Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационный механизм





О бщим основополагающим элементом рыночной эконо­мики является мотивация деятельности, основанная на сочетании различных форм собственности, что сопро­вождается усилением свободы выбора каждой личностью рода и типа занятий. Свобода выбора является основой личной свободы людей, фундаментом раскрытия личност­ного потенциала.

Мотивационный механизм является одним из компо­нентов механизма заинтересованности в достижении мак­симальных экономических и социальных результатов пред­принимательской деятельности. Понятие мотивации означает всю совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение у людей побуждений к до­стижению жизненно необходимых целей. Такое стремле­ние предполагает активность в изменчивой среде и требует ситуативной реакции. В процессе ситуативного развития мотивации оценивается возможность и определяется спо­соб достижения необходимого результата. Таким образом, мотивационный механизм следует рассматривать как упо­рядоченную совокупность мотивов достижения сложной цели (результативная мотивация).

Комплексный механизм представляет собой многоуров­невую многоцелевую систему, включающую ряд конкрет­ных механизмов. Поскольку дерево структуры любой сложной системы многовариантно, при его построении все­гда встает вопрос о выборе рационального варианта компо­зиции или декомпозиции системы. Поэтому формирование комплексного механизма целесообразно осуществлять, придерживаясь ряда системных принципов. Рассмотрим эти принципы на примере мотивационного механизма.

1. Дерево мотивационного механизма должно находить­ся во взаимном соответствии с деревом целей общества (а значит, и сфер деятельности), то есть каждой цели на всех уровнях системы целей должен соответствовать определен­ный мотивационный комплекс (элемент мотивационного механизма или его подсистема), обеспечивающий достиже­ние этой цели. Следовательно, исходным для определения структуры мотивационного механизма считается выявле­ние структуры мотивационно значимой системы целей (от цели к средству ее достижения). Этот процесс носит ите­ративный характер, поскольку мотивы выступают средст­вом достижения целей. И если нельзя на том или ином эта­пе общественного развития сформировать достаточный для достижения той или иной цели мотивационный комплекс, цель должна быть пересмотрена и приведена в соответст­вие с реальными возможностями мотивации (от средства — к цели). Например, если в условиях деградации произ­водства вследствие неправильно нацеленной и плохо орга­низованной экономической реформы нельзя установить уровень заработной платы, обеспечивающий достаточную степень мотивации высококачественного производительно­го труда, следует соразмерить темпы подъема производст­ва и повышения конкурентоспособности продукции (уро­вень цели) с реальным уровнем мотивации труда. Положение, однако, можно поправить, если удастся усилить внут­ренние мотивы труда работников (мотивы удовлетворения трудом и ожидания успеха).

2. Обычно при решении проблемы ограничиваются по­становкой целей и изысканием ресурсов их достижения, полагая, что существующий в обществе мотивационный механизм использования ресурсов эффективен для дости­жения всего множества целей развития общества. Практи­ка показывает, что это далеко не так. Реальное разнообра­зие условий деятельности и людей, занятых ею, приводит к необходимости при решении любой проблемы формиро­вать специфический мотивационный механизм.

3. Мотивационный механизм, как и любая система, дол­жен обладать свойством рациональной целостности и обо­собленности его элементов. Это означает, что в нем многие элементы взаимосвязаны между собой и изменение одного из этих элементов потребует тех или иных изменений дру­гих элементов. Так, взаимосвязаны между собой оплата труда, восприятие нововведений в производство и качество труда. Изменение содержания одного из этих элементов неминуемо приводит к необходимости изменения содержа­ния других элементов. В противном случае мотивацион­ный механизм становится малоэффективным. В то же вре­мя необходима определенная степень обособленности эле­ментов с тем, чтобы изменение содержания того или иного элемента в известной мере компенсировалось другими эле­ментами мотивационного механизма, иначе его эффектив­ность не будет надежной. Такими элементами могут быть, например, условия труда и дифференциация его оплаты в зависимости от условий.

4. Мотивационный механизм должен включать элемен­ты с различной длительностью их жизненного цикла: с длительным, в том числе «вечным», то есть изменяющим­ся только с изменением природы человека (традиции об­щества), кратким, то есть изменяющимся с изменением со­циально-экономической или производственной ситуации, и промежуточным между длительным и кратким жизнен­ным циклом. Такой состав мотивационного механизма обеспечит его устойчивость и динамичность развития пу­тем замены наиболее подвижных элементов.

В трудах о психологических механизмах мотивации по­казано, что некоторые цели человека становятся его наме­рениями, фиксируются и приобретают черты потребности. Дальние намерения определяют дальние жизненные пла­ны человека. Образ, на основе которого формируются на­мерения, представляет собой сложное мотивационное поле со множеством отражаемых на нем ценностей. Намерения рассматриваются как итог активности субъекта, взвешива­ющего эти ценности и определяющего возможность и оп­равданность их достижения.

Из этих соображений следует сделать вывод, что пред­принимателю мало сформировать систему целей деятельно­сти. Необходимо, чтобы достижение этих целей стало бли­жайшими и (или) отдаленными намерениями менеджеров, специалистов, трудовых коллективов и каждого работника, вовлекаемого в процесс достижения целей. Только в этом случае становится возможным «сдвиг мотивов на цель».

Мотивационный механизм производственно-хозяйствен­ной деятельности можно представить в составе трех взаи­модействующих мотивационных комплексов: мотивацион-ного механизма научно-технического развития производст­ва, в том числе инженерного творчества (MM1), мотиваци-онного механизма высококачественного производительного труда (MM2) и мотивационного механизма предпринимательства и хозяйствования (ММ3).

Р и с. 1.2. Проекция множества мотивов на множество целей

предприятия (Ц)

Эти механизмы имеют ряд общих элементов и взаимно дополняют один другого. На рис. 1.2 выделены четыре зоны взаимодействия: А — взаимодействие механизмов MM1 и ММ3; В — взаимодей­ствие механизмов MM1 и MM2; С — взаимодействие меха­низмов MM2 и ММ3; Д — взаимодействие механизмов MM1, MM2, ММ3. Заметим, что объединение механизма предпринимательства и механизма хозяйствования в еди­ное множество (единый механизм предпринимательства и хозяйствования) может иметь место только в случае, когда они имеют общую целенаправленность. Как правило, сле­дует различать эти механизмы.

Множество элементов мотивационного механизма долж­но охватывать все цели производственного процесса пред­приятия предпринимательского типа, средством достиже­ния которых в этом случае он является. На достижение на­иболее важных целей направлены подмножества мотивов А, В, С, то есть взаимодействующие элементы двух меха­низмов. Важнейшие цели (подмножество Д) достигаются, если взаимодействуют элементы всех трех механизмов (к таким целям, например, относят выпуск продукции, кон­курентоспособной на мировом рынке). Подмножества моти­вов Е 1, Е 2, Е3, образованные одним из механизмов, направ­лены на достижение целей обычной значимости. Цели Ц 1, Ц 2, Ц 3 не могут быть достигнуты, так как не имеют мотивационной значимости, поэтому они могут рассматриваться лишь как ориентиры, которые станут целями, если приоб­ретут мотивационную значимость целенаправленным фор­мированием адекватного им мотивационного механизма или «сдвигом мотивов на цель» на основе восприятия но­вых ценностных ориентации. В аналогичных отношениях находятся мотивационный, экономический и организаци­онный механизмы в составе комплексного механизма.

Мотивационный механизм развития производства на­правлен, в первую очередь, на повышение научно-техниче­ского уровня производства, создание и освоение новых ви­дов продукции. В основе этого механизма лежат мотивы нововведений в производство, генерируемые внутренними элементами производственного процесса и внешней средой, мотивы восприятия нововведений производственной систе­мой, мотивы инженерно-технического творчества как не­посредственных участников процесса технического разви­тия, так и участников производственного процесса.

Мотивационный механизм высококачественного про­изводительного труда имеет целевую направленность на рациональное использование производственных ресурсов, повышение производительности труда, бездефектное изго­товление продукции, сокращение сроков освоения произ­водства новой конкурентоспособной продукции. В его ос­нове лежат внутренние мотивы, определяемые предраспо­ложением личности к труду (ВМ), внешние положитель­ные мотивы, вызывающие у работников положительную реакцию и побуждающие к труду (ВПМ), и внешние отри­цательные мотивы, вызывающие отрицательную реакцию и как бы принуждающие к труду (ВОМ).

Мотивационный механизм предпринимательства на­правлен на достижение успеха и выживание в конкурен­ции в ближайшей и отдаленной перспективе на основе гиб­ких диверсифицированных реакций на изменения внеш­ней среды и осуществления непрерывной цепи нововведе­ний в продукцию и технологию. Действенность этого меха­низма обеспечивают мотивы конкуренции и кооперации при создании новой продукции и технологии, предприни­мательские стратегии, мотивы предпринимательского рис­ка, мотивы предпринимательских реакций на изменения внешней среды, мотивы внутрифирменного предпринима­тельства, обеспечивающего гибкость управления и воспри­ятие нововведений.

Мотивационный механизм хозяйствования направлен на максимизацию дохода, его оптимальное распределение и наиболее выгодное использование на основе трансформа­ции форм собственности и демократизации управления предприятием. Основу этого механизма составляют моти­вы ответственности за результаты производственно-хозяй­ственной деятельности и за развитие предприятия, мотивы активного участия в управлении производством и делами акционерного общества, мотивы профессионального роста, мотивы рационализации оргструктуры предприятия и сис­темы управления.

Структура мотивационного механизма в составе ком­плексного механизма управления акционерным предприя­тием представлена на схеме 1.2.

Для многих трудовых коллективов и руководителей предприятий, а также органов управления высших уров­ней фундамент предпринимательства — научно-техничес­кое развитие производства и рационализация оргструктуры и системы управления, не имеет в настоящее время мотивационной значимости. Цели предпринимательства и развития производства в этом случае остаются лишь ори­ентирами на будущее. Без сдвига мотивов на эти цели нель­зя рассчитывать на их достижение. В первую очередь не­обходим сдвиг на цели предпринимательства и научно-тех­нического развития мотивов хозяйствования с тем, чтобы обеспечить накопление прибыли и ее реинвестирование и развитие.

Схема 1.2. Мотивационный механизм управления акционерным предприятием предпринимательского типа

Date: 2015-12-13; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию