Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Взгляд на общество в истории





Системный подход в науке позволяет рассматривать сложные объекты как системы.

I I

Система — совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом и образующих определённую целостность.

Человеческое общество чрезвычайно многообразно. Оно может объединять от нескольких десятков или сотен чело­век (локальная группа собирателей, первобытные род и пле­мя) до сотен миллионов и даже миллиардов (современные Китай и Индия).

Глава 3

Общества бывают очень разнообразными, в зависимости от признака, по которому они делятся: большими и ма­ленькими, простыми и сложными, знающими и не знающи­ми письменность, руководствующимися в своей жизни законом и не подчиняющимися ему и т. д.

Общество — социальная организация данной страны, ос­новой которой является её социальная структура.

Мифологический образ мира. Человечество далеко не сразу пришло к правильному взгляду на окружающий мир. Ему предшествовала долгая череда поисков, ошибок и от­крытий. В далёкую эпоху, отстоящую от нас на десятки ты­сяч лет, первобытные люди, не вооружённые современными научными знаниями, представляли мир поделённым на три уровня, или три сферы:

• наверху обитали светлые силы (божества либо добрые духи);

• средний, или срединный, мир отводился для живых людей;

• нижний мир, т. е. подземное царство, был средой обита­ния душ умерших.

Мифологическая картина олицетворяла строение всего космоса. Три уровня — это три зоны космоса: небо, земля и преисподняя (загробный мир).

В большинстве мифов центр мироздания располагается в срединном мире — сообществе людей. На земле ему соответ­ствовал центр деревенского поселения, алтарь в храме, трон во дворце правителя.


Верхний мир

Срединный мир

Подземный мир

Мифологическая картина мира. В трёхслойной модели космоса зем­ной мир людей занимает промежуточное положение между небес­ным и подземным мирами

 

Античное общество. Во времена Античности человек в своей обыденной жизни представлял себе мир гораздо про­ще и гораздо меньшим по объёму. Обществом считались только такие житейские отношения, в которых жители Ат­тики или спартанцы видели общность, союз, содружество. Сегодня мы назвали бы такое общество скорее сообществом земляков или единомышленников.

Для Аристотеля главным в обществе являлись братство и любовь. А поскольку именно на них строится семья, то именно с семьи начинал он своё учение об обществе. Обще­ство — прежде всего семья. Семейная любовь называлась «социальной», и отношение жены к мужу было социаль­ным. Семья называлась обществом потому, что возникала путём договора — заключения брачного союза. Вот почему брак — источник общества. Обществами греки называли также коммуны друзей, у которых всё было общим.

Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершённое государство, достигшее в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, существующее ради достижения благой жизни.

Аристотель

Античное общество в целом и древнеримское в частности было весьма сложным и помимо сословно-классовой струк­туры включало различные объединения и группы. Помимо общины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся общественно-политическая, производственная, духов­ная, религиозная жизнь человека протекала внутри более мелких социальных групп: в семейно-родовой организа­ции, в религиозных и профессиональных группах, а также в мелких кружках и компаниях друзей. Именно под кон­тролем этих малых социальных групп протекала деятель­ность и жизнь древнего римлянина.

В отличие от греков римляне придали понятию «со­циальное» исключительно юридическое значение, а обще­ствами называли союзы, образованные ради достижения не столько нравственных целей, сколько имущественных.

Древнеримское государство называлось гражданством (civilas), означавшим союз граждан, воинов, дружину, сооб­ща стяжавших имущество, а затем деливших его или сооб­ща владевших им. Политическое понятие общества употреб­лялось не в прямом, а в переносном смысле, потому что оно лишь отчасти описывало реальные взаимоотношения. Го­раздо больше оно отражало моральный идеал римлян — полную гармонию всех со всеми, иначе говоря, достижение единой цели всеми гражданами.

В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители города, точнее, города-государства. Они составляли самоуправляющуюся общину, которая суще­ствовала тысячелетия, пока на смену ей не пришла более крупная общность людей — нация. С тех пор вместо горо- дов-государств появились государства-нации (nation-state), или национальные государства.

Средневековое общество. В Средние века общество мысли­ли как органическое тело, в котором каждый человек выпол­няет отведённые ему функции. Само слово «свобода», которое обычно употреблялось во множественном числе, означало для средневекового человека не независимость, а привилегию включённости в какую-то систему, «справедливое место перед Богом и перед людьми». Регламентировано было не только по­ложение индивида в обществе, но и мельчайшие детали его поведения. Каждый человек занимал отведённое ему место и должен был соответственно поступать.

Между V и IX вв. чаще всего общество мыслилось как противостояние двух групп: клирики и миряне, а если речь шла о светском обществе, то — богатые и бедные.

Около тысячного года западная литература начала опи­сывать христианское общество по троякой схеме, сразу же получившей признание. «Троякий люд» и составлял обще­ство: священники, воины, крестьяне.

Со второй половины XII в. трёхчастная схема общества раз­рушается и уступает место более сложному и гибкому устрой­ству общества. В новом обществе положение человека опреде­ляется его социальным статусом и профессиональными каче­ствами.

Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в со­временной социальной науке, чем общество, и ни одно поня­тие не используется так бездумно, как общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвящённые его определению.

Иммануэль Валлерштайн, американский социолог

Разрушение трёхчастной схемы общества было связано с расцветом городов в XI—XIII вв.


Современное общество. Современное понимание обще­ства сформировалось в европейской культуре не ранее XVII—XVIII вв. В конце XVIII в. возникло понятие «граж­данское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, на­конец, участие в политической жизни простых людей, не направляемое государством, а возникающее стихийно.

Раньше так называемых простолюдинов не включали в состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т. е. меньшинством населения, сосредоточившим в своих руках всё богатство и власть. Сегодня мы назвали бы эту часть «высшим обществом», «высшим светом», элитой или как-то ещё.

Средневековая Европа. Представители различных сословий

С конца XVIII в., а именно тогда произошла Великая французская революция (1789—1794), изменившая поли­тический облик Европы, слово «общество» начинает упо­требляться в широком смысле. Оно отражает нарождаю­щееся национальное самосознание людей, тягу к участию в политической жизни простолюдинов. Иначе говоря, большинства населения.


Основные термины и понятия  
Система, общество  
Вопросы и задания  

 

1. Что такое система? Что означает системный подход к обществу?

2. Сравните мифологическое, античное, средневековое и совре­менное представление об обществе, выработав критерии для срав­нения.

3. Попробуйте дать определение общества, исходя из представле­ний о нём во всех названных эпохах.

4. Что такое «общество» в широком смысле слова?

Практикум

1. В тексте параграфа приведены высказывания об обществе Ари­стотеля и И. Валлерштайна. Если бы вы не знали имена авторов этих высказываний и эпоху, когда данные слова были сказаны, то по каким признакам вы смогли бы идентифицировать историче­ское время жизни авторов приведённых размышлений о сути об­щества?

2. На с. 127 дана иллюстрация «Средневековая Европа. Предста­вители различных сословий». Проанализируйте её. Кто на ней изображён? Можно ли дать её анализ с позиций «троякого люда» или «etats»? Своё мнение обоснуйте.

§17. Общество и его основные сферы

Научное и обыденное понимание общества. В обыден­ной жизни понятие «общество» используется чрезвычай­но широко. Поэтому возможны различные его толкова­ния: 1) группа людей, которые создают организацию, ос­нованную на общих для них интересах; 2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие инте­ресы и ценности.

В научной литературе существует немало определений общества. Простейшее из них звучит так: общество — сово­купность людей и их взаимоотношений. В одном случае об­щество понимают как большую группу людей, сформиро­вавших общую культуру, в другом — как сложную социаль­ную систему с населяющими её людьми, в третьем — как со­циально-политическое объединение, ассоциируемое с ка- кой-то территорией, в четвёртом — как продукт межлич­ностных отношений людей.

Если придерживаться территориально-государственного принципа, то придётся считаться с более чем двумястами обществами, существующими на планете. А если быть вер­ным коммуникативному подходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества — мирового.

Общество понимается в двух значениях — в узком и ши­роком. В первом случае это отдельно взятое общество, рас­сматриваемое в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство). Гово­рят о советском, китайском, американском или современ­ном российском обществе. При этом указывают на его со­циально-политические, экономические и культурные осо­бенности.

В широком смысле об обществе говорят философы и со­циологи, но подразумевают несколько различающиеся ве­щи. В широком философском смысле общество обозначает любую совокупность исторически сложившихся форм сов­местной деятельности людей. Общество называют ещё вто­рой природой, подчёркивая тем самым, что оно, опираясь на естественную природу, стоит вне её. Общество не может возникнуть как логическое продолжение естественной при­роды и не способно функционировать только по её законам.

В широком социологическом смысле общество — это ми­ровое сообщество или мировая система, подразумевающая всё человечество как целое. Под мировым сообществом по­нимается некая планетарная социальная система, объеди­няющая всё население Земли, имеющая наднациональные органы управления, универсальные для всех стран прави­ла политического, экономического и культурного взаимо­действия. В таком обществе действуют не внутринацио­нальные, а международные отношения.

Наконец, общество нередко подменяют другим поняти­ем — общность.

Общность — коллектив людей, занятых в одном процессе производства и/или потребления благ, а также множе­ство партнёров по хозяйственным связям.

В общность обязательно включаются нехозяйствующие индивиды — прежде всего дети и старики.

Итак, общество — многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уров­ня, так и объединений людей, имеющих общность проис­хождения, положения, интересов и целей.

Элементами общества надо считать любое индивиду­альное образование — от отдельного человека до социаль­ных слоёв и классов, а его подсистемами — совокупность образований, наделённых признаками системы, в частно­сти: социальные институты и сферы общества.

Общество — это то, что делают люди в своей повседневной жизни

 

Понятие «общество», которым обозначают объект социо­логии, пришло из обыденной речи, где оно никогда не име­ло чёткого определения. Так, например, общество может обозначать особое клубное сообщество (вроде «Общества охотников»), группу людей, обладающих высоким прести­жем и привилегиями («высшее общество» или «светское об­щество») и т. д.

В зарубежной литературе утвердилась традиция един­ственного и множественного числа в употреблении термина «общество». Общество в единственном числе — это собира­тельный образ человеческих обществ, существовавших в разные эпохи и в разных странах. Общество вообще — это вневременная и общечеловеческая категория.

Структуру общества можно рассматривать под разным углом зрения. Например, её можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, и тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены исторически, прежде всего по критерию богатства и объёма власти.

Иерархия (от греч. hierarchia — священная власть) — рас­положение частей или элементов целого в порядке от выс­шего к низшему.

Можно свести общество к совокупности пяти фундамен­тальных институтов: семья, экономика, государство, об­разование (культура и наука) и религия. Действительно, институты выполняют функцию столпов общества, на кото­рых всё и держится. Можно, наконец, всё общество разде­лить на четыре главные сферы — экономическую, полити­ческую, культурную и социальную. Их называют ещё подсистемами общества.

Какой бы из этих подходов мы ни взяли — он высвечива­ет сложное явление только с одной стороны. А вот совокуп­ность односторонних взглядов может дать нам целостную картину общества. Разберёмся в его составных частях или аспектах. Начнём с последнего — общество как взаимосвязь четырёх сфер. Они называются сферами общества.

Основные сферы общества. Экономическая сфера — это функционирование различных экономических институ­тов: фирм, предприятий, заводов, банков и т. п. Иными словами, то, что позволяет обществу запустить в производ­ство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяют жизненно важные потреб­ности людей — в пище, жилье, досуге и т. п. В экономиче­ской жизни общества прямо участвует 50—60% населе­ния, называемого экономически активным населением: рабочие, крестьяне, служащие, предприниматели, банки­ры и др. Косвенно в ней участвуют все 100% проживающих

Духовная сфера

В обществе нет господствующих или доминирующих сфер. Каждая из них оказывает равное влияние

на данной территории людей, поскольку все мы — потреби­тели товаров и услуг. Пенсионеры уже вышли из производ­ства, а дети в него ещё не вошли. Они не создают мате­риальных ценностей, но их потребляют. Основой экономи­ческой сферы любого общества является общественное про­изводство, конечная продукция которого составляет на­циональный доход.

Политическая сфера — это, на примере современной России, Президент и Администрация Президента, Прави­тельство и парламент (Федеральное Собрание), их аппара­ты, местные органы власти (республиканские, губернские, областные), армия, милиция, налоговая и таможенная служба, прокуратура, суды, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства — обеспечение социаль­ного порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнёрами, например рабочими, профсоюзами и работода­телями; учреждение новых законов и слежение за их неу­коснительным выполнением; недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета стра­ны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений со­циальной и культурной сфер и т. д.

Политическая сфера
Экономическая сфера
Социальная сфера

Основной вопрос политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она до­
сталась какому-либо классу или группе. Задача партий — выражать многообразие политических интересов различ­ных, часто противоположных, групп населения через уста­новленные законом каналы.

Духовная сфера имеет четыре составные части: культу­ру (в узком смысле слова), науку, образование и религию.

Эта сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследователь­ские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д. У этой сферы три главные задачи. Наука призвана открывать но­вые знания в естественной, технической и гуманитарной областях. Образование должно передавать открытое учёны­ми знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, но­вейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные преподаватели. Культура в узком смысле слова призвана создавать вненаучные, а именно ху­дожественные ценности, хранить их (в библиотеках, музеях и т. д.). В культуру включается религия, которая выступает духовным стержнем любого общества.

Социальная сфера понимается в двух смыслах — широ­ком и узком — ив зависимости от этого охватывает либо всё общество, либо его часть. Необходимо также разли­чать социальную сферу как предмет научного изучения и как объект практического вмешательства. Первым зани­маются социологи, вторым — министерства, ведомства, фонды, учреждения.

Если рассматривать общество в практической плоскости, то социальная сфера в широком значении будет означать со­вокупность организаций и учреждений, отвечающих за бла­госостояние всего населения. В этом случае сюда включают­ся магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бы­товое обслуживание, общественное питание, здравоохране­ние, связь, а также учреждения досуга и развлечения. В этом своём значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы — от богатых и средних до бедных.


Социальная сфера в узком значении подразумевает толь­ко социально незащищённые слои населения и учрежде­ния, обслуживающие их: пенсионеров, безработных, мало­обеспеченных, многодетных, инвалидов, а также органы со­циальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения. Во втором значении к социальной сфере отно­сится не всё население, а лишь его часть, как правило бед­нейшие слои.


 

Итак, мы выделили четыре главные сферы современно­го общества. Они тесно связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не вы­полняет своих задач, не обеспечивает население достаточ­ным количеством товаров и услуг, не расширяет количе­ство рабочих мест, то уровень жизни социально незащи­щённых слоёв резко снижается, не хватает денег на выпла­ту зарплаты и пенсий, появляется безработица и даже мо­жет вырасти преступность. Иными словами, успехи в од­ной, экономической, сфере влияют на благополучие в дру­гой, социальной.


Экономика может сильно влиять и на политику. Когда в начале 90-х гг. XX в. экономические реформы в России при­вели к резкому расслоению населения, т. е. появлению на одном полюсе очень богатых людей, а на другом — очень бедных, более активными стали те политические партии, которые ориентировались на коммунистическую идеоло­гию. Они вызывали сочувствие уже у большей части населе­ния. Из опыта европейских стран известно, что как только экономика идёт на подъём, преобладающая часть населе­ния начинает отходить от левых взглядов в сторону так на­зываемых либерально-демократических и выступать за частную собственность и свободу предпринимательства.

Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т. е. нахо­диться на одном горизонтальном уровне. Но их можно вы­строить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, непохожую на другие функцию или роль в обществе.

Вертикальная структура общества

 

Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и является фундаментом общества. Полити­ческая сфера во все времена выполняла роль управленче­ской надстройки общества, а социальная сфера, охватываю­щая социально-демографический и профессиональный со­став населения, пронизывает всю пирамиду общества. Та­кой же универсальный характер носит и духовная сфера об­щества, духовная жизнь людей.


Взаимное влияние сфер общества. Экономический базис общества, материальное производство, уровень развития средств труда и технический прогресс влияют на социаль­ную, политическую и духовную сферу общества. Действи­тельно, в зависимости от того, какова производительность об­щественного труда, каков объём валового национального продукта, какие богатства накоплены обществом, зависит то, сколько средств может оно направить на помощь инвалидам, безработным, пенсионерам, на развитие культуры, образова­ния и науки. Все эти категории и сферы общества в нашей стране финансируются из госбюджета и внебюджетных фон­дов и целиком зависят от них.

Всё же надо признать, что при всей важности роли эко­номических факторов культура является относительно не­зависимой областью. История неоднократно доказывала, что расцвет духовной и культурной деятельности чаще все­го приходился на периоды кризиса, политического гнёта и материального недостатка. Сама культура опосредованно (непрямо) влияет на экономическую жизнь общества. Но на экономическую, социальную и духовную сферы огром­ное влияние оказывает политика. Социальная сфера прямо связана с переустройством политической жизни и сменой политического строя. Общеизвестно, что изменение поли­тического строя меняет условия жизни народа. Не менее значимо и обратное направление связи. Изначальным сти­мулом к массовым политическим движениям служит не­удовлетворённость больших групп населения своим положе­нием в обществе — материальным, социально-культурным и др. Политики прекрасно используют в своих целях со­циальное настроение широких слоёв общества. Ради поли­тических целей увеличивается финансирование социаль­ных программ, выделение денег на культуру и науку и т. д. Острота социальных проблем является источником и дви­жущей силой политических событий.

Ни одна из четырёх сфер не выступает в качестве един­ственного базиса общества. Различные области жизни со­временного общества оказывают друг на друга равное по значимости влияние, и никакая сфера не выступает доми­нирующей.

Основные термины и понятия

Общность, иерархия

Вопросы и задания

1. Докажите, что общество — «это многозначное понятие».

2. С чем, на ваш взгляд, связано то, что даются разные определе­ния общества, при этом ни одно из которых не воспринимается в качестве достаточного?

3. Насколько едины или противоречивы узкое и широкое понима­ние общества, взгляды на него философов и социологов?

4. Чем отличаются обыденное и научное понимание общества? Можно ли говорить о том, что у них есть общие черты?

5. Что такое «основные сферы общества»? Раскройте смысл каж­дого элемента этого словосочетания.

Практикум

1. Одним из признаков системы является то, что она обладает каче­ством, которым не обладает ни один её элемент в отдельности. По­кажите проявление этого признака системы на примере общества.

2. На с. 135 даётся схема вертикальной структуры общества. Схе­ма предваряется словами о новой картине мира. Выскажите своё мнение о том, насколько они применимы к такой трактовке струк­туры общества.

3. Сравните названную схему с другой схемой (с. 134), приведён­ной в параграфе. В чём они дополняют друг друга? Какие стороны общества как системы раскрывает каждая из них? Попробуйте со­ставить схему, объединяющую идеи двух, представленных в па­раграфе.

§18. Общественные (социальные) институты и социальная защита

Социальные институты. Соответственно четырём основ­ным сферам общества выделяют четыре его института.

Термин «институт» имеет множество смыслов. В европей­ские языки он пришёл из латинского: institutum — установ­ление, устройство. Со временем он приобрёл два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определённому кругу общественных отноше­ний, например институт брака, институт наследования.


Социальные институты — совокупность норм и механиз­мов, регулирующих опредёленную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образова­ние, религия), базовые элементы, на которых покоится общество.

Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фунда­ментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, как и основных социальных института:

• потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);

• потребности в добывании средств существования (эко­номические институты, производство);

• потребности в безопасности и социальном порядке (по­литические институты, государство);

• потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поко­ления (духовные институты в широком смысле, т. е. вклю­чая науку и культуру).

Сделаем вывод: социальный институт — историче­ски сложившаяся устойчивая форма организации совмест­ной деятельности людей, созданная для удовлетворения их важнейших потребностей и регулируемая сводом со­циальных норм, традиций, обычаев.

Благодаря институтам происходит социализация людей (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей), рождаются новые поколения (институт семьи), добывают­ся средства существования, наводится порядок и отправля­ются духовные ритуалы.

Институты возникли в глубокой древности. Производ­ство существует не менее 2 млн лет, если за отправную точ­ку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что она появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновид­ностей: полигамия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т. д. Государству примерно 5— 6 тыс. лет.


Сложнее определить возраст образования. В данный мо­мент социальный институт образования представляет сово­купность школ, техникумов, вузов, академий, различных курсов и т. п. плюс органы управления образованием и нау­кой, научно-исследовательские институты, издательства, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой.

Учёные дают ещё одно определение этому социальному институту как совокупности общественных обычаев, опре­делённых привычек поведения, образа мысли и образа жиз­ни, передаваемых из поколения в поколение. Если пони­мать образование так широко, то его возраст столь же зна­чительный, сколько и лет процессам в человеческом обще­стве, о которых говорится выше.

Одним из главных предназначений общественных инсти­тутов, особенно государства, выступает социальная по­мощь, социальное обеспечение и социальная защита раз­личных слоёв населения.

Социальная политика. Вы знаете о том, что в СМИ часто говорят о социальной политике государства.

Важнейшие потребности общества

Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти социальная политика предназначена аккумулиро­
вать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуа­цию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социальная политика — а) система практических меро­приятий, проводимых правительством через местные и ре­гиональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни всех социальных групп; б) со­ставная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно ка­сающихся человека, его положения в обществе.

Задачи социальной политики охватывают: стимулирова­ние экономического роста и подчинение производства инте­ресам потребления; усиление трудовой мотивации и дело­вой предприимчивости; обеспечение должного уровня жиз­ни и социальной защиты населения; сохранение культурно­го и природного наследия; национального своеобразия и самобытности. В современных условиях социальная поли­тика должна быть приоритетна для властных структур лю­бого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, об­разования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере — забота о человеке, создание условий для его до­стойной жизни и всестороннего развития.

Инструментами социальной политики государства вы­ступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная защита — совокупность практических меро­приятий, проводимых государством для поддержания ма­териального благополучия тех слоёв населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зара­батывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни.


Социальная защита — важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества; система мер, осущест­вляемых государством, объединениями предпринимателей и работников, общественными организациями и движениями с целью гарантировать определённый уровень и качество жиз­ни населения; соблюдение соответствующих прав и привиле­гий граждан; страхование их от риска оказаться в затрудни­тельном материальном положении. В качестве всеобщей нор­мы признаётся право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его се­мьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию.

Благотворительный обед и встреча с ветеранами труда

 

Гарантия конституционных прав граждан в области со­циальной защиты — приоритетное направление социаль­ной политики государства. Система социальной защиты складывается из двух основных форм — социального стра­хования и социальной помощи.

Социальное страхование — обеспечение на основании предварительной уплаты страховых взносов. Предназна­чено для страхования людей на случай расходов в таких ситуациях, как утрата или потеря трудоспособности, не­счастный случай, увечье, смерть.

Социальная помощь ориентирована преимущественно на поддержку наиболее уязвимых групп населения, которых ещё

шшш&яшшшяш    
    ' .wJ lis ■..  

 

называют социально незащищёнными слоями населения: де­тей, стариков, инвалидов; нацелена на вспомоществование, имеет, как правило, компенсационный характер и финансиру­ется за счёт бюджетов разного уровня и благотворительности. В настоящее время федеральные органы и субъекты Федера­ции предпринимают шаги к тому, чтобы заметно улучшить по­ложение дел в России. На это направлены и реформы в со­циальной сфере: совершенствование системы социального страхования, зашиты прав и гарантий работников, повышение уровня социальной защищённости и социального обслужива­ния ветеранов, людей пожилого возраста, детей и других не­трудоспособных и социально уязвимых слоёв населения.

Социальная помощь — одна из основных форм социаль­ной защиты, ориентированная по преимуществу на мате­риальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

Конституция РФ (ст. 39) устанавливает: каждому гаран­тируется социальное обеспечение по возрасту, в случае бо­лезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Систе­ма социальной помощи включает: пенсии, устанавливае­мые нетрудоспособным членам семьи в случае потери кормильца, инвалидам, в том числе инвалидам с детства; пенсии по старости людям, достигшим 60 (мужчины) и 55 (женщины) лет; пособия и другие выплаты многодетным, неполным и малообеспеченным семьям; социальное обслу­живание через стационарные учреждения для престаре­лых, инвалидов и детей-сирот, центры социального обслу­живания на дому и службы срочной социальной помощи; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов.


В ходе реформирования российской системы социальной защиты населения предполагается в дополнение к пособиям и компенсациям, установленным на федеральном уровне, развивать и совершенствовать систему денежной и нату­ральной помощи малообеспеченным категориям граждан на уровне субъектов Российской Федерации. Размеры такой помощи намечается определять с учётом сложившихся в ре­гионе среднедушевого дохода семьи, прожиточного мини­мума и демографической ситуации.

Основные термины и понятия

Социальный институт, социальная политика, социальная защита, социальное страхование, социальная помощь

Вопросы и задания

1. Что такое социальный институт? Как вы понимаете утвержде­ние, что социальный институт сложился исторически?

2. Как взаимосвязаны основные общественные сферы и социаль­ные институты?

3. Можно ли представить себе общество, в котором отсутствует од­на из основных социальных сфер и соответствующие ей социаль­ные институты?

4. Какие конкретные положения Конституции РФ подтверждают, что Россия — социальное государство?

Практикум

1. Опираясь на текст Конституции РФ и сообщения современных СМИ, подготовьте тезисы выступления по теме «Социальная по­литика Российского государства сегодня».

2. Развивая предыдущее задание, раскройте уровни социальной политики современного Российского государства: федеральный, региональный, местный.

3. Подготовьте предложения по развитию социальной политики России в перспективе (категории населения, которые необходимо охватить; виды социальной помощи и страхования; предложения по источникам финансирования и т.д.).

§19. Социальный контроль

Сущность социального контроля. Социализация — про­цесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Она касается прежде всего индивида, но протекает всегда под бдительным оком окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществля­ется отдельным человеком, то он носит индивидуальный ха­рактер, а если целым коллективом — семьёй, группой дру­зей, учреждением или социальным институтом, — то прио­бретает общественный характер и называется социальным контролем.

Социальный контроль — система социальных механиз­мов, обеспечивающих следование членами общества при­нятым моделям поведения; способ саморегуляции со­циальной системы.

Социальный контроль представляет собой особый меха­низм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции.

Нормы и санкции социального контроля. Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли бы де­лать всё, что им заблагорассудится, и таким способом, ка­кой им больше нравится. Неизбежно возникли бы кон­фликты, столкновения, ссоры и, как следствие, обществен­ный хаос.

Нормы социального контроля — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

Санкции социального контроля — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать со­циальные нормы.

На язык предписаний переводится всё то, что так или иначе ценится обществом и им охраняется. Человеческая жизнь и достоинство; отношение к старшим; коллективные символы (например, знамя, герб, гимн); религиозные обря­ды; законы государства и многое другое составляют то, что делает сообщество сплочённым, целым.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполне­ние. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, недоброжелательный взгляд. За нарушение других могут последовать очень жёсткие санкции — напри­мер пожизненное тюремное заключение. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид: обычаи —► манеры —!► этикет —> традиции —* групповые при­вычки —► нравы —> законы —► табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убий­ство человека, оскорбление божества, разглашение государ­ственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выклю­чать свет или закрывать входную дверь).

Нормы связывают людей в единую общность, коллек­тив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нор­мы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общать­ся с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определённые обяза­тельства и ставит их в определённые отношения с началь­ством и товарищами. Значит, нормы формируют сеть со­циальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нор­мы — это ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведе­ния. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идёт навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное организованное взаимодействие. При нарушении правил возникают столкновения и беспо­рядок. Ещё более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнёры не со­блюдают писаные и неписаные правила, нормы, законы. Нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает: мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определённые функ­ции в зависимости от того, в каком качестве они себя про­являют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). За­щита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идёт о норме как стандарте должного поведения.


Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы — стражи ценностей. Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей челове­ческого общества с древнейших времён. В современной се­мье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Санкции в спорте. Удалённый в ходе финального матча чем­пионата мира по футболу 2006 г. лидер сборной Франции Зине- дин Зидан, несмотря на скандал, был объявлен лучшим футболи­стом турнира. Именно он, блестяще проведя его, собрал больше всех голосов спортивных журналистов, традиционно выбирающих лучшего футболиста по итогам чемпионата.


 

Самоконтроль. Санкции к нарушителям групповых при­вычек требуют наличия меньшего числа лиц, но тем не ме­нее они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим челове­ком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Самоконтроль (внутренний контроль) — вид социального контроля, при котором индивид самостоятельно регули­рует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.


В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близкому. Если человек осознаёт неправильность такого поведения и стра­дает от этого, то в таких случаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля. Самокон­троль означает сдерживание природной стихии, он основы­вается на волевом усилии. Импульсивное поведение, неуме­ние управлять своими желаниями характерны для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилиз­мом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный конт­роль осуществляется за счёт самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем слабее самоконтроль, тем жёст­че должен быть внешний контроль.

В отличие от самоконтроля внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный и формальный. Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со сторо­ны общественного мнения, которое выражается через тра­диции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспек­ты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени ново­рождённого и многое другое. Никаких писаных норм не суще­ствовало. В качестве контролёра выступало общественное мне­ние, чаще всего выражаемое старейшими членами общины.

Если в традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановле­ния, законы. Формальный контроль осуществляют: суды, образование, армия, производство, СМИ, политические пар­тии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаме­национным оценкам; правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению; госу­дарство — благодаря полиции, секретной службе, государ­ственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Существует ещё и система надзора. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели и конвойные войска, суды, цензура. Другой разновидностью социального контроля является общественное мнение, о чём мы поговорим позже.

Основные термины и понятия

Социальный контроль, нормы социального контроля, санк­ции социального контроля, самоконтроль

Вопросы и задания

1. Есть ли взаимосвязь (а если есть, то какая) между разными ви­дами социального контроля — индивидуального и коллективного и видами санкций социального контроля?

2. В чём выражается, на ваш взгляд, нарастающий порядок распо­ложения социальных норм: обычаи —* манеры —*■ этикет —* тради­ции —*■ групповые привычки —[1]- нравы —* законы —> табу?

3. Сравните внутренний и внешний контроль? Какой из них, на ваш взгляд, является более надёжным?

Практикум

§ 20. Социальный прогресс

■■■■■■■■■■■■■■■■■■■авнаананнвншнмнмн

Ускорение истории. Сравнивая эволюцию обществ, раз­личные стадии, которые проходит человеческая цивилиза­ция в своём развитии, учёные выяснили ряд закономерно­стей. Одну из них можно назвать законом ускорения исто­рии. Он гласит, что на каждую последующую стадию ухо­дит меньше времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою оче­редь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяжённее индустриального. Каждый последующий этап исторического развития значительно короче предыдущего. Самым продолжительным был первобытный строй, просу­ществовавший менее двух миллионов лет. Археологи, изу­чающие историю общества по раскопкам памятников мате­риальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исто­рической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль историче­ского времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

В каждую последующую эпоху происходит больше науч­ных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология.

Закон ускорения истории

 

Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальны­ми, культурными, экономическими и политическими собы­тиями период.

Ускорение исторического времени неодинаково влияет на разные социальные группы. Сегодняшняя молодёжь живёт в условиях бурного технического прогресса. Ни в каком другом обществе не ценили нововведения так высо­ко, как в современном. С конца XIX — начала XX столе­тия делались всё новые и новые поразительные открытия: широкое промышленное и бытовое использование элек­тричества, радио, телевидение, автомобили, самолёты, ядерная энергия, ракетостроение, компьютеры, лазерная техника и роботы. Каждое новое изобретение, в свою оче­редь, приводило к созданию ещё более совершенных поко­лений техники. Технический прогресс изменил жизнь миллионов людей.

Отразился он и на социальной сфере. Так, появление ав­томобиля в корне изменило представления о месте работы и жительства; дало возможность людям жить за много кило­метров от рабочего места. Горожане стали более мобильны, в том числе и подростки. Подростки начали общаться с сот­нями сверстников из географически отдалённых мест. Всю территорию нашей страны опоясала сеть шоссе и железных дорог. Она расширила общение людей из разных стран, раз­ных городов, из города и деревни. Многомиллионные пото­ки пассажиров ежеминутно передвигаются по огромным просторам России в разных направлениях. Современный образ жизни многих людей можно назвать «жизнью на ко­лёсах ».

Рост городского населения привёл к появлению мега­полисов — сплошных городских кварталов и промышлен­ных объектов. Многие города практически сомкнулись, сведя на нет сельскую местность и загрязняя окружаю­щую среду. Совершенно изменилась и стала почти непред­сказуемой не только природная среда. Изменился и со­циальный климат. Чем быстрее растёт город, тем сложнее для его жителей осуществлять не только экологический, но и социальный контроль за соблюдением общественного порядка.

Прогресс и регресс. Закон ускорения истории — это ещё не всё, что необходимо знать о развитии общества. В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, будем говорить о прогрессе.

Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось ещё в древности, но окончательно офор­милось в трудах французских просветителей. Обществове­ды так и не договорились о критериях прогресса. Француз­ские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мысли­телей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение впе­рёд по состоянию общественной нравственности, приближе­нию её к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил.

Некоторые социологи сутью прогресса считали усложне­ние социальной структуры, рост социальной неоднородно­сти. Наконец, прогресс связывают также с процессом мо­дернизации, т. е. переходом от аграрного общества к инду­стриальному, а затем и к постиндустриальному.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперёд) — на­правление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совер­шенным формам.

Прогресс выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. То есть прогресс — это то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества.

В тех случаях, когда ускорение истории приводит к нега­тивным последствиям, правильнее говорить о регрессе.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — дви­жение назад, от высшего к низшему, деградация.

Понятие, противоположное понятию прогресса. Для ре­гресса характерен возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т. е. всё то, что приводит к негативным по­следствиям в жизни общества.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не ис­ключает возвратных движений, регресса и цивилизацион- ных тупиков. Да и само развитие человечества вряд ли име­ет однозначно прямолинейный характер, в нём возможны и ускоренные рывки вперёд, и откаты назад. Более того, про­гресс в одной сфере общественных отношений может сопро­вождаться и даже быть причиной регресса в другой. Тем не менее большинство обществ, несмотря на временные отступ­ления, развиваются прогрессивно. Об этом свидетельствует история.

Итак, глобальный, всемирно-исторический процесс вос­хождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным (обще­ственным ) прогрессом. Это обобщающее понятие включает такие составные части, как экономический, технический и культурный прогресс. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим, поэтому не говорят о поли­тическом или религиозном прогрессе.

Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического про­гресса, но они грозят поставить мир на грань экологиче­ской катастрофы, истощить природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кри­зисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются из­держками урбанизации, в том числе транспортной устало­стью, загазованностью городской среды, гиподинамией. Иногда издержки прогресса настолько велики, что возни­кает вопрос, а можно ли вообще говорить о движении чело­вечества вперёд?

Регресс знаменует попятное движение общества, отступ­ление от завоёванных позиций, возвращение к предшествую­щему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не толь­ко в векторе движения, но и в масштабах. Если прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человече­ского общества на всём протяжении исторического времени, то регресс — локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда ещё человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперёд могло задерживаться и даже останавливаться.

Эволюция, реформа, революция. Социальный прогресс имеет несколько видов. Различают постепенный и скачко­образный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным.

Реформа — частичное усовершенствование в какой-ли­бо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не уничтожающих основ существующей социальной структуры.

Путь реформ называют ещё эволюционным. Слово эво­люция (от лат. «развёртывание») — это медленные, по­стоянные изменения предшествовавшего состояния. В про­тивоположность ей революция (от лат. «поворот», «измене­ние») означает перемены во всех или в большинстве сторон общественной жизни, затрагивающее основы существую­щего социального строя.

Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагива­ющее основы существующего социального строя. Она но­сит скачкообразный характер и представляет собой пере­ход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон обще­ственной жизни, которые непосредственно связаны с людь­ми; отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, уча­стии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефо­ном, железнодорожным транспортом или метро затрагива­ют интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называют­ся социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безра­ботице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы каса­ются социального положения многочисленных слоёв насе­ления, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам: образованию, здравоохране­нию, занятости.

Наряду с социальными выделяют экономические и поли­тические реформы. Переход экономики на рыночные отно­шения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система — примеры экономических ре­форм. Изменение Конституции, формы голосования на вы­борах, расширение гражданских свобод, переход от монар­хии к республике — наиболее наглядные примеры полити­ческих реформ. Употребляется также выражение «законо­дательные реформы», но абсолютно неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или же об изобретениях.

Таким образом, реформы — частичные изменения, затра­гивающие не всё общество, а его отдельные сферы или ин­ституты. Последствия реформ могут быть не менее серьёз­ными, чем у иных революций.

Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. Введение в печати практики цензуры прогрессивным меро­приятием никак не назовёшь. Реформы, как правило, затра­гивают не всё, а каждую в отдельности страну, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения. А революции? Когда назревает по­требность в принципиальных изменениях характера обще­ства, происходит социальная революция.

Революция — это совокупность большого числа или ком­плекса реформ, проводимых одновременно с целью измене­ния основ социального строя. Именно такие цели преследова­ла Октябрьская революция в 1917 г. в России. В результате неё были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, ликвидированы свобода слова и полити­ческие права граждан страны, коренным образом изменилась система распределения социальных благ.

Но прежде чем перейти к комплексным социальным пре­образованиям, партия большевиков осуществила политиче­ский переворот — свержение Временного правительства и захват власти. Только после этого, создав новые органы государственного управления, большевики с первых же дней начали издавать основные законоположения, касаю­щиеся экономической и социальной сферы жизни граждан нового государства.

Октябрьская революция в России. 1917 г.

 

Революция может касаться одного или нескольких об­ществ в данный период времени. Революции бывают крат­ковременными и долговременными.

Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая (аграрная) револю­ция, которая представляла собой качественный скачок, бла­годаря которому цивилизация совершила переход от присва­ивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производя­щему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государства и культуру.


Вторым глобальным процессом называют промышлен­ную революцию XVIII—XIX вв. Она тоже сыграла выдаю­щуюся роль в человеческой истории, привела к смене од­ного экономического строя (феодализма) другим (капита­лизмом); одного технического уклада (мануфактуры) дру­гим (машинным производством). В результате промыш­ленной революции кардинально изменился политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и со­циальный уклад многих стран (уничтожены наследствен­ные привилегии и жёсткие сословные перегородки; про­возглашены равные гражданские права). Промышленная революция — первый случай в истории, когда изменения в способе производства изменили социальную структуру общества и привели к формированию новых классов: ка­питалистов и пролетариев. С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структу­ры (сословного) и появление другого (классового).

Обе революции относятся к так называемым технологи­ческим.

Четыре крупнеиших изобретения, Текстильная отрасль — локомотив приведшие к индустриальной индустриальной революции революции

 

Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют долгого времени. Однако они всегда приводят к качественному изменению общества.

Революция, начавшаяся в одной стране, может переки­нуться на другие страны. Если эти страны вовлекаются в ре­волюционный процесс стихийно, а весь процесс носит ха­рактер цепной реакции, то следует говорить о ненасиль­ственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 г., охватившей различные страны Европы.

Основные термины и понятия

Прогресс, регресс, реформа, эволюция, революция Вопросы и задания

ШШШЯШЯШШШЯШШШШШШЯШЯЯИШШЙвЯШШЯШШШШЯВШЯЯЯШШЯШКШШШ

1. В чём состоит закон ускорения истории? Сравните его действие как закона истории с действием одного из законов естественных наук (на ваш выбор).

2. Что такое общественный прогресс? Охарактеризуйте дискуссию по его критериям, которую вели и ведут специалисты. Какова ва­ша точка зрения по этому вопросу?

3. Что такое общественный регресс? Каковы его критерии?

4. В параграфе говорится о том, что: «По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим, поэтому не говорят о по­литическом или религиозном прогрессе». Прокомментируйте эти слова.

5. Что такое «цена прогресса»? Дайте объяснения с примерами из современной жизни.

6. Что объединяет и различает процессы и явления, называемые «технологическими» и «социальными» революциями?

7. Чем отличается реформа от революции?

8. Можно ли утверждать, что только революции являются основой действия закона ускорения истории?

Практикум

1. Проследите действие закона ускорения истории на примере раз­вития России, составив соответствующий наглядный материал (графики, таблицы и др.).

2. Проанализируйте вывод учебника на конкретном современном материале: «Ускорение исторического времени неодинаково влияет на разные социальные группы».

3. Смоделируйте возможную дискуссию о критериях обществен­ного регресса, аналогичную дискуссию о критериях общественно­го прогресса.

4. В определении революции, данном в параграфе, есть три пози­ции, три составные части определения понятия «революция». На­зовите их и расставьте по степени важности для её характеристи­ки. Своё мнение обоснуйте.

5. Прокомментируйте иллюстрацию на с. 154, ответив на вопросы:

1) Какие четыре крупнейших изобретения привели к инду­стриальной революции и почему?

2) Почему текстильная отрасль названа «локомотивом инду­стриальной революции»?

3) Представлена ли текстильная отрасль в четырёх крупнейших изобретениях, приведших к индустриальной революции?

§ 21—22. Глобализация

Сущность глобализации. Впервые термин «глобализа­ция» ввёл в употребление американский экономист Т. Ле­вита (1983), обозначив им феномен слияния рынков, начи­навшийся в 1980-х гг.

Существуют различные определения глобализации. Одно из них такое.

Глобализация — исторический процесс сближения на­ций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия.

Вывод о том, насколько это определение точно отражает сущность глобализации, вы можете сделать на основании того, что уже сейчас знаете о ней и узнаете из материалов учебника.

Среди учёных не сложилось окончательного мнения на­счёт того, можно ли считать глобализацию продолжением предшествующих этапов развития цивилизации. Или же глобализация — это полный разрыв с прошлым и принци­пиально новая точка отсчёта в истории человечества.

Роль транснациональных компаний в глобализации. Экономический локомотив глобализации — это трансна­циональные корпорации (ТНК), т. е. национальные тресты и концерны, имеющие многочисленные зарубежные отделе­ния и филиалы, что делает их, по существу, международны­ми компаниями. ТНК получили широкое распространение после Второй мировой войны; сегодня они контролируют многие отрасли производства и сферы экономики как в мас­штабе отдельных стран, так и мирового хозяйства.

ТНК — это компании, объём производства которых на зарубежных предприятиях составляет не менее 10—20% от общего объёма их производства. В конце 1960-х гг. в разви­тых странах было около 7 тыс. материнских ТНК, а к концу века их стало порядка 40 тыс.

Подавляющее большинство штаб-квартир ТНК сосредо­точено в 7 странах мира: Японии, США, Германии, Фран­ции, Великобритании, Нидерландах и Швейцарии.

Японская корпорация «Mitsubishi» производит больше, чем четвёртая по численности населения страна мира — Ин­донезия. ТНК «General Motors» производит больше Дании, «Ford» производит больше Южно-Африканской Республи­ки, «Toyota» — Норвегии.

Совокупный объём продаж 200 крупнейших компаний мира составляет более 1/4 мирового производства. Исследо­вания показывают, что за последние несколько лет доля

ТНК в мировом производстве резко увеличилась. В 1982 г. объём продаж крупнейших фирм составлял 24% от объёма мирового ВВП. Сейчас эта цифра достигает уже 30% от мирового ВВП.

Крупные компании постепенно становятся привычным делом для российской экономики. Основания для вступле­ния в «клуб избранных» есть на сегодняшний день у таких российских компаний, как «Газпром», «Лукойл» и др.

Центральный офис нефтегазовой компании «Лукойл»

 

Международные компании ориентируются на потреби­тельские вкусы не одной, а многих наций — тех, где у них существуют филиалы. Американские компании уже не на­целены только на немецкий, американский или японский рынок. Объектом их действий становится глобальный ры­нок. Торговые стратегии фирм «Кока-кола», «Сони», «Макдоналдс» или «Левайс» давно уже вышли за нацио­нальные границы. Их продукция раскупается потребителя­ми большинства стран мира. Именно они стали готовить но­вое поколение менеджеров, преодолевающих националь­ные барьеры и способных управлять бизнесом в любых культурных условиях. Принято считать, что этим менедже­рам принадлежит будущее.

Роль международного рынка в развитии глобализации.

Если ТНК — мощные локомотивы глобализации, то желез­нодорожными путями, по которым они мчатся, становятся международное разделение труда и международный рынок. Распространение рыночных механизмов практически во всех странах мира привело к невиданным изменениям в жизни человеческого общества. Триллионы долларов и миллиарды товаров, которые курсируют по всем континен­там мира, заглядывая в самые непроходимые уголки плане­ты, потребовали для себя:

• строительства дорог, магистралей и супермагистралей;








Date: 2015-12-13; view: 3400; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.242 sec.) - Пожаловаться на публикацию