Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфантилизм





[Отдельных рубрик для кодировки в МКБ–10 не существует. Большинство этих расстройств может, при их достаточной выраженности, рассматриваться в рубрике F88 “Другие расстройства психологического (психического) развития”, эндокринопатические формы инфантилизма — в соответствующей главе МКБ–10. (Г. Скобло)]

Этим термином обозначается психическая незрелость различных сфер деятельности ребенка при выраженном преобладании эмоционально-волевой незрелости. При тотальном И. эмоционально-волевая незрелость сочетается с относительно равномерной незрелостью всех психических сфер; при парциальном И. это сочетание касается одной или нескольких сфер психической деятельности.

И.довольно распространен; в нерезко выраженной степени он встречается у 10% детей и подростков. По этиопатогенезу и соответствующей клинической картине различают несколько типов И.

И. на фоне нормального или акселерированного физического развития. Этот тип И. диагностируется в среднем и старшем подростковом возрасте. При нормальном или акселерированном физическом развитии поведение и интересы не соответствуют возрасту. Задерживается становление чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой и т. п. Динамика состояния может быть положительной, однако в ряде случаев проявления И. бывают стойкими на протяжении всей жизни.

И. органический. Возникает как следствие негрубого органического поражения головного мозга в результате мозговых инфекций и травм. Признаки эмоционально-волевой незрелости в этом случае имеют “органическую окрашенность”. Дети не столько не по возрасту живы и непосредственны, сколько расторможены и эйфоричны. Их игра более бедна, однообразна, чем у сверстников, ей недостает воображения и фантазии. Интеллектуальная деятельность слабо мотивируется, характеризуется инертностью, тугоподвижностью мышления, плохой переключаемостью, отмечается плохая память, рассеянность. Часть детей с И. о. нуждаются в специальных формах обучения.

И. осложненный. В его клинической картине наряду с чертами детскости, незрелости психики наблюдаются и проявления патологии. В этой группе выделяют в первую очередь органический, соматогенный и эндокринопатический инфантилизм.

И. психофизический (простой, гармонический, неосложненный). Психическая незрелость сочетается с физической. Характерно грацильное телосложение, небольшой рост, мелкие черты и не по возрасту “детское” выражение лица в пубертате. Эмоционально-волевая незрелость проявляется в чрезмерной эмоциональной лабильности, капризности или, наоборот, повышенной внушаемости, преобладании в деятельности мотива получения удовольствия, иногда повышенной привязанности к матери. Детям свойственна живость воображения, фантазия. Интеллектуальная деятельность зависит от влияния эмоций, слабо развиты собственно интеллектуальные интересы, вплоть до среднего и старшего подросткового возраста доминирует интерес к играм. Среди особенностей мышления выделяют выраженное преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим; отмечают слабость логической памяти, повышенную неустойчивость и пресыщаемость активного внимания. Дети обычно испытывают трудности в организации своей деятельности, подчинении ее регламентирующим требованиям, в связи с чем в начале школьного обучения может выявляться феномен “школьной незрелости”. Однако собственно интеллектуальная недостаточность при И. п. неглубока и у большинства детей имеет вторичный характер, определяясь, главным образом, отставанием развития компонентов формирующейся личности. С возрастом проявления И. п. могут сглаживаться, иногда вплоть до полного исчезновения. В ряде случаев черты инфантильности сохраняются и у взрослых (не соответствующие возрасту интересы и поведение, недостаток чувства ответственности и т. п.).

И. соматогенный. Наблюдается у детей и подростков, которые в силу какого-либо заболевания были надолго прикованы к постели или крайне ограничены в двигательной активности и общении. Черты И. касаются более всего навыков и умений, что формирует беспомощность, зависимость от старших, тяготение к обществу малышей. В плане физического развития отмечается отставание развития костномышечной системы и моторики при удовлетворительном, а иногда и ускоренном половом созревании.

И. эндокринопатический (дисгармонический). Наиболее распространенные формы связаны с нарушением или недостаточностью функций половых желез и гипофиза. Конституциональный гипогенитализм проявляется запаздыванием развития вторичных половых признаков и недостаточным развитием гениталий, слабым развитием костно-мышечной системы, нередко при высоком росте или склонности к полноте. Симптомы эмоционально-волевой незрелости сочетаются при этой форме инфантилизма с робостью, нерешительностью, осторожностью, повышенной привязанностью к родителям, медлительностью и неуклюжестью. Дети тяжело переживают свой недостаток и избегают всех ситуаций, где их сексуальное недоразвитие может привлечь внимание сверстников. К 18–19 годам обычно наблюдается положительная динамика как физического (полового), так и психического развития.

И. гипофизарный (субнанизм). Относительно редок. Характерные инфантильные черты психики обнаруживаются рано, причем типично их сочетание с обстоятельностью, стремлением к опеке и поучению малышей, некими чертами “старообразности” в физическом и психическом облике. Не по-детски серьезное выражение лица сочетается с маленьким ростом и недоразвитием гениталий. Состояние отличается относительной стационарностью.

От И. следует отличать инфантилизацию личности, связываемую с особенностями воспитания — прежде всего, потворствующей гиперпротекцией, воспитанием по типу “кумир семьи”. Следует также иметь в виду, что сами особенности И. могут предрасполагать к такого рода особенностям воспитания, усугубляющим картину нарушений. (Г. Скобло)

Date: 2015-05-23; view: 695; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию