Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика журналистики. Регистрация и ликвидация СМИ. Формы предприятий





Любую редакцию или телерадиокомпанию можно рассматривать, во-первых, как субъект социальной системы СМИ. Согласно Закону о печати и других СМИ она подлежит государственной регистрации именно в этом качестве. Печатные периодические издания регистрируют­ся в Министерстве информации, там же издательства получают лицензии на издательскую деятельность. Телерадиокомпании регистрируются и получают лицензии на вещание в Министерстве информации и частотные каналы в Министерстве связи.

Но с другой стороны, редакцию можно рассматривать и как коммерческое предприятие, которое обладает правом юридического лица. Под юридическим лицом имеется в виду предприятие или собственник, обладающие обособленным имуществом, могущие от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде или арбитраже.

Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Как самостоятельный субъект рыночных отношений предприятие характеризуется производственно-техническим единством (общность производственных процессов, капитала, технологии), организацион­ным единством (это организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления), экономическим единством (общность материальных, финансовых, технических ресурсов, и экономических результатов работы).

Коммерческие организации, предприятия согласно Гражданскому кодексу преследуют извлечение прибыли как основную цель своей деятельности. Другое дело – некоммерческие организации, которые решают определенные уставные задачи социального, религиозного и политического характера.

Итак, предприятие ориентировано на получение прибыли и, если редакция функционирует как предприятие, она должна к этому стремиться. Обычно в отечественной экономике говорят о хозяйствен­ном или коммерческом расчете. При коммерческом расчете государство не отвечает по обязательствам предприятий в силу обособленности оборота их хозяйственных ресурсов, и предприятие не отвечает по обязательствам государства. Наличие или отсутствие такой ответственности характеризует степень экономической свободы в экономике.

Речь идет о самоокупаемости – о возмещении всех расходов за счет собственных доходов от реализации продукции и услуг. Предприятие находится на самофинансировании – вся производственная деятельность и социальное развитие коллектива идут за счет собственных доходов и заемных средств, без бюджетных ассигнований. Источниками самофинансирования становятся прибыль, амортизационные отчисления и банковский кредит. Отсюда безусловная необходимость прибыльной, рентабельной, безубыточной работы.

Итак, предприятие в сфере СМИ – это самостоятельный, с правами юридического лица, со своим счетом в банке субъект хозяйствования, действующий в условиях самофинансирования и стремящийся получить прибыль, реализуя специфический товар. Он необычный – интеллектуальный, если хотите – идеологический. Товар стал продуктом творчества журналистов и воплощен на конкретных носителях – средствах массовой коммуникации: на печатном листе газеты или журнала, в передаваемых в эфир радио и теле передачах, в электронной версии СМИ, которые размещаются в Интернете.

Значит, как и любое коммерческое предприятие, редакция встроена в рыночную экономическую систему. Исходя из этого, петербургский исследователь В. Ворошилов дает такое определение: «современная экономика журналистики – это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребле­ния результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования». Рынок же предполагает прежде всего конкуренцию. Цель редакции – чтобы этот рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей информации позитивно принял продукт ее творчества и производства, чтобы интенсивнее был обмен, росла прибыль от него, а также увеличилась активная доля рынка за счет привлечения потенциальных читателей, слушателей, зрителей.

Коль скоро редакция выступает как предприятие, она должна регистрироваться, подчиняясь всем нормам хозяйственного права. Регистрация в качестве субъекта хозяйствования предполагает обращение редакции в регистрирующий орган: в Беларуси, как и в других странах СНГ, это местные органы власти – районные, городские, областные администрации, в которых при управлениях экономики существуют отделы регистрации, принимающие необходимые докумен­ты. Традиционная для советского времени форма предприятий – государственные предприятия, соучредителями которых могли быть как одна, так и несколько организаций. Но редакции СМИ чаще всего выступали как организационные подразделения соответствующих партийных комитетов или органов власти. Например: газета «Правда» была органом ЦК КПСС, газета «Звязда» – органом ЦК КПБ. В годы перестройки права соучредителей получили трудовые коллективы редакций. Это стало возможно благодаря Закону о печати, который был принят в СССР в 1990 г. Тогда же стали образовываться первые частные и кооперативные издания, выросло количество изданий местных советов и общественных движений.

После определенной правовой неразберихи переходного этапа Гражданский кодекс установил в настоящее время две формы собственности – государственную и частную. А вот формы предприятий, или формы хозяйствования, могут быть разными. Если собственник один – частное лицо или государство – то речь идет об унитарном предприятии. Распространена форма – общество (в России и на Украине – товарищество). Есть общества с ограниченной ответственностью (несколько учредителей отвечают по обязательствам своего предприятия в соответствии с оговоренной ограниченной долей, как правило, не больше уставного фонда). В обществе с дополнительной ответственностью учредители отвечают всем имуществом по обязательствам предприятия, добавляя степень ответственности к сумме своих паев и оговаривая ее в уставе общества. Учредители могут объединиться в производственный кооператив (соединение паев участников с коллективным управлением). Широко известна форма акционерного общества, как открытого, так и закрытого типа. Выпускаются ценные бумаги – акции, которые распространяются по подписке и продаются открыто (Открытое АО) или среди ограниченного круга будущих учредителей (Закрытое АО). Определившись с формой предприятия, его учредители сами или с помощью юристов готовят пакет документов (Устав, заявка на регистрацию и др.), регистрируются в налоговой инспекции, получают печать, открывают счет в банке, получают необходимые лицензии и приступают к работе.

Формируется уставный фонд предприятия, доля материальных и нематериальных, денежных и имущественных активов в нем. Уставный фонд (УД) – сумма основных и оборотных средств для обеспечения производственной деятельности. Он отражает финансовые ресурсы – денежные средства, ценные бумаги, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, которые учредители вносят в виде своего вклада в данное предприятие. По мере деятельности происходит капита­лизация уставного фонда – обретение акциями или паями или выраженными в иной форме долями собственности дополнительной стоимости. Процесс капитализации связан с результатами работы предприятия.

Ликвидация компании происходит по инициативе учредителей или в результате банкротства по инициативе кредиторов, что случается, как правило, по решению хозяйственного суда. В Беларуси прецедентов такого банкротства СМИ еще не было, обычно учредители сами закрывали финансово несостоятельную редакцию. Министерство информации в соответствии с Законом о печати также может ликвидировать СМИ, если ему выносились предупреждения о нарушениях Закона о печати.

Date: 2015-12-13; view: 627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию