Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и приемы изучения лексики, основные средства обучения





 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

  1. Обращение к толковому словарю, знакомство с принципами организации словарных статей.
  2. Обращение к изображению (слайд, рисунок и т.д.).
  3. Словесное описание учеником денотата (внешние и внутренние свойства, значение в жизни, роль в конситуации).

Дружба – это хорошее отношение к другому человеку, желание всегда помочь ему, делать с ним общие дела (учиться, играть), доверять ему свои сокровенные мысли и чувства и рассчитывать, что он так же будет к тебе относиться. Это очень важно – иметь в жизни настоящего друга. (Ира Круглова, 5 класс).

  1. Морфемный анализ с выяснением значения каждой морфемы и уточнения понимания лексемы.
  2. Этимологический анализ (по морфемам, словарям)

Закон – исторически выделяется общеславянский корень «конъ» – «граница, начало, конец», с приставкой за- образует значение «то, что изначально установлено, за границей обсуждения» (Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь РЯ. М., Прозерпина, 1994. С. 92)

Квартира – пришло из польского kvartera – «жилище, постой для военных», от латинского корня kvartus – «четвертый», т.е. в значении слова обнаруживается историческое явление, которое фиксирует норму выделения жилья военным под постой – «четверть» (Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь РЯ. М., Прозерпина, 1994. С. 128.)

Работа с происхождением слова расширяет не только знания о языковых явлениях, но и общекультурные сведения, вырабатывает навык обращения к культурным источникам.

  1. Построение лексической парадигмы слова/фразеологизма (антонимы, синонимы, словообразовательное гнездо).
  2. Определение значение фразеологизма по контексту.
  3. Определения соответствия семантики и стилистики фразеологизма семантике и стилю текста.

 

МЕТОД ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА

Систематическое использование лексического разбора создает условия для:

· постоянного повторения лингвистических понятий по разделу и обобщения знаний;

· работы по развитию речи, формирования точного словоупотребления с учетом значения, стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски, сочетаемости.

 

Алгоритм лексического разбора слова:

  1. Определяем по контексту значение. Однозначное или многозначное?
  2. Значение прямое или переносное?
  3. Общеупотребительное или ограниченного употребления.
  4. Входит в активный или пассивный словарь.
  5. Происхождение слова: исконно русское или заимствованное.
  6. Наличие омонимов (омофоны, омографы, омоформы).
  7. Наличие синонимов.
  8. Наличие антонимов.
  9. Стилистическая принадлежность: книжное, нейтральное, разговорное.

Лексический разбор текста способствует наблюдению над употреблением в речи лексических единиц. Важно не только констатировать лингвистический факт, но и выявлять, чем мотивировано данное словоупотребление.

Алгоритм лексического разбора текста:

  1. Уточнение ЛЗ незнакомых слов путем подбора однокоренных, анализа состава слова, словообразовательного и этимологического анализа.
  2. Верность и точность словоупотребления (составление синонимического ряда, чтобы на основе эксперимента показать целесообразность выбора данного слова).
  3. Обоснованность употребления архаизмов, историзмов, неологизмов.
  4. Предупреждение лексических ошибок (нелитературной лексики, стилистически неоправданной тавтологии, плеоназмов).
  5. Обусловленность лексического состава текста жанровыми и стилевыми особенностями текста.
  6. Индивидуальные особенности использования автором лексических ресурсов.
  7. Значение и стилистическая роль фразеологизмов.

 

МЕТОД КОНСТРУИРОВАНИЯ

  1. Расположение лексем по семантическим разрядам:

– родовые и видовые отношения;

– слова, относящиеся к одной сфере употребления;

– слова одной тематической парадигмы и т.п.

  1. Составление текста с избранной лексемой (или группой лексем) для передачи понимания ее лексического значения.
  2. Самостоятельное составление словарной статьи.

 

 

Date: 2015-05-22; view: 488; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию