Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практи­ческий способ человеческого бытия в природном и со­циальном мире





Структура практической деятельности.

В отличие от животного мира, человек процесс труда завер­шает получением определенного результата, который уже в на­чале процесса труда имелся у человека в идеальной форме — в форме интереса, замысла, проекта.

Труд человека можно рассматривать с двух сторон: во-пер­вых, это процесс объективный, поскольку мы рассматриваем изменения, которые испытывает предмет как объект труда, во-вторых, субъективный, поскольку труд это деятельность субъек­та. Поэтому труд одновременно представляет нечто объектив­ное и субъективное.

Человеческая деятельность включает в себя три подсисте­мы: замысел, реализацию и результат. Цель, план и ценность входят в замысел. Цель отвечает на вопрос: Что надо сделать? (построить дом). План — на вопрос: Как это сделать? Казалось, к чему ценность? Дело в том, что реализация одних и тех же целей и планов может иметь совершенно различные жизнен­ные смыслы, а значит ценностное значение. Ценность аккумули­рует в себе общую направленность потребностей и интересов. Именно потребность побуждает человека к действию. Потреб­ность — это напряжение души и тела человека, т.к. обы­денное определение потребности как нужды человека в чем-то мало что объясняет. Различают потребности:

по происхождению: врожденные и приобретенные;

по содержанию: материальные и духовные. Первые часто преувеличены. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

по значению: разумные и неразумные.

Интересэто ситуация, в которой люди удовлетворяют или не удовлетворяют свои потребности.

Он приходит во врем напряженного труда, как аппетит во время еды. Люди не всегда осознают свои интересы и дей­ствуют интуитивно.

Цельэто мысленный образ будущей желаемой ситуации.

Цель всегда конкретна. Абстрактных целей нет. Она прости­рается в будущее, и чем короче отрезок времени, тем цель кон­кретней. Цель часто отождествляют с идеалом. Но идеал все­гда абстрактен. Например, что значит поставить цель стать хо­рошим человеком или построить коммунизм? Сразу встает воп­рос: каков он? Какие критерии? Как достичь? и т.д.

Средството, что используют для достижения цели. По нему можно судить о цели, т.е. цель и средство—диалектичес­ки взаимосвязаны.

Результатитог определенного цикла человеческой деятельности. В практике он часто не соответствует поставленной цели. "Человек предполагает, а судьба располагает". Почему результат часто не соответствует цели:

— цели не реальны, или нет средств для ее достижения;

—люди затрудняются в выборе средств, т.е. применяют неадекватные средства;

—когда декларируются одни цели, а имеются ввиду другие.

Стимул носит характер дополнительности. Может либо ускорять, либо замедлять достижение результата. Если приме­нять только положительные или только отрицательные cтимулы. результат не будет соответствовать цели.

Чем же отличается деятельность людей от деятельности животных?

У животных не существует деятельности, которая не отвечала той или иной биологической потребности, которая не вызывалась бы воздействием, имеющим для животного биологи-кии смысл. У животного совпадают между собой предмет деятельности и ее биологический мотив.

Итак, практика связана с переводом идеальных образов в действительность, в мир предметов, мир техники и технологии. Вместе с тем, она имеет общественно-исторический характер и зависит от уровня развития общества, его производительных сил.

Отсюда, практика — это активная деятельность конкретного исторического субъекта, в ходе которой он осуществляет материальное преобразование объекта в соответствии со своими целями, идеальной моделью действительности и знаниями о свойстве этого объекта, а также развивается и изменяется сам благодаря постоянному чередованию и связи процессов опредмечивания и распредмечивания.

Таким образом, в практической деятельности мы встречаем­ся с двумя противоположными процессами: люди преобразуют окружающую их действительность и одновременно и ходи своей деятельности изменяются сами.

Другая форма бытия человека — практика социального со­зидания. Человек—существо общественное. Невозможно стать человеком вне социального окружения. Поэтому люди прикла­дывают значительные усилия для создания оптимального для их жизни социального устройства. Примером тому переход к рынку в Украине и попытка создать социально-ориентирован­ную экономику, обретение Украиной независимости.

И третья форма бытия человека — это его самосознание. Человек формирует свой духовный мир, во-первых, поиском влекущих его идеалов. Во-вторых, человек стремится получить мак­симально адекватные представления о мире, в котором живет и который познает. Наконец, он постоянно конструирует проекты преобразования мира (в том числе самого себя), стремясь i достойному себя состоянию, в котором он хотел бы жить.

Все фермы бытия человека существуют только совместно, бытие человека обречено стать небытием с устранением лю­бой из них, В жизни всякого отдельного человека непременно присутствуют все формы, хотя развитость той или иной у раз­ных людей существенно различна.

БЫТИЕ МИРА, ВКЛЮЧАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Материалистическое решение проблемы бытия предпола­гает существование мира вне и независимо от существования человека, являющегося, однако, частью этого мира. Здесь бытие отчетливо расслаивается: мир и есть человек, в нем живущий. Актами предметно-практических преобразований человек суще­ственно изменяет окружающую действительность. Большинство окружающих нас вещей произведены людьми. В чем же состо­ит отличие "второй природы" от первой? Специфика бытия пред­метов "второй природы" и ее как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплекс­ная (природно-духовно-социальная) реальность.

"Вторая природа" — мир единый и в то же время чрезвы­чайно многообразный. Это орудия труда от самых первых, про­стых. созданных человеком на заре цивилизации до сложней­ших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций. Это предметы, окружающие нас в быту.

Отличие бытия предметно-вещевого мира культуры от бы­тия природных вещей в том, что бытие "второй природы" по существу есть социально-историческое, именно цивилизован­ное бытие. Вещи "второй природы", живя природной жизнью, проживают и другую жизнь: они обретают особое место в бы­тии человеческой цивилизации.

Вначале, когда человечество было малочисленно, а орудия тру­да малопроизводительны, эти изменения в планетарном масш­табе были не слишком заметны. Но с переходом к земледелию и с позднейшим стремительным развитием техники эти изме­нения становились все более и более существенны. Ныне об­наружился глубокий разлад между искусственной средой и природным миром, в котором страдают обе стороны: антропогенная деятельность разрушает экологическую целостность природы, а нарушенная гармония оборачивается непредвиден­ными катаклизмами опустынивания, невиданных заболеваний и т.д. Нависла угроза самому существованию человечества. Уничтожит ли оно само себя и все окружающее собственными руками или сможет восстановить утраченную гармонию бытия?

На этот вопрос, помимо пессимистического, есть три основ­ных конструктивных ответа.

Первый рецепт — обратно в пещеры, т.е. к естественной жизни. Второй исходит из необходимости антропогенных ка­таклизмов и состоит в идее генетического и иных изменений самого человека с тем, чтобы неблагоприятные факторы оказа­лись благоприятными, т.е. с помощью генной инженерии изме­нить самих себя. И третий, единственно приемлемый, по моему мнению заключается в создании новых осторожных и безот­ходных технологии, в значительных затратах на восстановление экологической гармонии. Человек не откажется от преимуществ цивилизации и от дарованного ему природой биологической сущности но ему придется и охраняя себя как вид, охранять и всю гармонию бытия.

БЫТИЕ МИРА БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

Материалистическое решение проблемы бытия предполагает в соответствии

Данными науки, существование до появления не только независимо от человека, но и существовавшего до появ­ления человека. В этом мире постепенно формировался человек со своей внутренней духовной жизнью. Этот мир вечен и бесконечен.

О бытии мира без человека можно сказать, что его вещи про­цессы, состояния, его целостность существуют до, вне и совер­шенно независимо от сознания человека, и в этом - коренное и постоянное отличие природы как особой формы бытия

Природа в целом бесконечна в пространстве и времени - она всегда и везде была, есть и будет. Это уникальная особен­ность, которая не присуща отдельным вещам, процессам и яв­лениям природы: они существуют где-то (а где-то не существу­ют) они когда-то и где-то возникают, т.е. их небытие сменяется их бытием. Гераклит и Гегель хорошо раскрыли диалектику бытия преходящих вещей.

Первая природа -- благодаря своему бытию до, вне и неза­висимо от сознания - является реальностью особого типа Она - объективная и первичная реальность в том смысле, что чело­век и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существова­ла без человека.

Природа объективно реальна и первична и в том смысле что без нее невозможна жизнь и деятельность человека


ТЕМА: «Материя» как фундаментальная онтологическая категория.

План занятия

Date: 2015-12-13; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию