Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные тренды





Для анализа ценностей, чтобы избежать блужданий в потемках, есть отличная структура, которую дали Шолом Шварц и Вольфганг Билски[142]. Ниже она и приведена - структура наших базовых убеждений, представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном. В реальности, структура ценностей человека едва ли имеет подобный стройный вид. Внутренний мир человека, мир его ценностей, как мы уже сказали – хаотичный набор представлений, которые мы предъявляем под воздействием совершенно произвольных факторов. Но для концептуального осмысления и анализа, без структуры не обойтись.

Итак, что мы видим здесь? 10 групп ценностей, среди которых смежные ценности близки друг другу, а противоположные, лежащие на разных сторонах схемы- друг другу противоречат. Список ценностей во многом схож со списком потребностей. Ведь ценности задают правильную форму реализации наших потребностей. Но все же есть и отличия, так как потребности – это все-таки биология, а ценности – социальная реальность. Одно – набор неосознаваемых стремлений, другое – набор хорошо осознаваемых представлений, убеждений, верований.

1. Власть. Ценности: престиж, подавление, богатство, контроль над общественным мнением, социальный статус, влияние.

2. Достижение. Ценности: успех, способности, интеллигентность, честолюбие, компетентность, соответствие стандартам.

3. Гедонизм. Ценности: удовольствие, наслаждение жизнью, сибаритство, комфорт.

4. Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Ценности: смелость, волнение, разнообразие в жизни, захватывающая жизнь, острые ощущения.

5. Саморегуляция. Ценности: творческий потенциал, свобода, независимость, самоуважение, любопытство, самостоятельность.

6. Универсализм. Ценности: широта взглядов, мудрость, социальная справедливость, равенство, мир, красота, терпимость, единство с природой, защита окружающей среды.

7. Благосклонность. Ценности: полезность, честность, милосердие, лояльность, ответственность.

8. Традиция. Ценности: скромность, жизненный вклад, религиозность, уважение к традициям, умеренность.

9. Конформность. Ценности: сдержанность, вежливость, послушание, самодисциплина, уважение к родителям и старшим.

10. Безопасность. Ценности: семейная безопасность, национальная безопасность, общественный порядок, взаимовыгодный обмен, принадлежность к социальному слою.

Что происходит с социальными трендами в нашей стране – однозначного ответа нет. Определенно, в России велика доля населения, испытывающая социальную дезадаптацию, проще говоря тех людей, которые не нашли себя в современном мире. В этом случае, люди испытывают закономерный стресс и чтобы преодолеть его, ищут утешения в «проверенных временем» идеях. Кто-то ударяется в религию, кто-то с трепетом ожидает возврата СССР и молится на коммунистических вождей прошлого, кто-то разделяет обе девиации. Картина социальной реальности в нашей стране – картина кризисная и даже шизофреничная, о которой мы скажем несколько позже. Что же касается цивилизованного мира, то там социальные тренды более однозначны и позволяют делать определенные выводы о том, в какую сторону меняются ценности масс людей.

Отношение к власти. Можно четко сказать, что налицо явный тренд демократизации[143]. Авторитарные режимы и диктаторы для Запада выглядят чем-то архаичным, они высмеиваются, а уничтожение\смерть диктаторов (или того, кого Запад назначил диктатором) не вызывает особых переживаний. Дискриминация (явное проявление сильной власти) также недопустима, это считается неприемлемым для цивилизованного мира. Насилие, унижение сильно порицаются. Физическое насилие, практически в любых формах, считается признаком дикости, явлением, недостойным человека. Цивилизованный мир становится все более миролюбивым[144].

Отношение к достижению. Здесь мы наблюдаем вполне однозначный тренд эгоцентризма. Психологи и социологи бьют тревогу, дескать молодое поколение охватила волна самолюбования, «эпидемия нарциссизма»[145]. Молодые люди хотят иметь много денег и все атрибуты «красивой жизни», но при этом готовы работать гораздо меньше своих родителей[146]. Стремление быть похожими на звезд шоу-бизнеса внешне, при этом не прилагая усилий к достижению, самолюбование собой в социальных сетях, пластические операции начиная с детского возраста – поколение «миленниалов[147]» растет довольно странным. Неизбежным следствием эгоцентризма является и самоизоляция, атомизация общества. Растет число одиночек, не желающих вступать в брак и жить в группе. Каждый сам за себя.

Отношение к гедонизму. Стремление к удовольствиям, является массовым достаточно давно. По мере роста доходов, те социальные слои, которые ранее не имели возможностей покупать дорогие предметы, предназначенные для получения удовольствия, начали вести образ жизни, приближающийся к стилю жизни элиты, «праздного класса»[148]. И этот тренд продолжает развиваться – если раньше, малообеспеченные слои пытались лишь подражать стилю жизни «элиты», то сейчас уже активно перенимают гедонистические привычки, саму сущность элитарности. Элитное «крафтовое пиво», уход за внешностью, который разделяют и мужчины, обилие всевозможных развлечений, как он-лайн так и офф-лайн, экзотические увлечения, путешествия – стиль жизни современного западного среднего класса, по уровню комфорта, возможно уже сравнялся со стилем жизни аристократии. Потребление с одной стороны становится все более гедонистичным, оно должно радовать, доставлять удовольствие. С другой стороны, ранее недоступные широкой публике бренды активно осваивают масс-маркет[149]. И к этому тренду западного мира быстро подключаются страны Юго-Восточной Азии, где долгое время аскетизм был нормой жизни[150].

Отношение к стимулированию. И это тоже растущий тренд: экстремальные виды спорта, необычные увлечения, постоянный поиск новых ощущений, постоянные попытки придумать что-то новенькое, видны, наверное, всем. Популярность экстрима велика как никогда[151]. Фото- и видеосессии экстремалов, собирающие миллионы просмотров, отчеты о посещении необычных мест, всевозможные устройства для спорта и отдыха- это тренд стимулирования. И как следствие роста популярности подобных развлечений, мы закономерно видим и рост числа претендентов на премию Дарвина[152].

Отношение к саморегуляции. Творческая самореализация, в любых сферах – практически фетиш настоящего. Люди, делающие что-то необычное, собирают в социальных сетях тысячи поклонников. Движения, построенные на тяге к самовыражению необычным образом – косплей, бодимодификация и другие, стали массовыми. Коммерческие бренды также подстраиваются под этот тренд и пытаются дать потребителям все новые возможности для самореализации или квази-самореализации[153]. Фотография, музыка также стали массовым явлением, люди ищут творчество даже в утилитарных явлениях повседневности – в одевании ребенка, приготовлении пищи, обустройстве домашнего очага.

Универсализм задал сразу несколько трендов.

Во-первых, это тренд глобализации – мир становится глобальным и устраняются факторы, которые мешают миру стать еще более глобальным. Растет проникновение западных систем образования, устраняются расовые и религиозные барьеры. Причем, эти барьеры устраняются именно на уровне социальной реальности, что проявляется в расовой толерантности и мультикультурализме (не без искривлений и негативных последствий, конечно же).

Во вторых, это тренд экологии, заботы об окружающей среде, как в локальном, так и в мировом масштабе. Помимо технологических инициатив, связанных с электромобилями и альтернативной энергетикой, это большое количество частных инициатив, связанных с изменениями своего образа жизни, добровольный аскетизм, ограничение своего потребительства, более разумное потребление и отношение к мусору.

В третьих, это тренд равенства, тенденция к выравнивания прав и возможностей разных групп. Это признание прав сексуальных меньшинств и отказ от каких-либо притеснений человека по этому признаку, это развитие феминизма, это адаптация инвалидов и вообще людей, ранее выключенных из социальной жизни (больных синдромом Дауна, например). Это нетерпимость к любым формам угнетения и дискриминации.

Отношение к ценностям благосклонности. Эта группа ценностей также в тренде. Считается нормой заботиться о брошенных домашних животных, заниматься благотворительностью и принимать участие в социальных инициативах. Мир становится более «ответственным», люди более отзывчивыми (в странах Запада). Массовость флэшмобов[154], ориентированных на какие-то социальные инициативы зашкаливает. Скажем, флэшмоб, в ходе которого люди обливались ледяной водой (Ice bucket challenge) помог собрать на борьбу с боковым амиотрофическим склерозом около 100 млн долларов, а количество видеороликов по теме, отмеченных в социальной сети facebook достигло 2,4 млн[155]. Может показаться парадоксальным, что это происходит на фоне тренда эгоцентризма, где «каждый за себя». Но это лишний раз доказывает, что система ценностей человека являет собой набор взаимоисключающих идей.

Отношение к традициям явно увядает. От традиций остается внешняя оболочка, которую можно использовать для самовыражения (украсить дом к Рождеству, например), но теряется смысл. Религиозные идеи утрачивают свое влияние на социум, они становятся делом сугубо индивидуальным, которое не нужно выставлять на всеобщее обозрение. Впрочем, если рассматривать тему религиозных идей в отрыве от мировых конфессий, то можно прийти к интересным выводам о том, что место религиозных идей, определяющих отношение человека к миру, не пустует. Это место занимают всевозможные позитивистские квазиучения о том, как быть счастливым, как перестать волноваться и стать «эффективным», а место проповедников занимают мотивирующие спикеры и прочие «учителя счастья». Но очевидно, что отношение именно к традиционным ценностям, в первую очередь к религиозным, в цивилизованном мире слабеет.

Отношение к конформности. Как и в случае, когда развиваются противоположные по знаку ценности благосклонности и достижения, здесь происходит примерно то же самое: растет и стимулирование и конформность, которая стимулированию противоположна. Это выражается в том, что люди становятся менее конфликтными, предпочитают нейтральные добрососедские отношения. Для США это удивительно, но очень большое число молодых американцев от 18 до 34 лет предпочитают жить с родителями[156]. Безусловно, в этом есть и экономические причины, но еще 20 лет назад такое считалось попросту недопустимым, и экономические условия это не могли оправдать. Наверное, каждый из нас согласится, что ужиться с родителями непросто. Но если уж оно происходит, то это о чем-то говорит. Можно сделать вывод, что люди предпочитают развлекаться, жить в свое удовольствие, но при этом не ущемлять комфорт тех, кто живет с ними рядом. Люди учатся договариваться и уживаться с другими людьми.

Отношение к безопасности. Судя по наблюдениям, людей больше волнует экологическая безопасность в мировом масштабе, чем безопасность собственных городов. Впрочем, это легко объясняется снижением преступности в большинстве стран цивилизованного мира. Преступность и в США[157] и в Европе[158] имеет отчетливые тенденции к снижению. Уровень убийств в цивилизованном мире еще никогда не был настолько низким[159]. Конечно, люди всегда находят чего им опасаться, и наряду с ростом общей беззаботности, растет тревожность в отношении кибербезопасности[160]. Опасения возникли не на пустом месте, киберпреступость устойчиво растет[161]. Не меньшее опасение вызывают и борцы с киберпреступностью:- в прессе регулярно возникают скандалы, связанные с утечкой информации о методах слежения за гражданами[162].

Подводя итог нашему экспресс-анализу трендов социальной реальности в западных странах, можно предположить следующее: люди становятся более заинтересованными в своем собственном положении, более эгоцентричными, они хотят удовольствий и шика, хотят заниматься творчеством, а не работать, не хотят сильно вкладываться в свое развитие. Да и шик и волнует по большей части для того, чтобы похвастаться перед другими в социальных сетях. Люди не готовы бороться за себя, они предпочитают поступкам пассивность или разговоры. Они готовы участвовать в инициативах, если они соответствуют их интересам, но при условии что эти инициативы помогают им ощущать себя хорошо, не снижая уровень личного комфорта. Впрочем, это исключительно вольные гипотезы авторов, которые не претендуют на вселенское знание и непреложную истинность. Читатель, при желании и в случае интереса, может сам по своей инициативе определить тренды, исследовать их и сделать какие угодно выводы. Приведенное выше – просто рабочая версия, которую мы будем использовать как один из элементов паззла.

Date: 2015-12-13; view: 2210; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию