Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дорога от чернобыля





 

Министерство связи СССР

ТЕЛЕГРАММА

Адрес получателя

Полтава три переулок Важнычий три квартира семь Мирным

Текст телеграммы

ЖИВ ЗДОРОВ БУДУ ДОМА СЕРЕДИНЕ СЕНТЯБРЯ СЕРГЕЙ

Адрес отправителя

Чернобыль проездом

[По правилам Почты СССР, если отправитель телеграммы не имеет постоянного места жительства в населенном пункте, где расположено почтовое отделение, то он обязан в графе «Адрес отправителя» писать название населенного пункта и слово «проездом».]

 

«Герой Чернобыля»

 

Приезжаем из разведки вечером.

Рассказывают лагерные новости:

– Замполит 4‑й роты сегодня уезжал…

(Это один из двух добровольцев, которые в нашем батальоне разведки (полтысячи человек) за все время были.)

– …Уезжал, собирался. Все свои благодарности, грамоты – тол‑стен‑ную пачку! – в папочку аккуратно сложил, тесемки связал и ручкой сверху прихлопнул.

«В этой, – говорит, – папке – вся моя будущая жизнь!»

 

Пруд‑охладитель: Дембельский маршрут*

 

Быстрая езда вдоль озера Вернусь – БУДУ.

Из рабочего блокнота командира взвода радиационной разведки

 

 

В первые дни нашего знакомства Коля‑водитель сказал, что «Пруд‑охладитель – это командирский маршрут»: предыдущий командир взвода, которого я не застал (он набрал 25 рентген и ушел), ездил все свое последнее время по Пруду‑охладителю… С чего бы это?

Мой Пруд‑охладитель начался с «адаптации к радиации»: по нему меня провезли, мало что соображающего, в лихорадке, в самые горячие… точнее, самые жидкие времена этой самой адаптации… Потом я здорово повозился, разбираясь, где какая точка: считалось, я маршрут знаю – один же раз проехал…

Но когда я разобрался, что к чему, своего предшественника я понял вполне…

 

Правильно мерять Пруд‑охладитель надо начиная не с первых по номерам точек, а с последних – «на полуострове». Потому что они самые противные.

Уровни на них небольшие, но это все на таком развороченном ландшафте! – все разрыто‑разгорожено, с одной стороны – деревья, кусты, заросли, скользота у пруда, а с другой – «мерзость запустения»: брошенное строительство 5‑го и б‑го энергоблоков Чернобыльской АЭС, скелеты железобетонных зданий, огромные конуса градирен – в небеса из их круглых недостроенных раструбов торчат частоколы арматурных костей… И вот по этому «пейзажу после битвы», переползая через ямы, рвы, канавы, лужи, – зеленый клоп нашего БРДМа движется… Лучше с этим куском покончить сразу.

51‑я точка – земля 14, вода у берега – 50 миллирентген в час…

52‑я – земля 24, вода 19 миллирентген в час…

55‑я – земля 50, вода 80…

5б‑я – 60, 50…

59‑я – 80,180…

62‑я – 350, вода 600…

63‑я точка – земля 600, фон 450… Воды нет – точка уже в глубине полуострова, последняя по номеру на маршруте. Мы выруливаем из этого кишкомотного полуострова на трассу.

Не меряя, едем вдоль канала и мимо АЭС: сегодня наш маршрут – только берега Пруда‑охладителя.

Поехали к АЭС. Командую водителю перед развилкой:

– У телеграфного столба – замер. Дозиметристу:

– Переключи на следующий диапазон. Туг под столбом должно быть миллирентген 700 в час.

И вылезаю следом за ним. Дозиметрист новый, это пока самый высокий его уровень. С ним надо просто рядом постоять.

– Фон…, 550! Земля – 750…

Дозиметрист забирается на БРДМ первым.

Стою под броником, записываю. Точка № 1 маршрута разведки Пруд‑охладитель…

Оббиваю сапоги о броню, залезаю…

И вот только после этого столба, после поворота направо, начинается собственно Пруд‑охладитель – огромный искусственный водоем, похожий на вытянутую фасолину длиной километров десять (из‑за проблемы с его разведкой мне пришлось в штабе карту поизучать, даже кальку с нее снять).

Точка № 2… земля 230, вода 150.

Мы удаляемся от АЭС по длинной стороне пруда‑«фасолины», меряя через полкилометра берег – землю и воду.

Точка № 3…

№ 4…

Уровни спадают быстро: всего пара остановок‑замеров – и тут земля уже только 18, а вода – 40 миллирентген в час…

21, 21…

20,11 – еще меньше…

Приволье! По ровной пустой бетонке броник разгоняется до максимума скорости… Резко тормозит – замер…

15,18…

Разгон – полет – замер…

13, 25…

Разгон – полет… Беру прибор у дозиметриста. Этот маршрут самый длинный, точек много – дозиметристы задалбываются прыгать с броника туда‑сюда…

Песок пляжа… 11. Передвигаю зонд к поверхности воды… Безлюдье полное – никто не пялится, что офицер сам меряет… 9.

По раскаленному песку – назад – наверх, на броню…

Разгон – полет – прыжок – замер…

б, 7 миллирентген в час…

Разгон… Бетонка идет наверху насыпи, и с башни мчащегося броника видна синь пруда – огромное водное зеркало, всё в солнечных блестках… А по другую сторону – полноводная Припять‑река, за ней – зеленые луга, леса – до самого горизонта…

Какие тут красивые места!

Разгон – полет – прыжок – замер…

5, 8…

Меряю «тщательнее»: пересекаем уровень 5 миллирентген в час, это приметная красная изолиния на карте в штабе – граница 2‑й и 1‑й зон… Тут надо поточнее.

5, 7 – под линией высоковольтных передач.

Разгон – полет – прыжок – замер…

4, б…

Уровни продолжают спадать: 4 миллирентгена в час – 3 – 2,6… Рядом с АЭС – это радиации считай что нет…

Разгон – полет – прыжок – замер…

3, 2…

Разгон – полет – прыжок – в воздухе достаю зонд – броник и я, останавливаясь, откидываемся назад одновременно – иду по раскаленному песку, жгущему сквозь подметки сапог…

Замер… 3 мР/ч.

Огибаем дальний край пруда‑«фасолины». Я приписываю в блокнот еще один будто бы сделанный замер: реальный маршрут и его схема в штабе, как я ни бился, не сходятся на одну точку, приходится выдумывать цифру и вписывать ее между замерами – там, где это ни на что не влияет…

Разгон…

Слева – зеленая стена высоких деревьев…

Над головами – свистит‑шипит опереньем всякая водоплавающая и над водой летающая живность… Хорошо!

4 миллирентгена в час…

Разгон – полет – прыжок – замер… Золотой пляж, синяя вода…

– Вернусь – буду любить женщин

Разгон – полет – прыжок – замер…

и буду к ним нежен и снисходителен

Разгон – полет – прыжок – замер…

и буду баловать детей

Разгон – полет – прыжок – замер…

Навстречу – большой самосвал‑«КамАЗ». Заблудился? Водитель выглядывает в окошко: «Сколько тут?» – «Четыре». – «Рентген?» – «МИЛЛИрентген». Разгуливали б мы так на четырех рентгенах в час!» – запрыгиваю на броню…

Вернусь – буду любить женщин

Разгон – полет – прыжок – замер…

и буду к ним нежен и снисходителен

5 миллирентген в час – граница 2‑й и 1‑й зон! Тщательней!

и буду баловать детей

Разгон – полет – прыжок – замер…

и буду с ними строг

Разгон – полет – прыжок – замер…

и буду терпим к старикам

Разгон – полет – прыжок – замер…

и к их, каленой их временем, мудрости

Разгон – полет – прыжок – замер…

и – БУДУ!

И броник отворачивает от водоема, от уже сделанной раньше стройплощадки АЭС влево, на трассу – на Чернобыль – сдать там данные – и из зоны – домой…

Еще долго – БУДУ!

Маршрут разведки Пруд‑охладитель сделан.

 

Date: 2016-01-20; view: 299; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию