Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление как трудовой процесс





Общество, как известно, представляет собой сложную, много­уровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, тех­нической, социальной — является управление, которое обеспечи­вает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимо­действие с окружающей средой и достижение цели (целей) систе­мы. В нашем современном обществе происходят глубинные трансформации: в социально-политической жизни: это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от централизованно планируемого развития народного хозяйства к рынку, в духовной жизни — от идеологического монополизма и диктата к плюра­лизму, в личной жизни отдельного человека — от единообразия ценностных ориентации и смысложизненных установок к свобод­ному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения. В этих условиях идет и трансформация всей системы в управле­ния. Управление все в большей степени выступает как вид трудо­вой деятельности, как разновидность общественно необходимого труда.

7-7


В шлях наиболее полного представления о различных видах трудовой деятельности необходимо привести характеристику труда.

Труд — процесс сознательной целенаправленной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют вещество и силы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потреб­ностей. В целях управления трудом при рассмотрении социаль­ной его сущности необходимо исходить из следующих положе­ний.

Во-первых, труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контро­лирует обмен веществ между собой и природой.

Во-вторых, нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребитель­ных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих матери­альных и духовных потребностей, не только создает материаль­ные (пища, одежда, жилище и т.д.) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя не­обходимые социальные качества, формирует себя как личность.

В этой связи трудовую деятельность можно определить как занятость тем или иным видом труда. Понятие «деятельность» применительно к труду как бы подчеркивает два его важных ка­чества: степень активности воздействия человека на предмет тру­да (вещество природы — сырье, полуфабрикаты и т.д.) и степень прилагаемых при этом интеллектуальных усилий. Такая трактов­ка понятия трудовой деятельности открывает возможность более широкого (по сравнению с традиционной практикой) использова­ния комплексного, «деятельного» подхода к решению научно-технических, производственных, экономических, социальных и управленческих задач.

Трудовая деятельность человека осознанна им и целенаправ­ленна. Человека в процессе трудовой деятельности интересует пре­жде всего конечная цель труда. Он все время стремится повысить его эффективность, то есть получить наибольший результат при


наименьших затратах. Это объективно обусловило возникновение кооперированного труда. Под кооперацией понимается такая форма организации труда, при которой много лии планомерно работает рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процес­се производства или в разных, но связанных между собой.

С возникновением кооперации, когда люди начинают совме­стно трудиться над созданием одного или нескольких видов изде­лий, появляется объективная необходимость в координации и со­гласовании деятельности участников совместного труда для дос­тижения поставленной цели. В итоге выделяется, формируется и развивается особый вид деятельности — управленческая дея­тельность. Говоря словами классиков, всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравни­тельно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма. Оркестр должен управляться дирижером.

Неразрывная связь между общественным трудом и управлен­ческой деятельностью отражает в своей сложности и многообра­зии специфику рыночных отношений. Управление как функция общественного процесса труда всегда выражается в конкретной деятельности, во взаимосвязях людей по поводу организации и исполнения ими реальных трудовых актов, поступков операций. Работники, занятые в сфере управления, никогда не действуют в отрыве от того или иного конкретного процесса общественного производства. Поэтому многообразие различных вариантов управленческой деятельности столь же велико, сколь велико раз­нообразие конкретных проявлений отношений управления в об­щественном процессе труда. Общее здесь — это цель участников управления — повышение эффективности коллективного труда. Направленность управления на повышение эффективности тру­да и следовательно, прямое влияние его на конечный результат по­зволяют считать сам управленческий труд производительным, оп­ределять его как особый вид деятельности — труд по руководству трудом. В роли вида деятельности управление способствует созда-


нию условий для повышения производительности труда. Совмест­ный труд кооперированных работников всегда результативнее, чем работников, выпускающих один и тот же продукт, так как управле­ние нацелено на рациональное использование всех факторов произ­водства. Отсюда управление как вид деятельности является произ­водительным трудом, выполнять который необходимо при всяком комбинированном способе производства.

Управление производством представляет собой целенаправ­ленное воздействие на участников общественного производства (отдельных работников или коллективы) для достижения зара­нее намеченных результатов. В общем виде управление можно представить как элемент, функция организационных систем, обеспечивающая сохранение определенной структуры, поддер­жание режима деятельности, реализации программы, целей дея­тельности.

Среди различных видов управления (управление маркетингом, спросом населения, товарным предложением, товаропродвижени-ем, качеством продукции, расходами, управление по процессу и т.д.) необходимо выделить управление рынком — как вид дея­тельности, направленной на обеспечение развития рынка в целях создания условий для обеспечения беспрепятственной реализации товаров и наиболее полного удовлетворения потребностей и пла­тежеспособного спроса.

Основной целью управления является обеспечение эффектив­ного функционирования определенной организационной системы. На каждом уровне управления цели дифференцируются на част­ные, конкретизирующие подцели. Цели нижележащего уровня выступают в качестве средства достижений вышестоящего уров­ня. При этом степень общности формулировки цели уменьшается со снижением уровня управления, возрастает степень конкретно­сти, детализации.

Наука управления призвана учитывать и обобщать практику ис­пользования отдельных законов общественного развития, принци­пов и методов, а также факторы построения и функционирования системы управления и соединять их в одно целое. С учетом этого можно следующим образом сформулировать предмет науки управ-


ления: законы и закономерности уппавления как целостного, ком­плексного и конкретного социального явления. Законы охватывают различные стороны управления экономикой, например, сферы управления в системе производства, основные методы и функции управления, и т.д.

Рассматривая управление как целостную систему, можно вы­делить в нем обуславливающую часть — управленческие отно­шения и действующую — собственно управленческую деятель­ность, выражающуюся в актах и поступках лиц (предпринимате­лей, администраторов), занятых в управлении. Наряду с этим можно выделить субъект и объект управления.(рис. 3). Субъект формирует цели управления и необходимое управляющее воздей­ствие на объект, оценивает результат. В управлении обществен­ным производством непосредственным объектом выступают трудовые коллективы и отдельные работники. Только через их трудовую деятельность осуществляется воздействие на вещест­венные элементы производства: орудия и предметы труда. Управ­ление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин изучается преимущественно техническими науками. Управление как воздействие на людей, имеющих раз­личные интересы, объединенных в группы, коллективы, классы. — наиболее сложный процесс, относящийся к общественным (социальным) наукам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Внешняя среда    
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ. ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ  
Управляющге воздействие ^_^>  
_, Информации о состоянии  
(обратная связь)  
     

Рис. 3. Система управления

Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение по-


ставленных целей и связанного с созданием общественно значи­мых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологи­ческие компоненты, которые побуждают, направляют и регули­руют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполни­тельских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Деятельность предполагает два основных плана характеристи­ки — внешний (предметно-действенный) и внутренний (психоло­гический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета средств и усло­вий труда. Предмет труда — совокупность вещей, процессов, яв­лений, с которьжи-хубъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда — совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда — система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характе­ристика деятельности предполагает описание процессов и меха­низмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.

Основными структурными компонентами деятельности явля­ются такие психологические образования, как цель, мотивация, информационная основа, принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические свойства субъекта, психические процессы (когнитивные, эмоциональные, волевые), а также меха­низмы контроля, коррекции, произвольной регуляции и др.

По своему содержанию управленческая деятельность пред­ставляет собой реализацию определенных универсальных управ­ленческих функций (планирование, прогнозирование, мотивиро­вание, принятие решений, контроль и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя стелень их выраженности может быть различной.

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функшюшшования определенной организационной


системы. Последняя принадлежит к особому типу систем —• со-циотехническим. Исходя из этого, труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологиче­ского процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инстру­ментального контура управления, а второй — понятием экспрес­сивного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично соче­таются между собой и к тому же требуют от руководителя реали­зации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности. Науке управления свойственны:

• конкретно-исторический подход к изучению явлений дейст­
вительности;

• системный подход, предполагающий одновременный анализ
всех главных сторон и аспектов подсистем управления в их
взаимосвязи и взаимовлияния;

• рассмотрение системы управления в развитии, учет количе­
ственных и качественных изменений ее состава, структуры и
функционирования во времени и пространстве.

Существенное значение имеет выяснение сущности и роли ме­тодов управления. Под методом управления обычно понимается совокупность приемов и способов воздействия субъекта управ­ленческой деятельности на объект для достижения целей. В прак­тике управления, как правило, одновременно применяют различ­ные методы и их сочетание, которые органически дополняют друг друга.

В социологии и психологии управления описывается и интер­претируется большое количество методов, применяемых в управ­ленческой деятельности. Это общенаучные, используемые в лю­бой области познания, и специфические, свойственные только управленческой деятельности. Значение общенаучных методов состоит в том, что они позволяют получить достоверную инфор­мацию об объеме анализа, дают возможность прогнозировать бу­дущее состояние объекта, указывают средства воздействия, обес­печивающие его желаемое изменение. Такие научные методы, как системный подход, прогнозирование, моделирование, социаль-


 


ный эксперимент, комбинирование, декомпозиция и другие игра­ют существенную роль в эффективности управленческой дея­тельности.

Применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта. Общество, организация, малая группа, любое учреждение функционируют и развиваются в качестве системы, т.е. представляют целостную совокупность множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений и взаимозависимости, которые выражаются в свойствах и функ­циях единого множества. Социология и психология управления всегда связана с решением определенной проблемы. Поэтому, применяя системный подход к анализу общества, социальной общности, группы, индивида, можно выявить всю совокупность условий, факторов, причин, приведших к возникновеник>,пробле-мы, возможные пути и средства ее разрешения.

Важное место в управлении занимает прогнозирование. Вы­борка эффективных решений требует верно предвидеть и пред­сказать главные направления развития в обществе и других обще­ственных образованиях и действовать сообразно с их закономер­ностями. Прогнозы нацеливают органы управления на решение перспективных проблем, определяют цель, предупреждают о воз­можных отклонениях от нее.

Эффективным методологическим приемом в управлении явля­ется моделирование. Варианты его разнообразны, но в каждом из них исследователь создает некий образ — модель изучаемого яв­ления, исходя из факторов, предположений о пока неизвестном содержании явления, его месте в общественном производстве. Модель можно описать словами, представить системой формул, изобразить на чертеже, изготовить в натуре, реализовать с помо­щью компьютерной техники.

В каждом из приведенных выше случаев цель исследователя одна: изучая «поведение» модели при воздействии на нее опреде­ленных факторов, действующих на исследуемую систему, рас­крыть строение, механизм действия последней. Таким образом, моделирование направлено на познание явлений действительно­сти, на открытие новых, ранее неизвестных исследователю истин. 84


Социальный эксперимент позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятель­ности управляемого социального объекта в результате воздейст­вия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов. Так, к примеру, во многих организациях для повышения производительности труда в каче­стве эксперимента меняют различные условия труда (температуру помещения, цвет стен, музыкальное сопровождение, освещение и т.д.) Те факторы, которые в наибольшей степени оказали влия­ние на производственные показатели, берутся за основу и приме­няются в дальнейшем в данной организации. С помощью соци­ального эксперимента ведется поиск научно-обоснованных ново­введений, использование которых может оказаться полезным для решения целей и задач организации.

Не менее эффективным методологическим приемом служит комбинирование. В процессе комбинирования исследователь син­тезирует некоторый умозрительный или реальный объект, опира­ясь на имеющиеся в его распоряжении компоненты, с целью соз­дания, получения нового, ранее не достигавшегося качества. Комбинирование представляет собой творческую деятельность, которую принято отождествлять с изобретательством. Как мето­дологический прием оно направлено на открытие ранее не суще­ствовавших в представлении исследователя явлений и предметов с соответствующими качественными признаками.

Отметим и такой прием, как декомпозиция. Если при комби­нировании из частей создается некое целое, обладающее специ­фическим качеством, не присущим в отдельности ни одной из частей, то при декомпозиции происходит обратный процесс. Цель этого методологического приема — изучение того или иного яв­ления, не поддающегося непосредственному анализу в полном объеме, по частям.

Эти и многие другие методы используются при выполнении тех или иных управленческих функций. В частности, при приня­тии решений широко используются такие методы, как «мозговая атака», «круглый стол», «деловая игра», «спор», «полемика», «ме­тод 635», «метод синектики», «прения» и др.


При планировании используется метод экстраполяции, по­строения сценариев, экспертных оценок, формирования дерева целей или проблем и т.д. Выполнение функции организации бази­руется на методах, учитывающих потребности и мотивацию лю­дей, работающих в организации.

Специфические методы, применяемые в теории и практике социологии и психологии управления, по содержанию, направ­ленности и организационным формам подразделяются на: орга­низационно-административные, экономические и социально-психологические.

Организационно-административные методы базируются на вла­сти, дисциплине и ответственности. Эти методы основываются на:

• системе законодательных актов страны;

• системе нормативных документов вышестоящих структур
управления;

• системе разрабатываемых в организации, фирме, предпри­
ятии планов, заданий, программ;

в системе оперативного управления.

В систему законодательных актов страны входят государст­венные законы, указы, постановления, распоряжения, положения, инструкции и другие документы, утвержденные высшими управ­ленческими структурами (Президентом, правительством, парла­ментом, учреждениями различных министерств и ведомств) для обязательного применения на территории всей страны.

Организационно-административные методы оказывают пря­мое воздействие на управляемый объект через приказы, распоря­жения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда.

В рамках организации возможны следующие формы проявле­ния организационно-административных методов:

• обязательное предписание (приказ, контракт, запрет и т.д.);

• планы, программы, задания, регламентирующие деятель­
ность всех работников, направленную на достижение стоя­
щих перед нею целей и задач;


• рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.)

Экономические методы базируются на действии экономиче­ских механизмов мотивации, стимулирования и вознаграждения за активную и эффективную деятельность. Их основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каж­дого работника в зависимости от личного вклада. К экономиче­ским методам управления, применяемым на уровне страны отно­сятся налоговая система страны и кредитно-финансовый меха­низм. К экономическим методам управления, которые применя­ются на уровне организации, фирмы, учреждения, предприятия относятся система заработной платы и другие формы материаль­ного поощрения, а также система ответственности с соответст­вующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность труда.

Социально-психологические механизмы управления представ­ляют собой совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность. Данные методы основаны на использовании социально-психологического меха­низма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные группы, роль и статус личности, система взаимоот­ношений, социальные потребности, интересы, нормы и ценности и другие социально-психологические аспекты. Эти методы позво­ляют обеспечить для производственной деятельности персонала мор.пп.но психологическую атмосферу. Предметом изучения ишчопо! мча км\ методом являются формальные и неформальные отношения. Формальны* отношения формируются на основе должностных инструкций, обязанностей и распоряжений админи­страции и закрепляются в виде функциональных структур под­разделений. Неформальные отношения устанавливаются на базе общностей, приоритетов, потребностей и интересов, симпатий и антипатий и имеют неписанные правила отношений.

Социально-психологические методы отличаются своей моти-вационной характеристикой. Среди способов мотивации выделя­ют следующие: внушение, убеждение, подражание, принуждение, вовлечение и др. Социально-психологические методы применя-


ются для обеспечения растущих социальных потребностей чело­века, его всестороннего гармоничного развития и повышения на этой основе трудовой активности личности.

Социально-психологические методы направлены на урегу­лирование отношений между людьми путем оптимального под­бора и расстановки персонала. Во многих компаниях формиру­ют коллектив для решения какой-либо проблемы с учетом пси­хологической совместимости и при этом определяют количест­венные и качественные отношения между работниками. К мето­дам гуманизации труда относятся использование психологиче­ского воздействия цвета, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессио­нального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологи­ческим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом организационно-административные, экономические и социально-психологические методы опираются на объективные законы социального развития и законы психологии. В совокупно­сти эти методы оказывают прямое или косвенное воздействие на мотивы поведения, интересы и потребности людей.

Перечисленные методы и приемы не исчерпывают всей ком­плексной методологической базы, однако в значительной степени определяют научный подход к теории управления. В связи с про­ведением рыночных преобразований новые требования предъяв­ляются к управленческим кадрам. К кадрам управления относятся работники, полностью или преимущественно занятые управлен­ческим трудом (выполняющие функции управления), то есть профессионально участвующие в управлении и входящие в его аппарат.

Основным содержанием управленческого труда является сбор, обработка и выдача информации как этапы подготовки, принятия и реализации решений и контроля за исполнением принятых решений. Поэтому можно выделить несколько кате­горий управленческих работников: руководители, предприни­матели, специалисты, менеджеры, технические работники и т.д.


Каждая из этих категорий играет определенную специфическую роль в системе управления и отличается особенностями трудо-пой деятельности.

Руководители — это работники аппарата управления, возглав­ляющие трудовые организации, направляющие и регулирующие их деятельность, принимающие управленческие решения и пол­иостью ответственные за их выполнение. Руководители обычно подразделяются на линейных и функциональных.

К линейным относятся руководители и их заместители, вы­полняющие объем функций по руководству коллективом произ­водственного подразделения. Линейный руководитель, как пра­вило, подчинен непосредственно вышестоящему, например на­чальник цеха — директору, директор завода — генеральному директору объединения, генеральный директор — собственнику или основному учредителю и т.д.

Функциональные руководители, в отличие от линейных, вы­полняют лишь часть управленческих функций. Они возглавляют коллекции,! функциональных служб или их подразделений на предприятиях, объединениях, холдингах и т.д. К ним относятся на промышленных предприятиях, в производственных и научно-производственных объединениях главные специалисты (главный инженер, механик, экономист, конструктор и т. д.), руководители функциональных подразделений (начальники отделов труда и за­работной платы, сбыта и снабжения, управления персоналом и т.д.). Функциональные руководители административно подчи­нены соотистс!кующему линейному руководителю. Например, механик цеха подчинен начальнику цеха, главный экономист — директору предприятия и т.д.

В зависимости от уровня, занимаемого хозяйственными руко-нодителями в общей системе управления, их принято относить к низовому, среднему и высшему звеньям. К руководителям низо­вого звена относятся на промышленных предприятиях бригадиры, мастера, прорабы, начальники смен, участков, начальники не­больших цехов, а также руководители функциональных служб и подразделений. Руководителями среднего звена на промышлен­ных предприятиях выступают начальники крупных цехов, дирек-


тора предприятий, генеральные директора и их заместители. К руководителям высшего звена относятся собственники и учреди­тели организаций и предприятий, предприниматели и их замести­тели.

Специалисты — это сотрудники аппарата управления, разра­батывающие на базе имеющейся у них специальной подготовки варианты управленческих решений или производственных задач. Эти задачи выполняет менеджер — как должностное лицо, кото­рое эффективным в данных условиях методом влияния направля­ет подчиненных на достижение цели организации. Это влияние достигается путем определения норм поведения подчиненных, удовлетворения их нужд в меру возможностей и защитой их ин­тересов перед руководителями высшего уровня управления. К специалистам относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы, менеджеры, социологи, психологи и т.д.

Технический персонал — это работники (секретари, курьеры, лаборанты, чертежники и т.д.), обслуживающие процесс управле­ния, выполняющие делопроизводительные функции, прием, пер­вичную обработку информации.

'

 


 

Date: 2015-12-13; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию