Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок бумаги и типографских услуг





Всякая газета или журнал не могут существовать без бумаги, подобно тому как радио и ТВ не существуют без эфира, а интернет-издание без компьютеров и виртуальной реальности.

Контроль за рынком бумаги имеет принципиальное значение. В СССР он принадлежал Управлению делами ЦК КПСС, которое устанавливало по политическим мотивам цены, диктовало снабженческую политику. В силу разделения труда и специализации в рамках СССР в Беларуси не было производства газетной бумаги. Поэтому сегодня ее источниками могут быть либо Россия, либо мировой, европейский рынок, на котором доминируют производители Швеции, Финляндии и Германии. Шведская газетная бумага достаточно дешевая, отличается высоким качеством и экологичностью.

Из российских производителей газетной бумаги отметим целлюлозно-бумажные комбинаты в Кондопоге (Карелия), Сыктывкаре (Коми) или Балахне (Нижегородская область). Это приватизированные предприятия, АО, причем Балахнинский комбинат реконструирован с участием германского капитала. Беларусь в основном получает газетную бумагу из Кондопоги, как и северо-западные и центральные регионы России. Сегодня поставками бумаги в Беларусь занимается ряд посреднических компаний оптовой торговли как государственных, так и частных, а также Управление делами Президента Беларуси, которому принадлежит Белорусский дом печати и база бумаги при нем, предприятие «Полиграфматериалы». Годовые затраты на импорт газетной бумаги и, следовательно, объем ее рынка оцениваются в 14 млн долларов. Сейчас намечен проект создания производства газетной бумаги в Беларуси, что позволит производить до 250 тыс. т в год, а затем до 150 тыс. т экспортировать. Но это требует капиталовложений в сумме до 25 млн долларов.

Коммерческая деятельность ряда редакций в 1990-е гг. нередко сводилась к бартерным сделкам по обмену различной белорусской промышленной продукции на газетную бумагу. Иной раз от этих сделок напрямую зависела судьба газеты. В экстренных ситуациях нехватки или экономических осложнений, или резкого роста цен государство поддерживает свои издания из государственного резерва. Но эта бумага выделяется по распоряжению правительства как товарный кредит под проценты. Во всяком случае редакция всегда имеет выбор – покупать бумагу самим или пользоваться услугами типографии? Если купить, то где ее хранить и сколько платить за хранение?

Ежегодно из России и стран дальнего зарубежья завозится более 95 % от потребности в газетной и офсетной бумаге (около 80 тыс. т, в том числе газетной – более 30 тыс. т). Уровень цен на бумагу и типографские услуги складывается так, что большие тиражи становятся экономически невыгодны, особенно если у издания нет достаточных доходов от рекламы.

Хотя с переходом на электронную технологию выпуск газет и журналов значительно удешевлен, их себестоимость намного снизилась. Но вот «тарифы на полиграфические услуги в 4–6 раз выше американских, доставка номера газеты нередко стоит больше его производства» (В. И. Дубовик. Региональная пресса в Беларуси. Мн., 2001).

Типографские услуги, как правило, включают не только печать издания, но и его допечатную подготовку и монтаж полос, производство печатных форм, иногда подготовку оригинал-макета.

В Беларуси по данным Министерства информации на 1 декаб­ря 2004 года полиграфическую деятельность вели 308 предприятий, подразделений и участков различных форм собственности.

Однако основную часть полиграфической отрасли по объему производства составляют предприятия государственного сектора – 46 предприятий, подведомственных Министерству информации Республики Беларусь. В их числе 8 предприятий республиканского подчинения (ОАО «Полиграфический комбинат им. Я. Коласа», ОАО «Красная звезда», Минская фабрика цветной печати, Молодечненская типография «Победа», Гомельская фабрика «Полеспечать», Барановичская, Бобруй­ская укрупненные типографии и Полоцкое полиграфическое предприятие «Наследие Ф. Скорины») и 38 типографий областного подчинения, а также «Белорусский Дом Печати», Минская печатная и Борисовская бумажная фабрики Гознака.

Полиграфическая промышленность – очень фондоемкая отрасль. На полиграфию приходится свыше 90 % стоимости основных фондов печати (кроме полиграфии к печати относятся издательское дело и распространение). Эти фонды характеризуются высокой степенью физического и морального износа. На предприятиях отрасли находятся в эксплуатации 2639 единиц основного технологического оборудования. Его общий износ превышает 80%, в том числе: печатного оборудования – 732 единицы (износ 82 %), наборного – 804 единицы (75 %), переплетно-брошюровочного – 1103 единицы (85 %).

ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа», МФЦП и Молодечненская типография «Победа» – основные производители книжно-жур­нальной продукции. Гомельская фабрика «Полеспечать», ОАО «Красная Звезда» специализируются на выпуске товаров народного потребления, Бобруйская укрупненная типография им. А. Т. Непогодина – на выпуске ценных бумаг. Остальные предприятия республиканского подчинения (Барановичская укрупненная типография, Полоцкое полиграфическое предприятие «Наследие Ф. Скорины»), областные типографии в Бресте, Витебске, Гродно, Гомеле, Могилеве, а также 22 укрупненные типографии выпускают весь спектр, от газет до бланков и товаров народного потребления. Более мелкие городские и районные типографии, а также 40 производственных участков (филиалов) укрупненных типографий ориентированы на местную прессу и мелкопечатную продукцию. Ведущий производитель газет, издательсво «Белорусский дом печати», также выпускает книги и журналы. По Беларуси в 2003 году сложилась следующая структура выпуска печатной продукции:

– газеты – 45 %;

– книги и брошюры – 32,2 %;

– красочно-изобразительные издания – 11 %;

– бланки – 7,8 %;

– прочая продукция – 4 %.

В 2003 г. по данным сайта Мининформации в Республике Беларусь было выпущено 9148 наименований книг и брошюр общим тиражом 48,4 млн экземпляров, свыше 931 млн экземпляров газет (приведенных к 4 полосам формата А2). Общий листаж печатных изданий – 2,1 млрд листооттисков. Государственными предприятиями системы Мин­информа, РУП «Белорусский Дом печати», Борисовской бумажной и Минской печатной фабриками Гознака было выпущено 1345,32 млн листооттисков, или 64,7 % от общего объема выпуска печатной продукции в республике. Основную долю уже 10 лет составляет книжно-журнальная продукция. В 2003 г. объем ее выпуска составил 1233,76 млн листооттисков, т. е. 59,3 % от общего объема всех видов. При этом доля госпредприятий в е выпуске – 78,6 %, т. е. 969,142 млн листооттисков.

Общий выпуск газетной продукции в 2003 г. – 931,28 млн экземпляров газет. Из общего объема две трети газет выпущено РУП «Белорусский Дом печати», 23 % – предприятиями системы Мин­информа и 10,3 % – прочими. Республиканские и российские печатные издания печатаются в Издательстве «Белорусский Дом печати». Часть тиража ведущих республиканских газет печатается на Гомельском КИПУП «Сож». В нашей стране сформирована схема централизованной печати областных, городских и районных газет. Она охватывает все 6 областей республики. Это 21 пункт централизации печати газет на базе региональных типографий. По состоянию на 1 марта 2004 г. в этих пунктах печатается 291 газета, в том числе 135 государственных газет (их учредители – местные исполкомы).

В 1999–2003 гг. реализовывались мероприятия по поддержке централизованной системы печати городских и районных газет. В их рамках было закуплено 12 единиц печатного оборудования и 33 единицы оборудования для изготовления газетных печатных форм.

На выпуске книжной продукции специализируются 6 наиболее крупных полиграфических предприятий: ОАО «Полиграфический комбинат им. Я. Коласа», УП «Минская фабрика цветной печати», РУП «Издательство «Белорусский Дом печати», РУП «Барановичская укрупненная типография», УП «Типография «Победа» и иностранное предприятие «Принткорп» (выпуск литературы по заказам религиозных организаций и полный вывоз ее за пределы страны). (По данным сайта министерства информации http://mininform.gov.by).

Низкий по сравнению с Россией уровень затрат на типографские услуги породил специфический бизнес по выпуску и печати изданий для российского рынка. Актуальный до кризиса, он и сейчас не сбавляет обороты, прежде всего за счет книжной продукции и массовых развлекательных изданий. Интенсивно развивается оперативная полиграфия с использованием мощной полноцветной копировальной техники (она выгоднее при печати тиражей листовок, книг, буклетов до 1 тыс. экземпляров).

Любопытно, что не так давно некоторые частные издания («БГ», «Народная воля», «БДГ») печатались в Литве, поскольку там типографские расходы были ниже и уравнивались с белорусскими за счет таможенных платежей при доставке тиража из Вильнюса в Минск.

Кроме печати изданий типографии часто предлагают услуги по подготовке к экспедированию газет, упаковке газетных пачек, доставке тиража в торговые точки, на почту и в редакцию. Такие услуги наряду с автобазой Белпочты берет на себя Белсоюзпечать и цех экспедиции при железной дороге. Дополнительная плата – за цвет, работу с иллюстрациями, нестандартность формата, а так же за пресловутую сверхполосность (больше полос, чем заявлено в регистрационном документе и в договоре на печать тиража).

 

Date: 2015-12-13; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию