Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика эксперимента и порядок выполнения работы⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Опыт 1. Определение величины рН в зависимости от концентрации ионов водорода в растворе. Налейте в пробирку примерно на одну треть ее высоты 2,0 н раствор соляной кислоты HCl, в другую пробирку - такое же количество 2,0 н раствора гидроксида натрия NaOH и в третью - дистиллированной воды. Слегка наклонив пробирку с кислотой, опустите в нее на несколько секунд полоску универсальной индикаторной бумаги. Смочив бумагу, выньте ее и сразу же сравните окраску сырой бумаги с цветовой индикаторной шкалой, на которой указаны значения рН. Определив значение рН, укажите реакцию среды. Аналогично проделайте опыт с 2,0 н раствором NaOH, а затем с водой. По индикаторной шкале также определите значения рН жидкостей в этих пробирках и сделайте заключение о реакции среды. Опыт 2. Сильные и слабые электролиты. 1. Налейте в одну пробирку примерно на треть ее высоты раствор соляной кислоты HCl, в другую - столько же раствора уксусной кислоты СН3СООН. Для сравнения силы кислот берутся растворы одинаковой концентрации (2 н). В обе пробирки бросьте по кусочку цинка (по возможности одинакового размера). Какой газ выделяется в пробирках? Напишите уравнения протекающих реакций в молекулярном и ионном виде. В какой пробирке процесс идет более энергично? От концентрации каких ионов в растворе зависит скорость выделения данного газа? В растворе какой кислоты концентрация этих ионов выше, то есть какая кислота сильнее? Сравните ваши выводы с табличными данными, характеризующими степень диссоциации соляной и уксусной кислот. 2. Аналогично проверьте силу гидроксидов. С этой целью в две пробирки налейте по равному объему раствора хлористого кальция CaCl2. Затем в одну из них добавить немного 2 н раствора гироксида натрия NaOH, в другую - столько же 2 н раствора гидроксида аммония NH4OH. Что наблюдается? Запишите свои наблюдения и сделайте вывод о силе этих электролитов. Свой вывод сравните с данными таблицы. Опыт 3. Получение гидроксидов металлов и изучение их свойств. Для получения гидроксидов металлов налейте в одну пробирку (на треть ее высоты или менее) раствора FeSO4, в другую Al2(SO4)3 и добавьте в каждую из них небольшое количество раствора гироксида натрия NaOH до получения осадка (пипеткой не пользоваться). Если в одной из пробирок осадок не получился - значит, взято избыточное количество NaOH, с целью получения осадка опыт повторите. Затем каждый осадок разделите на две пробирки и изучите их свойства, их отношение к кислоте и к щелочи. Для этого подействуйте на одну часть осадка избыточным количеством раствора серной кислоты (или соляной), на другую часть - раствором гидроксида натрия, также взятом в избытке. Что наблюдается? Какой из полученных гидроксидов растворяется только в кислоте, а какой - и в гидроксиде натрия? Назовите гидроксид, обладающий амфотерными свойствами.
Опыт 4. Различие между двойной и комплексной солями. В пробирку к небольшому количеству хлорида железа FeCl3 добавьте немного раствора роданида калия KCNS. Что наблюдается? Напишите молекулярное и ионное уравнения реакций. Суть данной реакции сводится к взаимодействию ионов Fe3+ и CNS-, в результате чего образуется слабодиссоциирующая растворимая соль Fe(CNS)3, обладающая характерной окраской. Следовательно, ион CNS- является характерным ионом на ион Fe3+. Используя это, предлагается определить, какая из солей NH4Fe(SO4)2 или K3[Fe(CN)6] является двойной и какая комплексной. Для этого в одну пробирку налейте раствор NH4Fe(SO4)2, а в другую - K3[Fe(CN)6] и в каждую из них прилейте раствор KCNS. Что наблюдается в этих пробирках? Напишите молекулярные и ионные уравнения этих реакций. В каком соединении обнаруживается ион Fe3+? В каком соединении этот ион связан в виде комплексного иона?
Опыт 5. Направление протекания реакций в растворах электролитов а) Образование труднорастворимых веществ. В три пробирки внесите небольшое количества: в одну - раствор хлорида железа FeCl3 , в другую нитрата свинца Pb(NO3)2, в третью - сульфата меди. Добавьте в первую пробирку немного раствора гидроксида натрия NaOH, во вторую - раствора KI и в третью - гексацианоферрата(П) калия K4[Fe(CN)6]. Наблюдайте образование осадков, отметьте их цвет. Напишите молекулярные и ионные уравнения этих реакций. В каком направлении протекают эти реакции? б) Образование газообразных веществ. В пробирку налейте примерно на одну четверть ее высоты раствора хлорида аммония NH4Cl, добавьте раствор NaOH. Определите по запаху выделение аммиака. Напишите уравнения реакций между взятыми электролитами, а также уравнение разложения NH4OH на аммиак и воду.
Опыт 6. Смещение равновесия диссоциации слабого электролита при введении одноименного иона. В пробирку примерно на половину ее высоты налейте 2н раствор гидроксида аммония NH4OH, добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Как окрашивается фенолфталеин под влиянием гидроксидионов ОН-, имеющихся в растворе. Содержимое пробирки разлейте на две части, одну пробирку с раствором NH4OH оставьте в качестве контрольной, в другую добавьте небольшое количество кристаллического хлорида аммония NH4Cl. Перемешайте раствор стеклянной палочкой и сравните цвет полученного раствора с окраской раствора в контрольной пробирке. На увеличение или уменьшение концентрации ионов ОН- указывает изменение окраски раствора? Напишите уравнение диссоциации NH4OH и NH4Cl. На основании принципа Ле Шателье объясните смещение равновесия диссоциации NH4OH при добавлении к нему хлорида аммония. Увеличилась или уменьшилась при этом диссоциация? Опыт 7. Зависимость степени электролитический диссоциации от концентрации электролита. В данном опыте используется концентрированная H2SO4, которая хранится в небольшой склянке в вытяжном шкафу. Налейте в сухую пробирку, не пользуясь пипеткой, на высоту 1 см концентрированной H2SO4, бросьте в нее кусочек цинка. Что наблюдается? Концентрированная H2SO4 является слабым электролитом, то есть диссоциация ее с отщеплением ионов Н+ протекает незначительно, поэтому реакция кислоты с цинком протекает в малой степени. Далее необходимо проверить, как реагирует с цинком разбавленная кислота. Для этого содержимое пробирки осторожно перенесите в другую пробирку, заполненную примерно на одну треть ее высоты водой (нельзя лить воду в кислоту! Почему?) Что наблюдается? Сделайте вывод о зависимости электролитической диссоциации от концентрации электролита в растворе.
СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА Работа оформляется в виде письменного отчета, который заносится в лабораторный журнал. В отчете указывается общее название работы, дается краткое теоретическое обоснование ее. Обязательно нужно записать название каждого опыта и привести уравнения всех проделанных реакций в молекулярном и ионном виде, отметить результаты наблюдений и сделать необходимые выводы (ответить на все поставленные вопросы).
Приложение 1 Константы диссоциации некоторых кислот
Приложение 2 Константы нестойкости некоторых комплексных ионов
Приложение 3 Растворимость солей и оснований в воде (Р – растворимое, М – малорастворимое, Н – практически нерастворимое вещество, прочерк означает, что вещество не существует или разлагается водой)
ряд активности металлов Li K Ca Mg Al Mn Zn Cr Fe Cd Ni Mo Sn Pb H Bi Cu Ag Hg Pt Au Свойства ряда активности металлов 1. Чем левее в данном ряду стоит металл, тем он активнее, тем больше его восстановительная способность, тем легче он сам переходит в ионное состояние и тем труднее его ионы восстанавливаются до свободного металла. 2. Каждый металл вытесняет из растворов солей все металлы, расположенные правее его. 3. Все металлы, расположенные в ряду левее водорода, вытесняют его из растворов кислот, расположенные правее - не вытесняют.
литература
1. Глинка Н.Л. Общая химия.-Л.: Химия, 1987. 2. Курс общей химии/ Коровин Н.В., Масленникова Г.Н. и др. - М.: Высшая школа, 1990. 3. Лучинский Г.П. Курс химии. -М.: Высшая школа, 1985. 4. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. - Л.:Химия, 1987. 5. Лабораторные работы по химии: Учебн. пособие для вузов / под ред. Н.В.Коровина - М: Высшая школа, 2001.
[1] Дальтон Джон (6.9.1766 - 27.7.1844) - английский химик и физик, член Лондонского королевского общества (1822).Открыл три закона, составивших сущность его физической атомистики газовых смесей: парциальных давлений газов (1801), зависимости расширения газов при постоянном давлении от температуры (1802, независимо от Ж. Л. Гей-Люссака) и зависимости растворимости газов от их парциальных давлений (1803). Выдвинул и обосновал (1803-1804) теорию атомного строения, объяснившую эмпирический закон постоянства состава. Теоретически предсказал и открыл (1803) закон кратных отношений: если два элемента образуют несколько соединений, то массы одного элемента, приходящиеся на одну и ту же массу другого, относятся как целые числа. [2] Рихтер Иеремия Виниамин (10.III.1762–4.V.1807) – немецкий химик. Опубликовал (1793) работу «Начала стехиометрии, или способ измерения химических элементов», в которой показал, что при образовании соединений элементы вступают во взаимодействие в строго определенных пропорциях, впоследствии названных эквивалентами. Ввел понятие «стехиометрия». Открытия Рихтера способствовали обоснованию химической атомистики.
[3] Авогадро Амедео (9.VIII 1776 - 9.VII 1857) - итальянский физик и химик. В 1811 году Авогадро открыл важный для физики и химии закон, по которому в равных объёмах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое количество молекул (закон Авогадро). Исходя из своего закона, разработал метод определения молекулярного и атомного весов. Автор четырёхтомного труда "Физика весовых тел, или Трактат об общей конституции тел" (1837 - 41), который был первым руководством по молекулярной физике. [4] Следует обратить внимание на то, что, большинство солей, независимо от их растворимости в воде, относятся к сильным электролитам, то есть практически все молекулы, перешедшие в раствор, распадаются на ионы (a - 1). Здесь не следует путать понятия: сильный электролит и хорошая растворимость. Например, растворимость СН3СООН в воде неограниченная, однако уксусная кислота относится к слабым электролитам.
|