Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Истоки теории остранения
«Закон канонизации младшей ветви» (развития литературы) Шкловский – в каждую эпоху определенные жанры являются лидирующими, более читаемыми, господствует какое-либо направление – литературную моду диктует какая-либо школа. Но с течением времени нужно «впрыснуть свежую кровь». Полагает, что школа, ушедшая вниз, не перестает существовать, находится «под паром» - потом она снова окажется на гребне волны, когда надоедят те, которые ее сменили. Рассуждения, предвосхищающие теорию остранения и даже аналогичные ей, можно найти уже в глубокой древности. Еще Аристотель говорил, что совершенная поэтическая речь не представима без необычных слов, но он подчеркивал, что должна быть мера. Теорию остранения пытались критиковать – 1 волна – ортодоксальный марксизм, потом – Д.С. Лихачев. Он доказывал, что остранение – явление нового времени. Говорил, что в средневековой литературе не было остранения, но тогда просто была маленькая скорость развития литературы, было мало книг, они не могли надоесть. Сейчас – бурный поток книг, мы не успеваем все прочитать. Создатели эстетики романтизма английские поэты Колридж и Ворсворд провозгласили чувство свежести и новизны одним из основных отличительных признаков истинной поэзии. Тезисам Шкловского созвучны многие высказывания из книги Томаса Стернза Элиота «Назначение поэзии и назначение критики». «Поэзия может помочь нам преодолеть стереотипы восприятия и оценки и заставить увидеть мир по-новому или открыть для себя некую новую его часть. Она способна подчас заставить нас острее ощутить присутствие в мире глубинных неназываемых чувств, составляющих внутреннюю нашу сущность, в которую нам редко доводится проникнуть, ибо почти вся наша жизнь проходит в постоянном бегстве от самих себя, равно как и от зримого и осязаемого мира.» Для французских (Дали, Бонюэль, Андре Бретон, Поль Элюар, Жан Кокто) сюрреалистов словесное искусство также было возрождением чуда и действом обновления. Лекция 14 (25.04.2012) Так, в одной из статей, написанных в 1926 г. Жан Кокто описывает задачи поэзии примерно в тех же выражениях, что и Шкловский: «Внезапно мы видим, будто впервые, будто при вспышке молнии, собаку, извозчика, дом. Проходит совсем немного времени, и выпуклое изображение оказывается стерто привычкой. Погладив собаку, подзываем извозчика, живем в доме. Мы более их не видим. Задача поэзии заключается в том, что поэзия приподнимает покров (скорее всего, данные слова являются отзвуком того эпизода в «Анне Карениной», где художник Михайлов описывает искусство как срывание покровов с действительности, то есть как проникновение в глубинную сущность вещей). Поэзия обнажает удивительные вещи, нас окружающие, которые обычно лишь механически регистрируются нашими чувствами. Взять нечто обыденное, вычистить, натереть до блеска, раскрасить так, чтобы оно поражало свежестью и новизной, первозданной красотою – в этом состоит работа поэта. Все прочее – литература».
|