Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Адаптации нарушенияСтр 1 из 66Следующая ⇒ Раздел III. Симптомокомплексы, синдромы, состояния АБСТИНЕНТНЫЙ СИНДРОМ (отнятия синдром) Психофизиологические расстройства, вызываемые отнятием (невозможностью употребления) психоактивного вещества, к которому у больного сформирована физическая зависимость (по МКБ–10, F1х.3). А. с. вызывается отнятием большинства, но не всех (каннабис и некоторые др.) психоактивных веществ. Облигатные признаки А. с. — различной степени выраженности функциональные вегетосоматические нарушения, глубина и клиническая картина которых зависит от употребляемого вещества (разнообразные телесные патологические ощущения — от парестезий до невыносимых болей, желудочно-кишечные расстройства, нарушения сердечного ритма, тремор и мышечные подергивания в конечностях, гипергидроз, саливация, насморк, анорексия, диссомния и др.). Психические расстройства, также разной степени выраженности (в зависимости от употребляемого вещества, уровня зависимости от него, исходного конституционального личностного, ситуативного, психопатологического и психоорганического статуса), всегда включают признаки тревоги, депрессии, нередко идеи самообвинения, порой особого отношения и дурного обращения, разнообразные истероформные проявления. В ряде случаев А. с. может сопровождаться судорожными приступами с потерей сознания и острыми психозами делириозного характера. (А. Северный) АДАПТАЦИИ НАРУШЕНИЯ [Кодируются по МКБ–10 шифром F43. 2. Необходимые критерии: 1) наличие психогенной ситуации, не достигающей чрезмерной силы; 2) появление симптомов в течение 1 месяца во время или после воздействия провоцирующего фактора и продолжительность их не более 6 месяцев после окончания его действия; 3) разнообразие клинической картины, где ни один из симптомов не является столь преобладающим или существенным, чтобы свидетельствовать о более специфическом диагнозе. См. также Психогенные заболевания, Госпитализм. (Г. Скобло)] Нарушение функций приспособления в связи с психическими нарушениями разной степени выраженности (от легких, быстро проходящих, до тяжелых и затяжных), возникающими у детей и подростков в ответ на изменение привычного уклада жизни (переезд на другое место жительства или переход в другие условия со сменой социальных ролей — школу, детский сад или ясли, гопитализация, вынужденная гипокинезия, миграция и т. п.), типа или структуры семейных взаимоотношений (разлука, развод, появление отчима или сиблинга, утрата родных или близких). Все события такого рода требуют от ребенка психологического напряжения и без необходимой подготовки к возможным переменам могут легко превращаться в психогенные факторы, которые и приводят к развитию психопатологических ответных реакций дизаптации, тесно связанных по времени возникновения и по содержанию переживаний с психотравмирующими ситуациями. Однако последний признак не всегда очевиден в клинической картине: прежде всего, это относится к реакциям дизадаптации, развивающимся у детей дошкольного и особенно — более раннего возраста. В клинике дизадаптационных нарушений раннего возрастного периода преобладают расстройства соматовегетативного уровня (нарушения аппетита, сна, расстройства функций отдельных органов и систем). Позднее к этому типу реагирования присоединяются эмоциональные расстройства: снижение настроения, капризность, страхи и другое — вплоть до грубых психических нарушений в форме анаклитической депрессии в ответ на разлуку с родными и других проявлений. В рамках реакций дизадаптации отмечаются, помимо перечисленных нарушений, расстройства поведения (агрессивные и асоциальные поступки), фобические расстройства (например, патологический страх разлуки), состояния тревожности и беспокойства, а также смешанные типы дизадаптационных расстройств. По причинам возникновения А. н. имеют определенное сходство с психогенными расстройствами. В то же время их не случайно выделяют в отдельные рубрики. Дело в том, что реакции адаптации в виде легкой декомпенсации на соматовегетативном, эмоциональном и поведенческом уровне — это нормальная реакция приспособления организма и психики к изменению стереотипов. В норме она длится несколько часов или дней. Реакция адаптации, затянувшаяся более недели, переходит в стадию субкомпенсированной адаптации или состояние субклинического риска, описанные при изучении адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям детского учреждения. Сохраняющаяся позднее указанных сроков реакция приспособления может быть отнесена к А. н. Бурная реакция дизадаптации, развившаяся сразу после изменения привычных для ребенка ситуаций или психической травмы (например, смерть близких) относится к острым реакциям на стресс. Разделение указанных состояний на различные симптомокомплексы в достаточной степени условно, поскольку в их генезе и клинической картине много сходных проявлений. Степень выраженности А. н. зависит от ряда привходящих факторов, среди которых основным является степень зрелости (физической, психической и социальной) ребенка. Выделяют также соматическую (физическую ослабленность, церебральную недостаточность), психологическую (в том числе когнитивную, эмоциональную и поведенческую) и микросоциальную (искажение и недостаточность воспитательной среды) незрелость или неготовность к переменам ситуаций. Эти факторы создают риск возникновения затяжных реакций дизадаптации. Последние особенно наглядно выражены в период поступления ребенка в школу или дошкольное учреждение и проявляются в виде разнообразных нарушений школьной (дошкольной) адаптации. Психологами и дефектологами выделены специальные синдромы А. н.: трудностей и невозможности обучения в массовой школе (частичное нарушение школьной адаптации); необучаемости (полное нарушение школьной адаптации); трудностей и невозможности адаптации к дошкольным учреждениям общего типа; нарушения макро- и микросоциальной адаптации вследствие делинквентного поведения и др. А. н. нозологически неспецифичны, обусловлены различными причинами и входят в состав многих психопатологических симптомокомплексов. Так, указанные нарушения школьной адаптации не всегда связаны с умственной недостаточностью или нарушениями школьных навыков, и чаще обусловлены личностными девиациями, отклонениями в соматическом состоянии ребенка, а также психическими нарушениями (невротическими, церебрастеническими или другими расстройствами, в том числе психозами), минимальной мозговой дисфункцией. (Г. Козловская)
|