Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное и муниципальное управление





 

Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

 

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

 

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

 

ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов гуманитарный, социальный и экономический циклы;

· математический и естественнонаучный цикл;

· профессиональный цикл;

и разделов:

· физическая культура;

· учебная и производственная практики;

· итоговая государственная аттестация.

3. Предмет и методы государственного и муниципального управления как научной дисциплины

Важнейшими особенностями государственного и муниципального управления как науки являются:

1) междисциплинарный характер знания, представленного в государственном и муниципальном управлении. Эта наука сформировалась и развивается на стыке различных областей знания — философии, этики, политологии, права (прежде всего, административного), социологии, теории организации, психологии, кибернетики, теории систем и иных общественных, естественных и технических наук;

2) практическая направленность государственного и муниципального управления. Научные результаты, полученные в этой области знания, всегда находят применение в практике, не требуя промежуточных стадий исследовательской работы, связанных с поиском сфер их практического использования и внедрения;

3) обусловленность проблематики государственного и муниципального управления потребностями повышения эффективности совместной деятельности людей в обществе и государстве, в рамках государственного аппарата, а также новыми социальными идеями, получающими распространение в обществе (связанными с экологией, образом жизни, отношениями между странами, между различными конфессиями, этническими группами и т.д.);

4) двойственность источника формирования и развития государственного и муниципального управления. С одной стороны, это собственно научно-исследовательская деятельность, а с другой — научное обобщение практического опыта в сфере государственного и муниципального управления. Целью государственного и муниципального управления как науки является преодоление противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности людей, в частности, между:

- потребностью в совместной деятельности людей, во взаимодействии и сотрудничестве социальных организаций и наличием у них мотивов и целей различной (иногда противоположной) направленности;

- традиционными целями функционирования государства (муниципального образования) и тенденциями изменения окружающей среды, а также разнообразными новыми социальными идеями;

- увеличением масштабов задач, которые ставит жизнь, размерности решаемых государством (муниципальным образованием) задач и требованием снижения издержек на государственное и муниципальное управление;

- новыми технологиями, используемыми в политике, экономике, культуре, в социальной работе и т.д., и сложившимися стереотипами совместной деятельности людей в сфере государственного и муниципального управления, а также ограничениями, связанными с физическими возможностями человека;

- высокой социальной ответственностью руководителя государственного, муниципального управления и наличием у него негативных качеств, подверженностью его негативным состояниям и т.д.

Различные аспекты проблем государственного и муниципального управления находятся в сфере научных интересов представителей различных отраслей знания — философов, политологов, экономистов, юристов, психологов, социологов, философов, математиков, инженеров и др. Эти проблемы исследуются каждым из подобного рода специалистов под углом зрения, специфичным для соответствующей науки (политологии, юриспруденции, психологии, экономики, социологии и т.д.). При этом достижения соответствующей науки используются применительно к конкретному классу управленческих ситуаций. Вместе с тем, практика государственного и муниципального управления требует соединения результатов изучения различных аспектов проблемы разными науками и их комплексного специального изучения с тем, чтобы их можно было применить для эффективного разрешения конкретной управленческой ситуации, имеющей значение в масштабах государства или муниципального образования. Этим и занимается самостоятельная наука, изучающая общественные отношения определенного типа, а именно, отношения государственного и муниципального управления.

Поскольку отношения в сфере государственного и муниципального управления являются общественными, то и изучающая их наука относится к числу общественных наук, наряду с социологией, психологией, правом и т.д. Вместе с тем это ни в коей мере не исключает использования в качестве инструментария для изучения управленческих проблем результатов и методов естественных и технических наук.

Для доказательства истинности своих положений и возможности их практического использования науке государственного и муниципального управления необходимы эксперименты, восприятие человеком внешнего мира и непосредственные наблюдения. По этому критерию государственное и муниципальное управление относится к числу эмпирических (опытных) наук, в противоположность формальным наукам, таким, как математика, логика, которые основываются исключительно на интеллектуальной (мыслительной) деятельности и не требуют для обоснования своих результатов каких-либо чувственных наблюдений.

Государственное и муниципальное управление является преимущественно прикладной наукой, так как она разрабатывает средства для решения конкретных практических задач человеческой деятельности, для применения результатов фундаментальных (теоретических, «чистых») наук при решении не столько познавательных, сколько социально-практических проблем. Этим государственное и муниципальное управление отличается от теоретических наук (философия, этика и др.), задача которых — познание законов, определяющих поведение и взаимодействие базисных структур природы, общества и мышления.

Объект исследования (государство, муниципальное объединение, государственный аппарат и люди, объединившиеся для совместной деятельности в составе государственного аппарата, муниципального учреждения) определяет принадлежность государственного и муниципального управления к числу конкретных (предметных) наук.

Другими примерами конкретных наук являются биология, астрономия, геология, которые изучают вещи в целом, агрегативно, а также механика, физика, химия, изучающие вещи в их элементах.

Изучая систему структур, связей, отношений управления на разных уровнях, наука государственного и муниципального управления выступает как теория, в то время как ряд наук представляют собой теории свойств (в частности, механика, физика, химия) либо теории отношений (такие науки, как математика, логика).

Теоретические или прикладные проблемы, относящиеся к сфере государственного и муниципального управления, изучают различные науки. В их числе такие теоретические дисциплины, как философия, политология, политическая экономия, математика, статистика, кибернетика. Большой вклад делают естественные науки, изучающие человека (одного из объектов и одновременно субъектов управления), такие, как психология, физиология, медицина. Весьма близки к государственному и муниципальному управлению по своему предмету науки, изучающие определенные виды общественных отношений, — это, прежде всего, экономические, правовые, организационные науки.

В целях анализа взаимодействия различных наук при изучении проблем управления выделим следующие группы операций (функций) управления:

- определение целей государственного и муниципального управления;

- поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хранение информации;

- анализ ситуации и обстановки с использованием имеющейся информации;

- выработка и принятие управленческого решения;

- организация исполнения решения.

Определение целей деятельности государственного и муниципального управления, постановка задач высшего уровня опираются, прежде всего, на достижения философии, этики, политологии, политической экономии, национальной экономики, геополитики, теории организации. Особенно велико при этом значение методологического знания.

В изучении таких операций (функций), как поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хранение информации, участвуют следующие отрасли знания: информатика, информационные технологии, документоведение, исследование операций, математика, а также науки, отражающие специфику сферы деятельности организации (например, экономические науки). Важное значение здесь имеет формальная методология, предполагающая анализ языка науки, формальной структуры научного объяснения, описание формализованных методов исследования, исследование типологии систем знания и т.д.

Анализ управленческой ситуации и деловой обстановки с использованием имеющейся информации осуществляется с учетом достижений таких научных дисциплин, как психология, право, логика, кибернетика, исследование операций, теории вероятностей, теории игр, а также наук, отражающих специфику объекта управления (отрасль, сфера жизни общества, муниципальное образование и т.д.).

Изучение процессов выработки и принятия управленческого решения ведется с участием таких научных направлений, как эвристика, этика, логика,психология, право. Особое значение при этом имеет содержательнаяметодология, которая охватывает, в частности, структуру научного знания,схемы объяснения, принятые в науке, структуру и состав научных методов,условия и критерии научности и т.д.

В области организации исполнения решения весьма важен вклад следующих наук, участвующих в изучении этого аспекта государственного и муниципального управления: педагогики, психологии, социологии, права, теории организации, информационных технологий, валеологии, экономических наук и т.д.

4. теоретико-исторические основы государственного и муниципального управления в зарубежных странах

Общественные преобразования, произошедшие в России за последние годы, обострили интерес к осмыслению природы государства, его институтов и способов управления. Актуальность этик вопросов приобретает особую значимость в условиях переходного периода, когда еще окончательно не сформирован механизм реализации государством своих функций, не отработана схема взаимодействия между обществом и властными институтами, отсутствует реальная основа для консолидации политических партий и движений. Рассмотрение практики государственного управления как целостной системы позволяет не только получить адекватное представление об особенностях функционирования государственного аппарата и методах осуществляемой им политики, но и разработать схему обучения государственных служащих навыкам и приемам, позволяющим профессионально исполнять свои функции.

Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление?

Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей. В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Общетеоретические позиции, дают достаточные основания для следующих выводов:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы, и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.) Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей.

Государственное управление как социалъная деятелъность понимается в широком и узком значении.

В узком смысле - это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства.

В широком смысле – государственное управление - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений путем деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), их органов, государственных служащих.

Назначение государственного управления состоит в урегулировании и упорядочивании жизнедеятельности и отношений личности коллектива, государства и общества, установлении их рациональных взаимосвязей путем применения государственной власти.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности. Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого термина.

Вместо него в оборот внедрен новый термин – исполнительная власть. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения власти: на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Место и роль государственного управления определяются следующими характеристиками:

Ø государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

Ø государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

Ø государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

Ø государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

Ø государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, т.е. во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т.п.

Объектом государственного управления является административно-государственная деятельность, которая определяется как процесс достижения национальных целей и задач через государственные организации.

Субъектом государственного управления выступают законодательные органы государственной власти, исполнительные органы государственной власти, органы суда и прокуратуры.

Соответственно предмет науки «Государственное и муниципальное управление» включает также важнейшие области исследования, как:

§ государство как публично-правовой институт;

§ система органов государственной власти;

§ организация системы местного самоуправления;

§ государственная служба;

§ муниципальная служба;

§ административная реформа;

§ иные вопросы.

Методология как теория познания, система принципов, методов, определенных логических приемов познания и исследования позволяет проникнуть в глубь изучаемых процессов, понять их сущность, закономерности развития.

Методами государственного и муниципального управления как управленческого процесса являются:

Ø императивный метод, предполагающий наличие отношений власти и подчинения, а также предписывающий действовать определенным образом. Данный метод имеет преимущественное распространение в процессе государственного и муниципального управления;

Ø диспозитивный метод, позволяющий участникам общественных отношений действовать по своему выбору. Этот метод - встречается реже в процессах государственного и муниципального управления, но он также имеет место.

При научном исследовании государственного и муниципального управления используются следующие методы:

Ø общенаучные (важнейший из которых - диалектика - используется в большинстве наук);

Ø частные методы, наиболее распространенными из которых являются:

· наблюдение - непосредственное восприятие изучаемых процессов и явлений;

· сравнение - сопоставление изучаемых процессов и явлений, выявление общих черт и различий;

· анализ - разложение общего на отдельные составляющие;

· синтез - получение общего вывода из объединения отдельных явлений;

· эксперимент - моделирование желаемых ситуаций;

· опрос - выяснение мнения различных репрезентативных групп (например, специалистов различного профиля) по одному или нескольким вопросам, что позволяет выявить общие тенденции изучаемых процессов;

· анкетирование - выяснение мнения целевой аудитории посредством постановки заранее определенных вопросов.

На Западе теорию государственного управления называют административной наукой. У нас эта сравнительно новая отрасль управленческого знания больше известна как система государственного управления.

5. теоретико-исторические основы государственного и муниципального управления в России

Некоторое представление об эволюции российской государственности дает следующая периодизация.

1. Древняя Русь (IX-XI вв.);

2. Киевская Русь (XI-XII вв.);

3. Владимиро-Суздальская Русь (XII-XIV вв.);

4. Великое княжество Московское (XIV-XV вв.);

5. Московское государство (Московское царство, Великорусское государство, Русское государство, Россия) (конец XV-XVI1 вв.);

6. Российская империя (1721-1917 гг.);

7. Российская республика (провозглашена Временным правительством 1 сентября 1917г.);

8. Российская Советская республика (провозглашена II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917г.);

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (объявлена III Всероссийским съездом Советов (10-18 января 1918г.); 9

10. Союз Советских Социалистических Республик (образован на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922г.);

11. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (правопреемница СССР после отзыва Верховным Советом РСФСР своих представителей из Верховного Совета СССР, денонсирования им Договора об образовании СССР 30 декабря 1922г. и ратификации Минского соглашения от 8 декабря 1991г. о создании Содружества Независимых государств (СНГ) 12 декабря 1991г.);

12. Российская Федерация — Россия (РФ — Россия) (новое наименование государства, установленное VI съездом народных депутатов РФ 21 апреля 1992г. и закрепленное Конституцией РФ 1993г.). Государство строится по территориальному принципу, поэтому одним из ключевых атрибутов государства является территория. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на конкретной территории. В процессе расширения территории России выделяют следующие этапы.

1. IX—XIII вв. — становление первоначальных территориальных пределов российской государственности, когда распад единого княжества привел к феодальной раздробленности Руси, а затем — к новому этапу ее развития и объединения.

2. XIV — первая четверть XVI в. — собирание русских земель вокруг Москвы, объединение их в единое государство и сосредоточение власти в руках самодержавия.

3. XVI — конец XVII в. — территориальные приобретения в допетровскую эпоху. В этот период происходит формирование России как цивилизационно-неоднородного общества. Уже к середине XVII в. Русские цари правили самым большим государством. Владения их росли темпами, не имевшими себе равных в истории.

К началу XX в. в составе России оказались около 165 народов, достигших разных уровней развития. Территория России стала представлять собой единое экономическое пространство, в котором складывался единый всероссийский рынок. На всей территории России действовали единые законы, существовало единое административное деление, общероссийская система администрации, делопроизводства и суда. Включение новых территорий в Российское государство происходило с учетом их особенностей с последующим втягиванием их в единое общество.

Другим важнейшим атрибутом государства является население, на которое распространяется его власть. По несовершенным демографическим данным до середины XVIII в. население России оставалось относительно небольшим и составляло от 6 до 10 млн человек в середине XVI в., 8-12 млн — к началу XVII в. Для сравнения: в Австрии в этот период численность населения составляла 20 млн человек, во Франции — 19 млн, Испании — 11 млн, Польше — около 11 млн. В наиболее населенных областях (Новгородской, Псковской и районе Волги — Оки) плотность населения составляла в среднем 3 человека на 1 км2. На Западе же соответствующая цифра составлял от 20 до 30 человек.

Значительный прирост населения начался в России примерно в 1750г.

Между 1750 и 1850гг. население Российской империи выросло в четыре раза (с 17 до 68 млн человек). Это увеличение частично объясняется захватом земель и присоединением к населению России до 10 млн человек. После 1850г., когда территориальная экспансия почти прекратилась, население России продолжало увеличиваться быстрыми темпами: с 68 млн в 1850 г. до 126,4 млн в 1897г. и 174,5 млн в 1913г.

По религиозному и сословному признакам население России к 1914г. делилось следующим образом. По вероисповеданию: православные составляли 69,9%, магометане — 10,8%, католики — 8,9%, протестанты — 4,8%, иудеи — 4%, армяне-григорианцы — 0,9%. По сословиям: крестьяне — 77,1%, мещане — 10,7%, инородцы — 6,6%, казаки — 2,3%, дворяне — 1,5%, духовенство — 0,5%, купцы — 0,5%, прочие — 0,8%. Городское население составляло 14,2%, сельское — 85,8%. Для сравнения: численность населения России на начало 1994 г. составляла 148,4 млн человек, в том числе 108,5 млн горожан (73,2%) и 39,9 млн жителей села (26,8%).

В истории государственного управления в России с достаточной степенью условности принято выделять, в частности:

- управление в период военной демократии;

государственное управление в период Новгородской республики; -

- государственное управление в середине XVI века;

- государственное управление при Петре I;

- государственное управление в первой половине XIX века;

государственное управление в 1906-1917гг.; -

- государственное управление в СССР в 1989-1991гг.;

- государственное управление в СССР по дополнениям, внесенным в Конституцию IV съездом народных депутатов СССР в декабре 1990г.;

- управление в Российской Федерации с 1992г.

Для управления в период военной демократии было характерно наличие князя, дружин (старшей и младшей), а также вече (народного собрания). Старшая дружина возглавлялась князем и состояла из опытных воинов. Из аристократической верхушки дружины выделялись бояре. Младшая дружина была представлена отроками, детьми боярскими. Народное ополчение подчинялось не князю, а вече.

Государственное управление в период Новгородской республики предполагало наличие в качестве важнейших элементов посадника, князя, архиепископа, тысяцких, вече. Князь приглашался, ему предоставлялось командование вооруженными силами, новгородцы не позволяли ему самостоятельно вести дела внешней политики и начинать войну без согласия вече. Посадник заменял в городе или в области князя. Архиепископ был главой новгородской церкви и имел большое влияние на политическую и социальную жизнь. Тысяцкий руководил земским ополчением, подчиненный ему округ назывался тысячей.

В середине XVI в. государственное управление осуществлялось Царем, Митрополитом (Патриархом с 1589г.), Церковным собором, Земским собором, Боярской Думой, Приказами, местной властью (городовые, губные старосты, приказчики).

При Петре I государственное управление предполагало сосредоточение всей полноты власти в руках Императора, а также наличие следующих структурных элементов: Обер-прокурор, Синод, Сенат, 12 коллегий, Генерал-прокурор, губернии с губернаторами, провинции с воеводами, уезды с воеводами.

Государственное управление в России в первой половине XIX века было структурировано следующим образом: Император, Государственный совет, Синод, Сенат, Комитет министров, министерства, имперская канцелярия.

Государственное управление в 1906-1917 гг. предполагало наличие следующей структуры высших органов власти: Император, Синод, Сенат, Государственный совет, Государственная Дума, Совет министров, министерства, имперская канцелярия.

В СССР в 1989-1991 гг. государственное управление основывалось на следующих элементах: Съезд народных депутатов, Верховный Совет СССР (постоянно действующий орган народных депутатов), состоящий из Совета Союза и Совета национальностей.

В соответствии с дополнениями, внесенными в Конституцию IV съездом народных депутатов СССР в декабре 1990г., государственное управление в СССР осуществлялось Президентом, Съездом народных депутатов, Верховным Советом СССР (Совет Союза и Совет национальностей).

Управление в Российской Федерации с 1992г. базируется на следующих основных структурных элементах: Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, Конституционный суд, Генеральный.

6.Понятие и сущность государства

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гаранти­рующая права, свободы граждан, законность и право­порядок.

Сущность государства - это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.

Сущность государства проявляется в его функциях, в той служебной роли государства в обществе, качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов. История показывает, что государство в своей деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует) эти интересы для сохранения целостности единства общества (без наемных работников нет капиталистов, без крестьян - феодалов, без рабов - рабовладельцев, без общинников и их труда - чиновничьего аппарата восточного государства).Но мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначна. Иными словами, сущность государства двуедина (служение узкоклассовым, групповым и общесоциальным интересам) и исторически изменчива в плане соотношения ее сторон. Так, в рабовладельческом, феодальном обществе преобладает классовая сторона сущности государства (интересы господствующего класса- превыше всего). Это же характерно и для раннебуржуазного государства, раннекапиталистического общества. Но с изменением этого общества меняется и его государство в направлении усиления общесоциальной стороны его сущности. Это можно проследить, приняв, например, за исходную точку момент зарождения противостояния таких общественных сил как буржуазия и пролетариат в период формирования так называемого "дикого" капитализма (середина XIX в.). С этим периодом связано правильное понимание сущности государства как орудия классовой борьбы, машины для подавления классовых противников, поддержания господства одного класса над другим. Однако последовавшие затем такие события всемирно-исторического значения как Октябрьская революция 1917 г. в России, Великий кризис и Великая депрессия конца 20-х гг., нанесли вначале политический, а затем экономический удар по капитализму и поставили вопрос о его дальнейшей судьбе. Государство, правящая экономическая и политическая элиты вынуждены были по-новому подойти к решению проблемы стабилизации общества и конституционного строя. Это выразилось, прежде всего, в усилении социальной защищенности личности, в социальной ориентированности государства. Гуманистическому обновлению капитализма способствовал и разгром фашизма как проявления наиболее реакционных и агрессивных сил монополистического капитала. После этого в развитых западных демократиях государство постепенно становилось средством снятия, преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а через достижение общественного компромисса, консенсуса, хотя сам по себе механизм государства по поддержанию общественного порядка мало в чем претерпел изменения. В деятельности же государства все в большей степени стали оптимально сочетаться классовые и общесоциальные цели и функции.

Сущность современного социального, демократического, правового государства состоит в том, что оно является орудием достижения в социально неоднородном обществе социального компромисса и согласия.

7.Основные теории происхождения государств.

Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотрим наиболее известные теории происхождения государств:

Date: 2016-02-19; view: 613; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию