Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ШКОЛА—ПУТЬ К ОБРАЗУЧто такое «школа»? Это понятие имеет двоякий смысл. С одной стороны, когда мы говорим «школа Станиславского» или «школа Вахтангова», мы подразумеваем всю совокупность их взглядов на театр и на искусство вообще, всю многогранность платформы их творчества и творчества их учеников и в то же время границы, пределы, которые задают направление, дорогу их поисков. Школа—это путь к образу. Образная система, пользующаяся танцевальными и пластическими знаками, привела к созданию целой -группы восточных школ театра — индийской танцевальной драмы «Катхакали», Таиландского театра масок, японского театра «Но», некоторых ветвей индонезийского театра. Они дали мировой культуре свои законы и свои многовековые традиции осуществления образов — и образов героев, и образного создания среды, в которой герои действуют. Был создан мир, использующий ярмарочное шутовство, акробатику, гротесковые полумаски на лицах, сочную площадную шутку, и появилась новая школа, новый путь рождения образа—легендарная итальянская комедия масок. Московский Малый театр издавна пользовался известностью. В нем было собрано созвездие талантов. которые поражали зрителя красотой голоса, мастерской. лепкой интонации, темпераментной декламацией. Но вот пришли в Малый театр драматург Островский и актер Щепкин — и зритель стал выходить из зала потрясенным совершенно другой основой образа — раскрытой перед ним душой, внутренней жизнью героя... Приход этих удивительных людей в Малый театр знаменовал не только изменение его лица,' его школы. Он был принципиальной вехой в закладке школы русского сценического реализма, повлиявшей на весь театральный мир. Этот путь к образу подытожил Художественный театр. Таких примеров история дает множество. И каждый раз своеобразная дорога поиска образа является и исходной точкой рождения новой школы, и конечным результатом ее деятельности. С другой стороны, понятие «школа» употребляется в своем прямом смысле—как система обучения актера. И в этом значении школа Станиславского, например, означает для актера конкретную программу воспитания и обучения определенным профессиональным навыкам. В том числе методам работы над ролью в соответствии с системой Станиславского. Эти две стороны понятия на практике слиты воедино. И вопрос заключается отнюдь не только в воспитании юных учеников, пришедших постигать законы сцены, хоть и это очень важно. Практика любого театра — это обучение актера навыкам и приемам, которые всегда необходимы в каждом новом спектакле, в каждом новом творческом периоде жизни театра, любого театра, и пантомима здесь не исключение. Вот главное, определяющее жизнеспособностьшколы, ее возможности откликана реальную жизнь сценическими образами. Конкретные решения проблемы школы бесконечно разнообразны. По определенной методике учил актера Станиславский, создавая свою школу. Многих других профессиональных навыков требовал от актера Мейерхольд и по-другому их учил. Это была другая школа. Точно так же — Вахтангов, Таиров, Брехт, Крэг, Дюллен и многие, многие другие—во всё времена. Больше того! У одного и того же мастера новый спектакль— иногда тоже веха, водораздел, отмечающий рождение новых путей в постановке и решении этих принципиальных вопросов школы. Не напрасно и Станиславский, и Вахтангов, и Мейерхольд пришли к выводу о необходимости студийной работы над каждым спектаклем, каждый раз находя у нового автора, в новой пьесе, в новом режиссерском решении повод к обучению актера целой совокупности новых профессиональных навыков, повод к созданию новой области студийной работы. С каждым спектаклем—развитие, обновление школы! — вот их вывод. Таков опыт театра. А как в пантомиме? В пантомиме—также. Те же вопросы, те же поиски ответов, такое же рождение школ, когда ответы находятся. Однако хоть пантомима и является одной из форм театра, но форма эта настолько специфична, что диктует, естественно, свои, подчас коренные отличия в решении вопросов обучения актера. Нам с вами необходимо выяснить и в чем эти отличия, и в чем нерасторжимое родство школы актера пантомимы и актера драмы. Какие бы причудливые зигзаги ни чертила в своем развитии история театра, существуют только два направления, две магистральные дороги актерского творчества, идущие через все формы театра. Вот эти две дороги. Или актер живет мыслями и чувствами своего героя, проникает в его душу и в его оболочку, стараясь сделать их своими, раскрывает внутренний мир этого человека. Или актер демонстрирует поступки и страсти своего персонажа, сам внутренне оставаясь бесстрастным. Театр, идущий первой дорогой, получил название «театра перевоплощения» или «театра переживания». Второй—«театра представления». «Театр переживания» сравнительно молод, хоть элементы его возникли довольно давно и сопутствовали любой попытке проникнуть в психологию героя. Вершина этого направления—деятельность К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и блистательной плеяды актеров, ими воспитанных, создание широко известной системы Станиславского. Эта «система»—научное обобщение деятельности реалистического психологического театра—вобрала в себя опыт и Художественного театра, и предыдущих поколений актеров. «Система» — не «изобретение». «Система» — открытие и систематизация реально существующих законов актерского творчества, Всякого творчества? Нет, не всякого. Эти объективные законы действуют только тогда, когда цель актера—«переживание», проникновение во внутренний мир героя, слияние с героем и создание на этой основе гармонии внутреннего и внешнего облика. Сформулированные К. С. Станиславским законы — что очень важно — отражают не только человеческую, общую для всех людей природу актера, но и совершенно особую, свойственную только актеру природу его дарования, специфику его работы, его профессии. Это и позволило автору «системы» со всей категоричностью утверждать: «Никакой «системы» нет. Есть природа»'.
|