Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последствия и ответственность за результаты управления





Социальные последствия — это ожидаемые, планируемые или неожиданные, стихийно возникающие, непредвиденные ре­зультаты преобразований в обществе, каких-либо нововведений в ограниченной территориальной социальной системе (регион, город) или социальной организации (предприятие, фирма, уч­реждение), которые сказываются на социальных отношениях групп, общностей, индивидов. Социальные последствия могут быть положительными и отрицательными, непосредственными и отдаленными (по времени возникновения), прямыми или кос­венными (по связи с основным направлением преобразований) и т.д. Социальные последствия, как правило, соотносятся с со­циальными целями и проблемами и являются важным понятием социального управления.

Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взя­тое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия. С психологической точки зрения ответственность — понятие более сложное, выступающее в различных психологических явлениях. Ответственностьэто прежде всего осознание личностью тех требований и норм организации трудовой деятельности, последствий их выполнения и невыполнения, которые существу­ют в коллективе, трудовой организации, обществе. Но одного осознания недостаточно, необходимо активное действенное стремление реализовать эти требования в условиях совместной работы, воплотить эти нормы в конкретных действиях и поступ­ках. Таким образом, когда мы говорим об ответственности, то речь идет не о простом исполнении того, что должно, а об актив­ной жизненной позиции, стремлении добиться того, что должно. При этом важно, что человек отвечает за свои действия прежде всего перед самим собой, перед своей совестью.

С другой стороны, ответственность может рассматриваться как психологическая черта личности, устойчиво проявляющаяся в


со отношении к трудовой деятельности, к коллективу, самому се­бе. Наряд}' с этим понятие ответственности включает и эмоцио­нально-чувственный компонент, выражающийся в переживаемом человеком чувстве ответственности, долга и совести.

Таким образом, ответственность как психологическое явление есть результат многих психических функций личности: познава­тельной, эмоциональной и поведенческой. Существенные призна­ки ответственности, проявляющиеся в поведении, — точность, пунктуальность, обязательность в исполнении своих обязанно­стей, готовность отвечать за последствия своих действий. Ответ­ственное поведение предполагает профессионализм, знание сво­его дела, стремление разобраться в сложных вопросах. Оно не может реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные качества: способность к сопереживанию, чут­кое 11, к состоянию другого человека. Осуществление ответствен­ною пот-.щмшя требует волевых качеств: настойчивости, терпе-1||цим Iп. иыдержки, стойкости.

<Мит тетю! п. имеет непосредственное отношение к вы-
1Ю111К-1Ш10 <>(»!чагельств, под которыми понимают «обещание или
до! опор, требующие от принявшего их безусловного выполнения.

<>111ет<л ценность всегда относилась к определенному субъекту
и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы
долги.

Дчч.' (•( п. ооя нишость человека перед кем-то или перед своей. щи I п.1.1

«и........ |и и (.пицц-! счпюй осознание и переживание от-

|ц и........... 1м, п. пни........ю на самооценках исполнения обязан-

1101 11-11.

И кпчсстно субъекта ответственности могут выступать:

• отдельная личность;

• группа как определенная общность людей;

• государство как некая макроструктура.

Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть: 1) общественно значимое лицо (например, президент, руково­дитель компании и т.д.);


2) социальная группа (политическая партия, организация, об­
щество и т.д.);

3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религи­
озные и другие требования.

Виды ответственности: юридическая, моральная, профессио­нальная, социальная и другие. В качестве одного из критериев со­циальной ответственности берутся ролевые обязанности и соци­альные отношения, обуславливающие их. Возможен также выбор и более частных критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие ее виды, как уголовная, ад­министративная, материальная, моральная.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения опреде­ленной линии поведения. Выбор может осуществляться в услож­ненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются соци­альные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение.

Осознание ответственности — прежде всего отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смыс­ла совершаемых действий и последствий. В итоге атрибуция от­ветственности порождается жизненной необходимостью оцени­вать результаты деятельности, а также определять уровень успеха или неудачи, налагать взыскания и т.п.

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается лич­но субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе.

На предприятии сам характер деятельности рождает произ­водственные конфликты. Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импорт­ной дорогостоящей машине, которая требует бережного отноше­ния и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не


несет ответственности за ее сохранность. Поэтому в случае ава­рии человек обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт — кто виноват? Та­кая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и тоже подразделе­ние, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персо­нала по использованию техники.

Одной из форм правового и морального обеспечения социаль­ной активности личности является ответственность за бездей­ствие. Человек должен чувствовать себя ответственным не толь­ко за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать.

Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных деист-пи и. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, от-истстисниость бывает главным источником психического напря­жении и к'чешю времени.

Иыиолпин оспонпмс функции управления, руководитель решает сложные чадами, которые по содержанию и структуре не являются одно-порядковыми. Их составными элементами являются экономи­ческие, правовые, технологические, социально-психологические, носин га тельные и другие задачи. Руководитель обязан соблюдать ми ударп ценные законы, правовые нормы и одновременно быть • и не к шгпимм '(а спою работу и работу подчиненных.

Г.| чип, щи юридическую и социальную ответственность.

Л'/'"'1»1'''' '""< |'"/«('шг/№.ч-////туш. означает следование кон-||" (МММ 1,11ю||,1м и нормам государственного регулирования, оп-рг ничнчцпм, 'но может п чего по может делать организация, I руина как отдельный элемент организации, отдельная личность как обьскт управления.

II огличие от юридической, социальная ответственность — ••то определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями.

Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Пример: пожертвова-


ния в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Такое пове­дение не регулируется юридическими законами и является добро­вольным. Другой пример: донорская деятельность для оказания экстренной помощи больному. Это пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга.

Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, норм, которые усваиваются человеком. Социальные нормы поведения формируются постепенно в процессе взросле­ния, начиная с детского возраста. Постепенно из внешних тре­бований они становятся внутренними, психологическими обра­зованиями.

Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (его называют самоконтролем), т.е. деятель­ности, которая осуществляется сознательно и добровольно.

Осознание человеком необходимости социальной ответствен­ности связано с действием различных факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личност­ных и других.

Социальная ответственность имеет непосредственное отноше­ние к выполнению групповых норм поведения. Когда говорят, что работник нарушает нормы группы, членом которой онПявляется, это значит, что такие нормы существуют и что человек должен им следовать.

Под групповыми нормами понимается совокупность требова­ний и правил, вырабатываемых внутри группы как определенного сообщества и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы.

Практика формирования и функционирования групп (в соци­альной психологии их называют «малыми» или «рабочими» груп­пами) свидетельствует, что нормы эти никем извне не задаются, а складываются в процессе совместной деятельности людей. Мож­но сказать, что групповые нормы создаются спонтанно и стано­вятся стандартами поведения всех членов группы.

В сплоченной группе складываются также нормы отношений к другим людям. Ценностно-ориентационное единство группы яв­ляется одним из сложных социально-психологических явлений, поскольку носит системный характер. До настоящего времени


оно недостаточно изучено. Групповые нормы способствуют вы­полнению определенных действий людьми, выполняющими об­щую работу. Существование групповых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом. При наличии групповых норм сама группа становится коллективным организатором и координато­ром деятельности исполнителей. Система групповых норм кон­тролируется самой группой. Поэтому не только руководитель, но и сама группа становятся субъектами управления всеми ее участ­никами.

В любой организации, имеющей развитую структуру, сущест­вуют формальные и неформальные группы.

Руководитель является ответственным не только за настоя­щее, но и за будущее, за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. В качестве примера можно взять любое управленческое решение, без кото­рого не может быть решена организационная задача. Так, не рпиая задачи кадрового менеджмента, не отбирая нужный пер­сонал и кадры управления, нельзя решить ни одной управленче­ской задачи.

За любое принятое решение руководитель несет ответствен­ное! •!,. По возможны ситуации, когда руководитель не принимает митра них решений. Непринятие решений может являться на-1> пи-пнем (оппалмюй ответственности руководителя. Например, ч'- приищи рпигшк- о проиерке техники безопасности менедже-рпми, ммгншшми к ному прямое отношение. Результат — гибель ию'п и и I 1.1 шииикшего пожара.

1'умшпдмк.мп, должен мредиидсп, последствия своей бездея-ишлиц 1и и быть готовым нести за это ответственность. Соци-.ип,нам ответственность руководителей может вступать в проти-норсчие с юридической ответственностью. Например, вопреки за­мшам, руководитель изыскивает средства, сдавая в аренду поме­щение, находящееся на территории предприятия, для погашения шдшшенности работникам по зарплате. Такое поведение руково-пи юля с чисто человеческих позиций можно расценить как соци-IIIIыю ответственное.


Социальную ответственность следует рассматривать как стой­кое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеять­ся на внешние силы, на других людей. По мнению исследовате­лей, один человек может выступать хозяином своей судьбы, а другой «плывет по воле волн», т.е. одна личность принимает на себя ответственность, а другая — уходит от нее.

В связи с этим следует отметить две разные стратегии поведе­ния человека:

1) видеть источник управления своей жизнью во внешней сре­
де;

2) в самом себе.

В соответствии со взглядами Дж. Роттера, если человек при­нимает на себя ответственность за события своей жизни, то это означает наличие у личности «интерн ального» контроля. Интер-нальность личности положительно коррелирует с социальной от­ветственностью, с осознанием смысла и целей жизни. Лица с ин-тернальным локусом контроля (локус контроля — свойство лич­ности определять меру ответственности за свои поступки самому себе или внешним обстоятельствам) берут на себя ответствен­ность за ход жизненных событий, руководствуясь чувством долга, морали и четко осознавая смысла.

Социально ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, по­слушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д.

Если ответственность приписывается обстоятельствами дру­гим людям или случаю, то это характеризует наличие внешнего, т.е. «жстерналъного» контроля. Интернальность и экстерналь-ность локуса контроля являются устойчивыми свойствами лично­сти, сформированными в процессе социализации (по Дж. Ротте-ру). Социализация -— это результат включения человека в соци­альные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, а затем воспроизводится в деятельности. В противополож­ность интервальным, экстернальным личностям свойственны по­дозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность и т.д.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Чем вызвана необходимость управления?

2. В чем сущность управленческого взаимодействия?

3. Что понимается под системой социального управления?

4. Что является ресурсами управления?

5. Что входит в понятие социальная система?

6. Из каких элементов состоит система управления?

7. Что такое ответственность?

8. Чем характеризуется социальная ответственность?

9. Какова связь личности и ответственности?

 


 

 

Date: 2015-12-13; view: 669; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию