Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как атрибут социальных систем





Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью ор­ганизации, ее действиями осуществляется управление организа­цией и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления.

Под целостной системой понимается совокупность компонен­тов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ее образующим. Как целостная система воздействует на свои компоненты, так и они воздейству­ют на всю систему. То есть идет своего рода интегративный про­цесс. Каждая система обладает следующими особенностями, свя­занными с наличием в ней:

• интегративных (объединяющих), системных качеств;

• определенного набора компонентов;

• внутренней организации.

В каждой системе осуществляется координация и субордина­ция.

Координация — это определенная согласованность, пригнан-ность компонентов целого друг к другу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое рав­новесие системы.

Субординация частей — это есть определенная подчинен­ность и соподчиненность, указывающая на особое место и неоди­наковое значение каждой из них в системе.

В то же время целостная система играет ведущую роль по отношению к своим частям, которые обладают относительной самостоятельностью. Единство, тождество целого и частей оз­начает в то же время, что они не абсолютны, а относительны и


при известных условиях могут переходить, превращаться в друг друга.

Данные процессы происходят как в живой, так и в неживой природе. В общественных процессах есть определенная особен­ность, так как там действует сознательный элемент — человек.

Существенными характеристиками целостной системы явля­ются ее системные качества, состав, то есть набор специфических частей, динамическая структура и характер взаимодействия с внешними условиями.

Управленческие системы функционируют в социальной сис­теме (социуме). Социальная система — это структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности (социальная группа, социальная организация и т.д.), а ее элементами являются люди, чье поведение характеризуется определенными социаль­ными позициями (статусами), которые они занимают, и конкрет­ными социальными функциями (ролями). Социальные системы также различаются индивидуальными качествами, мотивами, ценностными ориентациями, и интересами людей.

А так как элементом социальной системы являются люди, то возникающие между ними отношения требуют управления и ре­гулирования. Для социальной системы характерны неопределен­ность функционирования (сложно предсказать перспективы раз­вития, т.к. человек как элемент системы обладает своими индиви­дуальными особенностями) и обязательное наличие границ управ­ляемости. Данные свойства социальных систем обусловили по­иск путей снижения их сложности и неопределенности функцио­нирования. При этом возможны следующие варианты:

• сужение диапазона управления;

• упрощение структуры организации, стандартизация органи­
зационных связей и норм;

• повышение разрешающей способности управления.
Основными системообразующими качествами социальной

системы выступают следующие (Рис. 2).


Цель.

нор;

Системооб­разующие качества.

 

Управление.

Взаимодействие

•Эй»--;.;

ТЙ"--:'Г

Структурная иерархия.

Рис. 2. Системообразующие качества

Социальные системы выступают как целевой объект, целевая общность в которой достижение общих целей признается воз­можным только через достижение индивидуальных целей и, на­оборот, достижение индивидуальных целей становится возмож­ным только через выдвижение и достижение целей общих.

Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде ре­ально существующей субстанции, посредством которой управле­ние приобретает конкретное содержание и конкретное проявле­ние, а функция управления — практическую реализацию. В ре­альной действительности управленческая деятельность - - это функционирование системы управления.

В социальных системах поддержание их целостности и каче­ственной определенности осуществляется на уровне не только саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэто­му каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечиваю­щие непосредственный процесс создания материальных и духов­ных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме отно­сятся все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия. Связь между управляющей и управляемой система-


ми осуществляется с помощью информации, которая служит ос­новой для выработки управленческих воздействий и решений, по­ступающих из управляющей системы в управляемую для испол­нения. Каждая социальная система самоуправляема. В то же вре­мя в процессе управления она испытывает внешние воздействия.

Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о системе и совокупности ее элементов, следует о5- ратить внимание на то, что в самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих своеобразные системы меньшего уровня. Таким образом, система управления распадается на подсистемы. Под системой принято понимать совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей.

Выделяются следующие подсистемы: структурно-функцио­нальная подсистема.

Основными ее частями являются следующие блоки:» управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;

• интересы и поведенческие нормативы участников процесса
управленческой деятельности;

• информация и информационное обеспечение коммуникаций
в системе управления.

Информационно-поведенческая подсистема. Проявляется в -следующих формах: в управленческие теории и управленческие идеологии;

• формальные и неформальные отношения управленческих
работников с представителями внешнего окружения;

• информированность работников, носители информации, ме­
тоды распространения информации;

• уровень организационного развития, а также уровень разви­
тия каждого отдельного работника управленческого звена.

Подсистема саморазвития системы управления. Решает сле­дующие задачи:

• разработка, введение в систему управления и постоянное
поддержание должного уровня стимуляторов, побуждающих
систему управления к самосовершенствованию;


• постоянный анализ уровня функционирования системы
управления, ее наличных и потенциальных возможностей, а
также анализ задач, стоящих перед системой управления и
изменений окружающей среды;

• выявление новых тенденций и направлений развития систем
управления, наблюдающихся в мировой практике управле­
ния, а также анализ используемых форм и методов обновле­
ния систем управления.

В то же время каждая социальная система имеет свою струк­туру.

Социальная структура — совокупность социальных институ­тов, социальных ролей и статусов. В широком значении — это совокупность всех социальных групп и слоев, включая классы, а в узком — совокупность функционально взаимосвязанных стату­сов, существующих у данного общества в данный исторический момент.

Именно составляющие социальной системы и являются соци­альной базой управления.

Социальный институт понимается в социологии как сово­купность норм и механизмов, регулирующих определенную сфе­ру общественных отношений (семья, производство, государство, религия, образование. Их предназначение — удовлетворять важ­нейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Обычно выделяют пять, как и социальных институтов:

• потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и
брака);

• потребности в безопасности и социальном порядке (полити­
ческие институты);

• потребности в добывании средств существования (экономи­
ческие институты);

• потребности в передаче знаний, опыта, социализации под­
растающего поколения, подготовке кадров (институты об­
разования в широком смысле, т.е. включая науку и культу-

ру);

• потребность в решении духовных проблем (институты рели­
гии).


Статус — занимаемое человеком место в обществе. Они бы­вают предписанными, т.е. не зависят от воли и усилий индивида (от рождения — негр) и достигаемыми, который личность дости­гает своими собственными усилиями (негр — президент, поли­цейский и т.д.).

Рольэто функция, выполняемая индивидом.

Мотив, мотивация — это внутреннее побуждение к активно­сти и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовле­творить определенные потребности.

Интересы — имеющие значение реальные причины действий, свершений, формирующиеся у социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни.

Ценности — это значимость явлений и предметов реальной действительности.

Ценностные ориентации — разделяемые личностью социаль­ные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основные средства достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию регуляторов социального поведения индивидов.

Эти все составляющие и необходимо учитывать в управлении в целях прогрессивного развития общества и его систем. Системы делятся на два больших класса:

• системы самоуправляемые,

• системы несамоуправляемые.

Самоуправляемыми, саморегулирующими системами являют­ся как раз те системы, которым присущи процессы управления. Это главным образом общественные системы.

 


 

Date: 2015-12-13; view: 834; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию