Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ПРОШЛОМ И СЕГОДНЯ





§ 23. Социальные группы

Что такое социальные группы. Общество — совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номи­нальных, первичных и вторичных. Группа — фундамент че­ловеческого общества, поскольку само оно — одна из групп, но только самая большая.

Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа — это ещё и та среда, в которой возникают и развиваются коллек­тивные процессы, коллективные формы поведения (напри­мер, действия толпы, слухи и др.).

Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, нацио­нальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и др.).

Социальные группы разнятся между собой. Некоторые малы по числу входящих в них людей. Причём настолько малы, что фактически все их члены могут близко видеть, на­блюдать за действиями друг друга в течение дня, их контак­ты в таком случае часты и тесны. Это малые группы, или группы личного контакта. Семья (особенно живущая под од­ной крышей) — наиболее очевидный, самый наглядный при­мер такой группы.

Можно также представить себе группу близких и предан­ных друзей, проводящих вместе свободное время. Или спор­тивную команду, которая борется с соперником за высший титул в футбольной лиге. Можно вспомнить производствен­ную бригаду, собирающуюся только в рабочее время для ре­шения трудовой задачи и включающую людей самых раз­ных возрастов, профессий и взглядов.

Для того чтобы попасть в одну группу, мы предприни­маем огромные усилия. Так, многие выпускники школы стараются во что бы то ни стало поступить в престижный вуз. Другие группы нам выбирают родители. Как, напри­мер, музыкальная школа или изокружок, в который по­рой почти насильно запихивают малыша старшие члены семьи.

А есть такие группы, которые ни мы, ни другие нам не вы­бирают. Такова семья, в которой мы рождаемся. А вот с кем вступать в брак, иметь ли детей — мы решаем сами. Мы мо­жем выбирать друзей и покидать их по собственному усмот­рению.

В таких группах мы формируемся сами и формируем свои жизненные ценности. Здесь мы делимся друг с другом са­мым наболевшим, самым сокровенным, тем, чем с другими группами никогда не поделимся.

Мы можем даже попытаться как-то воспитать близкого нам человека, повлиять на его личность. Мы можем упре­кать и наказывать близких людей за то, что нам не нравится в их поведении, а хвалить и вознаграждать за то, что нравит­ся. А можем ли мы проделать подобное со своим начальни­ком или школьным учителем? В том-то всё и дело.

Итак, социальные группы — относительно устойчивые со­вокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества.

Значение социальных групп. Учёные доказали, что многие особенности человека — способность к абстрактному мыш­лению, речь, язык, самодисциплина и нравственность — яв­ляются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от неё, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид скорее исклю­чение, нежели правило.

Уже в древности люди жили группами: мобильные сооб­щества первобытных охотников и собирателей численно­стью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи. И сегодня человек не мыслит себя вне группы. Он — член се­мьи, ученического класса, молодёжной тусовки, производ­ственной бригады, спортивной команды.

Ощутить себя частью малых и больших сообществ — глу­боко человеческая потребность. У заключённого в одиноч­ную камеру преступника обязательно изымают все предме­ты, которыми он мог бы воспользоваться для самоубийства. Он изолирован от группы, а значит, как бы выключен из со­циальной жизни. Утрата ощущения принадлежности к близкому кругу семьи и друзей, коллективу, своему народу или иным малым и большим общностям представляет, быть может, самое тяжкое испытание, которое не все готовы вы­держать. На языке психологов стремление самоопределить­ся в многообразных «мы-группах» обозначается понятием социальной или групповой идентификации.

Любая группа состоит из статусных позиций, которые предписывают определённые обязательства, дают опреде­лённые права. Социальная группа имеет писаные и неписа­ные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жёсткими способами. Нормы представляют собой стандарты потребления, принятые в этой группе. Напри­мер, работники банка во всех странах носят на работе стро­гие деловые костюмы, военные — мундиры, панки — яр­кий, фантастический наряд, скроенный тем не менее по определённым правилам. Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе со­циализации.

Типология социальных групп. Всё многообразие социаль­ных групп можно классифицировать в зависимости от:

• размеров группы;

• социально значимых критериев;

• типа идентификации с группой;

• жёсткости внутригрупповых норм;

• характера и содержания деятельности и др.


По размерам социологи различают большие социальные группы — общественные классы, социальные слои, профес­сиональные группы, этнические общности (нация, народ­ность, племя); возрастные группы (молодёжь, пенсионе­ры) — и малые социальные группы, специфический приз­нак которых — непосредственные контакты её членов: се­мья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.

По степени регламентации отношений и жизнедеятельно­сти индивидов группы разделяют на формальные и нефор­мальные.

Классификация малых групп в целом включает: лабора­торные (искусственные) и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и нефор­мальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т. д.

В социологии группы подразделяются на первичные и вторичные, формальные и неформальные. Первичные груп­пы — небольшая ассоциация людей, связанных узами эмо­циональной природы. Пример: семья, группа друзей. Вто­ричные группы — некоторое количество людей, регулярно встречающихся, но чьи отношения имеют по большей части обезличенный характер.

Футбольные болельщики


Формальная группа — вид малой группы, положение и поведение отдельных членов которой строго регламенти­руется официальными правилами организации и социаль­ными институтами. Неформальные группы возникают в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий их членов.

Неформальная группа характеризуется: относительной независимостью от социальных структур; нечётко выражен­ной целью групповой деятельности; неформальным контро­лем, основанным на традиции и зависящим от степени осоз­нанности группового членства.

Формальная группа — объективное социальное образова­ние, элемент социальной структуры общества или элемент его структурных подсистем, создаваемое для выполнения функций, строго определённых системой более высокого уровня. Иногда формальная группа называется также офи­циальной или целевой, поскольку является частью социаль­ного института или организации, обладающей юридическим статусом и имеющей целью достижение определённого ре­зультата.

Функции, цели, правила поведения и само членство в формальной группе фиксированы в нормативных докумен­тах, т. е. формализованы. Формализованный характер отно­шений позволяет объединять в составе формальной группы значительное число её членов.

Большие группы. Общественный класс, пол, нация — ти­пичные примеры «мы-группы», но особого, нежели семья или производственная бригада, типа. Их принято именовать большими группами.

Было бы неправильно представлять большие группы как точную, но уменьшенную копию малых. Масштабы и раз­мах не те. Однако между ними много любопытных сходств, о которых, быть может, не всегда догадываются. Но вначале о различиях.

Большие группы отличаются от малых своей природой. Как мне, русскому, ощутить свою принадлежность к такой огромной группе, как русская нация или русский народ? Только мысленно. Я незнаком с подавляющим большин­ством русских, знаю о численности своей нации только бла­годаря радио и газетам. Также мысленно я представляю, как русские живут в Санкт-Петербурге, Орле или Вышнем Во­лочке.

Согласитесь, принадлежать к группе мысленно и реаль­но — совсем не одно и то же. Но иначе войти в свою нацио­нальную группу я не могу. Это целиком и полностью вообра­жаемые сообщества. Целостность таких групп хранится главным образом в головах тех, кто воспринимает такие группы, как «мы».

Тем не менее это «мы-группа», а не «они-группа». Когда вы в Европе или Америке вдруг повстречались с русским, вы рады ему чуть ли не как брату. Эмигранты из одной страны живут в чужих странах тесными общинами. Они выпускают свои газеты, создают свои клубы по интересам, общаются и часто женятся на своих.

Внутри больших групп, как и малых, скажем в той же се­мье, могут происходить конфликты, раздоры, войны. Ими наполнена мировая история. Взять хотя бы гражданскую войну. В отличие от международной она происходит внутри одной нации, между членами одного общества, одной стра­ны. Но если этой стране и этой нации начинают угрожать враги — она тут же сплачивается. Все до единого поднима­ются на защиту своей родины.

Общественный класс, скажем богатые, ведёт себя то как единая и сплочённая группа, то как сборище не поладивших юнцов. То же происходит внутри политических партий, ко­торые то делятся на фракции, то объединяются в блоки.

Все эти трещины, рассекающие их единство, лишь на поверхности прикрываются образом «мы». Если я, говоря о каком-либо общественном классе или нации, использую слово «мы», то это значит только одно: я отдаю предпочте­ние тому, что нас объединяет, а не тому, что нас разъеди­няет.

Большой группе всегда не хватает для сплочения того, что есть у малой, — простых человеческих отношений. Их заме­няют теории и идеологические лозунги, религиозные веро­вания, мифические и реальные герои и др.


Малая группа. Количество определений в литературе ма­лой группы приближается к сотне. При знакомстве с ними обращает внимание их составной характер: как правило, в каждом из них соединяется несколько признаков изучаемо­го явления.

Малая группа и межличностные отношения характери­зуют ближайшее социальное окружение человека.

Малой группой называют небольшое число людей, кото­рые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой.

Как примеры малых групп можно привести следующее: спортивная команда, школьный класс, молодёжная тусов­ка, производственная бригада.

Как правило, учёные указывают следующие признаки малой группы:

• Ограниченное число членов группы. Верхний предел со­ставляет 20 человек, нижний — два. Если группа пре­вышает «критическую массу», то распадается на под­группы, клики, фракции. Согласно статистическим расчётам, большинство малых групп включает не более семи человек.

• Стабильность состава. Малая группа в отличие от большой держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников.

• Внутренняя структура. Она включает систему нефор­мальных ролей и статусов, механизм социального кон­троля, санкции, нормы и правила поведения.

• Число связей увеличивается в геометрической прогрес­сии, если количество членов возрастает в арифметиче­ской. В группе из трёх человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырёх человек — 11, а в груп­пе из семи — 120 связей.

• Чем меньше размеры группы, тем интенсивнее в ней взаимодействие. Чем крупнее группа, тем чаще отно­шения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из пяти человек её члены получают больше личного удо­влетворения, чем в группе из семи. Группа из пяти— семи человек считается оптимальной.


• Размер группы зависит от характера её деятельно­сти. Финансовые комитеты крупных банков, отвечаю­щие за конкретные и оперативные действия, обычно со­стоят из шести-семи человек, а парламентские комите­ты, занятые теоретическим обсуждением вопросов, включают 14—15 человек.

• Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наиболь­шее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определённого уровня, индивид поки­дает её.

• Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, ког­да оно сопровождается взаимным подкреплением уча­ствующих в нём людей. Чем значительнее индивиду­альный вклад в успех группы, тем сильнее стимул дру­гих поступать так же. Если кто-то перестаёт вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей дру­гих, то изгоняется из группы.

• Группа предоставляет каждому максимум доступ­ных преимуществ, поскольку являет собой объедине­ние равно полезных друг другу индивидов. Каждый из них находит от пребывания в данной группе больше пользы, чем в любой другой.

Со свойствами малой группы тесно связаны элементы её структуры. К ним относят:

— предмет, цели, задачи совместной деятельности;

— характер и содержание деятельности, систему статусов и ролей, формирующих межличностные отношения.

Структура малой группы определяет характер её динами­ки и, в свою очередь, определяется ею.

Групповые нормы. Специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в це­лом, это и есть групповые нормы.

Групповые нормы — правила и требования, вырабаты­ваемые каждой группой (коллективом, организацией), играющие важную роль в регулировании поведения чле­нов этой группы, формировании характера их взаимоот­ношений.


Групповые нормы позволяют группе соотносить поведе­ние каждого отдельного своего участника с выработанны­ми эталонами и осуществлять достаточно эффективное воз­действие на отдельную личность в случае отклонения её по­ведения от принятого в группе эталона. Они выполняют функции социального контроля за деятельностью лично­сти, способствуют устойчивости и стабильности существо­вания группы. Вместе с тем групповые нормы могут блоки­ровать восприятие группой нового и препятствовать пере­стройке всей деятельности в изменившихся социальных условиях.

Основные термины и понятия

Социальная группа, групповые нормы

Вопросы и задания

1. Что такое социальная группа? Опираясь на материалы парагра­фа и соответствующие параграфы первой главы учебника, докажи­те, что формирование социальных групп — объективный процесс жизни человеческого общества.

2. Какое практическое применение, на ваш взгляд, имеет изучение социальных групп?

3. Можно ли утверждать, что и большие, и малые социальные группы живут по одним и тем же законам (в данном случае речь не идёт о юридических нормах)?

4. Что такое групповые нормы? Чем они поддерживаются? Приве­дите примеры групповых норм, с которыми вы знакомы в повсе­дневной жизни.

Практикум

1. Опираясь на данную в учебнике классификацию социальных групп, проведите социальную самоидентификацию: определите, к каким большим и малым социальным группам вы относитесь. Рас­положите эти группы в иерархической последовательности в зави­симости от важности для вас нахождения в них.

2. На основании признаков малой группы сформулируйте практические советы по организации такой группы; правила, которых целесообразно придерживаться членам данной группы.

§ 24—25. Этнос и этнические отношения

Что такое этнос. К этническим общностям, которые так­же называют кровнородственными, относятся кланы, пле­мена, народности, нации, семьи, роды. Иначе их именуют историческими формами этноса. Они объединяются на осно­ве генетических связей и составляют эволюционную цепоч­ку, а её началом является семья.

Этнос — исторически возникший вид устойчивой со­циальной группировки людей, представленный племе­нем, народностью, нацией.

Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения и общим ведением домашнего хозяйства (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка.

Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединив­шись, составляли племя.

Племя — этническая и социальная общность людей, свя­занных родовыми отношениями, территорией, культу­рой, языком и самоназванием.

На протяжении 3 тыс. лет основой социальной органи­зации Китая выступал клан — территориальная группа, ведущая самостоятельное хозяйство, чьи представители носят одну фамилию, объединяются чувством родства и солидарности, а также взаимными правами и обязанно­стями, выполнение которых требовал не только обычай, но и закон. Члены одного клана заселяли часть деревни или отдельную деревню. В отличие от рода клан включает не только родственников по крови, но и по браку.

В основе кровнородственных общностей лежит преемственность поколений

 

Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколен­ные общности людей. Теперь мы имеем два признака этно­са — быть кровнородственной группой и межпоколенной об­щностью. Первый — целиком биологический, второй уже с серьёзной долей социальных факторов. У этноса двойствен­ная природа — биологическая и социальная.

В отличие от него классы, сословия и профессии — чисто исторические и социальные группы. Этим этнос и выделяет­ся во всём множестве социальных групп, образующих со­циальный состав населения. Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность вы не вы­бираете. Её вы наследуете от родителей. Правда, нередко ро­дители разнонациональные, тогда ребёнок вправе выбрать одну или другую национальность. Здесь уже есть признак добровольности. Значит, национальность — смешанный ста­тус.

Людей объединяет в единый этнический организм, ска­жем нацию, древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора — общ­ность территории и общность языка.


Язык — отличительный признак этноса. Обычно один эт­нос — один язык. Однако нередко на одном языке могут го­ворить несколько народов. Например, почти всё население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. На английском языке говорят не только англичане, но и ан- гло-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируются на определённой территории, а позд­нее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменя­ется, но суть остаётся прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенно­стях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

Не меньшую роль играет ещё один признак общего — не территория или язык, а этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его ис­торической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его тра­диции и ценности.

Духовное отождествление себя со своим этносом (учё­ные называют это этнической идентификацией) — по­сильнее территориального или языкового. Русские, осев­шие после Октябрьской революции во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой наци­ей, хотя прошли целые десятилетия.

А немало других русских, эмигрировавших только что или в 1990-х гг., когда на их этнической родине жить стало тяжелее, первым делом отмежевались от России духовно. Если человек пренебрежительно или высоко­мерно относится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.

ЯННННННВИННННЩ ШК^^^й^^Ш^ШННВННШВШШ^

Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий (этнообразующих факторов):

• кровное родство — единство происхождения от общего предка;

• устойчивая межпоколенная преемственность;

• единство территории;

• единство языка;

• общность исторической судьбы;

• общая культура и традиции;

• общее самосознание (этническая идентификация).

Диаспоры и национальные меньшинства. Диаспоры об­разуются за счёт добровольного переселения (миграции), на­сильственного выселения, угрозы геноцида и иных социаль­ных факторов.

Диаспора — значительная часть этноса, живущая вне исторической родины.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не уда­лось изгнать русских с исторической родины — России. За­то русские добровольно и большими партиями покидали её начиная с XVII в. Крупнейшая в мире российская диаспора насчитывает 25—30 млн человек. В это число входят, во-первых, российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. На учёте в консульских учреждениях сегодня состоят около 1,2 млн таких граждан. Однако это число вби­рает только 15—20% всех реально постоянно проживающих за рубежом. То есть число сограждан за рубежом составляет до 8—10 млн человек. Другая группа — это выходцы из Рос­сийской Федерации, чьи корни находятся в России. Ещё 10—15 лет назад назывались цифры 35—40 млн человек. Но часть из них за последние 15 лет вернулись в Россию. Феде­ральный закон 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что «соотечественниками являются лица, родившиеся в од­ном государстве, проживающие либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, религии, куль­турного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».

m


Еврейский этнос — это, пожалуй, самый «распылённый народ» в мире. Его диаспоры разбросаны по всему миру. Хотя некоторые диаспоры образовались добровольно, большинство случаев или, по крайней мере, самые известные следует отнести к насильственной миграции. Евреи почти две тысячи лет прожили за пределами своей этнической родины Палестины, откуда их в I в. н. э. выселил после вос­стания римский император Тит Веспасиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.

Диаспора — это начальный этап формирования нацио­нального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать от­дельную часть этноса, оказавшуюся за пределами прожива­ния его основной, главной части или за пределами одно­имённого государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами.

Этническое меньшинство подразумевает, что где-то суще­ствует одноимённое этническое большинство, т. е. основ­ная часть этого этноса.

В России меньшинствами являются, например, греки (так как есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших рес­публиках СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и ма­ла, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для такого случая был специально изобре­тён термин «иноэтничное большинство». Тем не менее каза­хи, численно уступавшие русским, были признаны титуль­ным этносом, а русские нет.

Титульный этнос — этническая группа, название которой совпадает с названием государства.

Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставлено на научную основу в США, где белое насе­ление, составляющее большинство, натолкнулось на сопро­тивление, которое им оказывало чернокожее население страны, находившееся в численном меньшинстве.

Поскольку Америка на протяжении всего XX столетия продолжала притягивать десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля первых стала сокращаться, а доля вторых интенсивно нарастать. Американские специалисты по этнологии стали поговари­вать о том, что вскоре белые станут в США этническим мень­шинством.

Не всегда выяснить вопрос о том, кто является меньшин­ством, а кто большинством, просто. Иногда большая часть этноса проживает за пределами территории или государства, одноимённого с этим этносом. Так, например, численность татар в Российской Федерации превышает 5,6 млн человек, однако в самом Татарстане их проживает менее 2 млн. Не­трудно заметить, что большая часть татар живёт за предела­ми одноимённого государственного образования. Всего же в мире больше 6,6 млн татар.

Исторические типы этноса. К этносам причисляют только племена, народности и нации. Этнос на самом деле — до­вольно позднее историческое образование. Он возник не сра­зу, а только в эпоху верхнего палеолита.

Этносу, как уже говорилось, предшествовала другая гене­тическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочислен­ные, у них нет самостоятельной культуры, а главное — они входят в состав более крупного целого: вначале в состав пле­мени, а затем народности и нации. Кроме того, индивидуаль­ная семья или род насчитывают обычно до сотни лет, в то время как история этносов — более высокого и сложного типа социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет.

Итак, существуют две социобиологические цепочки. Первая развивается от семьи к роду, а затем к племени. Вто­рая, более сложная и многочисленная, эволюционирует от племени к народности, а от неё к нации. Это уже сотни ты­сяч и миллионы людей. Только у второго типа общности мы обнаруживаем свой язык, территорию, название, психо­логию.


За период существования этноса меняются эпохи, возни­кают и распадаются государства, а сами этносы перемеща­ются по территории планеты.

Племя — исторически первая ступенька формирования этноса. Племена включают значительное число родов и кла­нов. Они обладают собственным языком или диалектом, тер­риторией, формальной организацией (вождь, племенной со­вет), общими церемониями. Их численность в разное время доходила до десятков тысяч человек.

Этот тип этнической организации свойствен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. Племени уже свойственны все основные признаки этноса, а именно терри­тория, язык, самосознание. Племя обладает общими особен­ностями культуры, воплощёнными в сложных и неповтори­мых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.

В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда — от животно­го или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм, о ко­торых шла речь в параграфе о религии, суть порождение ро- до-племенного общества.

В эпоху распада родового строя и формирования клас­сового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса — народность.

Народность — общность людей, исторически сложивша­яся в процессе разложения племенных отношений, осно­ванная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры.

Народности возникают в эпоху рабовладения и представ­ляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превы­шает племя; кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Решающую роль в превращении союза племён в народ­ность играет государство. Оно объединяет обширные терри­тории, устанавливая более тесную связь между людьми и эт­ническими группами.

Народности — достаточно неустойчивые этнические обра­зования. В эпоху феодализма они распадаются на более мел­кие части, из которых постепенно формируются новые этно­сы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, рас­павшуюся в XII в. на отдельные части, из которых впослед­ствии сформировались три самостоятельных этноса — рус­ские, украинцы и белорусы.

Что такое нация. На базе народностей в эпоху капитализ­ма формируются нации — высший исторический тип этноса. Нация возникает в период преодоления феодальной разоб­щённости и зарождения капитализма. Нации более многочи­сленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство соли­дарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональ­ная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация уже сформировалась и борется за свой сувере­нитет.

Именно рыночная система и мощные централизованные государства выступают основными причинами объединения разрозненных, но близких по культуре и этническим приз­накам групп населения в единое целое. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхожде­ния. У них не обязательно должен быть общий язык, рели­гия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Нация (от лат. natio — племя, народ) — историческая общ­ность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.

В зарубежной и отечественной литературе сложились две совершенно разные традиции в понимании нации:

• этатистская (от франц. etat — государство), прису­щая англо-романским странам;

• этническая (от греч. ethnos — народ), свойственная Германии и России.

В англо-романской трактовке понятием «нация» обозна­чаются все граждане государства независимо от этниче­ской принадлежности. Так, французом считается любой гражданин Франции независимо от этнической принад­лежности. То же самое можно сказать об американце, ка­надце.

В противоположность этому этническую трактовку нации принято называть германской. Она получила практическое применение: для того чтобы въехать в Германию на постоян­ное место жительства и получить германское гражданство, претенденту необходимо доказать, что он — немец по проис­хождению, что у него хотя бы кто-то из родителей — немец, независимо от того, гражданами какой страны они являлись или являются.

Именно по этническому принципу была разделена после Первой мировой войны Австро-Венгерская империя. Этни­ческий принцип был главенствующим, когда в СССР прово­дили границы союзных республик. Но к нему примешива­лись и другие, политические, соображения. Поэтому, напри­мер, территория Казахстана оказалась гораздо больше, чем площадь проживания казахов.

Для того чтобы дать полный перечень характерных осо­бенностей нации, надо присоединить к списку признаков эт­носа следующие черты:

устойчивая государственность;

общность экономической жизни;

развитая социальная структура.

Сравнивая два перечня черт — этноса и нации, мы можем подметить такую закономерность: по мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нём убывают биологические черты и нарастают социально-поли­тические. Решающим для формирования наций называют XX в.

Знаете ли вы, что

В современном мире около 10 тыс. этносов и немногим более 200 государств.

Этноцентризм. В ходе межнационального взаимодей­ствия, особенно если оно длится долгие годы и проходит регулярно, обязательно возникают какие-то трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Это как бы издержки межэтнических отношений. Когда всё идёт хо­рошо, то о них не вспоминают. Но они превращаются в проблему, как только отношения обостряются. Причиной обострения часто выступает так называемый этноцен­тризм.

Этноцентризм — уверенность в превосходстве собствен­ной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Он тесно связан с другим явлением, именуемым ксенофо­бией.

Ксенофобия (от греч. хепох — чужой и phobos — страх, боязнь) — навязчивый страх перед незнакомыми лицами, чужими взглядами и обычаями.

Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность.

Шовинизм можно считать разновидностью ксенофобии и этноцентризма.

Этноцентризм порождает массу предрассудков в отноше­нии представителей других культур, служит основой воз­никновения враждебности к другим нациям и расам, вы­ступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создаёт ненужные затрудне­ния при общении представителей разных культур и наро­дов.

Расовая и национальная нетерпимость представляет собой бытовую разновидность этноцентризма. Она не закреп­ляется законом страны, не поддерживается судебными и карательными органами, но возникает стихийно в массовом сознании и поведении людей.


«Марш против ненависти» в Санкт-Петербурге посвящён всем жертвам неонацизма. 2008 г.

 

В 1991 г. в немецком г. Хойерсверда неофашисты и «бритоголо­вые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили об­щежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. В другом общежи­тии — для иностранцев, дожидавшихся оформления соответствую­щих документов, — они напали на румын. Часть населения одобрила действия экстремистов, другие упрекали полицию в неоперативном вмешательстве. В 1992 г. экзальтированные молодчики собрались в Ростоке перед общежитием иностранцев. Уличные бои между уси­ленными подразделениями службы безопасности и неонацистами продолжались и в течение всей следующей ночи. Через два дня тыся­ча молодчиков, подстрекаемых взрослыми, напала на общежитие и подразделения безопасности. 70 экстремистов проникли в здание и подожгли его. Пожар удалось потушить лишь через полтора часа.

Против вспышек национальной и расовой нетерпимости резко выступили как население страны, так и ведущие немецкие политики и печать. В ответ на вылазки неофашистов более 400 тыс. человек со свечами, факелами и карманными фонариками в руках образова­ли в Мюнхене 45-километровую цепь, выразив так протест против расизма и насилия. Манифестацию поддержали сотни демонстра­ций по всей Германии.


Этнические конфликты. Этнический конфликт привлёк внимание учёных уже после того, как были исследованы классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Проблема запоздалого изучения этнических конфликтов в их специфике: условия протекания конфликтов существен­но различаются даже в одном и том же (не говоря о разных) регионе. Скажем, национально-освободительная борьба про­тив колонизаторов качественно отличается от межплемен­ных столкновений, происходящих в том же географическом районе. Разными могут быть и мотивы, механизмы участия в конфликтах различных слоёв этноса.

Оказалось, что этнический конфликт трудно обнаружить в чистом виде. Нередки случаи, когда конфликт, на ранних этапах которого преобладали экономические или другие противоречия, перерастает в этнический конфликт и наобо­рот. Считается, что именно этнический конфликт является наиболее фундаментальным явлением в истории человече­ства, а остальные виды конфликта играют второстепенную роль. Даже классовый конфликт — кратковременный эпи­зод человеческой истории, характеризующий последние 5— б тысячелетий.

Этнические конфликты возникли на заре человеческой ис­тории. В глубокой древности это были межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, собира­тельства, т. е. за обладание средой обитания. Случалось, что в них погибали целые народы, а другие подвергались мощной ассимиляции со стороны более грозного соперника. На про­тяжении всей человеческой истории происходило постоян­ное перемещение этносов по территории Земли.

Субъектом межнационального конфликта является та или иная этническая общность, он развивается либо между коренными нациями (армяне и азербайджанцы), либо ко­ренной нацией и национальным меньшинством (литовцы и поляки; грузины и осетины). В развитии этнического кон­фликта всегда проявляются две основополагающие тенден­ции: одна — к размежеванию, другая — к консолидации. Например, затянувшийся конфликт в Нагорном Карабахе включает вопросы о территории автономной области, о её экономическом развитии, о характере образования в шко­лах и т. д.

В основе этнических конфликтов лежит открытое стол­кновение, часто принимающее форму военных действий или затяжного социального напряжения, носящего скрытый ха­рактер, между двумя или несколькими рядом живущими народами, которые не могут поделить материальные ресур­сы (территорию, естественные границы, полезные ископае­мые, рабочую силу) или нематериальные ценности (господ­ство над другими, национальную честь, политический пре­стиж и др.).

У большинства народов, даже тех из них, что живут по со­седству, разные культурные ценности и культурные нормы. Но как бы объективно ни различались народы (этносы), важ­нее то, как субъективно они воспринимают и оценивают по­добные различия. Последние могут расцениваться как нечто естественное и служить основой гармоничного, т. е. терпи­мого к представителям иной культуры, сосуществования. Но они могут восприниматься и как повод для вражды. Та­кое происходит при этноцентризме — ощущении превосход­ства собственной культуры и недооценивании чужой.

Учёные считают: чем больше контрастов и различий меж­ду этносами, тем больше повода и причин для конфликтов, особенно в ситуации конкуренции за ресурсы и власть. Не­редко поводом (не путать с причиной) для этнического кон­фликта служат такие второстепенные факторы и факты, как нелестная оценка одной нацией представителей другой на­ции, искажённое восприятие национальных символов или надругательство над ними.

Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкуль­турное общение и взаимодействие. Если враждебность про­является в поведении индивидов, то большой беды в том нет. В крайнем случае её считают проявлением бытового расиз­ма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охва­тывает большие массы людей, то возникают межнациональ­ные конфликты и войны.

Война часто напоминает расширенный этнический кон­фликт, а этнический конфликт — локальную войну. Глав­ное различие в том, что даже длительные войны рано или поздно заканчиваются прекращением огня и мирными пере­говорами. Серьёзные этнические конфликты могут не иметь решения и продолжаться сотни лет, затихая лишь на опреде­лённое время.


Осенью 2005 г. Францию сотрясли грандиозные межэтни­ческие столкновения. Три недели не только в пригородах Парижа, но и по всей стране бушевала необъявленная граж­данская война.

Как ни удивительно, но Франция — «самая мусульман­ская» страна Европы, здесь живут около 5 млн мусульман. Эта диаспора, занимая второе место после католиков, опе­режает протестантскую и иудейскую. Две трети мусуль­ман Франции — иностранцы, главным образом из Афри­ки, Турции, с Ближнего Востока. В стране 1,5 тыс. мече­тей и действуют около 2 тыс. различных исламских орга­низаций.

Во время столкновений банды мародёров захватили одну из самых известных городских площадей — площадь Респуб­лики. Когда погромщики скрылись, там остались догорать 30 автомобилей. Беспорядки и погромы, спровоцированные после гибели двух подростков арабского происхождения, охватили всю территорию страны, от Пиренеев на юго-запа­де до границы с Германией на востоке.

В последней четверти XX столетия в различных частях земного ша­ра полыхало более 40 вооружённых конфликтов: в Югославии, Ливане, Израиле, Индии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Северо-Кавказском регио-

Межэтнические столкновения во Франции. Осень 2005 г.


не России. Подавляющее большинство носило межнациональный или межплеменной характер. Возникая на территории одной или несколь­ких стран, они затем превращаются в полномасштабные войны. Неко­торые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный кон­фликт между евреями и арабами. Исходная причина многих конфлик­тов давно забыта, но в подсознании целых поколений оседает почти патологическая нетерпимость к другой нации.

К основным причинам этнических конфликтов специали­сты причисляют:

• ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

• ущемление прав данного этноса при распределении де­фицитных социальных благ (власть, деньги, террито­рия, привилегии и т. п.);

• негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов;

• бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания;

• ущемление достоинства личности на расовой или на­циональной основе.

Часто причиной этнического конфликта становится расо­вая дискриминация.

I I

Расовая дискриминация — систематическое ущемление

прав этнической группы граждан по мотивам её нацио­нальности или расы.

При этом дискриминация может и не объявляться в каче­стве официальной политики государства, но тихо и незамет­но проводиться на бытовом уровне. В таком случае говорят, что это фактическая, а не юридическая дискриминация.

Крайними формами дискриминации являются: • апартеид (на яз. африкаанс apartheid — раздельное про­живание) представляет собой крайнюю форму расовой дискриминации. Он включает лишение определённых групп населения в зависимости от их расовой принад­лежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изо­ляции;


• геноцид — действия, направленные на уничтожение ка- кой-либо национальной, этнической группы людей;

рабство.

Формы этнического взаимодействия. Межнациональные отношения внутри и вне одного государства могут принимать формы: а) более или менее мирного сотрудничества; б) этниче­ского конфликта. Рассмотрим способы мирного сотрудниче­ства, которое тем не менее представляет собой скрытое куль­турное напряжение. Оно довольно многообразно.

Первый способ называется этническим смешиванием: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате обра­зуют одну нацию. Происходит это обычно через межнацио­нальные браки. Таким путём сформировались латиноамери­канские народы: в одно целое здесь смешались традиции ис­панцев, португальцев, местных индейцев и привезённых из Африки рабов-негров.

Второй процесс — этническое поглощение, т. е. ассими­ляция, представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Когда мы слышим о сокращении численности малых народов Севе­ра — чукчей или ненцев, то речь идёт именно об ассимиля­ции. Они растворяются в русском этносе практически без ос­татка. Тяжёлые условия труда и быта, низкий уровень жиз­ни, тяга молодёжи к крупным очагам культуры привели к запустению территории проживания малых народов.

Самый цивилизованный путь объединения разных наро­дов — формирование многонационального государства, в ко­тором соблюдаются права и свободы каждой народности. В подобных случаях несколько языков становятся государ­ственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий. Результатом является культурный плюрализм.

Культурный плюрализм — показатель успешной адапта­ции человека к чужой культуре без отказа от своей соб­ственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами ещё одной культуры без ущерба для ценно­стей собственной.


Культурный плюрализм ярче всего проявляется на массовых митингах. Митинги молодёжных движений «Наши» и других

 

Национальная политика России. Россия — одно из самых многонациональных государств мира. Самым многочислен­ным народом в России являются русские. Их численность — 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте — татары (5,6 млн, или 3,8 %), на третьем — украинцы (2,9 млн, 2 %), на четвёртом — башкиры (1,7 млн, 1,2 %), на пятом — чуваши (1,6 млн, 1,1 %), на шестом — чеченцы (1,4 млн, 0,9 %), на седьмом — армяне (1,1 млн, 0,8 %).

Преобладающее большинство народов на территории России сложились именно как этнические общности. Поэтому они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государ­ственности. Благодаря объединяющей роли русского наро­да на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз населяющих её народов.

Особое место в вопросе межэтнических отношений занима­ет национальная политика государства. Её объектом являют­ся национальные отношения. Она включает такие разделы, как национальное строительство, борьба с проявлениями на­ционализма и дискриминацией этносов (прежде всего нацио­нальных меньшинств), регулирование межнациональных конфликтов, отношений между титульными и нетитульными национальностями в субъектах Федерации и др.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему совре­менных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений. Государственная нацио­нальная политика основывается на принципах Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права.

Равенство, сплочённость, взаимопомощь и совместное процветание всех наций — таковы основные принципы Кон­ституции РФ в решении национального вопроса. В Консти­туции предусмотрено следующее: все национальности Рос­сии равноправны; государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств; запрещены ди­скриминация и угнетение любой национальности, а также действия, направленные на подрыв сплочённости нацио­нальностей; государство выступает против шовинизма и ме­стного национализма; каждая нация имеет право свободного применения и развития своего языка и письменности, имеет право на сохранение и изменение собственных нравов и обычаев.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

• равенство прав и свобод человека и гражданина незави­симо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и об­щественным объединениям;

• запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языко­вой или религиозной принадлежности;

• сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

• равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти;

• гарантия прав коренных малочисленных народов в со­ответствии с Конституцией РФ, общепризнанными

принципами и нормами международного права и меж­дународными договорами Российской Федерации;

• право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого при­нуждения;

• содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

• своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

• запрещение деятельности, направленной на подрыв безо­пасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

• защита прав и интересов граждан Российской Федера­ции за её пределами; поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах; в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций; в укреплении их связей с родиной в соответ­ствии с нормами международного права.

Особую озабоченность российских политиков вызывает проблема национализма. Раньше под национализмом пони­малась система идей о превосходстве своей нации, непризна­ние равенства народов, нетерпимость, стремление не смеши­ваться с другими этническими общностями. В соответствии с новой доктриной для достижения свободы и самореализации люди должны самоидентифицироваться с этнической общно­стью, а раскрытие потенциала народа возможно лишь в соб­ственном национальном государстве. Практика этнических чисток, вынужденные потоки миграции русских из Азербай­джана, Казахстана, Грузии, Чечни, стран Балтии изменили отношение к самому понятию национализма в российском общественном сознании. Новая концепция национализма выражает право этноса на свою государственность, защи­щающую язык, культуру и самобытность национальных об­щностей. Сегодня в национальной политике Российского государства одним из центральных является вопрос о соотно­шении национализма и демократии. Чрезмерный акцент на национальном самоопределении может обернуться трагедией для Российского государства: оно может расколоться по на­циональным границам.

Проявления национализма в постсоветском пространстве мы наблюдаем в разных формах: от устремлений, осущест­вляемых парламентским путём, до агрессивных насиль­ственных действий. По мнению специалистов, национализм ещё длительное время будет подпитываться обидами за бы­лое — сокращение функций родных языков, утрату культур­ных традиций, репрессию малых народов, оскорбление на­ционального достоинства отцов и дедов, потерянные территории и пр. На национальных окраинах ответствен­ность за политическое прошлое народа часто перекладывают на местных русских. Именно на них проецируется ответ­ственность за «имперскую политику федеральных властей». В республиках, переживших межнациональные столкнове­ния, психологические последствия этого особенно заметны.

Современный национализм многолик

 

Национализм может питаться непредставленностью не­русского населения в высших политических органах феде­ральной власти. Наконец, национализм в известной степе­ни — это реакция на необъективное освещение СМИ положения в республиках.

Если в советское время национальная политика сосредото­чивалась на отношениях с народами союзных республик, то в новой России эта политика стала распространяться на все на­циональности, проживающие на территории страны, а не только те, которые имеют собственные государственные обра­зования, как якуты, чуваши, татары. В частности, впервые в 1996 г. был принят федеральный закон о национально-куль­турной автономии. Иными словами, те национальности, кото­рые не имеют своих государственных образований, могут об­разовывать общественные организации и через них выражать свои интересы.

На основе конституционных принципов национальной политики в районах компактного проживания нацмень­шинств осуществляется региональная национальная авто­номия. Она подразумевает создание органов самоуправле­ния, действующих под единым руководством государства и наделённых правами осуществления автономии в своём ре­гионе. Таким образом, нацменьшинства получили возмож­ность быть хозяевами страны и распоряжаться внутренними делами своего национального региона.

Традиции языкового равноправия существовали в Рос­сии издавна. Они нашли подтверждение и развитие в при­нятом 25 октября 1991 г. Законе «О языках народов Рос­сийской Федерации». Он гарантировал всем народам страны, независимо от их численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свобо­ду выбора и использования языка общения. Закон провоз­глашает недопустимость пропаганды вражды и пренебре­жения к любому языку, создание противоречащих конституционным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языка.

Хотя государственным языком на всей территории Рос­сии признан русский, в законе указано, что национальные республики, входящие в состав Российской Федерации, мо­гут устанавливать в соответствии с Конституцией страны свои государственные языки. Более того, закон обязывает Правительство Российской Федерации разрабатывать целе­вые федеральные программы сохранения, изучения и разви­тия языков народов Российской Федерации и осуществлять все меры по их реализации.

В местах компактного проживания людей одной нацио­нальности действуют школы, выпускаются газеты на их родном языке. И даже если та или иная национальная груп­па не обустроена компактно в каком-либо из российских го­родов, она может организовать выпуск своей газеты или от­крыть школу.

Нигде в России не существует практики ограничения прав людей при поступлении на работу по языковому или нацио­нальному принципу. Никому из государственных служащих и работников коммерческих предприятий не надо сдавать эк­замены на знание русского или какого-либо другого языка народов Российской Федерации. Люди могут обращаться во все государственные инстанции страны, в том числе и самые высшие, с письмами на своём родном языке.

Подавляющее большинство россиян прекрасно владеет русским языком, но не потому, что их насильно, в админи­стративном порядке заставляют изучать его. Просто рус­ский язык давно (ещё со времен Российской империи и СССР) стал для них мостиком к постижению ценностей ми­ровой культуры, средством межнационального общения. Овладев русским языком, многие народы России сумели до­биться больших успехов в культуре и науке; обогатить и свои собственные языки, на которых издаётся всё больше книг, снимаются кинофильмы, ставятся театральные поста­новки.

Принятый в России закон о языках даёт возможность су­дебного преследования лиц, занимающихся дискриминаци­ей по языковому принципу.

Основные термины и понятия

Этнос, клан, племя, диаспора, титульный этнос, народность, нация, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая ди­скриминация, культурный плюрализм

Вопросы и задания

.......................................................... штшшшшшшшшяшшшяшшшшшшшшшяшшвшшаяяшвшшшяю

1. Перечислите и охарактеризуйте признаки этноса.

2. Объясните фразу: «У этноса двойственная природа — биологиче­ская и социальная».

3. В параграфе сказано, что обычно один этнос — один язык. Одна­ко нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Мо­гут ли, на ваш взгляд, существовать этносы, говорящие на не­скольких языках? Выскажите своё мнение.

4. Охарактеризуйте исторические типы этноса и приведите приме­ры, опираясь на ваши знания истории.


5. Что такое этническое самосознание? Есть ли оно у вас? А по ва­шему мнению, оно должно быть у каждого человека?

6. Сравните этатистскую и этническую традицию в понимании на­ции. Можно ли говорить об их несовместимости или они взаимодо­полняемы?

7. Почему решающим для формирования наций называют XX в.?

8. Что такое национальный конфликт? Какие причины его вызы­вают?

9. Охарактеризуйте национальную политику Российского государ­ства, обратив внимание на её законодательную базу.

10. Перечислите основные национальные проблемы России.

11. Что такое бытовой национализм? Приходилось ли вам сталки­ваться с ним?

Практикум

шшшшяшшя^шшявявшшишшшя^^^^шшщ^шшшяшшшщшшшвя^шшяшяшшшшшшшшяшшвшяяиш

1. После распада СССР началось «великое переселение народов»: прибалтийские, казахстанские, закавказские русские переселя­лись в Россию, а из России на Украину, в Белоруссию и Молда­вию уезжали этнические украинцы, белорусы и молдаване. При­чём по регионам России отъезд последних был неравномерным. Казалось бы, чем больше, к примеру, молдаван проживает, ска­жем, в Волгоградской области, тем интенсивнее оттуда должен быть их отток. На самом деле чем меньше доля этих националь­ностей в местном населении, тем вероятнее их отъезд. Почему? А ведь подобная тенденция прослеживается и в других странах мира.

2. Сравните основные признаки общества и основные признаки эт­носа, найдите между ними сходство и различие, сделайте выводы. Почему управление является признаком общества, но не входит в число признаков этноса?

3. Опираясь на ваши знания истории и понятия «этнос», подсчи­тайте, сколько лет русскому этносу, а французскому, китайскому, греческому, египетскому.

4. Составьте перечень принципов и действия, которые, на ваш взгляд, необходимы для предотвращения этнического конфликта и для его разрешения в случае, если он всё же возник.

5. Подготовьте на основе ваших знаний по истории и обществозна- нию и информации СМИ краткую аналитическую справку по исто­рии одного из этнических конфликтов (по вашему выбору). В этой справке отразите: причины, повод, хронологию событий, как был осуществлен выход из конфликта (временный или окончатель­ный?), последствия конфликта и его уроки.








Date: 2015-12-13; view: 1917; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.036 sec.) - Пожаловаться на публикацию