Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ШКОЛА—ПУТЬ К ОБРАЗУ






Что такое «школа»?

Это понятие имеет двоякий смысл.

С одной стороны, когда мы говорим «школа Ста­ниславского» или «школа Вахтангова», мы подразумеваем всю совокупность их взглядов на театр и на искусство вообще, всю многогранность платформы их творчества и творчества их учени­ков и в то же время границы, пределы, которые задают направление, дорогу их поисков.

Школа—это путь к образу. Образная система, пользующаяся танцевальными и пластическими знаками, привела к созданию целой -группы восточных школ театра — индийской танце­вальной драмы «Катхакали», Таиландского театра ма­сок, японского театра «Но», некоторых ветвей индонезийского театра. Они дали мировой культуре свои законы и свои многовековые традиции осуществления образов — и образов героев, и образного создания среды, в которой герои действуют.

Был создан мир, использующий ярмарочное шутов­ство, акробатику, гротесковые полумаски на лицах, сочную площадную шутку, и появилась новая школа, новый путь рождения образа—легендарная итальянская комедия масок.

Московский Малый театр издавна пользовался из­вестностью. В нем было собрано созвездие талантов. которые поражали зрителя красотой голоса, мастерской. лепкой интонации, темпераментной декламацией. Но вот пришли в Малый театр драматург Островский и актер Щепкин — и зритель стал выходить из зала потрясенным совершенно другой основой образа — раскрытой перед ним душой, внутренней жизнью героя...

Приход этих удивительных людей в Малый театр знаменовал не только изменение его лица,' его школы. Он был принципиальной вехой в закладке школы рус­ского сценического реализма, повлиявшей на весь те­атральный мир.

Этот путь к образу подытожил Художественный театр.

Таких примеров история дает множество.

И каждый раз своеобразная дорога поиска образа является и исходной точкой рождения новой школы, и конечным результатом ее деятельности.

С другой стороны, понятие «школа» употребляется в своем прямом смысле—как система обуче­ния актера. И в этом значении школа Станис­лавского, например, означает для актера конкретную программу воспитания и обучения определенным про­фессиональным навыкам. В том числе методам работы над ролью в соответствии с системой Станиславского.

Эти две стороны понятия на практике слиты воеди­но. И вопрос заключается отнюдь не только в воспита­нии юных учеников, пришедших постигать законы сце­ны, хоть и это очень важно. Практика любого театра — это обучение актера навыкам и прие­мам, которые всегда необходимы в каждом новом спектакле, в каждом новом творче­ском периоде жизни театра, любого театра, и пантомима здесь не исключение.

Вот главное, определяющее жизнеспособностьшколы, ее возможности откликана реальную жизнь сцени­ческими образами.

Конкретные решения проблемы школы бесконечно разнообразны.

По определенной методике учил актера Станислав­ский, создавая свою школу.

Многих других профессиональных навыков требо­вал от актера Мейерхольд и по-другому их учил.

Это была другая школа.

Точно так же — Вахтангов, Таиров, Брехт, Крэг, Дюллен и многие, многие другие—во всё времена.

Больше того!

У одного и того же мастера новый спектакль— иногда тоже веха, водораздел, отмечающий рождение новых путей в постановке и решении этих принципи­альных вопросов школы.

Не напрасно и Станиславский, и Вахтангов, и Мейерхольд пришли к выводу о необходимости сту­дийной работы над каждым спектаклем, каждый раз находя у нового автора, в новой пьесе, в новом режис­серском решении повод к обучению актера целой сово­купности новых профессиональных навыков, повод к созданию новой области студийной работы.

С каждым спектаклем—развитие, обновление шко­лы! — вот их вывод.

Таков опыт театра.

А как в пантомиме?

В пантомиме—также.

Те же вопросы, те же поиски ответов, такое же рождение школ, когда ответы находятся.

Однако хоть пантомима и является одной из форм театра, но форма эта настолько специфична, что дик­тует, естественно, свои, подчас коренные отличия в ре­шении вопросов обучения актера.

Нам с вами необходимо выяснить и в чем эти отли­чия, и в чем нерасторжимое родство школы актера пан­томимы и актера драмы.

Какие бы причудливые зигзаги ни чертила в своем развитии история театра, существуют только два на­правления, две магистральные дороги актерского творчества, идущие через все формы театра.

Вот эти две дороги.

Или актер живет мыслями и чувствами своего ге­роя, проникает в его душу и в его оболочку, стараясь сделать их своими, раскрывает внутренний мир этого человека.

Или актер демонстрирует поступки и страсти своего персонажа, сам внутренне оставаясь бесстрастным.

Театр, идущий первой дорогой, получил название «те­атра перевоплощения» или «театра переживания».

Второй—«театра представления».

«Театр переживания» сравнительно молод, хоть эле­менты его возникли довольно давно и сопутствовали лю­бой попытке проникнуть в психологию героя. Вершина этого направления—деятельность К. С. Станиславско­го, В. И. Немировича-Данченко и блистательной плея­ды актеров, ими воспитанных, создание широко извест­ной системы Станиславского. Эта «система»—научное обобщение деятельности реалистического психологичес­кого театра—вобрала в себя опыт и Художественного театра, и предыдущих поколений актеров.

«Система» — не «изобретение».

«Система» — открытие и систематизация реально су­ществующих законов актерского творчества,

Всякого творчества?

Нет, не всякого.

Эти объективные законы действуют только тогда, ко­гда цель актера—«переживание», проникновение во внутренний мир героя, слияние с героем и создание на этой основе гармонии внутреннего и внешнего облика.

Сформулированные К. С. Станислав­ским законы — что очень важно — отражают не только человеческую, общую для всех людей природу актера, но и совершенно особую, свойственную только актеру природу его дарования, специфику его работы, его профессии. Это и позволило автору «системы» со всей категоричностью утверждать: «Никакой «системы» нет. Есть природа»'.

Date: 2015-05-19; view: 542; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию