Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные группы в прошлом и сегодня





§ 23. Социальные группы

Что такое социальные группы. Общество — совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номи­нальных, первичных и вторичных. Группа — фундамент че­ловеческого общества, поскольку само оно — одна из групп, но только самая большая.

Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа — это ещё и та среда, в которой возникают и развиваются коллек­тивные процессы, коллективные формы поведения (напри­мер, действия толпы, слухи и др.).

Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, нацио­нальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и др.).

Социальные группы разнятся между собой. Некоторые малы по числу входящих в них людей. Причём настолько малы, что фактически все их члены могут близко видеть, на­блюдать за действиями друг друга в течение дня, их контак­ты в таком случае часты и тесны. Это малые группы, или группы личного контакта. Семья (особенно живущая под од­ной крышей) — наиболее очевидный, самый наглядный при­мер такой группы.

Можно также представить себе группу близких и предан­ных друзей, проводящих вместе свободное время. Или спор­тивную команду, которая борется с соперником за высший титул в футбольной лиге. Можно вспомнить производствен­ную бригаду, собирающуюся только в рабочее время для ре­шения трудовой задачи и включающую людей самых раз­ных возрастов, профессий и взглядов.

Для того чтобы попасть в одну группу, мы предприни­маем огромные усилия. Так, многие выпускники школы стараются во что бы то ни стало поступить в престижный вуз. Другие группы нам выбирают родители. Как, напри­мер, музыкальная школа или изокружок, в который по­рой почти насильно запихивают малыша старшие члены семьи.

А есть такие группы, которые ни мы, ни другие нам не вы­бирают. Такова семья, в которой мы рождаемся. А вот с кем вступать в брак, иметь ли детей — мы решаем сами. Мы мо­жем выбирать друзей и покидать их по собственному усмот­рению.

В таких группах мы формируемся сами и формируем свои жизненные ценности. Здесь мы делимся друг с другом са­мым наболевшим, самым сокровенным, тем, чем с другими группами никогда не поделимся.

Мы можем даже попытаться как-то воспитать близкого нам человека, повлиять на его личность. Мы можем упре­кать и наказывать близких людей за то, что нам не нравится в их поведении, а хвалить и вознаграждать за то, что нравит­ся. А можем ли мы проделать подобное со своим начальни­ком или школьным учителем? В том-то всё и дело.

Итак, социальные группы — относительно устойчивые со­вокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества.

Значение социальных групп. Учёные доказали, что многие особенности человека — способность к абстрактному мыш­лению, речь, язык, самодисциплина и нравственность — яв­ляются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от неё, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид скорее исклю­чение, нежели правило.

Уже в древности люди жили группами: мобильные сооб­щества первобытных охотников и собирателей численно­стью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он — член се­мьи, ученического класса, молодёжной тусовки, производ­ственной бригады, спортивной команды.

Ощутить себя частью малых и больших сообществ — глу­боко человеческая потребность. У заключённого в одиноч­ную камеру преступника обязательно изымают все предме­ты, которыми он мог бы воспользоваться для самоубийства. Он изолирован от группы, а значит, как бы выключен из со­циальной жизни. Утрата ощущения принадлежности к близкому кругу семьи и друзей, коллективу, своему народу или иным малым и большим общностям представляет, быть может, самое тяжкое испытание, которое не все готовы вы­держать. На языке психологов стремление самоопределить­ся в многообразных «мы-группах» обозначается понятием социальной или групповой идентификации.

Любая группа состоит из статусных позиций, которые предписывают определённые обязательства, дают опреде­лённые права. Социальная группа имеет писаные и неписа­ные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жёсткими способами. Нормы представляют собой стандарты потребления, принятые в этой группе. Напри­мер, работники банка во всех странах носят на работе стро­гие деловые костюмы, военные — мундиры, панки — яр­кий, фантастический наряд, скроенный тем не менее по определённым правилам. Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе со­циализации.

Типология социальных групп. Всё многообразие социаль­ных групп можно классифицировать в зависимости от:

• размеров группы;

• социально значимых критериев;

• типа идентификации с группой;

• жёсткости внутригрупповых норм;

• характера и содержания деятельности и др.


По размерам социологи различают большие социальные группы — общественные классы, социальные слои, профес­сиональные группы, этнические общности (нация, народ­ность, племя); возрастные группы (молодёжь, пенсионе­ры) — и малые социальные группы, специфический приз­нак которых — непосредственные контакты её членов: се­мья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

По степени регламентации отношений и жизнедеятельно­сти индивидов группы разделяют на формальные и нефор­мальные.

Классификация малых групп в целом включает: лабора­торные (искусственные) и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и нефор­мальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т. д.

В социологии группы подразделяются на первичные и вторичные, формальные и неформальные. Первичные груп­пы — небольшая ассоциация людей, связанных узами эмо­циональной природы. Пример: семья, группа друзей. Вто­ричные группы — некоторое количество людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер.

Футбольные болельщики


Формальная группа — вид малой группы, положение и поведение отдельных членов которой строго регламенти­руется официальными правилами организации и социаль­ными институтами. Неформальные группы возникают в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий их членов.

Неформальная группа характеризуется: относительной независимостью от социальных структур; нечётко выражен­ной целью групповой деятельности; неформальным контро­лем, основанным на традиции и зависящим от степени осоз­нанности группового членства.

Формальная группа — объективное социальное образова­ние, элемент социальной структуры общества или элемент его структурных подсистем, создаваемое для выполнения функций, строго определённых системой более высокого уровня. Иногда формальная группа называется также офи­циальной или целевой, поскольку является частью социаль­ного института или организации, обладающей юридическим статусом и имеющей целью достижение определённого ре­зультата.

Функции, цели, правила поведения и само членство в формальной группе фиксированы в нормативных докумен­тах, т. е. формализованы. Формализованный характер отно­шений позволяет объединять в составе формальной группы значительное число её членов.

Большие группы. Общественный класс, пол, нация — ти­пичные примеры «мы-группы», но особого, нежели семья или производственная бригада, типа. Их принято именовать большими группами.

Было бы неправильно представлять большие группы как точную, но уменьшенную копию малых. Масштабы и раз­мах не те. Однако между ними много любопытных сходств, о которых, быть может, не всегда догадываются. Но вначале о различиях.

Большие группы отличаются от малых своей природой. Как мне, русскому, ощутить свою принадлежность к такой огромной группе, как русская нация или русский народ? Только мысленно. Я незнаком с подавляющим большин­ством русских, знаю о численности своей нации только бла­годаря радио и газетам. Также мысленно я представляю, как русские живут в Санкт-Петербурге, Орле или Вышнем Во­лочке.

Согласитесь, принадлежать к группе мысленно и реаль­но — совсем не одно и то же. Но иначе войти в свою нацио­нальную группу я не могу. Это целиком и полностью вообра­жаемые сообщества. Целостность таких групп хранится главным образом в головах тех, кто воспринимает такие группы, как «мы».

Тем не менее это «мы-группа», а не «они-группа». Когда вы в Европе или Америке вдруг повстречались с русским, вы рады ему чуть ли не как брату. Эмигранты из одной страны живут в чужих странах тесными общинами. Они выпускают свои газеты, создают свои клубы по интересам, общаются и часто женятся на своих.

Внутри больших групп, как и малых, скажем в той же се­мье, могут происходить конфликты, раздоры, войны. Ими наполнена мировая история. Взять хотя бы гражданскую войну. В отличие от международной она происходит внутри одной нации, между членами одного общества, одной стра­ны. Но если этой стране и этой нации начинают угрожать враги — она тут же сплачивается. Все до единого поднима­ются на защиту своей родины.

Общественный класс, скажем богатые, ведёт себя то как единая и сплочённая группа, то как сборище не поладивших юнцов. То же происходит внутри политических партий, ко­торые то делятся на фракции, то объединяются в блоки.

Все эти трещины, рассекающие их единство, лишь на поверхности прикрываются образом «мы». Если я, говоря о каком-либо общественном классе или нации, использую слово «мы», то это значит только одно: я отдаю предпочте­ние тому, что нас объединяет, а не тому, что нас разъеди­няет.

Большой группе всегда не хватает для сплочения того, что есть у малой, — простых человеческих отношений. Их заме­няют теории и идеологические лозунги, религиозные веро­вания, мифические и реальные герои и др.


Малая группа. Количество определений в литературе ма­лой группы приближается к сотне. При знакомстве с ними обращает внимание их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемо­го явления.

Малая группа и межличностные отношения характери­зуют ближайшее социальное окружение человека.

Малой группой называют небольшое число людей, кото­рые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.

Как примеры малых групп можно привести следующее: спортивная команда, школьный класс, молодёжная тусов­ка, производственная бригада.

Как правило, учёные указывают следующие признаки малой группы:

• Ограниченное число членов группы. Верхний предел со­ставляет 20 человек, нижний — два. Если группа пре­вышает «критическую массу», то распадается на под­группы, клики, фракции. Согласно статистическим расчётам, большинство малых групп включает не более семи человек.

• Стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

• Внутренняя структура. Она включает систему нефор­мальных ролей и статусов, механизм социального кон­троля, санкции, нормы и правила поведения.

• Число связей увеличивается в геометрической прогрес­сии, если количество членов возрастает в арифметиче­ской. В группе из трёх человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырёх человек — 11, а в груп­пе из семи — 120 связей.

• Чем меньше размеры группы, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отно­шения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из пяти человек её члены получают больше личного удо­влетворения, чем в группе из семи. Группа из пяти— семи человек считается оптимальной.


• Размер группы зависит от характера её деятельно­сти. Финансовые комитеты крупных банков, отвечаю­щие за конкретные и оперативные действия, обычно со­стоят из шести-семи человек, а парламентские комите­ты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14—15 человек.

• Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наиболь­шее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определённого уровня, индивид поки­дает её.

• Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, ког­да оно сопровождается взаимным подкреплением уча­ствующих в нём людей. Чем значительнее индивиду­альный вклад в успех группы, тем сильнее стимул дру­гих поступать так же. Если кто-то перестаёт вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей дру­гих, то изгоняется из группы.

• Группа предоставляет каждому максимум доступ­ных преимуществ, поскольку являет собой объедине­ние равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них находит от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Со свойствами малой группы тесно связаны элементы её структуры. К ним относят:

— предмет, цели, задачи совместной деятельности;

— характер и содержание деятельности, систему статусов и ролей, формирующих межличностные отношения.

Структура малой группы определяет характер её динами­ки и, в свою очередь, определяется ею.

Групповые нормы. Специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в це­лом, это и есть групповые нормы.

Групповые нормы — правила и требования, вырабаты­ваемые каждой группой (коллективом, организацией), играющие важную роль в регулировании поведения чле­нов этой группы, формировании характера их взаимоот­ношений.


Групповые нормы позволяют группе соотносить поведе­ние каждого отдельного своего участника с выработанны­ми эталонами и осуществлять достаточно эффективное воз­действие на отдельную личность в случае отклонения её по­ведения от принятого в группе эталона. Они выполняют функции социального контроля за деятельностью лично­сти, способствуют устойчивости и стабильности существо­вания группы. Вместе с тем групповые нормы могут блоки­ровать восприятие группой нового и препятствовать пере­стройке всей деятельности в изменившихся социальных условиях.

Основные термины и понятия

Социальная группа, групповые нормы

Вопросы и задания

1. Что такое социальная группа? Опираясь на материалы парагра­фа и соответствующие параграфы первой главы учебника, докажи­те, что формирование социальных групп — объективный процесс жизни человеческого общества.

2. Какое практическое применение, на ваш взгляд, имеет изучение социальных групп?

3. Можно ли утверждать, что и большие, и малые социальные группы живут по одним и тем же законам (в данном случае речь не идёт о юридических нормах)?

4. Что такое групповые нормы? Чем они поддерживаются? Приве­дите примеры групповых норм, с которыми вы знакомы в повсе­дневной жизни.

Практикум

1. Опираясь на данную в учебнике классификацию социальных групп, проведите социальную самоидентификацию: определите, к каким большим и малым социальным группам вы относитесь. Рас­положите эти группы в иерархической последовательности в зави­симости от важности для вас нахождения в них.

2. На основании признаков малой группы сформулируйте практические советы по организации такой группы; правила, которых целесообразно придерживаться членам данной группы.

§ 24—25. Этнос и этнические отношения

Что такое этнос. К этническим общностям, которые так­же называют кровнородственными, относятся кланы, пле­мена, народности, нации, семьи, роды. Иначе их именуют историческими формами этноса. Они объединяются на осно­ве генетических связей и составляют эволюционную цепоч­ку, а её началом является семья.

Этнос — исторически возникший вид устойчивой со­циальной группировки людей, представленный племе­нем, народностью, нацией.

Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения и общим ведением домашнего хозяйства (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка.

Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединив­шись, составляли племя.

Племя — этническая и социальная общность людей, свя­занных родовыми отношениями, территорией, культу­рой, языком и самоназванием.

На протяжении 3 тыс. лет основой социальной органи­зации Китая выступал клан — территориальная группа, ведущая самостоятельное хозяйство, чьи представители носят одну фамилию, объединяются чувством родства и солидарности, а также взаимными правами и обязанно­стями, выполнение которых требовал не только обычай, но и закон. Члены одного клана заселяли часть деревни или отдельную деревню. В отличие от рода клан включает не только родственников по крови, но и по браку.

В основе кровнородственных общностей лежит преемственность поколений

 

Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколен­ные общности людей. Теперь мы имеем два признака этно­са — быть кровнородственной группой и межпоколенной об­щностью. Первый — целиком биологический, второй уже с серьёзной долей социальных факторов. У этноса двойствен­ная природа — биологическая и социальная.

В отличие от него классы, сословия и профессии — чисто исторические и социальные группы. Этим этнос и выделяет­ся во всём множестве социальных групп, образующих со­циальный состав населения. Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность вы не вы­бираете. Её вы наследуете от родителей. Правда, нередко ро­дители разнонациональные, тогда ребёнок вправе выбрать одну или другую национальность. Здесь уже есть признак добровольности. Значит, национальность — смешанный ста­тус.

Людей объединяет в единый этнический организм, ска­жем нацию, древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора — общ­ность территории и общность языка.


Язык — отличительный признак этноса. Обычно один эт­нос — один язык. Однако нередко на одном языке могут го­ворить несколько народов. Например, почти всё население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. На английском языке говорят не только англичане, но и ан- гло-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируются на определённой территории, а позд­нее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменя­ется, но суть остаётся прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенно­стях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

Не меньшую роль играет ещё один признак общего — не территория или язык, а этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его ис­торической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его тра­диции и ценности.

Духовное отождествление себя со своим этносом (учё­ные называют это этнической идентификацией) — по­сильнее территориального или языкового. Русские, осев­шие после Октябрьской революции во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой наци­ей, хотя прошли целые десятилетия.

А немало других русских, эмигрировавших только что или в 1990-х гг., когда на их этнической родине жить стало тяжелее, первым делом отмежевались от России духовно. Если человек пренебрежительно или высоко­мерно относится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.

ЯННННННВИННННЩ ШК^^^й^^Ш^ШННВННШВШШ^

Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий (этнообразующих факторов):

• кровное родство — единство происхождения от общего предка;

• устойчивая межпоколенная преемственность;

• единство территории;

• единство языка;

• общность исторической судьбы;

• общая культура и традиции;

• общее самосознание (этническая идентификация).

Диаспоры и национальные меньшинства. Диаспоры об­разуются за счёт добровольного переселения (миграции), на­сильственного выселения, угрозы геноцида и иных социаль­ных факторов.

Диаспора — значительная часть этноса, живущая вне исторической родины.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не уда­лось изгнать русских с исторической родины — России. За­то русские добровольно и большими партиями покидали её начиная с XVII в. Крупнейшая в мире российская диаспора насчитывает 25—30 млн человек. В это число входят, во-первых, российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. На учёте в консульских учреждениях сегодня состоят около 1,2 млн таких граждан. Однако это число вби­рает только 15—20% всех реально постоянно проживающих за рубежом. То есть число сограждан за рубежом составляет до 8—10 млн человек. Другая группа — это выходцы из Рос­сийской Федерации, чьи корни находятся в России. Ещё 10—15 лет назад назывались цифры 35—40 млн человек. Но часть из них за последние 15 лет вернулись в Россию. Феде­ральный закон 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что «соотечественниками являются лица, родившиеся в од­ном государстве, проживающие либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, религии, куль­турного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».

m


Еврейский этнос — это, пожалуй, самый «распылённый народ» в мире. Его диаспоры разбросаны по всему миру. Хотя некоторые диаспоры образовались добровольно, большинство случаев или, по крайней мере, самые известные следует отнести к насильственной миграции. Евреи почти две тысячи лет прожили за пределами своей этнической родины Палестины, откуда их в I в. н. э. выселил после вос­стания римский император Тит Веспасиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.

Диаспора — это начальный этап формирования нацио­нального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать от­дельную часть этноса, оказавшуюся за пределами прожива­ния его основной, главной части или за пределами одно­имённого государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами.

Этническое меньшинство подразумевает, что где-то суще­ствует одноимённое этническое большинство, т. е. основ­ная часть этого этноса.

В России меньшинствами являются, например, греки (так как есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших рес­публиках СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и ма­ла, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для такого случая был специально изобре­тён термин «иноэтничное большинство». Тем не менее каза­хи, численно уступавшие русским, были признаны титуль­ным этносом, а русские нет.

Титульный этнос — этническая группа, название которой совпадает с названием государства.

Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставлено на научную основу в США, где белое насе­ление, составляющее большинство, натолкнулось на сопро­тивление, которое им оказывало чернокожее население страны, находившееся в численном меньшинстве.

Поскольку Америка на протяжении всего XX столетия продолжала притягивать десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля первых стала сокращаться, а доля вторых интенсивно нарастать. Американские специалисты по этнологии стали поговари­вать о том, что вскоре белые станут в США этническим мень­шинством.

Не всегда выяснить вопрос о том, кто является меньшин­ством, а кто большинством, просто. Иногда большая часть этноса проживает за пределами территории или государства, одноимённого с этим этносом. Так, например, численность татар в Российской Федерации превышает 5,6 млн человек, однако в самом Татарстане их проживает менее 2 млн. Не­трудно заметить, что большая часть татар живёт за предела­ми одноимённого государственного образования. Всего же в мире больше 6,6 млн татар.

Исторические типы этноса. К этносам причисляют только племена, народности и нации. Этнос на самом деле — до­вольно позднее историческое образование. Он возник не сра­зу, а только в эпоху верхнего палеолита.

Этносу, как уже говорилось, предшествовала другая гене­тическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочислен­ные, у них нет самостоятельной культуры, а главное — они входят в состав более крупного целого: вначале в состав пле­мени, а затем народности и нации. Кроме того, индивидуаль­ная семья или род насчитывают обычно до сотни лет, в то время как история этносов — более высокого и сложного типа социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет.

Итак, существуют две социобиологические цепочки. Первая развивается от семьи к роду, а затем к племени. Вто­рая, более сложная и многочисленная, эволюционирует от племени к народности, а от неё к нации. Это уже сотни ты­сяч и миллионы людей. Только у второго типа общности мы обнаруживаем свой язык, территорию, название, психо­логию.


За период существования этноса меняются эпохи, возни­кают и распадаются государства, а сами этносы перемеща­ются по территории планеты.

Племя — исторически первая ступенька формирования этноса. Племена включают значительное число родов и кла­нов. Они обладают собственным языком или диалектом, тер­риторией, формальной организацией (вождь, племенной со­вет), общими церемониями. Их численность в разное время доходила до десятков тысяч человек.

Этот тип этнической организации свойствен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. Племени уже свойственны все основные признаки этноса, а именно терри­тория, язык, самосознание. Племя обладает общими особен­ностями культуры, воплощёнными в сложных и неповтори­мых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.

В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда — от животно­го или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм, о ко­торых шла речь в параграфе о религии, суть порождение ро- до-племенного общества.

В эпоху распада родового строя и формирования клас­сового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса — народность.

Народность — общность людей, исторически сложивша­яся в процессе разложения племенных отношений, осно­ванная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры.

Народности возникают в эпоху рабовладения и представ­ляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превы­шает племя; кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Решающую роль в превращении союза племён в народ­ность играет государство. Оно объединяет обширные терри­тории, устанавливая более тесную связь между людьми и эт­ническими группами.

Народности — достаточно неустойчивые этнические обра­зования. В эпоху феодализма они распадаются на более мел­кие части, из которых постепенно формируются новые этно­сы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, рас­павшуюся в XII в. на отдельные части, из которых впослед­ствии сформировались три самостоятельных этноса — рус­ские, украинцы и белорусы.

Что такое нация. На базе народностей в эпоху капитализ­ма формируются нации — высший исторический тип этноса. Нация возникает в период преодоления феодальной разоб­щённости и зарождения капитализма. Нации более многочи­сленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство соли­дарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональ­ная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация уже сформировалась и борется за свой сувере­нитет.

Именно рыночная система и мощные централизованные государства выступают основными причинами объединения разрозненных, но близких по культуре и этническим приз­накам групп населения в единое целое. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхожде­ния. У них не обязательно должен быть общий язык, рели­гия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Нация (от лат. natio — племя, народ) — историческая общ­ность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.

В зарубежной и отечественной литературе сложились две совершенно разные традиции в понимании нации:

• этатистская (от франц. etat — государство), прису­щая англо-романским странам;

• этническая (от греч. ethnos — народ), свойственная Германии и России.

В англо-романской трактовке понятием «нация» обозна­чаются все граждане государства независимо от этниче­ской принадлежности. Так, французом считается любой гражданин Франции независимо от этнической принад­лежности. То же самое можно сказать об американце, ка­надце.

В противоположность этому этническую трактовку нации принято называть германской. Она получила практическое применение: для того чтобы въехать в Германию на постоян­ное место жительства и получить германское гражданство, претенденту необходимо доказать, что он — немец по проис­хождению, что у него хотя бы кто-то из родителей — немец, независимо от того, гражданами какой страны они являлись или являются.

Именно по этническому принципу была разделена после Первой мировой войны Австро-Венгерская империя. Этни­ческий принцип был главенствующим, когда в СССР прово­дили границы союзных республик. Но к нему примешива­лись и другие, политические, соображения. Поэтому, напри­мер, территория Казахстана оказалась гораздо больше, чем площадь проживания казахов.

Для того чтобы дать полный перечень характерных осо­бенностей нации, надо присоединить к списку признаков эт­носа следующие черты:

устойчивая государственность;

общность экономической жизни;

развитая социальная структура.

Сравнивая два перечня черт — этноса и нации, мы можем подметить такую закономерность: по мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нём убывают биологические черты и нарастают социально-поли­тические. Решающим для формирования наций называют XX в.

Знаете ли вы, что

В современном мире около 10 тыс. этносов и немногим более 200 государств.

Этноцентризм. В ходе межнационального взаимодей­ствия, особенно если оно длится долгие годы и проходит регулярно, обязательно возникают какие-то трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Это как бы издержки межэтнических отношений. Когда всё идёт хо­рошо, то о них не вспоминают. Но они превращаются в проблему, как только отношения обостряются. Причиной обострения часто выступает так называемый этноцен­тризм.

Этноцентризм — уверенность в превосходстве собствен­ной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Он тесно связан с другим явлением, именуемым ксенофо­бией.

Ксенофобия (от греч. хепох — чужой и phobos — страх, боязнь) — навязчивый страх перед незнакомыми лицами, чужими взглядами и обычаями.

Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность.

Шовинизм можно считать разновидностью ксенофобии и этноцентризма.

Этноцентризм порождает массу предрассудков в отноше­нии представителей других культур, служит основой воз­никновения враждебности к другим нациям и расам, вы­ступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создаёт ненужные затрудне­ния при общении представителей разных культур и наро­дов.

Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. Она не закреп­ляется законом страны, не поддерживается судебными и карательными органами, но возникает стихийно в массовом сознании и поведении людей.


«Марш против ненависти» в Санкт-Петербурге посвящён всем жертвам неонацизма. 2008 г.

 

В 1991 г. в немецком г. Хойерсверда неофашисты и «бритоголо­вые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили об­щежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. В другом общежи­тии — для иностранцев, дожидавшихся оформления соответствую­щих документов, — они напали на румын. Часть населения одобрила действия экстремистов, другие упрекали полицию в неоперативном вмешательстве. В 1992 г. экзальтированные молодчики собрались в Ростоке перед общежитием иностранцев. Уличные бои между уси­ленными подразделениями службы безопасности и неонацистами продолжались и в течение всей следующей ночи. Через два дня тыся­ча молодчиков, подстрекаемых взрослыми, напала на общежитие и подразделения безопасности. 70 экстремистов проникли в здание и подожгли его. Пожар удалось потушить лишь через полтора часа.

Против вспышек национальной и расовой нетерпимости резко выступили как население страны, так и ведущие немецкие политики и печать. В ответ на вылазки неофашистов более 400 тыс. человек со свечами, факелами и карманными фонариками в руках образова­ли в Мюнхене 45-километровую цепь, выразив так протест против расизма и насилия. Манифестацию поддержали сотни демонстра­ций по всей Германии.


Этнические конфликты. Этнический конфликт привлёк внимание учёных уже после того, как были исследованы классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Проблема запоздалого изучения этнических конфликтов в их специфике: условия протекания конфликтов существен­но различаются даже в одном и том же (не говоря о разных) регионе. Скажем, национально-освободительная борьба про­тив колонизаторов качественно отличается от межплемен­ных столкновений, происходящих в том же географическом районе. Разными могут быть и мотивы, механизмы участия в конфликтах различных слоёв этноса.

Оказалось, что этнический конфликт трудно обнаружить в чистом виде. Нередки случаи, когда конфликт, на ранних этапах которого преобладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический конфликт и наобо­рот. Считается, что именно этнический конфликт является наиболее фундаментальным явлением в истории человече­ства, а остальные виды конфликта играют второстепенную роль. Даже классовый конфликт — кратковременный эпи­зод человеческой истории, характеризующий последние 5— б тысячелетий.

Этнические конфликты возникли на заре человеческой ис­тории. В глубокой древности это были межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, собира­тельства, т. е. за обладание средой обитания. Случалось, что в них погибали целые народы, а другие подвергались мощной ассимиляции со стороны более грозного соперника. На про­тяжении всей человеческой истории происходило постоян­ное перемещение этносов по территории Земли.

Субъектом межнационального конфликта является та или иная этническая общность, он развивается либо между коренными нациями (армяне и азербайджанцы), либо ко­ренной нацией и национальным меньшинством (литовцы и поляки; грузины и осетины). В развитии этнического кон­фликта всегда проявляются две основополагающие тенден­ции: одна — к размежеванию, другая — к консолидации. Например, затянувшийся конфликт в Нагорном Карабахе включает вопросы о территории автономной области, о её экономическом развитии, о характере образования в шко­лах и т. д.

В основе этнических конфликтов лежит открытое стол­кновение, часто принимающее форму военных действий или затяжного социального напряжения, носящего скрытый ха­рактер, между двумя или несколькими рядом живущими народами, которые не могут поделить материальные ресур­сы (территорию, естественные границы, полезные ископае­мые, рабочую силу) или нематериальные ценности (господ­ство над другими, национальную честь, политический пре­стиж и др.).

У большинства народов, даже тех из них, что живут по со­седству, разные культурные ценности и культурные нормы. Но как бы объективно ни различались народы (этносы), важ­нее то, как субъективно они воспринимают и оценивают по­добные различия. Последние могут расцениваться как нечто естественное и служить основой гармоничного, т. е. терпи­мого к представителям иной культуры, сосуществования. Но они могут восприниматься и как повод для вражды. Та­кое происходит при этноцентризме — ощущении превосход­ства собственной культуры и недооценивании чужой.

Учёные считают: чем больше контрастов и различий меж­ду этносами, тем больше повода и причин для конфликтов, особенно в ситуации конкуренции за ресурсы и власть. Не­редко поводом (не путать с причиной) для этнического кон­фликта служат такие второстепенные факторы и факты, как нелестная оценка одной нацией представителей другой на­ции, искажённое восприятие национальных символов или надругательство над ними.

Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкуль­турное общение и взаимодействие. Если враждебность про­является в поведении индивидов, то большой беды в том нет. В крайнем случае её считают проявлением бытового расиз­ма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охва­тывает большие массы людей, то возникают межнациональ­ные конфликты и войны.

Война часто напоминает расширенный этнический кон­фликт, а этнический конфликт — локальную войну. Глав­ное различие в том, что даже длительные войны рано или поздно заканчиваются прекращением огня и мирными пере­говорами. Серьёзные этнические конфликты могут не иметь решения и продолжаться сотни лет, затихая лишь на опреде­лённое время.


Осенью 2005 г. Францию сотрясли грандиозные межэтни­ческие столкновения. Три недели не только в пригородах Парижа, но и по всей стране бушевала необъявленная граж­данская война.

Как ни удивительно, но Франция — «самая мусульман­ская» страна Европы, здесь живут около 5 млн мусульман. Эта диаспора, занимая второе место после католиков, опе­режает протестантскую и иудейскую. Две трети мусуль­ман Франции — иностранцы, главным образом из Афри­ки, Турции, с Ближнего Востока. В стране 1,5 тыс. мече­тей и действуют около 2 тыс. различных исламских орга­низаций.

Во время столкновений банды мародёров захватили одну из самых известных городских площадей — площадь Респуб­лики. Когда погромщики скрылись, там остались догорать 30 автомобилей. Беспорядки и погромы, спровоцированные после гибели двух подростков арабского происхождения, охватили всю территорию страны, от Пиренеев на юго-запа­де до границы с Германией на востоке.

В последней четверти XX столетия в различных частях земного ша­ра полыхало более 40 вооружённых конфликтов: в Югославии, Ливане, Израиле, Индии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Северо-Кавказском регио-

Межэтнические столкновения во Франции. Осень 2005 г.


не России. Подавляющее большинство носило межнациональный или межплеменной характер. Возникая на территории одной или несколь­ких стран, они затем превращаются в полномасштабные войны. Неко­торые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный кон­фликт между евреями и арабами. Исходная причина многих конфлик­тов давно забыта, но в подсознании целых поколений оседает почти патологическая нетерпимость к другой нации.

К основным причинам этнических конфликтов специали­сты причисляют:

• ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

• ущемление прав данного этноса при распределении де­фицитных социальных благ (власть, деньги, террито­рия, привилегии и т. п.);

• негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов;

• бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания;

• ущемление достоинства личности на расовой или на­циональной основе.

Часто причиной этнического конфликта становится расо­вая дискриминация.

I I

Расовая дискриминация — систематическое ущемление

прав этнической группы граждан по мотивам её нацио­нальности или расы.

При этом дискриминация может и не объявляться в каче­стве официальной политики государства, но тихо и незамет­но проводиться на бытовом уровне. В таком случае говорят, что это фактическая, а не юридическая дискриминация.

Крайними формами дискриминации являются: • апартеид (на яз. африкаанс apartheid — раздельное про­живание) представляет собой крайнюю форму расовой дискриминации. Он включает лишение определённых групп населения в зависимости от их расовой принад­лежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изо­ляции;


• геноцид — действия, направленные на уничтожение ка- кой-либо национальной, этнической группы людей;

рабство.

Формы этнического взаимодействия. Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать формы: а) более или менее мирного сотрудничества; б) этниче­ского конфликта. Рассмотрим способы мирного сотрудниче­ства, которое тем не менее представляет собой скрытое куль­турное напряжение. Оно довольно многообразно.

Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате обра­зуют одну нацию. Происходит это обычно через межнацио­нальные браки. Таким путём сформировались латиноамери­канские народы: в одно целое здесь смешались традиции ис­панцев, португальцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов-негров.

Второй процесс — этническое поглощение, т. е. ассими­ляция, представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о сокращении численности малых народов Севе­ра — чукчей или ненцев, то речь идёт именно об ассимиля­ции. Они растворяются в русском этносе практически без ос­татка. Тяжёлые условия труда и быта, низкий уровень жиз­ни, тяга молодёжи к крупным очагам культуры привели к запустению территории проживания малых народов.

Самый цивилизованный путь объединения разных наро­дов — формирование многонационального государства, в ко­тором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков становятся государ­ственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий. Результатом является культурный плюрализм.

Культурный плюрализм — показатель успешной адапта­ции человека к чужой культуре без отказа от своей соб­ственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами ещё одной культуры без ущерба для ценно­стей собственной.


Культурный плюрализм ярче всего проявляется на массовых митингах. Митинги молодёжных движений «Наши» и других

 

Национальная политика России. Россия — одно из самых многонациональных государств мира. Самым многочислен­ным народом в России являются русские. Их численность — 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте — татары (5,6 млн, или 3,8 %), на третьем — украинцы (2,9 млн, 2 %), на четвёртом — башкиры (1,7 млн, 1,2 %), на пятом — чуваши (1,6 млн, 1,1 %), на шестом — чеченцы (1,4 млн, 0,9 %), на седьмом — армяне (1,1 млн, 0,8 %).

Преобладающее большинство народов на территории России сложились именно как этнические общности. Поэтому они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государ­ственности. Благодаря объединяющей роли русского наро­да на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз населяющих её народов.

Особое место в вопросе межэтнических отношений занима­ет национальная политика государства. Её объектом являют­ся национальные отношения. Она включает такие разделы, как национальное строительство, борьба с проявлениями на­ционализма и дискриминацией этносов (прежде всего нацио­нальных меньшинств), регулирование межнациональных конфликтов, отношений между титульными и нетитульными национальностями в субъектах Федерации и др.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему совре­менных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений. Государственная нацио­нальная политика основывается на принципах Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права.

Равенство, сплочённость, взаимопомощь и совместное процветание всех наций — таковы основные принципы Кон­ституции РФ в решении национального вопроса. В Консти­туции предусмотрено следующее: все национальности Рос­сии равноправны; государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств; запрещены ди­скриминация и угнетение любой национальности, а также действия, направленные на подрыв сплочённости нацио­нальностей; государство выступает против шовинизма и ме­стного национализма; каждая нация имеет право свободного применения и развития своего языка и письменности, имеет право на сохранение и изменение собственных нравов и обычаев.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

• равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и об­щественным объединениям;

• запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языко­вой или религиозной принадлежности;

• сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

• равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти;

• гарантия прав коренных малочисленных народов в со­ответствии с Конституцией РФ, общепризнанными

принципами и нормами международного права и меж­дународными договорами Российской Федерации;

• право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого при­нуждения;

• содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

• своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

• запрещение деятельности, направленной на подрыв безо­пасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

• защита прав и интересов граждан Российской Федера­ции за её пределами; поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах; в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций; в укреплении их связей с родиной в соответ­ствии с нормами международного права.

Особую озабоченность российских политиков вызывает проблема национализма. Раньше под национализмом пони­малась система идей о превосходстве своей нации, непризна­ние равенства народов, нетерпимость, стремление не смеши­ваться с другими этническими общностями. В соответствии с новой доктриной для достижения свободы и самореализации люди должны самоидентифицироваться с этнической общно­стью, а раскрытие потенциала народа возможно лишь в соб­ственном национальном государстве. Практика этнических чисток, вынужденные потоки миграции русских из Азербай­джана, Казахстана, Грузии, Чечни, стран Балтии изменили отношение к самому понятию национализма в российском общественном сознании. Новая концепция национализма выражает право этноса на свою государственность, защи­щающую язык, культуру и самобытность национальных об­щностей. Сегодня в национальной политике Российского государства одним из центральных является вопрос о соотно­шении национализма и демократии. Чрезмерный акцент на национальном самоопределении может обернуться трагедией для Российского государства: оно может расколоться по на­циональным границам.

Проявления национализма в постсоветском пространстве мы наблюдаем в разных формах: от устремлений, осущест­вляемых парламентским путём, до агрессивных насиль­ственных действий. По мнению специалистов, национализм ещё длительное время будет подпитываться обидами за бы­лое — сокращение функций родных языков, утрату культур­ных традиций, репрессию малых народов, оскорбление на­ционального достоинства отцов и дедов, потерянные территории и пр. На национальных окраинах ответствен­ность за политическое прошлое народа часто перекладывают на местных русских. Именно на них проецируется ответ­ственность за «имперскую политику федеральных властей». В республиках, переживших межнациональные столкнове­ния, психологические последствия этого особенно заметны.

Современный национализм многолик

 

Национализм может питаться непредставленностью не­русского населения в высших политических органах феде­ральной власти. Наконец, национализм в известной степе­ни — это реакция на необъективное освещение СМИ положения в республиках.

Если в советское время национальная политика сосредото­чивалась на отношениях с народами союзных республик, то в новой России эта политика стала распространяться на все на­циональности, проживающие на территории страны, а не только те, которые имеют собственные государственные обра­зования, как якуты, чуваши, татары. В частности, впервые в 1996 г. был принят федеральный закон о национально-куль­турной автономии. Иными словами, те национальности, кото­рые не имеют своих государственных образований, могут об­разовывать общественные организации и через них выражать свои интересы.

На основе конституционных принципов национальной политики в районах компактного проживания нацмень­шинств осуществляется региональная национальная авто­номия. Она подразумевает создание органов самоуправле­ния, действующих под единым руководством государства и наделённых правами осуществления автономии в своём ре­гионе. Таким образом, нацменьшинства получили возмож­ность быть хозяевами страны и распоряжаться внутренними делами своего национального региона.

Традиции языкового равноправия существовали в Рос­сии издавна. Они нашли подтверждение и развитие в при­нятом 25 октября 1991 г. Законе «О языках народов Рос­сийской Федерации». Он гарантировал всем народам страны, независимо от их численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свобо­ду выбора и использования языка общения. Закон провоз­глашает недопустимость пропаганды вражды и пренебре­жения к любому языку, создание противоречащих конституционным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языка.

Хотя государственным языком на всей территории Рос­сии признан русский, в законе указано, что национальные республики, входящие в состав Российской Федерации, мо­гут устанавливать в соответствии с Конституцией страны свои государственные языки. Более того, закон обязывает Правительство Российской Федерации разрабатывать целе­вые федеральные программы сохранения, изучения и разви­тия языков народов Российской Федерации и осуществлять все меры по их реализации.

В местах компактного проживания людей одной нацио­нальности действуют школы, выпускаются газеты на их родном языке. И даже если та или иная национальная груп­па не обустроена компактно в каком-либо из российских го­родов, она может организовать выпуск своей газеты или от­крыть школу.

Нигде в России не существует практики ограничения прав людей при поступлении на работу по языковому или нацио­нальному принципу. Никому из государственных служащих и работников коммерческих предприятий не надо сдавать эк­замены на знание русского или какого-либо другого языка народов Российской Федерации. Люди могут обращаться во все государственные инстанции страны, в том числе и самые высшие, с письмами на своём родном языке.

Подавляющее большинство россиян прекрасно владеет русским языком, но не потому, что их насильно, в админи­стративном порядке заставляют изучать его. Просто рус­ский язык давно (ещё со времен Российской империи и СССР) стал для них мостиком к постижению ценностей ми­ровой культуры, средством межнационального общения. Овладев русским языком, многие народы России сумели до­биться больших успехов в культуре и науке; обогатить и свои собственные языки, на которых издаётся всё больше книг, снимаются кинофильмы, ставятся театральные поста­новки.

Принятый в России закон о языках даёт возможность су­дебного преследования лиц, занимающихся дискриминаци­ей по языковому принципу.

Основные термины и понятия

Этнос, клан, племя, диаспора, титульный этнос, народность, нация, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая ди­скриминация, культурный плюрализм

Вопросы и задания

.......................................................... штшшшшшшшшяшшшяшшшшшшшшшяшшвшшаяяшвшшшяю

1. Перечислите и охарактеризуйте признаки этноса.

2. Объясните фразу: «У этноса двойственная природа — биологиче­ская и социальная».

3. В параграфе сказано, что обычно один этнос — один язык. Одна­ко нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Мо­гут ли, на ваш взгляд, существовать этносы, говорящие на не­скольких языках? Выскажите своё мнение.

4. Охарактеризуйте исторические типы этноса и приведите приме­ры, опираясь на ваши знания истории.


5. Что такое этническое самосознание? Есть ли оно у вас? А по ва­шему мнению, оно должно быть у каждого человека?

6. Сравните этатистскую и этническую традицию в понимании на­ции. Можно ли говорить об их несовместимости или они взаимодо­полняемы?

7. Почему решающим для формирования наций называют XX в.?

8. Что такое национальный конфликт? Какие причины его вызы­вают?

9. Охарактеризуйте национальную политику Российского государ­ства, обратив внимание на её законодательную базу.

10. Перечислите основные национальные проблемы России.

11. Что такое бытовой национализм? Приходилось ли вам сталки­ваться с ним?

Практикум

шшшшяшшя^шшявявшшишшшя^^^^шшщ^шшшяшшшщшшшвя^шшяшяшшшшшшшшяшшвшяяиш

1. После распада СССР началось «великое переселение народов»: прибалтийские, казахстанские, закавказские русские переселя­лись в Россию, а из России на Украину, в Белоруссию и Молда­вию уезжали этнические украинцы, белорусы и молдаване. При­чём по регионам России отъезд последних был неравномерным. Казалось бы, чем больше, к примеру, молдаван проживает, ска­жем, в Волгоградской области, тем интенсивнее оттуда должен быть их отток. На самом деле чем меньше доля этих националь­ностей в местном населении, тем вероятнее их отъезд. Почему? А ведь подобная тенденция прослеживается и в других странах мира.

2. Сравните основные признаки общества и основные признаки эт­носа, найдите между ними сходство и различие, сделайте выводы. Почему управление является признаком общества, но не входит в число признаков этноса?

3. Опираясь на ваши знания истории и понятия «этнос», подсчи­тайте, сколько лет русскому этносу, а французскому, китайскому, греческому, египетскому.

4. Составьте перечень принципов и действия, которые, на ваш взгляд, необходимы для предотвращения этнического конфликта и для его разрешения в случае, если он всё же возник.

5. Подготовьте на основе ваших знаний по истории и обществозна- нию и информации СМИ краткую аналитическую справку по исто­рии одного из этнических конфликтов (по вашему выбору). В этой справке отразите: причины, повод, хронологию событий, как был осуществлен выход из конфликта (временный или окончатель­ный?), последствия конфликта и его уроки.

Date: 2015-12-13; view: 8022; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию