Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Православие в России





Краткая история православия в нашей стране. На тер­ритории Древнерусского государства приверженцы христи­анства появились в IX в., а в конце X в. при киевском вели­ком князе Владимире (988) Русь официально приняла эту религию, чем и было положено начало Русской Православ­ной Церкви (РПЦ). До середины XV в. Русская Церковь бы­ла митрополией (т. е. одной из составных частей) Константи­нопольской Церкви, а её глава утверждался Вселенским па­триархом. В 1448 г. Русская Церковь обрела автокефалию (самостоятельность), с 1589 г. стала возглавляться Патриар­хом Московским и всея Руси. Пётр I, реформы которого не поддержала высшая церковная власть, упразднил патриар­шество. Его заменил Святейший Правительствующий Синод. Революционные события 1917 г. привели к восстановлению патриаршества. Приход советской власти означал для РПЦ (как, впрочем, и для всех конфессий) гонение на служителей Церкви и мирян. Суть этой политики можно понять из письма В.И. Ленина, датируемого 19 марта 1922 г.: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценно­стей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллио­нов золотых рублей <...> Чем большее число представите­лей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Если до Октябрьской революции в стране было 77,7 тыс. православных храмов, около 120 тыс. священнослужите­лей, 1025 монастырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 духовных се­минарий и 4 духовные академии, то в 1928 г. осталось 38,5 тыс. храмов, к началу Великой Отечественной войны их число было сведено к минимуму — 1,7 тыс.

В годы Великой Отечественной войны отмечается некото­рый религиозный подъём. Патриотическая деятельность ду­ховенства привела к росту духовного влияния Московской Патриархии. Церковь не только утешала, поддерживала ве­ру в победу, но и оказывала материальную помощь фронту (в частности, в 1941 г. все православные приходы страны на­чали сбор пожертвований в Фонд обороны). На деньги ве­рующих была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Духовенство участвовало в рытье окопов, труди­лось в военных госпиталях, устроенных в монастырях. За патриотическую деятельность 40 представителей духовен­ства были награждены медалями и орденами.

Однако улучшение отношений Церкви и государства носило, во-первых, временный характер, продиктованный необходимостью мобилизации всех сил для борьбы с об­щим врагом, во-вторых, декларативный характер, по­скольку многое из обещанного государством так и оста­лось на бумаге.

Взаимоотношение общества, государства и Церкви. Религиозные объединения отделены от государства, но не отделены от общества. Общество неразрывно связано с госу­дарством как своей политической надстройкой и с Церко­вью как своим духовным центром.


Сложные взаимоотношения Русской Православной Церк­ви с советским правительством инициировали появление в 1920-е гг. православных религиозных движений внутри страны и за её пределами, квалифицировавшихся священ­ноначалием Русской Православной Церкви как раскольни­ческие: обновленчество; Истинно Православная Церковь, более известная как Катакомбная; Русская Православная Церковь за рубежом и пр. И сейчас в России существуют православные церковные организации, не признающие ру­ководства Русской Православной Церкви.

Православие в России сегодня. Торжественное празднова­ние 1000-летия официального принятия православия в Рос­сии открыло путь к тому, что патриарх Алексий II назвал «вторым Крещением Руси». К этому времени в Русской Пра­вославной Церкви было примерно 6800 приходов, 67 епар­хий и 21 монастырь. В начале 1990-х гг. до 80% верующих россиян исповедовали православие. Ныне самая влиятельная Церковь страны имеет более 16 тыс. приходов, общее число епархий приближается к 120, действует более 330 монасты­рей и 30 с лишним монастырских подворий. Общая числен­ность православных в нашей стране составляет, по разным оценкам, 70—80 млн человек.

Крестный ход

 

Православия сегодня, как и прежде, придерживаются большинство верующих России. Хотя православие в на­шей стране в первую очередь ассоциируется с самым боль­шим по численности народом России — русским, его испо­ведует также основная часть карел, вепсов, ижорцев, са­амов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марий­цев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, куман- динцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчада­лов.

Православными считают себя и большинство ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, на­найцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, однако православие обычно сочетает­ся у них с пережитками родоплеменных верований. Пра­вославия придерживается и большая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков.

Православными являются многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздок­ские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

Другие христианские конфессии. Католицизм для Рос­сии — традиционная религия. В 1914 г. в России было 1491 действующий костёл и 2194 ксёндза на 5 млн верую­щих. Революция смела всё: произошла тотальная экспро­приация церквей и зданий; епископов и священников, ко­торых осуждали и отправляли в Сибирь. При советской власти у католиков оставалось только два храма на всю

Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве


Россию. Возрождение Католической Церкви в России на­чалось после 1991 г. На территории Российской Федера­ции сегодня действует около 250 католических приходов. Большинство прихожан — русские люди. У них могут быть самые разные этнические корни. Но это люди, кото­рые говорят по-русски, молятся по-русски, родились в России.

Католики подразделяются на две группы: католиков латинского обряда и католиков византийского обряда (так называемых греко-католиков). К первым относится большинство живущих в стране поляков и литовцев, часть немцев, большая часть латгальцев (субэтническая группа латышей), некоторые из верующих белорусов. В России католиков латинского обряда насчитывается около 300 тыс. Католики византийского обряда представлены в стране Российской Греко-Католической Церковью. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс. В результате общая численность католиков, по официальным данным, не превышает 600 тыс. Согласно данным Министерства юстиции РФ, на территории нашей страны численность этнических групп, традиционно исповедующих католицизм, за последние 10 лет уменьшалась, тогда как количество организацион­ных структур Римско-Католической Церкви (РКЦ) в Рос­сии увеличилось в десять раз и продолжает расти. В на­стоящее время «окормлением паствы» занимается около 300 католических священников и примерно столько же монахинь (из них только единицы имеют российское гражданство), приехавших в Россию из-за рубежа.

Протестантизм западноевропейского происхождения появился в России в XVIII в. Это были лютеране, меннони- ты, позднее баптисты, главным образом выходцы из Гер­мании и Нидерландов. В настоящее время в России насчи­тывается до 40 различных протестантских течений, при­верженцами которых стали более миллиона человек.

Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Проникнув в Россию в середине XIX в., баптизм первоначально распространялся среди немцев. В 1870-е гг. в России распространилось близкое к баптизму движение евангельских христиан, имеющее ан­глийские корни. В 1944 г. евангельские христиане и подав­ляющее большинство российских баптистов объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 г. — Со­юз евангельских христиан-баптистов). В стране представ­лено и сравнительно молодое (возникшее в 1901 г.), но бы­стро увеличивающее ряды своих сторонников протестант­ское течение — пятидесятничество, подразделяющееся на ряд ветвей. Особенно интенсивной миссионерской дея­тельностью выделяются свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с деть­ми) более 50 тыс. человек. С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иисуса Христа святых последних дней.

Активность протестантских религиозных организа­ций, насчитывающих 45 религиозных объединений и представляющих 15 религиозных течений, постоянно ра­стёт. Наиболее крупными по числу организаций являют­ся евангельские христиане-баптисты (центр в г. Москве). Ныне официально зарегистрировано более 20 различных протестантских конфессий, а до 1991 г. их насчитывалось только 8.

Огромную роль в развитии социального уклада, пред­принимательства и культуры российского общества сы­грало старообрядчество, которое первым отделилось от Русской Православной Церкви. Старообрядчество возник­ло в результате раскола в Русской Православной Церкви, произошедшего в 60-е гг. XVII в. Поводом к нему послу­жили церковные реформы патриарха Никона (1652 — 1666), воспринятые частью населения как «порча веры».

Среди старообрядцев преобладают русские. Старообряд­чество никогда не было единым течением. В XVII— XVIII вв. старообрядцы разделились на поповцев (имею­щих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует).

В условиях борьбы с господствующей Церковью и свет­скими властями старообрядцы, особенно беспоповцы, вы­нуждены были организовать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин: самоизоляция, персональный учёт членов, нравственная твёрдость и т. п. Лишь во второй половине XIX в. гонения на старообряд-

Священный храм мусульман Кааба в Мекке и Московская Соборная мечеть

 

цев практически прекратились. А в 1905 г. все запреты по отношению к ним были отменены. Из среды старообряд­чества вышли представители многих известных купече­ских и предпринимательских фамилий, сыгравшие весо­мую роль в экономическом развитии России в XIX — начале XX в. Старообрядчество сыграло значительную роль в развитии экономики России на основе свободного предпринимательства. В наши дни общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, составляет свыше 2 млн человек.

В 1971 г. Поместный собор Русской Православной Церкви снял «клятвы» со старообрядцев, признав их православными. С этого момента начался новый период взаимоотношений — конструктивного диалога и сотруд­ничества — Московской патриархии и старообрядцев-по- повцев.

Ислам на территории Российской Федерации. Помимо христианства в нашей стране существует ещё несколько конфессий, которые можно назвать традиционными для России. Это прежде всего ислам, объединяющий 14,5 млн мусульман, проживающих в Поволжье, на Урале, в Сиби­ри и на Северном Кавказе.


В России сегодня действуют около 5 тыс. мечетей. За по­следние годы число мусульманских религиозных органи­заций выросло с 300 до 2300, было открыто около 60 исламских духовных учебных заведений. При многих из них созданы религиозные школы, в которых изучаются основы тех или иных религий. Более тысячи юношей из России обучаются в высших и средних духовных заведе­ниях в странах Востока и Запада.

Буддизм в России. К числу традиционных для России конфессий принято относить буддизм. Сегодня в России более 200 буддийских общин, действующих на территории от Анапы до Владивостока. Общее число последователей буддизма — около 900 тыс. человек. Главная религиозная организация российских буддистов называется Буддий­ская Традиционная Сангха России. В трёх буддийских республиках (Калмыкия, Тува и Бурятия) возрождению буддизма оказывается государственная поддержка. В Кал­мыкии буддизм (вместе с христианством) даже объявлен государственной религией. Начинают развиваться и раз­ные формы буддийского образования.

Храм Махабодхи в Индии, дерево Бодхи, Ивалгинский дацан в Бурятии



 

Стена Плача в Иерусалиме и Московская хоральная синагога

Иудаизм в Российской Федерации. Иудаизм, одна из древнейших религий, проник в Россию как конфессия ев­реев. Самые многочисленные группы иудеев сосредоточе­ны в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Сара­тове, Новосибирске. В российском иудаизме выделяют два основных направления: ортодоксальный, в состав которо­го входит движение хасидизма (неукоснительное соблюде­ние талмудических требований), и современный (прогрес­сивный). Современное еврейское движение в России мож­но рассматривать как совокупность нескольких составных частей. Это светские общественные организации, ставя­щие целью развитие еврейской культуры, благотворитель­ные организации и фонды. Совокупная численность всех религиозных иудейских общин в России не превышает 25 тыс. человек, что составляет чуть более 2,5% всего ев­рейского населения страны, включая членов их семей.


Другие традиционные и нетрадиционные верования. В России живут и приверженцы традиционных верований (шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др.). Их последователи составляют большинство среди ве­рующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев; нема­ло их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонни­ки традиционных верований есть также среди эвенков и хантов.

В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Казани, Астрахани, Южно-Сахалинске и др.) появились группы сторонников одной из так называемых новых религий — бахаизма. К новым религиям относят также Церковь саентологии, возникшую в 1950-х гг. в США и внедрившуюся позже в ряд городов Европы, в том числе в Москву. Часть южных алтайцев исповедуют бурха- низм — появившуюся в 1904 г. религию, сочетающую элементы алтайского шаманизма и буддизма. Последова­тели этой религии поклоняются богу Бурхану.

Рост роли религиозных организаций в жизни страны. Анализ деятельности религиозных объединений показы­вает, что их роль в общественной жизни возрастает. Рели­гиозные организации всё активнее включаются в процес­сы социального служения. Они решают вопросы духов­но-нравственного воспитания; проблемы борьбы с алкого­лизмом и наркоманией; благотворительности и милосер­дия; просветительской работы в местах лишения свободы. Многие традиционные и нетрадиционные религиозные объединения сотрудничают между собой в решении самых актуальных задач. В конструктивный межрелигиозный диалог включились и нехристианские конфессии. Так, православные и мусульмане совместно обсуждали возмож-

Шаманы


ности прекращения вооружённых конфликтов в Нагорном Карабахе и Чечне.

Взаимовлияние конфессий часто происходит по тому же самому сценарию, что и взаимовлияние культур, — там, где есть поглощение и ассимиляция, частичное при­способление и сохранение автономии и культурный плю­рализм. Бытование ислама в православном культурном пространстве постепенно привело к формированию неиз­вестных ранее феноменов. Один из них — так называемый русский ислам. Его основные черты: массовый переход в мечетях на русский язык; перевод исламского книгоизда­ния на русский язык; разворачивание образовательного процесса преимущественно на русском языке в опреде­лённом методическом поле; исламские русскоязычные СМИ; появление исламских сообществ, думающих и гово­рящих на русском языке. По мнению специалистов, рус­ский ислам — это явление, которое принадлежит как исламской, так и русской культуре, в том числе политиче­ской культуре.

Основные термины и понятия

Религиозное объединение, традиционные верования, новые религии

Вопросы и задания

1. Что такое религиозная организация с правовой точки зрения? Какую роль играют в повседневной жизни страны религиозные организации?

2. Дайте характеристику общей картины религиозных конфессий в современной России. Сделайте не менее пяти выводов.

3. Охарактеризуйте роль ведущих конфессий России в жизни страны.

4. Что позволяет говорить о том, что основной конфессией в Рос­сии является православие?

5. Во всём мире вопросам взаимоотношения христианства и ислама придаётся особое значение. Охарактеризуйте постановку и решение этого вопроса на примере православия и ислама в России. (При отве­те используйте информацию, полученную из современных СМИ.)


Практикум

вмваанншшннаашнанманввншнашнвам

1. Соотнесите классификацию религий, данную в предыдущем па­раграфе, и конфессиональную ситуацию в современной России с качественных и количественных позиций.

2. Как известно, в нашей стране конституционно закреплена сво­бода совести, Церковь отделена от государства. Что же тогда озна­чает, на ваш взгляд, слово «зарегистрированные» по отношению к религиозным организациям? Почему данные по количеству рели­гиозных организаций даёт орган государственного управления — Министерство юстиции?

3. Составьте схему «Взаимоотношения общества, государства и Церкви», исходя из следующего утверждения: «Церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Общество неразрывно связано с государством как своей политической надстройкой и Церковью как своим духовным центром».


Date: 2015-12-13; view: 2014; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию