Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Исторический аспект изучения дислалии, ринолалии, дизартрии





Дислалия(от греческого dis - приставка, обозначающая частичное расстройство, lalio - говорю) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета, врач И. Франк.В монографии 1827 г. он применил его в обобщенном значении как наименование всех видов произносительных расстройств.

В 1830г. Швейцарский врач Шультессвсе речевые расстройства разделил на 2 группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия». Он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции.

В 80-х годах прошлого столетия Коэн(Австрия) в своих работах пытался провести классификацию дислалии. В конце XIX - начале XX столетия появились работы по косноязычию зарубежных авторов: Куссмауля,Гутцмана, Фрёшельса, Либмана, Зееманаи др.

Несколько иную позицию занимал польский исследователь В. Олтушевский, который относил к дислалиям случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Он выделил 2 формы: функциональную, обусловленную снижением слуха; дефекты произношения, обусловленные патологическими изменениями в артикуляционном аппарате, он обозначил термином «дисглосия» и выделил 4 вида этого дефекта в зависимости от того, какой из артикуляционных отделов оказывается нарушенным: губную, язычную, зубную, небную.

В 1912 г. Е.С. Боришпольский разделил расстройства речи на две группы: 1) центральные (афазии органического происхождения и функциональные: заикание и лепетание); 2) периферические (дислалии и алалии; среди дислалий выделялась глухонемота, связанная с поражением уха, и косноязычие). Е.С. Боришпольский считал, что косноязычие зависит только от несовершенства артикуляционного аппарата.

В 30-50-х гг. XX века М.Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (все типы нарушений произношения). Он включил в нее звукопроизносительные нарушения, обусловленные поражением или расстройством периферических органов речи, нарушения звукопроизношения, обусловленные периферической тугоухостью.

Среди причин дислалии, помимо «разнообразных недочетов периферийных органов речи органического и функционального характера», Хватцев назвал психические и социально-психологические причины, а также выделил 3 формы дислалии: механическую (анатомические дефекты органов речи); органическую (тугоухость, аномалии челюстей, зубов, языка, неба); функциональную (мышечная вялость, слабость выдыхаемой струи воздуха). Он различал первичное и вторичное косноязычие.

Некоторые авторы (Гутцман, Кистлер) обратили внимание на связь тяжелого косноязычия с левшеством.

В начале 50-х гг. А.М. Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефектов произношения, которая отличалась от классификации М.Е. Хватцева. В это же время О.В. Правдина дает иную трактовку дислалии: были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она выделила только две формы: функциональную и механическую (в ее состав включена ринолалия).

В 60-е гг. в работе С.С. Ляпидевского и О.В. Правдинойпрослеживается тенденция к делению дефектов произношения на дизартрию и дислалию и отказу от термина «косноязычие». В эти же годы в работе С.С. Ляпидевскогои Б.М. Гриншпунаринолалия выделена в отдельное речевое нарушение.

В работе Е.Ф. Рау и В.А. Синякатермин «органическая дислалия» заменен термином «механическая дислалия», а в работе Л.В. Мелеховойпонятием «органическая дислалия» охватывались случаи произносительных нарушений, переходные между дизартрией и дислалией. В последнее время такие нарушения определяются как стертая дизартрия.

В настоящее время термин «дислалия» приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определенных им, не всегда совпадают.

Дизартрия (от лат. дис - нарушение признака или функции, артрон - сочленение) - расстройство членораздельной речи.

Первое упоминание о нарушениях речи типа псевдобульбарной дизартрии дает Литтль(Германия) в 1853 г.Он описывает речевые расстройства, связанные с нарушением речевых мышц.

Позднее Оппенгейм и Зажиерлинг (1886 - 1895),описывая клинику псевдобульбарного паралича, указывали на речевые нарушения, расстройства дыхания и сердечной деятельности.

В одной из первых классификаций речевой патологии (Куссмауль, 1879)все расстройства артикуляции выделены в отдельную группу и обозначены термином «дизартрия». Но уже в 1888 г. Говерсподразделил дизартрические расстройства речи на церебральную и бульбарную формы. В дальнейшем делались попытки дать более подробные нейроанатомические классификации. Фрёшельс (1943) выделил 4 формы дизартрии: пирамидную, экстрапирамидную, лобнопонтинную, церебеллярную.

В 1948 г. Браинвыделяет также координаторную и миопатическую дизартрии.

Одной из самых подробных классификаций дизартрии по нейродинамическому принципу является классификация Пичера (1948). Автор отдает отчет в ее несовершенстве, что обусловлено прежде всего неточностью самого понятия «дизартрия». Клиническое понятие дизартрии значительно шире значения самого термина.

Кревелл (1957)в своей классификации речевых расстройств указывает на место дизартрии среди других речевых расстройств: дизартрия - это расстройства говорения вследствие различных очаговых поражений мозга, поэтому они включают в себя расстройства не только артикуляции, но и речевого дыхания, голосообразования и просодии. Расстройства артикуляции, обусловленные факторами, лежащими вне моторного аппарата мозга, по мнению этого автора, к дизартриям не относятся.

Еще более ограничивает содержание понятия «дизартрия» Хьюгот (1964): нарушения артикуляции, обусловленные расстройствами общей моторики пирамидного, экстрапирамидного и церебеллярного характера. Расстройства специальной речевой моторики, развивающейся у человека параллельно с формированием категории языка, автор исключает из числа дизартрических и обозначает анартрией.

В советской литературе вопрос о дизартрии также мало разработан. В 1911 г. Г. Гутцманопределил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил две ее формы: центральную и периферическую.

Гутцмандает подробное описание псевдобульбарной дизартрии. Он считает, что при данном речевом расстройстве бывает нарушена деятельность дыхания, артикуляционного аппарата и голоса. Он впервые предложил методику исправления речи.

М.С. Маргулис (1926)относил к дизартрии все двигательные расстройства речи за исключением тех, которые связаны с поражением «кортикальной области двигательных образов слова» и которые появляются в клинике моторной афазией и апраксией. Все дизартрии он разделил на бульбарную и церебральную.

Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств. Е.И. Винарскойвпервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрии при очаговых поражениях мозга у взрослых больных.

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с ДЦП (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская,1959; К.А. Семенова, 1968; Е.М. Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983; И.И. Панченко, 1979 и др.).

О.В. Правдина (1969)определяла понятие «дизартрия» с неврологических позиций. В работе И.И. Панченко (1972)делается серьезная попытка разобраться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей с ДЦП и создать патогенетически обоснованную методику логопедической работы.

Несмотря на успехи в изучении проблемы дизартрии и совершенствование диагностической практики и реабилитационной работы с больными дизартрией, само понятие требует дальнейшего уточнения.

Ринолалия(от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

История изучения ринолалии претерпела длинный и тернистый путь развития, в который включались врачи, психологи, дефектологи. До определённого времени ринолалия подразумевалась под обобщенным термином «косноязычие». М.Е. Хватцев относил ринолалию и дислалию к механическим дислалиям, вызванными грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелина нёба). Однако в 60-х годах в работе С.С. Ляпидевского и Б.М. Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение.

Первые работы по ринолалии были написаны врачами. Их усилия были направлены на полное оперативное восстановление нёбного свода, чтобы вновь образованная нёбная занавеска была достаточно длинной и подвижной и могла бы соприкасаться с задней стенкой глотки, изолируя полость рта от полости носа. Считалось, что достижение этого эффекта обеспечит возможность произвольного замыкания прохода между носоглоткой и носом и создаёт предпосылки для устранения носового оттенка в речи или устранит его полностью.

Н.И. Пирогов (1844), Н.В. Воронцовский (1875), П. Субботин (1894), М.И. Пайкин (1936) в своих работах обсуждали вопрос о том, в какой степени размеры нёба способны видоизменяться под влиянием оперативных мероприятий; какие показатели размеров нёба благоприятствуют более успешной логотерапии при гнусавости.

Несмотря на достигнутые хирургами успехи в коррекции анатомического дефекта ротовой полости, никому из них не удалось получить положительных результатов фонетического оформления речи только с помощью анатомического вмешательства. Становится общепризнанным, что уранопластика сама по себе не ликвидирует назального звучания в речи ринолаликов. Хирургическое лечение только строит стенки и клапаны «музыкального инструмента» речи. Окончательная отделка и настройка этого инструмента и обучение игре на нем лежат на ряде других дополнительных методов лечения: ортопедическом лечении, ортодонтии и логопедии.

Большой вклад в изучение ринолалии и стимуляцию развития логотерапии внесли зарубежные специалисты.

Так, Лемонье, Б. Ленгбек, Макуэн, Кез и другие (начало XX века) усовершенствование хирургическое лечение расщепления нёба и постоянно подчеркивали, что обучение даёт подросткам и взрослым для внятности речи больше, чем хирургическое вмешательство.

В ходе постепенного медицинского и педагогического изучения сущности дефекта и возможностей его преодоления выработались два направления в педагогических методах устранения нарушений речи при открытой гнусавости. Одно из них - немецкое, - принятое в Германии и ряде других стран (Г. Гуцман, 1924; Г. Арнгольд, 1959; М.М. Ванкевич, 1926; В.А. Каретникова, 1927; М.Е. Хватцев, 1931). В немецкой школе логотерапевтические мероприятия предполагалось сочетать с применением электро- и вибромассажа, после чего вводились занятия по артикуляционному и дыхательному тренингу.

Второе направление, условно называемое французским, базируется на постановке правильного дыхания и голоса. Это направление основывается на физиологически естественных, ненапряженных дифференцировках речевых движений, преимущественно дыхательных.

Наиболее ярким выразителем немецкого направления является Г. Гуцман. В разработанной им методике предлагается конкретная система упражнений для улучшения небно- глоточного затвора. Он предлагает проводить небно-глоточную тренировку с применением обтуратора или носового зажима.

Фрешельсом предложен толчкообразный метод устранения дефекта речи. При таком методе работы одновременно с энергичной фонацией или произнесением коротких звуковых сочетаний производятся резкие толчкообразные направления движения крепко сжатых кулаков, поднятых до уровня груди. Предполагается, что развиваемая при этом энергия иррадиирует на все работающие в этот момент мускулы и заставляет их производить добавочную работу, ведущую к развитию и укреплению нёбного затвора.

Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М.Е. Хватцевым. Изложенная им методика даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания анатомии и физиологии речевого аппарата, а от больных - напряжения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для речевого аппарата больного, большое количество механических приёмов работы. Трудность этой методики и недостаточная эффективность неоднократно подчеркивалась самим автором.

Французское направление с некоторой модификацией развивалось в ряде работ советских авторов (Ф.А. Pay, Е.Ф. Pay, З.Г. Нелюбова, Т.Н. Воронцова, А.Г. Ипполитова). В этих работах указывалось на необходимость логопедической помощи при ринолалии как до, так и после операции. Однако в большинстве случаев делался акцент на послеоперационной работе и лишь очень осторожно говорилось о возможности дооперационных занятий.

В 1931 году был опубликован реферат Ф.А. Pay «Дооперационные логотерапевтические упражнения при врожденных небных щелях». В этой работе рекомендовалось вести занятия по воспитанию правильного произношения в дооперационном периоде по общепринятой методике постановки звуков.

В 1933 году выходит в свет «Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости» Е.Ф. Pay, в котором излагается методика работы в одиннадцати занятиях.

В 1938 году была выпущена «Книга по исправлению недостатков произношения» З.Г. Нелюбовой с краткой методической запиской, в которой было приведено восемь разделов работы с больными и излагались приемы воспитания речи при врожденных расщелинах. Здесь впервые отмечалась необходимость развития слухового внимания ринолалика к своей речи и указывались возможности предотвращения возникновения тикообразных и хореических движений мышц лица.

Несмотря на успехи преодоления дефекта, достигнутые многими логопедами, методика логопедического воздействия при ринолалии оставалась несовершенной. Результаты работы часто были недостаточно эффективными. В таких случаях больных направляли на повторную операцию для удлинения небной занавески.

Изыскивая наиболее эффективные пути преодоления дефекта, специалисты-логопеды совместно с врачами обращались к новым способам анализа дефекта. Так, логопедом Н.И. Серебровой совместно с врачом Л.В. Дмитриевым (1969) был применён метод рентгенографии, позволяющий видеть динамику коррекционной работы с детьми с ринолалией и прогнозировать возможности полного восстановления функции речи одними логопедическими приёмами.

Применение метода рентгенографии в практике коррекции дефектов произношения при ринолалии позволило до начала занятий предвидеть результаты коррекции речи и наметить план работы. Учитывалось, что в процессе занятий улучшается подвижность мягкого неба, задней стенки глотки и незначительно сокращается расстояние между ними.

История развития учения о ринолалии показывает, что специалисты логопеды и врачи, предлагая определенные методики устранения дефекта речи при открытой ринолалии, стремились к образованию и укреплению небно-глоточного затвора.








Date: 2015-12-13; view: 2054; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию