Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великая Пятница





В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, Великие часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

Утреня. «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и Канона и назидаются слушанием евангельского повествования о Страстях Христовых, так что главное содержание утрени Великого Пятка составляет чтение 12 Евангелий — избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» с великопостными стихами и тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными — малое каждение.

По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: «И о сподобитися нам...») читается 1-е Евангелие Святых Страстей.

Перед чтением каждого Евангелия поется: «Слава Страстем Твоим, Господи» (по Уставу, полагается петь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе»), а после Евангелия — «Слава долготерпению Твоему, Господи».

При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху.

В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя, прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва.

Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносятся малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: «И о сподобитися нам...», и читается Евангелие.

Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

После 6-го Евангелия поются (или читаются) «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие — о крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие — о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец св. Космы Маиумского: «К тебе утренюю...» (5-я, 8-я и 9-я песни), причем после 5-й песни произносится малая ектения.

На 9-й песни «Честнейшую…» не поется, но диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни «Честнейшую Херувим», а хор продолжает: «и славнейшую...»1. После 9-й песни – малая ектения и поется (трижды) краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен:

«Разбойника благоразумнаго во едином часе

раеви сподобил еси, Господи, и мене Древом

Крестным просвети и спаси мя».

После светильна читается 9-е Евангелие — о предсмертном обращении Господа к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра Его. Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихиры самогласны на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие — о снятии с Креста и погребении Господа. Далее читается вседневное славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие — о погребении Тела Господа в новом гробе. Затем — стиховные стихиры (они же и на вечерне, на «Господи, воззвах») и 12-е Евангелие — о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. После чтения Евангелие уносится в алтарь.

После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком: читается «Благо есть» (единожды), Трисвятое по «Отче наш», поется тропарь Великого Пятка: «Искупил ны еси от клятвы законныя...», затем — сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Утверди, Боже...». Священник: «Пресвятая Богородице...». Хор: «Честнейшую...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), благослови», и бывает особый отпуст.

«Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»1.

1-й час не соединяется с утреней (кроме случая совпадения с Великой Пятницей праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.

Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных) по чину Великих часов в Навечерие Рождества Христова и Крещения, т.е. на каждом часе, кроме одного псалма обычных часов, вводятся два особых псалма, имеющих отношение к воспоминаемому событию. На каждом часе на «Слава» поется свой особый тропарь. После Богородична часа поются три особых тропаря и прокимен, читаются паримия, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). На всех часах после молитвы «Иже на всякое время…» — один и тот же возглас иерея: «Боже, ущедри ны…».

По окончании Великих часов сразу читаются («поскору») изобразительны, начиная с «Блаженны»: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» и т.д., и бывает особый отпуст (см.: Служебник): «Иже нас ради, человеков, и нашего ради спасения страшныя Страсти и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». (Этот же отпуст — в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени).

Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.). По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.

На великой вечерне в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня — около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м пополудни), воспоминается снятие с Креста Пречистого Тела Господа Иисуса Христа и Его погребение.

Начало вечерни — обычное: «Благословен Бог...», чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» и т.д. После мирной ектении, стихир на «Господи, воззвах» и входа с Евангелием читаются три паримии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, перед первой и второй паримиями и перед Апостолом поются прокимны1.

После паримий читаются Апостол (Кор., зач. 125-е — о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (Мф., зач. 110-е), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), — о страданиях и крестной смерти Господа.

После Евангелия — сугубая ектения: «Рцем вси...», «Сподоби, Господи...», просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеющагося светом, яко ризою...».

Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение (трижды) вокруг Св. Плащаницы, лежащей на престоле. Затем читается «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш», и при пении тропарей: «Благообразный Иосиф...» и на «Слава, и ныне» — «Мироносицам женам...» Св. Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма на особом столе (или гробнице), Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб2.

Затем — обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Отпуст на великой вечерне в Великую Пятницу тот же, что и на Великих часах.

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа веры. После 9-й песни вместо «Достойно» поется ирмос 3-й песни. Затем читается Трисвятое по «Отче наш», кондак: «Нас ради распятаго...», «Господи, помилуй» (40 раз) и прочее и читается последование. По прочтении молитвы: «Упование мое Отец...» священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», и бывает обычный малый отпуст.

После отпуста все прикладываются к Св. Плащанице и лежащему на ней Евангелию1. (Елеем в это время не помазывают).

Согласно указу Святейшего Синода (от 1855 г.), вынос Св. Плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великую Пятницу2, следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священнослужители — в малое. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата, и поется стихира: «Тебе одеющагося светом...» В это время совершается каждение вокруг Св. Плащаницы, лежащей на престоле. Далее, при пении тропаря «Благообразный Иосиф...», Св. Плащаницу выносят (северными дверями) на приготовленное на середине храма место. Затем — проповедь, целование Св. Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. По распоряжению митрополита Московского Филарета (в 1855 г.) и Святейшего Патриарха Алексия I (в 1950 г.), чин выноса Св. Плащаницы в Великую Пятницу, совпавшую с праздником Благовещения, совершается в конце литургии. После заамвонной молитвы поются стиховные стихиры вечерни (в это время царские врата закрыты), и далее все совершается по обычному чину (приведенному на с. 341). Затем — «Буди имя Господне…» (трижды), 33-й псалом, прочее окончание литургии и отпуст (см. 340)1.

 

Date: 2016-01-20; view: 443; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию