Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устройства для спуска. За истекшие два десятилетия в мире спусковых устройств произошли огромные изменения, если говорить об ассортименте ФСУ и числе фирм





 

За истекшие два десятилетия в мире спусковых устройств произошли огромные изменения, если говорить об ассортименте ФСУ и числе фирм, их выпускающих. Если же смотреть в корень, то эксплуатируются все те же нескольких классов спусковых устройств. За исключением разве что "кабестанов", получивших особенное развитие в связи со спасательными работами. Но не в SRT.

 

Наиболее активный поиск велся в направлении создания автоматических "автоблокантов" - самотормозящихся ФСУ, останавливающих нас при утрате контроля над скоростью спуска.

В основе поиска веская причина - нейтрализовать фактор "LС" (Lost Control - термин мой, К.Б.С.), то есть, найти, наконец, эффективный способ самостраховки в случае непроизвольной утраты контроля над спуском по веревке.

Ежегодно этот фактор собирает тяжелую дань авариями, травмами и смертями, в том числе и в SRT. Разуверившись в возможности эффективной самостраховки существующими зажимами, мировая спелеология и не только она обратила взоры к автостопперам.

 

 

Рис.49 "Stop" и его конструктивные прародители "DAD" и "Diablo"

1 - Стоппер одностороннего действия "Stop" фирмы "Petzl".

2 - Автоблокант Дресслера - "DAD", Франция, и схема работы с ним

(из коллекции Gary D.Storrick).

3 - Стоппер одностороннего действия "Диабло", Италия

(из коллекции Gary D.Storrick).

4 - Дополнительная фиксация "Stop" от непроизвольного проскальзывания.

 

Наиболее популярным в этом ряду стал и пока остается - не только среди европейских, и не только среди кейверов, "Stop" Петцля (Рис.49-1).

Однако мало кто теперь помнит, что в основе его, а также других популярных устройств той же фирмы типа "GriGri" и "I'D" кроется "Автоблокант Дресслера" - DAD (Descendeur Autobloquant Dressler, Рис.49-2).

Снова Дресслер, великий и неизвестный...

Но в основе "Стопа" лежит и второе устройство, внешне совершенно неотличимое от него - это итальянский стоппер одностороннего действия "Диабло" ("Diablo", Рис.49-3).

Но вернемся к "Stop".

 

Рис.50 Из инструкции к устройству "Stop" фирмы "Petzl".

1 - заправка веревки.

2 - отпустить управляющую рукоятку безопасно.

3 - так же безопасно отпустить одновременно обе руки.

4 - для спуска на устройстве требуются обе руки с основной нагрузкой на правую.

5 - зажать рукоятку - опасно!

6 - сжать рукоятку при утрате контроля за рапелью управляющей рукой -...

 

Эта конструкция - неудачная из-за подверженности предательскому "паническому" рефлексу, собрала и собирает богатый урожай разбившихся - тех, кто, выпустив случайно рапель, рефлекторно сжимает ручку.

Иллюстрации из инструкции к устройству, наглядно демонстрирующие все его недостатки, можно увидеть на Рис.50.

Именно возможность непроизвольно сжать рукоятку при испуге привела и приводит к постоянным авариям при спуске на "Стопе". И если французы продолжают упорствовать, будто не замечая, что "Stop" вместе с зажимом "Shunt" - это парочка потенциальных убийц, то другие задумываются.

 

Результатом стало появление стопперов двустороннего действия - зажимающих веревку в обоих крайних положениях регулировочного рычага и пропускающих в среднем. Это громадный шаг вперед в вопросе обеспечении безопасности спуска, но, увы, пока только промышленных высотников.

Характерные представители - итальянский "Kong-Indy", американский "Anthron Double Stop" или плеяда австралийских "SRTE Stop Bobbins". В этом ряду теперь достаточно вариантов (Рис.51).

 

 

Рис.51 Примеры стопперов двойного действия - фиксирующие веревку в обоих крайних

Положениях тормозной рукоятки.

1 - "Kong-Indy", фирмы "Kong Bonaiti", Италия.

2 - "Antec" DC25 фирмы "Anthron", США, и принцип его действия.

3 - "RS1a" фирмы SRTE, Австралия, с оригинальным рычажком "анти-паник".

4 - "2WRS" фирмы SRTE, Австралия, действие аналогично "Antec".

(фото 3,4 из коллекции Gary D.Storrick)

 

Проблема всех этих стопперов в том, что они работают надежно только в стерильных условиях и в строгом диапазоне диаметров и качества веревок, для которых предусмотрены изготовителем. То есть при условиях практически неприемлемых для кейвинга. Несмотря на то, что попытки использовать их под землей предпринимаются, они как правило не получают продолжения. Именно в силу капризности автоблокантов.

Похоже на то, что после первых попыток четверть вековой давности, никто вплотную и не занимался созданием надежного автостоппера для спелео, ориентировав свои создания на куда более богатенький мир высотных работ.

 

На мой взгляд, огромное консервативное влияние оказывает на это направление французская спелеошкола, взросшая на "десандьоре" (боббина, "Сингл") и остающаяся ему верна - во многом вопреки здравому смыслу и современному пониманию фактов, и тем самым сегодня сильно тормозящая прогресс в этом направлении.

В перечне недостатков этого спускового устройства можно выделить несколько весьма, на мой взгляд, серьезных.

 

- Недостаточное конструктивное трение - боббину при простой S-образной заправке рапели "несет".

 

- Отсутствие возможности регулирования торможения в зависимости от наклона спуска, состояния веревки и ее диаметра, кроме как за счет небольшого изменения угла рапели и усилия руки.

Эти два дефекта привели к тому, что представить спуск на десандьоре без дополнительного тормозного карабина, почти невозможно. Не зря же Петцль украсил свой ассортимент специальным карабином для десандьора - "Freino"! (Рис.52)

 

Но продолжим.

 

- Невозможность нормальной фиксации без участия того же дополнительного карабина.

 

Рис.52 Рекомендации по дополнительному торможению десандьора (1,2,3,7)

и "Стопа" (4,5) из инструкций к этим спусковым устройствам.

1,2 - с использованием специального карабина "Freino" (см. позицию 6).

3 - с использованием полусхватывающего (узел UIAA) на карабине.

4 - дополнительный карабин со "Stop" - несет! - хоть и с фрикционом-эксцентриком.

5 - использование трения о фиксирующую ось обоймы.

6 - специальный карабин для дополнительного торможения боббин "стопов" - "Freino".

7 - использование карабина подвески десандьора для торможения с целью исключения

возможности опрокидывания боббины при натяжении входящей ветви рапели.

 

- Подверженность катастрофическому опрокидыванию при нагрузке входящей ветви рапели с последующей полной утратой способности к торможению - так как S-образная веревка практически выпрямляется. На Рис.52-7 вариант предохранения от этой опасности. Этой же цели служит и карабин "Freino" - именно в этом его основное предназначение!

Аварии, связанные с фактом опрокидывания боббины с утратой торможения, даже французов вынудили забить тревогу. Сегодня их правилами безопасности категорически не рекомендуется спуск параллельно по двум следующим один за другим пролетам, так как разрушение промежуточного закрепления над ниже идущим приводит к падению верхнего спелеолога (самостраховкой-то не пользуются, а работа со "Стопом" сама по себе исключает дополнительную самостраховку).

 

- Концентрированный разогрев и плохой отвод тепла массивными фрикционами, ограничивающий нормальный спуск по сухим веревкам пролетами не более 50 метров, что отмечается многими публикациями.

 

- Высокий износ нижнего опорного фрикциона из-за концентрированных нагрузок, что справедливо подвигает нас в сторону стальных фрикционов вместо легких сплавов.

 

- Возможность не до конца закрыть корпус после установки веревки, что не раз приводило к серьезным авариям и несчастным случаям. Эта ситуация подробно рассмотрена в статях Анализ аварии в пещере Лори-Кори" (Lori Cori Cave Accident Analysis by Andrea Futrell & Bill Storage) и моей "Внимание - недозакрытая боббина!".

 

Что касается "Стопа", то плюс к тому, что он требует обеих рук для управления и естественно не лишен всех перечисленных недостатков, мало кто может отметить его безупречное срабатывание при работе с веревками разного качества и толщины - "Стоп" часто ползет. Хотя, конечно, прихватывает рапель, пока не износится нижний фрикцион, и если по несчастью не схватить в кулак его прижимную ручку.

 

Половины перечисленных проблем хватило бы, чтобы крепко задуматься.

Тем не менее, Европейская SRT - это вотчина десандьора-боббины - "Сингла" и "Стопа".

 

Справедливости ради, надо отметить, что эти ФСУ в принципе позволяют аварийное включение для спуск по натянутой веревке (Рис.53). Весьма сомнительное удовольствие, но номинально возможно.

 

Рис.53 Способы использования десандьора для аварийного спуска по натянутой рапели.

(рисунок из моей статьи "Соло-Транспортировка" в "Туристе").

 

Американская SRT с самого начала опиралась на принципиально другой класс спусковых устройств - "брейк-бар" (brake-bar - тормозящая перекладина), послужившая прототипом для создания рэка (rappel-rack - рама для спуска) с открытой J-образной рамой - собственно рэппл-рэк, и с закрытой U-образной - решетка, лесенка, широко распространенной в СССР и постсоветском спелеопространстве (Рис.54).

 

 

Рис.54 Развитие спусковых устройств на основе "Тормозящей перекладины" - "Brake Bar"

1 - импровизированный "Брэйк-бар" из карабина и скального крюка.

2 - представитель первых спелеологических "Брэйк-бар" на карабине

(фото 1,2 из коллекции Gary D.Storrick)

3 - "Robot" фирмы "Kong" - сочетание тормозящей перекладины и "восьмерки"

4 - Предложенные Колом варианты "Rappel Rack" - короткий, стандартный и длинный

(рисунок by Pandra Williams из книги "On Rope" by Allen Padgett and Bruce Smith)

5 - стандартная решетка "Minirack" сохранила свои черты и в 2005 году

6 - решетка "Giperrack" американской фирмы "CMI".

 

Одно из первых описаний рэка было сделано американцем Колом (Cole) в 1967 году Созданный Колом рэк - Cole Six Bar Rack, имеет 6 перекладин и становится стандартным спусковым устройством IRT (Рис.54-4) Однако Кол описал как более длинный рэк на 8 перекладин для длинных пролетов, так и более компактный - с 5-ю перекладинами, для коротких спусков.

Ориентированная на большие пролеты, американская SRT прославилась своими рэками, удивляющими числом перекладин, длиной и мощью. Тем не менее, классический американский рэппл-рэк свободен от всех - всех! - недостатков боббины, кроме одного - фиксация его оставляет желать много лучшего.

Даже мсье Петцль удостоил рэк вниманием, выпустив на удивление неудачный его образец (Рис.55), собравший все возможные недостатки прототипа - невозможность легкой фиксации, алюминиевые перекладины, мгновенно протачиваемые веревкой и могучую 9-миллиметровую раму, тяжелую, но на поверку - ржавеющую!

Понятно, что вид этого варианта едва ли вызовет желание отказаться от боббины и заинтересоваться потенциальными преимуществами рэппл-рэк. Тем более, что дополнительное торможение в ряде случаев требует карабина, как у боббины, а фиксация - использование узлов, как на "восьмерке", - а это даже не вызывает улыбки.

 

 

Рис.55 "Petzl-Rack", способы дополнительного торможения и фиксации из инструкции

1 - "Рэппл-рэк" производства фирмы "Petzl"

2 - предлагаемые способы торможения в зависимости от диаметра веревки.

3 - предусматриваемые способы быстрой и надежной фиксации устройства.

4 - алюминиевые перекладины стремительно протачиваются рапелью.

 

Итог: Современный выбор ФСУ очень богат, но традиционный ассортимент спусковых устройств SRT практически не изменился.

 

 

На этом изменения в базовом снаряжении, можно считать, заканчиваются.

Еще раз хочу заострить внимание на тенденцию производителей снаряжения сделать его красивым, надежным, но как можно быстрее изнашиваемым, утрачивающим товарный вид и взывающим о замене. В строгом соответствии с гарантийным сроком.

Блестящие, вроде бы нержавеющие, "железки", неожиданно прорастают ржавчиной после каждой незначительной царапины и стачиваются до осей после километра прогона, разрушая веревки острыми кромками...

Это сегодняшняя практика, требующая еще более внимательного контроля над состоянием нашего снаряжения.

 

 

4. Тактико-технические варианты SRT

 

По большому счету все варианты SRT отличаются друг от друга как способом и качеством навески веревки, так и вариантами передвижения по ней в зависимости от выбранного индивидуального снаряжения. Именно навеска оказывает главное влияние на технику движения и приемы. В свою очередь, принятая техника движения тоже вносит коррективы в навеску. То есть процесс взаимен, при доминирующем значении навески и серьезном влиянии спуско-подъемного снаряжения.

 

 

4.1. Традиционная техника навески (Rigging Basics)

 

Как уже было сказано, в мире сложились две принципиальные схемы, стиля навески, отражающие концептуальный подход к сбережению единственной веревки на отвесе.

Это европейский стиль, называемый с подачи французов Альпийским - ACT (Alpine Caving Technique), и северо-американский, получивший точное название, отражающее выбранный североамериканцами путь на создание веревки, которую практически невозможно порвать в пещере - IRT (Indestructible Rope Technique), что можно перевести как Техника Неразрушаемой Веревки.

 

Собственно, оба этих стиля были избраны в самом начале пути, и с тех пор практически ничего не изменилось в сути каждого способа. Американские веревки стали еще "неразрушимее", впрочем, и европейские не ослабели.

Однако с ростом пещер в глубину стали очевидными два момента.

Американские веревки были слишком тяжелы и громоздки, чтобы их тащить в сколько-нибудь серьезные пещеры. Даже несмотря на простоту последующей навески.

Европейские веревки тоже не пух. Поэтому с самого начала не пропадало стремление как-нибудь уменьшить вес снаряжения, позарез необходимого для прохождения глубоких пещер.

 

За истекшие 20 лет ощутимо проявилась и усилилась тенденция к уменьшению диаметра, а соответственно объема и веса веревок в обоих основных стилях SRT.

В самом начале европейский стиль строился на веревках 10-11 мм, а американский экспериментировал с 13-миллиметровой "Blew Water".

Сегодня IRT перешел на самый распространенный мировой стандарт 11-миллиметров, а АСТ считает нормой 9-миллиметровые веревки. Конечно, это - спелео-веревки, отличающиеся от множества других несколько повышенной износостойкостью.

Но даже такое снижение диаметров веревок все же оставляет сильное желание что-нибудь придумать, чтобы облегчить путь в глубокие пещеры.

 

Итог: За прошедшие десятилетия ничего принципиально нового в базовой технике обоих основных направлений изобрести не удалось.

Наряду с традиционными вариантами SRT по-прежнему актуальными остаются Ультра-легкая техника (Ultra-light Technique) и Техника Шнура (Cord Technique) - возникшие и применяемые на их основе.

 

 

4.2. Ультра-легкая SRT (Ultra-light Technique)

 

Впервые я столкнулся с этой техникой в 1986 году в Снежной.

В Логове над солнечной поляной Сувенир под более чем скептическими взглядами советских спелеологов болгарская пятерка паковала 7-миллиметровые синие "шнурки" на донную часть пещеры после зала Победы. Получился один - один! - транспортник. Кто знаком с пещерой Снежная, оценит это явление.

Только начинающий свой путь в SRT, я тоже с некоторым страхом смотрел на приготовления болгарских коллег, и не удержался от вопросов.

- Мы пойдем только один раз вниз и один раз вверх, - улыбнулся Камен Бонев.

 

Принципиально Ultra-light Technique ничем не отличается от традиционной европейской АСТ. Основы навески и ее защиты остаются прежними с одним лишь обязательным условием - все должно быть выполнено предельно тщательно!

Как справедливо заметил Алан Уэрайлда в своей книге "Vertical":

"Ультра-легкая техника является не столько техникой, сколько философией снижения веса снаряжения при тщательной и скомпенсированной навеске. Веревка составляет большую часть нашего груза, поэтому используют самую легкую, какую только возможно, 8 мм, 7 мм и, надеюсь, не в столь отдаленном будущем более тонкие веревки из "супер-волокна"...

 

Вторая возможность снизить вес - предельно облегчить навесочное снаряжение. В том числе максимально широко применять бескарабинную навеску, а если это не представляется возможным, то использовать 7-ми и 6-ти миллиметровые майлон рапиды, сегодня уже доступные и из алюминиевых сплавов.

 

Да, в основе ULT лежит использование статических спелео-веревок диаметром 8 и даже 7 миллиметров, и обращение с ними требует высокого мастерства и осторожности. Поэтому исполнители ULT должны обладать прекрасным знанием базовой навески SRT и способностью искусно передвигаться по тонким, значительно более уязвимым и хуже управляемым на спуске веревкам. Навеска тонких веревок не может допустить тех довольно частых огрехов, свойственных традиционной технике с ее достаточно стойкими веревками - никаких касаний стен, трение о которые способно очень быстро расправиться с тоненьким противником, особенно при обычно нестрашных падениях в случае разрушения промежуточных закреплений.

То есть ULT требует к себе гораздо более тщательного и безошибочного подхода и несколько больших затрат времени на организацию закреплений, а также использования всего арсенала средств для антифрикционной и динамической защиты навески.

И все равно эта техника остается объективно опаснее традиционной, несмотря на все наши усилия.

Это надо четко понимать, так как в настоящее время наблюдается повсеместное увлечение ULT в силу ее несомненной внешней привлекательности - тащить-то меньше! - а также под впечатлением от данных о прочности в паспортах новых веревок. Прочность веревок действительно несколько возросла благодаря успехам в технологии производства. Однако вместе с тем их износостойкость очень часто оставляет желать лучшего. А реальная квалификация исполнителей иногда вызывает серьезные вопросы.

 

Особо хочу подчеркнуть опасность фактор LC - потери контроля над спуском по тонким веревкам на таких традиционных, но неудачных ФСУ как "Сингл" и тот же "Стоп". Они "несут" и на веревках нормальной толщины, поэтому тем, кто все же предпочитает эти спускеры, рекомендуют заранее предусмотреть дополнительные способы торможения на карабине, например, используя тормозящие узлы (см. Рис.52-3).

Во что после этого превращается рапель, можно догадаться, но это лучше, чем просто упасть из-за потери контроля. Гусары ведь самостраховкой на спуске не пользуются...

Вопрос самостраховки при спуске по тонким веревкам тоже более чем серьезен и требует дополнительных мер безопасности в части как немедленного срабатывания зажима, так и удержания усилия рывка в четко заданных пределах, что, строго говоря, возможно только с использованием амортизаторов.

 

Итог: Ультра-легкая техника получает все большее распространение на фоне устойчиво невысокой технической квалификации большинства кейверов, что объективно более опасно.

 

 

4.3. Техника шнура (Cord Technique)

 

Техника шнура - La Technique Cordelette или Cord Technique, зародилась где-то в начале 60-х, едва ли не одновременно с SRT, так как в основе своей представляет облегченную и издавна применяемую в горах технику En Rappel - спуска после восхождений.

Фактически техника шнура основана на технической адаптации традиционной навески для последующего сдергивания за собой (Pull-Down Rigging), особенно широко распространенной в том же каньонинге.

Однако адаптацией весьма принципиальной. Так как приходится не только сдергивать веревку за собой, что прекрасно отработано горной техникой, но и возвращать ее на отвесы, с чем в горах сталкиваться не приходится.

 

Красноярские спелеологи, даже не подозревая об SRT, в 60-х пробовали корделетт с лестницами в Торгашинской пещере, вечном полигоне всего красноярского кейвинга. Свидетельств самих участников мне не известно.

Уже в начале 70-х французские спелеологи успешно применяли корделетт для прохождения пещер, причем пещер достаточно глубоких, таких как Берже и Хохлекен-Гроссхёлле, в то время глубочайших в Европе.

Челябинцы изучали технику шнура у себя на Урале и в пещерах Алека.

В 1984 году мы пробовали пройти корделеттом пропасть Напра, под техническим руководством челябинца Сергея Киселева (Кес), об этом я довольно подробно рассказывал в "Экспедиции во Мрак".

 

С той поры техника шнура не изменилась. Она была и остается уделом спортивных прохождений - сольных или максимум двойки. Другие варианты, к сожалению, не эффективны. По-прежнему с гарантией не решается проблема возвращения веревки на больших - более 40-50-ти метров, отвесах, что далеко не редкость в пещерах. Транспортировка же к таким колодцам стационарной навески сводит на нет весь выигрыш техники шнура. Разве что такие отвесы лежат недалеко от поверхности как шахта Лепине в Пьер-сен-Мартен, далее пройденной французом П.Пенесом техникой шнура до туннеля ЕДФ. В противном случае необходима четкая разбивка отвесов на отрезки, что опять же не всегда возможно.

 

Мой личный опыт корделетта говорит о том, что эффективно применить технику шнура можно только в некоторых пещерах на основе хорошо пробитой традиционной SRT-трассы. Либо использовать готовую, либо бить самим. Не забывая дополнительно дублировать крючья на промежуточных станциях передергивания.

Итог: Техника шнура не изменилась и по-прежнему является уделом одиноких спортсменов.

 

 

4.4. Техника подземных восхождений (Underground Climbing)

 

Говорить в теме SRT о технике подземных восхождений уместно, так как современные восхождения совершаются на технической и философской базе техники одинарной веревки.

Техника стенных восхождений разработана очень подробно в связи с тем, что восхождениями на планете занимается гораздо большее число людей.

В основе подземных восхождений лежат базовые правила альпинизма. Но спелеология внесла свои специфические черты, позволяющие выделить технику подземных восхождений в отдельное направление. Прежде всего, это разработка и применение специального снаряжения, такого как штурмовые штанги, подвесные шесты и шест-площадки, значительно ускоряющие восхождение.

 

На мой взгляд, лидерами этого направления стали польские спелеологи, открывшие перечень серьезных восхождений исследованиями вверх величайшей пещеры Татр того времени Валка-Снежна и покрывшие себя неувядаемой славой в многочисленных экспедициях в королеву Восхождений австрийскую Лампрехтзофен. Мне посчастливилось быть знакомым и работать вместе с руководителем многих из этих штурмов Анджеем Чишевски (Andrzei Ciszewski) и некоторыми участниками тех экспедиций.

 

Первыми известными мне восхождениями в пещерах СССР стали красноярские подъемы по трубам Торгашинской, более скальным лазанием, чем техническими средствами. Известны также восхождения по 80-метровым каминам пещеры Алтайская, совершенные алтайскими и новосибирскими спелеологами на укороченных - для скорости забивки, шлямбурах.

 

Мне привелось познакомиться с подземными восхождениями практически с самого начала занятий спелеологией в середине 70-х и продолжать это увлекательное дело в настоящем. В начале 80-х в результате интенсивных разработок в этом направлении нами были созданы штурмовые подвесные шест-площадки, позволяющие забивку крючьев с дистанцией до 3 метров даже при некотором нависании стены (Рис.56) Аналогов в мировой практике мне пока не известно.

 

 

Рис.56 Подвесные шесты клуба спелеологов "Сумган", соревнования по спелеотехнике,

Усть-Каменогорск, 1985-86 годы

1 - Штурмовой шест Серафимова (с неразборной штангой), демонстрирует автор.

2 - Штурмовой шест Бессергенева (замечательно приспособленный для

транспортировки и регулировки на стене).

 

Современное состояние вопроса характеризуется резким увеличением объема и сложности подземных восхождений практически во всех серьезных пещерах, ежегодно приносящих новые и новые открытия.

Большой толчок в этом направлении дала возросшая доступность перфораторов для забивки крючьев и амортизаторов (Shock Impact Absorber) для снижения возможной ударной нагрузки на крючья и восходителя (правда, последние все еще не имеют популярности среди кейверов).

 

С другой стороны повысилась объективная опасность восхождений, предпринимаемых на больших глубинах и, как мне кажется, часто при наличии только спелеологического снаряжения, прежде всего, статических веревок, что, как известно - в общем случае недопустимо, но не всегда принимается в расчет.

 

Итог: Техника подземных восхождений на базе философии SRT переживает мощный расцвет, опираясь на современные технологии в виде перфораторов.

 

 

4.5. Стационарная навеска (Fixing Rigging)

 

Всегда есть причины для того, чтобы не вынимать однажды навешенную веревку из всей пещеры или из некоторых ее частей.

В эпоху исследования системы Снежная-Меженного навеску не оставляли, но широко использовали "базирование" - то есть тайники со снаряжением и модулями, думаю, местами сохранившиеся и по сей день.

В некоторых пещерах оставлялись тросовые троллеи, однажды проложенные для обхода воды, как например, в системе Илюхина, где в 1988 году поляки выбросили изрядное количество алюминиевых карабинов, пропиленных при спуске и подъеме вдоль этих троллеев чуть не пополам.

В ряде пещер, бывших в свое время слишком тяжелыми для многих групп, с приближением ко дну можно было найти немало ценного. О чем сказано в одной моей песенке:

 

"Ну, а в той же Киевской, ниже шестисот,

Тросом все завалено, тросик - первый сорт!

Провода не меряно, всякого добра...

Что-то нет желающих слазить и забрать".

 

Или в Напре, когда после своей "легкой" корделеттной вылазки мы еле ноги волочили под мешками, набитыми хозяйственным Кесом брошенной кем-то разномастной веревкой.

Тросовая техника киевлян в таких пропастях как Куйбышевская и вовсе не предполагала выемку тяжеленного 5-6-миллиметрового стального монстра.

 

С приходом SRT резко возросло число участков в силу разных причин сложных для навески и ее снятия - в основном траверсы и обходы потоков.

Кроме того, обнаружить демонтированную при выемке SRT-трассу человеку, не ходившему по ней ранее или ходившему давно, на многих просторных отвесах очень нелегко, а иногда и попросту невозможно.

В августе 1990-го в Пантюхинской я не смог отыскать "спиты" в 107-метровом колодце, забитые французом из опередившей нас, но неудачной болгаро-франко-грузинской экспедиции. Крючья уходили влево по стене. Я понимал их логику, но так и не смог найти ни одного ниже второго. И только потом узнал, что француз использовал два скай-хука, против моего единственного.

 

Сложность глубоких подземных маршрутов делают трудозатраты на заброску и выемку веревок очень большими. Поэтому если предполагается продолжать работы, вынимать навеску нерезонно. Проще обновлять ее только в местах, где она может быть повреждена за время между экспедициями или попросту украдена.

В последние десятилетия с возрастанием глубин мотивация оставления стационарной навески только возрастает. Хотя, конечно, это большие, буквально зарытые в землю деньги. Но итоговая экономия получается больше.

Таким образом, в мировом SRT нарастают процессы, которые следует брать в расчет. Вот главные из них.

 

Оставленные в пещере веревки очень медленно стареют, так как находятся в полной темноте. Но многие из них буквально обрастают глиной, резко увеличивающей их износ в результате прокатки спусковыми устройствами. Износ этот неравномерен, может идти локальными участками, и "замыленный" работой и усталостью глаз или отсутствие опыта у спускающегося, могут помешать ему распознать реальную угрозу.

 

Сами спусковые устройства и зажимы, особенно их алюминиевые части, аномально быстро протачиваются такими веревками, и начинают в свою очередь драть и резать и без того измученную навеску.

Особенно опасно, когда навеска по пещере сделана веревками разной толщины, и более толстые навешены ниже. В этом отношении характерен случай в пропасти Крубера-Воронья в украинской экспедиции 2005-го года, описанный в статье Андрея Ковалева "Симпл-убийца" (спелеорассылка #7931, журнал УСА "Свет" № 28).

 

"... уже на первом вертикальном участке были обнаружены нарушения
целостности оплетки веревки. Частично её удалось поменять веревкой, которая была с собой. Дальше - больше.

Перед участком колодец с "фартуком" мы с Геной задержались для перебивки
карбидок и отставали от первой группы. Спускаясь в колодец, я обнаружил, что
веревка сильно повреждена. Оплетка пушилась, отлетала клочками, обнажая
сердцевину, сползала. Кричал Гене, чтобы он не спускался, а шел на 1200 за
веревкой, но из-за шума воды Гена не услышал и продолжал спуск. Веревка была
разрушена настолько, что решетку Гены заклинило ошметками оплетки, и он
завис, не имея возможности ни спускаться, ни подниматься. Удалось закачнуть
Самохина на стену, снять с него мешки (лазанием), после чего ему лазанием же
удалось спуститься на дно колодца.

Преодолев еще два уступа с убитой веревкой, мы подошли к 28-ми метровому
колодцу и убедились, что с веревкой такая же ерунда. Впрочем, здесь мы,
наконец, поняли, почему идущая впереди группа не замечала проблем. На веревке четко прослеживался продольный разрез. Тот, кто шел последним из впередиидущих, резал веревку своим спусковиком..."

Не вдаваясь в возникающие тут вопросы, замечу, что сама ситуация очень характерна.

 

Вторая опасность - коррозия фурнитуры, оставленной на крючьях. Особенно легкой, из алюминиевых сплавов. Если поломки спитов из-за ржавчины чаще выражаются в невозможности ввернуть болт в засоренную корродированную резьбу, то падения из-за разрушения оставленных в пещере ушек далеко не редкость. В этом легко убедиться, следя за периодикой.

 

Еще более серьезно то, что в связи с постоянно растущим числом восхождений, увеличивается число участков, откуда навеска не снимается, так как для возврата ее пришлось бы совершать повторное восхождение.

Удачное падение опытного бельгийского спелеолога Пауля де Бье в пещере Волнений (Paul de Bie, Grotte des Emotions, спелеорассылка #5376) в 2003 году во время подъема на восходящем участке по оставленной стационарно веревке - она сорвалась из-за сгнивших дюралевых карабинов навески - печальная иллюстрация причин обоснованного беспокойства спелеомира (Рис.57).

 

 

Рис.57 Фотографии корродированных карабинов из алюминиевых сплавов

из статьи "Grotte des Emotions" by Paul de Bie, 2003 год.

 

Химическая и электролитическая коррозия дюралевых ушек на стальных болтах повсеместное явление.

Кроме этого отмечается стремительная коррозия алюминиевого крепежа ступеней спелеологических лестниц из нержавеющего троса, оставляемых в ряде небольших пещер для облегчения работы.

 

Итог: Коррозия алюминиевых сплавов стационарной SRT-навески становится с каждым годом все более реальной угрозой на подземных маршрутах, особенно в глубоких пещерах. А состояние заглиненных веревок взывает к периодической замене.

 

 

Date: 2015-05-23; view: 1109; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию