Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Необходимость и границы вмешательства государства в рыночную экономикуСтр 1 из 37Следующая ⇒ Современная экономика является не только многоукладной, но и многосубъектной. В ней представлено большое количество производителей и потребителей. Кроме самостоятельных хозяйствующих субъектов, осуществляющих самостоятельно процесс производства и обращения, в экономике заметную роль играют и регулирующие субъекты, стремящиеся упорядочить в предсказуемом направлении всю экономическую систему. Наиболее важным субъектом в этом плане является государство. Государство представляет собой определенный способ организации общества, выступающий его официальным представителем, регулирующий его функционирование и опирающийся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. + Тетрадь(провалы рынка) Главная цель ГРЭ – достичь сбалансированности развития экономики, ликвидировать или уменьшить диспропорции экономического развития, адаптировать экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам. Существуют минимально необходимые и максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Организация денежного обращения, предоставление общественных товаров и устранение последствий внешних эффектов составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. В реальном конкурентном рынке есть области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, его «провалы», что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Какие же это области? 1. Перераспределение доходов. Рынок признает справедливым доходы, получение в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры которых (доходов) зависят от эффективности вложения факторов. Но в обществе есть люди, не владеющие ни капиталом, ни землей, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынке факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприемлемо к тем, кто занят производством общественных товаров – военные, учителя, врачи. Поэтому государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитой рыночной экономикой за свою историю испытали острые социальные конфликты и в конечном итоге пришли к осознанию права каждого члена общества на достойную жизнь. 2. Занятость. Дело в том, что механизм рынка не реализует автоматически право на труд доя тех, кто может и хочет работать и в результате в условиях рыночной экономики неизбежна безработица. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости и материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. 3. «Хроническими болезнями» рыночной экономики являются монополизм и инфляция. В условиях рынка конкуренция объективно определяет стремление любого производителя к установлению своего контроля в той или иной области, к монополизации. А монополия в итоге подрывает конкуренцию, разрушает рынок. Чтобы не допустить этого, государство проводит антимонопольную политику, принимая специальные законы, ограничивающие монополию. Инфляция также является тяжелой «хронической болезнью» рыночной экономики и государство проводит антиинфляционную политику. 4. Не под силу рыночному механизму и развитие фундаментальной науки, которое требует крупных вложений средств. Сроки окупаемости их длительны. Вложения в фундаментальную науку связаны с высокими рисками и неопределенностью в отношении прибыли. Поэтому частный капитал в эту сферу не идет и данной проблемой занимается государство. 5. Государство осуществляет региональную политику, с учетом исторических, национальных, демографических, климатических и других нерыночных факторов. 6. Государство посредством проведения соответствующей внешнеторговой политики реализует национальные интересы в мировой экономике. Для этого государство осуществляет контроль и регулирует международную миграцию своей рабочей силы, вывоз капитала за границу и его импорт, воздействует на валютный курс, управляет платежным балансом. Таковы максимально допустимые границы государственного вмешательства в рыночную экономику. В этих границах разумное сочетание государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволяет решить основные социально-экономические проблемы современного общества В связи с «провалами» рынка государство выполняет определенные экономические функции, которые определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики. 2. Основные цели и инструменты государственного регулирования экономики Тетрадь+ ГРЭ в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики. Главная цель ГРЭ – достичь сбалансированности развития экономики, ликвидировать или уменьшить диспропорции экономического развития, адаптировать экономику к быстро меняющимся внутри- и внешнеэкономическим факторам. В выработке и обосновании взаимосвязанной совокупности целевых установок на каждом этапе социально-экономического развития заключается искусство руководства страной. Многоугольники целей государственного регулирования. Сложные и противоречивые взаимоотношения целей социально-экономического развития, их взаимное переплетение и возникающие побочные, как желательные, так и нежелательные последствия, заставили государственные регулирующие органы разрабатывать цели развития не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных и партийных программах задачи государственного регулирования формулируются в виде набора важнейших целевых установок (многоугольников целей). Наиболее распространен так называемый «магический четырехугольник», т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность.
О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете и инфляцию. Глобальной целью государственного регулирования экономики является достижение экономической и социальной стабильности, укрепление и совершенствование существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям. Многогранность целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования - основная черта современной экономической системы. Для осуществления целей и задач государственного регулирования используется набор средств как экономического, так и неэкономического характера. Они подразделяются на методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй — экономические средства регулирования.(+Тетрадь) Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Инструменты государственного воздействия на экономику – используемые конкретные сред- ства воздействия правительства на социально-экономические процессы (налоги, кредиты, законодательные акты и пр.). Основные инструменты, с помощью которых реализуются те или иные методы, представлены таблицей + есть в тетради
|