Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость и границы вмешательства государства в рыночную экономику





Современная экономика является не только многоукладной, но и многосубъектной. В ней представлено большое количество производителей и потребителей. Кроме самостоятельных хозяйствующих субъектов, осуществляющих самостоятельно процесс производства и обращения, в экономике заметную роль играют и регулирующие субъекты, стремящиеся упорядочить в предсказуемом направлении всю экономическую систему. Наиболее важным субъектом в этом плане является государство.

Государство представляет собой определенный способ организации общества, выступающий его официальным представителем, регулирующий его функционирование и опирающийся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

+ Тетрадь(провалы рынка)

Главная цель ГРЭ – достичь сбалансированности развития экономики, ликвидировать или уменьшить диспропорции экономического развития, адаптировать экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам.

Существуют минимально необходимые и максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.

Организация денежного обращения, предоставление общественных товаров и устранение последствий внешних эффектов составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. В реальном конкурентном рынке есть области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, его «провалы», что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах.

Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.

Какие же это области?

1. Перераспределение доходов.

Рынок признает справедливым доходы, получение в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры которых (доходов) зависят от эффективности вложения факторов. Но в обществе есть люди, не владеющие ни капиталом, ни землей, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынке факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприемлемо к тем, кто занят производством общественных товаров – военные, учителя, врачи. Поэтому государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитой рыночной экономикой за свою историю испытали острые социальные конфликты и в конечном итоге пришли к осознанию права каждого члена общества на достойную жизнь.

2. Занятость.

Дело в том, что механизм рынка не реализует автоматически право на труд доя тех, кто может и хочет работать и в результате в условиях рыночной экономики неизбежна безработица. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости и материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

3. «Хроническими болезнями» рыночной экономики являются монополизм и инфляция.

В условиях рынка конкуренция объективно определяет стремление любого производителя к установлению своего контроля в той или иной области, к монополизации. А монополия в итоге подрывает конкуренцию, разрушает рынок. Чтобы не допустить этого, государство проводит антимонопольную политику, принимая специальные законы, ограничивающие монополию. Инфляция также является тяжелой «хронической болезнью» рыночной экономики и государство проводит антиинфляционную политику.

4. Не под силу рыночному механизму и развитие фундаментальной науки, которое требует крупных вложений средств. Сроки окупаемости их длительны. Вложения в фундаментальную науку связаны с высокими рисками и неопределенностью в отношении прибыли. Поэтому частный капитал в эту сферу не идет и данной проблемой занимается государство.

5. Государство осуществляет региональную политику, с учетом исторических, национальных, демографических, климатических и других нерыночных факторов.

6. Государство посредством проведения соответствующей внешнеторговой политики реализует национальные интересы в мировой экономике.

Для этого государство осуществляет контроль и регулирует международную миграцию своей рабочей силы, вывоз капитала за границу и его импорт, воздействует на валютный курс, управляет платежным балансом.

Таковы максимально допустимые границы государственного вмешательства в рыночную экономику. В этих границах разумное сочетание государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволяет решить основные социально-экономические проблемы современного общества

В связи с «провалами» рынка государство выполняет определенные экономические функции, которые определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики.

2. Основные цели и инструменты государственного регулирования экономики

Тетрадь+

ГРЭ в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики. Главная цель ГРЭ – достичь сбалансированности развития экономики, ликвидировать или уменьшить диспропорции экономического развития, адаптировать экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам.

В выработке и обосновании взаимосвязанной совокупности целевых установок на каждом этапе социально-экономического развития заключается искусство руководства страной.

Многоугольники целей государственного регулирования.

Сложные и противоречивые взаимоотношения целей социально-экономического развития, их взаимное переплетение и возникающие побочные, как желательные, так и нежелательные последствия, заставили государственные регулирующие органы разрабатывать цели развития не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных и партийных программах задачи государственного регулирования формулируются в виде набора важнейших целевых установок (многоугольников целей).

Наиболее распространен так называемый «магический четырехугольник», т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность.

 

    Стабильность цен (устойчивость денег)  
       
Высокий уровень занятости   Внешнеэкономическое равновесие
       
  Неуклонный и пропорциональный экономический рост  
Рис. 1. Основные функции государства(«магическийчетырехугольник»)  

 

 

О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете и инфляцию.

Глобальной целью государственного регулирования экономики является достижение экономической и социальной стабильности, укрепление и совершенствование существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям.

Многогранность целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования - основная черта современной экономической системы.

Для осуществления целей и задач государственного регулирования используется набор средств как экономического, так и неэкономического характера. Они подразделяются на методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй — экономические средства регулирования.(+Тетрадь)

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

Инструменты государственного воздействия на экономику – используемые конкретные сред- ства воздействия правительства на социально-экономические процессы (налоги, кредиты, законодательные акты и пр.).

Основные инструменты, с помощью которых реализуются те или иные методы, представлены таблицей + есть в тетради

Административные методы Экономические методы
1) Контроль над монополистическими рынками 2) Обеспечение экологической безопасности общества 3) Сохранение невосполнимых природных ресурсов 4) Определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни (минимальная зарплата, социальные выплаты, пособия) 5) Защита национальных интересов 1) Изменение налоговых ставок 2) Изменение норм обязательных резервов 3) Изменение ставки рефинансирования 4) Операции на открытом рынке

 

Date: 2016-02-19; view: 910; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию