Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История изучения алалии





Термин «алалия» (от греч. а- отрицание, lalio - говорю, речь) - отсутствие речи, безречье - встречается в литературе, посвященной нарушениям речи, с давних пор. Для обозначения этого нарушения в литературе (особенно в зарубежной) используются и другие термины; врождённая афазия, онтогенетическая афазия, афазия развития, задержка речевого развития, дисфазия, нарушение усвоения языка, слухонемота и др.

Первое упоминание об алалии находим у А. Куссмауля (1877), который кратко описал несколько случаев своеобразного отсутствия речи у детей, имевших, казалось, все предпосылки для её усвоения, и назвал это расстройство «врождённой афазией». И. Франк рассматривал алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования и противопоставлял её магилалии как нарушению произношения вследствие затруднения в артикуляции.

В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но рассматривает её в связи с артикуляционными расстройствами. Некоторые зарубежные авторы объединяют понятия «алалия» и «афазия» общим термином «детская афазия», или «афазия развития», подчеркивая специфику недоразвития речи у детей в отличие от утраты речи взрослыми.

В 1885-86 гг. И.А. Бодуэн де Куртене опубликовал лингвистическое описание случая врождённой афазии. Однако приоритет в исследовании алалии должен быть отдан Р. Коэну, который в 1888 г. впервые представил развернутую картину «идиопатической алалии» («слухонемоты»), высказав суждение о её этиологии, характере повреждения речевого аппарата, механизме, динамике, симптоматике, дифференциальной диагностике и методах восприятия речи у этих детей.

В последующих работах разных авторов термины «алалия» и «афазия» длительное время употреблялись без достаточного разграничения, только к 30-м годам нашего столетия в отечественной логопедии эти понятия разводятся: алалия - недоразвитие речи, афазия - её утрата, распад. В 50-60-е годы это разграничение утвердилось, и в настоящее время оно признаётся большинством исследователей.



В зависимости от методологического подхода к исследованию экспрессивной алалии можно выделить два этапа исследования проблемы. Первый - с 1888 г. до 60-х гг. XX в. (изучались только причины, которые, по мнению авторов, ведут к нарушению механизма, и конечный результат действия этих причин - речевые произведения. Изучение самого механизма алалии не проводилось) и второй этап - с 60-х гг. до настоящего времени (внимание сосредоточилось на выявлении нарушений внутренней структуры и функционирования языкового процесса. Доминирующими являются лингвистический и психолингвистический аспекты изучения).

Р. Коэн был родоначальником так называемых «моторных» концепций алалии. Он исходил из того, что алалия - функциональное нарушение тех центров и путей головного мозга, которые ответственны за состояние речи, главным образом - нарушение центра координации артикуляторных движений. Вызывают алалию, по его мнению, наследственные, травматические и психологические влияния. Для формирования речи он предлагал комплекс медицинских и педагогических мероприятий, направленных на «растормаживание нервных путей», на создание условий для «управления деятельностью головного мозга» и «повышения умственных функций». Мнение о моторной недостаточности как сущности алалии стало развиваться в различных вариациях многими исследователями, которые видели основную задачу в развитии у детей артикуляторной стороны речевого акта.

В начале XX в. возникли конкурирующие концепции - «психологические». Их сторонники к патогенным факторам алалии относили нарушения мышления и интеллекта (А. Либман, М.В. Богданов-Березовский), эмоционально-волевой сферы (Г. Трошин) и иные нарушения.

Результатом углубленного наблюдения за особенностями языковых расстройств у детей с алалией (И.А. Бодуэн де Куртене, В.А. Ковшиков, В.К. Орфинская, С.Н. Шаховская) явились «языковые» концепции. Большинство их представителей исходит из представлений о языке как особой системе деятельности. Исходя из этого главная задача логопедического воздействия - воспитание у детей представлений о закономерностях функционирования языковой системы, о взаимодействии составляющих её компонентов (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьёва, В.А. Ковшиков и др.).

Имеются различные классификации алалии. Так, А. Либман (1925) выделил: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту. Р. Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым восприятием, с нарушением зрительного восприятия и с нарушением психической активности. В.К. Орфинская (1963) разработала лингвистическую классификацию: 4 формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи. М. Зееман (1962) выделил экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией. По В.А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные и экспрессивные формы алалии. Е.Ф. Собатович (1985), анализируя нарушения с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности, выделяет алалии с преимущественными нарушениями усвоения парадигматической или синтагматической систем языка.








Date: 2015-12-13; view: 2676; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию