Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становлюсь настоящим читателем





Модуль «Становлюсь настоящим читателем» ориентирован на овладение учащимися технологией формирования типа правильной читательской деятельности, в процессе освоения которой дети изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей.

Данный модуль составлен на основе «Дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем» для детей младшего школьного возраста Е.В.Бунеевой, О.В.Чиндиновой» и ориентирован прежде всего на формирование духовно-нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий.

Цель программы модуля: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом деятельности в процессе чтения.

Задачи:

o познакомить учащихся с технологией продуктивного чтения;

o совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

o развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

o обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

o воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

o поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Особенностью модуля является то, что в нем реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и логику работы с текстом:

1. подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);

2. первичное чтение текста (чтение или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, выявление первичного восприятия, фиксация первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное, вдумчивое повторное чтение, анализ текста с использованием приемов диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.);

3. работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов; выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Актуальность данного модуля обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей, снижение их уровня грамотности. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребенком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребенка.

Новизна заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения и окружающего чтения. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе ее реализации происходит не только усвоение определенного содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.

Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.

Содержание программы модуля

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Маршака, В.Г.Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги – «калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг.

Настоящий читатель много читает. Лента времени для учета длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Читаем все, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

Творческая работа «Твое представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке, аппликации.

Технология продуктивного чтения

Что такое продуктивное чтение. Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.

Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н.Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем, думаем и размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е.Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умение настоящего читателя: читать. Мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Д.Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Ю.Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений.

Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение. Помечтать, сделать выводы. Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.

Дружим с книгой

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. участие и помощь заинтересованных родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель»

Способы определения результатов: беседа, наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня читательских умений.

 

Литература

1. Асмолов А.Г. Универсальные учебные действия/А.Г.Асмолов. – М.: Просвещение, 2009

2. Бунеева Е.В. Буду настоящим читателем. 3-4 класс/Е.В.Бунеева. О.В.Чиндилова: пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М.: Баласс, 2012

3. Образовательные технологии: сборник материалов. – М.: Баласс, 2012

4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления/А.Э.Симановский. – Ярославль, 1997

5. Соболева О.В. Беседы о чтении/О.В.Соболева//Начальная школа Плюс До и после. 2007. - №8-12; 2008 №1-4, 6,9,11; 2009 №1

6. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе /Н.Н.Светловская. – Магистр 2003

7. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа/О.В.Чиндилова, Е.В.Бунеева //Начальная школа Плюс До и После. – 2012. - №8

Тематический план занятий

Date: 2015-12-13; view: 541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию