Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вторая седмица Великого поста





В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается заупокойная служба2.

 

Особенности службы в субботу 2-й седмицы (Поминовение усопших)

На утрени после «Аллилуиа» с заупокойными стихами поются тропари, глас 2-й: «Апостоли, мученицы...» (дважды). «Слава»: «Помяни, Господи...», «И ныне»: «Мати Святая...». Затем — кафизма 16-я, с обычным делением на три «Славы». Малая ектения, седальны (мученичны Октоиха с Богородичными). Хор поет начальные стихи 1-й статии 17-й кафизмы: «Блажени непорочнии...» с припевом: «Благословен еси, Господи…» Иерей читает последующие стихи 118-го псалма, а к каждому стиху поется тот же припев. Кафизма разделяется на две статии. По окончании 1-й статии (последний стих ее №93): «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси»1, священнослужитель (с кадилом) произносит малую заупокойную ектению. Хор: «Господи, помилуй» (единожды, а не трижды). По возгласе: «Яко Ты еси воскресение и живот...» (молитва «Боже духов...» читается тайно), хор поет начальные стихи 2-й статии 7-й кафизмы: «Твой есмь аз...» с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя». По окончании 2-й статии «Жива будет душа моя... взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых» и «Заблудих, яко овча погишее…» (стихи 175-й и 176-й) поются тропари «Святых лик...» с припевом: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В это время совершается полное каждение храма. По окончании тропарей — малая заупокойная ектения и молитва: «Боже духов...». По возгласе хор поет седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...», «Слава, и ныне»: «От Девы возсиявый...», после чего читается псалом 50-й. (Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» по субботам Четыредесятницы не произносится).

Каноны – Минеи, с ирмосом на 6 и храма святого, на 4. Если храм Христов или Богородицы, то сначала поется канон храма, с ирмосом на 6, и потом Минеи, на 4.

«Глаголется бо ирмос и тропарь без стихов, и держим стихи от «Тогда потщашася...». Не стихословим бо песней от начала до 6-я песни во всех субботах святыя Четыредесятницы... От 6-я же песни начинаются трипеснцы…, стихословятся же и песни»

(Постная Триодь, суббота 2-й седмицы). Это уставное указание означает, что начальные библейские стихи 1-й — 5-й песней не поются.

Исполнение канона в храме святого будет такое.

1-я песнь. Поется ирмос Минеи (без предшествующего пения или чтения библейских стихов) и читается (без стиха, с обычным припевом) первый тропарь Минеи. Затем хор поет библейский стих, имеющий надпись «на 8»: «Тогда потщашася...». Чтец — 2-й тропарь и т.д. Со стиха, пред которым стоит надпись «на 4», читается канон храма. Катавасия — ирмос канона храма.

3-я песнь. Хор — ирмос Минеи. Чтец — 1-й тропарь (с обычным припевом). Хор — библейский стих с надписью «на 8»: «Даяй молитву молящемуся...». Чтец — 2-й тропарь и т.д. Со стиха с надписью «на 4»: «Господь взыде на небеса...» читается канон храма. Далее — катавасия (ирмос канона храма), малая (не заупокойная) ектения, кондак и икос святого Минеи.

4-я песнь. Хор — ирмос Минеи. Чтец — 1-й тропарь, без библейского стиха. Далее хор — библейские стихи с цифры 8 («Зане смоквь не плодопринесет...»), и читаются тропари канона Минеи. От стиха с надписью «на 4»: «Господь Бог мой — сила моя...» — тропари канона храма. Катавасия.

5-я песнь. Ирмос и 1-й тропарь канона Минеи. Хор – стихи с цифры 8 («Приложи им...»). Чтец – тропари канона Минеи. Со стихи «на 4»: «Воскреснут мертвии...» — тропари канона храма. Пением на катавасии ирмос 5-й песни канона храма заканчивается чтение канона храма.

С 6-й по 9-ю песнь поются канон Минеи и четверопеснец Триоди. Канон храма оставляется. «Песни же шестая, яже во Псалтири, не глаголем, но поем ю всю в запевах» (Типикон). Это указание означает, что 6-я песнь не имеет предыдущих стихов до цифры 14, и поэтому все 14 стихов распределяются по тропарям этой песни канонов. Исполняется 6-я песнь так. Сначала поется ирмос канона Минеи и первый библейский стих 6-й песни: «Возопих в скорби моей...». Чтец — тропарь Минеи. Хор: «Из чрева адова...». Чтец — 2-й тропарь Минеи. Хор: «Вся высоты Твоя...». Чтец — 3-й тропарь Минеи. Хор: «И аз рех...». Чтец — 4-й тропарь; если его нет, то повторяется 3-й тропарь. Хор: «Возлияся вода...». Чтец — Богородичен Минеи. Затем хор — библейский стих, перед которым стоит надпись «на 8»: «Понре глава моя...». Чтец — 1-й тропарь 1-го четверопеснца Триоди и так далее по порядку. Со стиха с надписью «на 4»: «Хранящии суетная и ложная...» чтец читает 1-й тропарь 2-го четверопеснца Триоди. Хор: «Аз же со гласом...». Чтец — 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец — Троичен. Хор: «И ныне». Чтец — Богородичен. Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» или стих: «Дивен Бог во святых Своих...». Чтец — мученичен. Хор: «Души их во благих водворятся». Чтец — покоин. Хор поет на катавасию ирмос 2-го четверопеснца: «Глубина страстей...». Малая заупокойная ектения. Кондак: «Со святыми упокой...» и икос: «Сам еси...».

7-я песнь. Хор поет (или чтец читает) первые 22 библейских стиха. После стиха с надписью «на 14»: «И разливашеся пламень...», поется ирмос канона Минеи и сразу же стих: «И обыде и пожже...». Чтец — 1-й тропарь Минеи. Хор: «Ангел же Господень...». Чтец — 2-й тропарь. Хор: «И оттрясе пламень...». Чтец — 3-й. тропарь. Хор: «И сотвори среднее пещи...». Чтец повторяет 3-й тропарь (если 4-го нет). Хор: «Тогда трие...». Чтец — Богородичен Минеи. Хор — стих с надписью «на 8»: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...» Чтец — 1-й тропарь 1-го четверопеснца Триоди и так далее по порядку. После стиха «на 4»: «Благословен еси на престоле...» — 1-й тропарь 2-го четверопеснца Триоди. Хор: «Благословен еси на тверди...». Чтец — 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец — Троичен. Хор: «И ныне». Чтец — Богородичен. Хор: «Блажени, яже избрал...». Чтец — мертвен. Хор — ирмос 2-го четверопеснца на катавасию.

8-я песнь. Начальные библейские стихи, как и в 7-й песни, поет хор или читает чтец. После стиха с надписью «на 14»: «Благословите, огнь и вар...» поется ирмос канона Минеи и сразу — следующий стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец — 1-й тропарь канона Минеи и так далее по порядку. После стиха с надписью «на 8»: «Благословите, вся птицы небесныя...» – тропарь 1-го четверопеснца Триоди и так далее по порядку. После стиха с надписью «на 4»: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил...» — тропарь 2-го четверопеснца Триоди и т.д. В конце хор поет катавасию – ирмос 2-го четверопеснца.

9-я песнь начинается возгласом священнослужителя (после каждения алтаря и иконостаса): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Хор поет «Честнейшую...», затем ирмос 9-й песни канона Минеи и сразу стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец — 1-й тропарь канона Минеи и т.д. Со стиха с надписью «на 8»: «Клятву, еюже клятся...» – читается 1-й четверопеснца Триоди, а со стиха с надписью «на 4»: «В нихже посети...» — 2-й четверопеснца Триоди. Катавасия — ирмос 2-го четверопеснца.

«Достойно есть…» не поется. После обычной малой ектении — светилен гласа и хвалитные стихиры по гласу Октоиха. Затем читается: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю...». Стиховные стихиры гласу Октоиха. После «Благо есть...» (единожды)1 и Трисвятого — тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава»: «Помяни, Господи...», «И ныне»: «Мати Святая...». Ектения: «Помилуй нас, Боже...». Священнослужитель: «Премудрость», «Сый благословен Христос, Бог наш...». Хор: «Утверди, Боже...». И сразу читается: «Приидите, поклонимся...», и 1-й час. В конце его — полный отпуст2.

Во все субботы часы 1-й, 3-й и 6-й совершаются обычные, трехпсалмные, тропари и кондаки на них – дневные (со 2-й по 4-ю седмицу — тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава»: «Помяни, Господи, яко Благ...», «И ныне» — Богородичен часа, кондак — «Со святыми упокой...»).

На литургии: «Блаженны» — гласа, на 6. По входе — тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...» и «Помяни, Господи...», «Слава» — кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» — Богородичен: «Тебе и стену...». Прокимен, глас 8-й: «Веселитеся о Господе...», другой прокимен, глас 6-й (заупокойный): «Души их во благих водворятся». Апостол — дня (Евр., зач. 309-е) и заупокойный (Сол., зач. 270-е). Евангелие — от Марка, зач. 6-е и от Иоанна, зач. 16-е. Причастен: «Радуйся, праведнии…» и «Блажен, яже избрал…» (Срав. службу в субботу мясопустную). Литургия св. Иоанна Златоуста (см.: Богослужебные указания на 1954 год. Изд. Моск. Патриархии. С. 104-106). Такая же служба бывает в субботу 2-й, 3-й и 4-й Недель Великого поста (суббота 5-й Недели — акафистная, 6-й недели — Лазарева), если она не совпадет с одним из трех праздников: Обретением главы св. Иоанна Предтечи, 40 мучеников и Благовещением.

Вторая Неделя. Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в богослужении второй Недели, посвященном памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Чудотворца (жил в XIV веке, память 14 ноября по старому стилю). Св. Григорий Палама, великий подвижник горы Афон, известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и Синае), и не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св. Григорий Палама, названный «сыном Божественного света», обличил еретиков и защитил учение о свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие этого озарения посредством молитвы и поста.

Церковная служба в честь св. Григория Паламы и его житие составлены в XIV веке Филофеем, патриархом Константинопольским (1362-1365 гг.), а канон — Геннадием Схоларием, патриархом Константинопольским (XV век).

 

Date: 2016-01-20; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию