Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концентрация и монополизация СМИ. Формы медиа-объединений





Несколько государственных предприятий могут объединиться в производственное объединение. Встречается также такая форма, как концерн – группа экономически самостоятельных предприятий, в которой централизованы вопросы стратегии и технической политики. Добровольно договорившись или подчинивши решению собственника, участники концерна отчисляют определенные средства на реализацию этой общей политики.

Чаще всего в медиа-объединениях централизованы и являются общими моменты политического и идейного направления. Трудно представить в руках одного собственника газеты «Наша ніва» и «Белорус­ская нива». В то же время в государственной системе явно заметны различные оттенки в распределении аудитории между изданиями, в позициях и ориентации на разные социальные группы. Они диктуются как позицией учредителей, так и субъективной позицией редакторов и коллективов.

Xолдинг, холдинговая компания – группа предприятий, контрольные пакеты акций которых принадлежат одному учредителю. Руководство холдинга, как правило, оперирует финансовым резервом. Выстраивается стратегия скоординированного развития всех предприятий, входящих в систему холдинга. Xолдинговая компания – наиболее распространенное объединение на медиа-рынках мира, в том числе и в России (всего там уже 12 медиа-холдингов). Некоторые не выдержали испытание кризисом, как, например, медиа-холдинг банка «Менатеп» (в него входили газеты «Культура», «Литературная газета», «Капитал», «Москоу таймс», журналы «Люди», «Космополитен»). Другие укрепились и расширили экспансию – «Газпром-медиа», «Проф-медиа». Пришли иностранные холдинги и концерны – «Индепендент-медиа», «Бурда», «Грунер унд Яр», «Бонниер групп». Иные ушли с рынка по причинам, связанным с переделом влияния вследствие перемены политики Кремля в 2000 г. Яркий пример – холдинг «Медиа-мост» (банковская группа «Мост» В. Гусинского, телекомпания НТВ, Издательский дом «Сегодня», «Новая газета», газета «Сегодня», журналы «Итоги» и «Семь дней», радио «Эхо Москвы»). Его активы были разделены между группой Б. Березовского и «Газпром-медиа».

С 1997 г. существует «Проф-медиа» – медиа-холдинг финансово-промышленной группы «Интерросс» (Ониэксим-банк, финансовая компания «МДФ-Ренессанс», газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Антенна», таблоид «Экспресс-газета», деловой журнал «Эксперт», издательский дом «Комсомольская правда» с массой приложений. В Беларуси – минские «Комсомольская правда в Беларуси» и «Ва-банк», холдингу также подконтрольна «Белорусская газета»). В структуре этого холдинга суммарный тираж газет и журналов достигает 10 млн экземпляров.

Группа СМИ, подконтрольных через «ЛогоВАЗ» и другие фирмы Б. Березовскому, до 2000 г. включала телеканалы ОРТ и ТВ-6, журнал «Огонек», Издательский дом «Коммерсант», «Независимая газета», «Новые известия». Сегодня эти СМИ вновь под контролем государства (ОРТ), проданы иным акционерам («Независимая газета», «Коммерсант»), ликвидированы (ТВ-6).

Холдинг, как правило, сочетает концентрацию собственности с диверсификацией деятельности. Диверсификация – стремление разно­образить деятельность, вести ее в нескольких сферах, отраслях одновременно, прибылями за счет одного покрывать убытки от другого.

Как видим, медиа-объединения связаны с финансово-промыш­ленными группами (ФПГ), которые вырастают за счет концентрации капитала и предприятий вокруг одного центра – банка или фирмы. Происходит слияние финансового, торгового и промышленного капитала, который диверсифицирует свою деятельность и ищет приложения в разных отраслях, в том числе и в СМИ. Такое приложение капиталов может происходить как ради извлечения прибыли, так и в целях политического и идеологического влияния на общество и власть, создания комфортных условий для ведения основного бизнеса, поддержания бизнес-среды.

Практически те же цели идеологического влияния вполне обоснованно преследует государство, проводя свою информационную политику через свои СМИ. Решается проблема поддержания власти и обеспечения ее поддержки в обществе. Государство в России создало свой медиа-холдинг: в июле 1998 г. региональные телекомпании, имущество которых было федеральной собственностью, стали дочер­ними предприятиями холдинга, которым руководит Всероссийская Государственная телерадиокомпания (ВГТРК), объединяющая каналы РТР и «Культура».

В Беларуси ведущие электронные СМИ если не подчинены, то находятся под косвенным влиянием Гостелерадиокомпании. Технические передающие службы, БТ, региональные телестудии – в руках государства, частные телекомпании заняты только производством и продажей ему отдельных программ, а в регионах существуют локальные частные кабельные телестанции. Радиостанции – первая программа радио, радио «Столица», местные радио и иновещание – тоже в госсобственности. Существуют ряд коммерческих FМ-станций, созданная при СНГ телерадиокомпания «Мир» с FМ-радио «Мир», радиостанции общественных организаций – союза молодежи и профсоюзов. Все они арендуют частоты у государства, и такая практика принята в большинстве государств мира. В 2001 г. были разговоры о создании медиа-холдинга на базе «Советской Белоруссии», «Народной газеты», БТ, Республиканского радио и одной из FM-станций, агентств БелТА и Интерфакс-Запад. Практически в руках белорусского государства – все командные высоты в СМИ, и мы имеем дело с крупным государственным медиа-объединением. Тем не менее нельзя сказать, что оно безраздельно доминирует на рынке: реально также и сильное влияние на аудиторию частных белорусских и российских СМИ.

На 1 июля 2004 года по данным Министерства информации в Беларуси было зарегистрировано 9 информационных агентств и 1324 периодических издания (на 22 ноября –1248, на 1 декабря – 1255). В стране выходили 802 газеты, 403 журнала, 43 бюллетеня, каталога и альманаха. На почти 400 государственных изданий приходится свыше 900 негосударственных. Зарегистрированы 190 телерадиопропраммы: 136 программ радиовещания, 54 телепрограммы. Около 100 субъектов хозяйствования веду передачи, имея лицензии Министерства связи на услуги в сфере кабельного телевидения.

Иногда объединения, включающие несколько печатных изданий, именуются Издательский дом. Это та же группа компаний, завязанных на одного ведущего собственника, но в специализированной сфере. Издательский дом включает ежедневную газету и ее дочерние издания, еженедельник, один или несколько журналов, издательство, часто имеет свои полиграфические предприятия. Пример – Издательский дом «Коммерсант» (ежедневная газета «Коммерсант», еженедельники «Коммерсант-Власть» и «Коммерсант-Деньги», журнал «Автопилот»).

В Беларуси зарегистрирован Издательский дом «Вечерний Минск». Кроме ежедневной вечерней газеты и ее издания в Интернете, выходят журнал «Здоровье и успех», газета «Международный клуб», издательская и рекламно-коммерческая деятельность. Еще один пример успешного частного бизнеса в прессе – частная компания «Мэджик», которая кроме типографского бизнеса издает бюллетень о ценах и издания по строительству. В регионах ярко проявили себя издательские дома «Толока» (Могилев, издания для домашнего и приусадебного хозяйства), «Интекс-пресс» (группа частных изданий в Барановичах).

Не удалось развернуть медиа-объединения на базе бизнес-изданий, хотя предпосылки для этого были: еженедельник «Белорусский рынок» выпускал отдельно приложения для специалистов «Де юре» (хозяйст­венное право), «Белорусская деловая газета» выходила в сопровождении еженедельной газеты «Имя», журнал «Дело» выпускает бюллетени-спутники основного издания на немецком и польском языках.

Трест – достаточно редкое объединение в медиа-бизнесе. Поскольку трест означает централизацию сбыта, то это уже связано с антимонопольной политикой. Газетные тресты присущи Великобритании и США. В XIX в. в США они монополизировали сбыт массовых газет так же, как нефтяной трест Моргана монополизировал сбыт керосина. Но затем были приняты антимонопольные законы, и тресты сменили форму.

О концентрации и монополизации СМИ в США и Европе, а также об исторических аспектах экономики СМИ можно подробно прочитать в учебниках В. Ворошилова и С. Гуревича, а также в литературе по истории журналистики и зарубежной журналистике.

5. Приватизация СМИ: чужой опыт и свои перспективы

В Беларуси приватизация радио и телестанций, полиграфических предприятий запрещена законом. Они включены в список предприятий, находящихся в исключительной собственности государства. Печатные СМИ в такие списки не включены, однако де-факто их приватизация затруднена и была возможна только в ходе преобразования редакций, где трудовые коллективы имели права соучредителя («Вечерний Минск», новополоцкая городская газета «Химик»). Акционирование «Народной газеты» завершилось в итоге сосредоточением контрольного пакета акций в руках государства в лице Министерства информации. Поэтому возможно только развитие вновь основанных частных предприятий в этой сфере, которое требует больших инвестиций. Опыт показывает, что более-менее прибыльным делом может быть только издание рекламного характера, развлекательные издания (сборники кроссвордов, анекдотов, телепрограммы с анонсами) или откровенно таблоидная пресса, ориентированная на низкий культурный уровень некоторых слоев населения («Частный детектив», «Версия», «Афродита», «Сенсация» и т. п.).

Между тем в Центральной и Восточной Европе приватизация СМИ в основном уже прошла. В России они поделены между ФПГ и группами олигархического капитала. На Украине примерно то же, только там картина более пестрая и еще не так заметна концентрация капитала. Часть газет пока находится в руках трудовых коллективов редакций или местных властей. При этом власть имеет косвенное влияние на отдельные частные издания, а главная особенность украинских постсоветских СМИ – их распределение между ведущими политическими силами и экономическими региональными группировками. В странах Закавказья и Средней Азии СМИ стали или достоянием новых государств, или собственностью близких к властям бизнесменов (например, дочь президента Казахстана Назарбаева возглавляет совет директоров основного частного ТВ-канала «Xабар»).

В странах Балтии приватизация отличалась отсутствием приоритетов для трудовых коллективов и свободным доступом иностранных инвесторов. В итоге большинство СМИ Латвии и Эстонии поделены между медиа-концернами Швеции, Норвегии и Германии. Более осторожно этот процесс идет в Литве, где существенную роль играют группы национальных предпринимателей, сконцентрировавшихся вокруг политических партий, и местные банки.

В Польше, Венгрии, Чехии, Восточной Германии результатом приватизации стала массированная экспансия иностранного капитала. Германские газеты на востоке были поделены между концернами ФРГ. В Польше и Венгрии открытость привела к серьезным инвестициям в национальную систему прессы, скажем, со стороны группы Р. Эрсана и немецких концернов, затем к ним присоединились скандинавские инвесторы. Возникли такие мощные газетные холдинги и тресты, как группа изданий «Газеты Выборчей» в Польше. Как правило, они строятся вокруг общенациональной газеты, которая имеет свои особые выпуски в провинции и контролирует провинциальные издания.

Развитие рынка СМИ в Беларуси показывает, что и здесь, пусть в отдаленной перспективе, произойдет приватизация СМИ. Однако прежде всего должен полноценно развиться частный бизнес в газетном деле, а также необходима благоприятная бизнес-среда и политическая воля на движение по этому пути. Остается открытым вопрос: по какому сценарию может пойти развитие рынка СМИ в Беларуси? Их может быть несколько:

· олигархический вариант, как в России (с участием российских медиа-объединений, которые делят новый для себя рынок, фактически уже присутствуя в информационном пространстве страны);

· депрессивный «украинский» вариант, когда все условия есть, но инвестиции не идут из-за высокой коррупции и неразвитости рыночной инфраструктуры. Частная пресса приносит доход только в тематической «резервации», в сегменте рекламных, развлекательных, таблоидных изданий;

· модель Центральной Европы – приватизация в интересах национальных и зарубежных инвесторов, при благоприятной бизнес-среде, в открытых гласных условиях.

Последний вариант привел бы к инвестициям, качественному изменению системы СМИ. Он означал бы более непосредственное включение отечественных СМИ в процесс глобализации. При этом, правда, существует опасность потери национальной идентичности и национальных приоритетов на рынке прессы. Такой вариант имеет как плюсы, так и минусы. Однако именно он в силу тенденций современного развития кажется наиболее проблематичным.

Date: 2015-12-13; view: 1197; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию