мою работу; c. Предлагает простор для творчества. 15. Мне приходилось высказывать суждения о вещах, в которых я плохо разбираюсь. a. Да; b. Нет; c. Не помню. 16. Случайные встречи с воспитанниками за пределами лагеря: a. Доставляют мне удовольствие; b. Вызывают у меня чувство неловкости; c. Не вызывают у меня особых эмоций. 17. Бывает, что без видимых причин чувствую себя счастливым или несчастным. a. Часто; b. Редко; c. Никогда. 18. Замечания со стороны коллег и администрации: a. Меня мало волнуют; b. Иногда задевают меня; c. Часто задевают меня. 19. Во время работы с воспитанниками придерживаюсь намеченного плана. a. Всегда; b. Предпочитаю импровизацию; c. Зависит от ситуации. 20. Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах. a. Да; b. Нет; c. Не помню. 21. С мнением, что каждого ребенка нужно принимать таким, каков он есть: а. Согласен; б. Не согласен; с. Что-то в этом есть. 22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег. a. Да; b. Иногда; c. Нет 23. Мысль о предстоящей встрече с детьми и коллегами: a. Доставляет мне удовольствие; b. Особых эмоций не вызывает; c. В тягость. 24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне: a. Плачу ему той же монетой; b. Игнорирую этот факт; c. Предпочитаю выяснить отношения. 25. Добросовестно готовлюсь ко всем мероприятиям отрядным и общелагерным. a. Обычно; b. Иногда c. Всегда. 26. В работе для меня важнее всего: a. Привязанность моих воспитанников; b. Признание коллег; c. Чувство собственной необходимости. 27. Успех моей работы зависит от моего физического и душевного состояния. a. Часто; b. Иногда; c. Не зависит. 28. В дружелюбном отношении со стороны коллег: а. Не сомневаюсь; б. Уверенности нет; с. Затрудняюсь ответить. 29. Если ребенок выражает точку зрения, которую я не могу принять: a. Стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку; b. Перевожу разговор на другую тему; c. Пытаюсь понять его точку зрения. 30. Опаздываю на работу, не точно выполняю режимные моменты: а. Регулярно; б. Изредка; с. Никогда не опаздываю.
31. Если при мне незаслуженно наказывают ребенка: a. Тут же заступлюсь за него; b. Один на один сделаю замечание коллеге; c. Сочту некорректным вмешиваться. 32. Работа дается мне ценой большого напряжения. a. Обычно; b. Иногда; c. Редко. 33. У меня нет в своем профессионализме сомнения. a. Конечно, нет; b. Есть сомнение; c. Не приходилось задумываться. 34. По-моему, в педагогическом коллективе лагеря важнее всего: a. Трудовая дисциплина; b. Отсутствие конфликтов; c. Возможность работать творчески. 35. Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня. a. Часто; b. Иногда; c. Никогда. 36. С высказыванием: «Я ничему не могу научить некоторых детей в отряде, потому что они меня не любят»: а. Согласен полностью; б. Не согласен; с. Что-то в этом есть. 37. Мысли о работе мешают мне уснуть. a. Часто; b. Редко; c. Никогда не мешают. 38. На собраниях, планерках и педсоветах выступаю по волнующим меня вопросам. a. Часто; b. Иногда; c. Предпочитаю молчать 39. Считаю, что педагог может повысить голос на ученика. a. Если ученик этого заслуживает; b. Затрудняюсь ответить; c. Это недопустимо. 40. Правильный выход из конфликтной ситуации нахожу: a. Не всегда; b. Затрудняюсь ответить; c. Всегда. 41. Во время пересменки или выходных дней в лагере испытываю потребность в общении с ребятами своего отряда, не смотря на то, что уже, казалось бы устал от них: a. Да; b. Нет; c. Иногда. 42. Нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями: a. Редко; b. Обычно; c. Всегда
43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных. a. Да; b. Не помню; c. Нет. 44. Непредвиденные ситуации в жизни лагеря: a. Только мешают организации деятельности детей b. Лучше игнорировать; c. Можно эффектно использовать. 45. Мне случалось быть не совсем искренним с людьми. a. Да; b. Нет; c. Не помню. 46. В конфликте между ребенком и взрослым в душе часто встаю на сторону: a. Ученика; b. Учителя; c. Сохраняю нейтралитет. 47. В начале или в конце лагерной смены у меня бывают проблемы со здоровьем (беспокойный сон, «сдают нервы» или мучают головные боли и т.п.): a. Как правило, так оно и есть; b. Не обязательно; c. Проблем со здоровьем нет. 48. Мои воспитанники относятся ко мне с симпатией. a. Да; b. Не все; c. Не знаю. 49. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажутся не вполне обоснованными. a. Не вызывают; b. Не знаю; c. Вызывают. 50. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом. a. Да; b. Нет; c. Не помню.
Обработка результатов: Подсчитайте количество отмеченных Вами вариантов в каждом столбике и запишите эти цифры в нижних клетках («Итого»).
Сумма цифр в каждой строке равна десяти. Пять и больше баллов в одном столбике (6+3+1) свидетельствуют о явной выраженности свойства, состояния или особенности. Одинаковое количество баллов (4+4+2), говорит о слабой выраженности диагностируемых параметров или об их сочетании.
Бланк для ответов:
|