Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР





Согласно современным исследованиям, особенности личности, являясь содержательно независимыми по отношению к свойствам темперамента, непосредственно испытывают на себе его влияние в части энергетических компонентов деятельности и поведения, а именно: в уровне общей активности, ритмичности деятельности организма, характере реакций на любое воздействие, реакции на новое, уровне интенсивности эмоциональных реакций, качестве настроения, способности к концентрации внимания, настойчи­вости в достижении целей и адаптируемости к изменяющимсяусловиям.

Перечисленные выше характеристики деятельности и поведе­дения, будучи тесно связанными со свойствами нервной системы, являются по сравнению с другими психическими особенностями наиболее стабильными и неизменными.

Обусловливая индивидуально-типический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отноше­нии к окружающему миру и самому себе и проявляющегося как в познавательной деятельности, так и в общении.

В дошкольном возрасте, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адаптации выделяют легкий, промежуточный и трудный темперамент.

Легкий темперамент. По большинству характеристик ребенок не проявляет выраженного своеобразия, которое может послу­жить основой для дезадаптации и негативного восприятия окружающими.

Промежуточный темперамент. По 4 - 5 характеристикам ребе­нок выглядит несколько своеобразно (например, интенсивная негативная реакция на новые стимулы, сопровождающаяся пло­хой адаптацией, сниженным фоном настроения и низким поро­гом ответной реакции на воздействия).

Трудный темперамент. Более чем по 5 показателям у ребенка наблюдается своеобразие реакций, ведущее к выраженным труд­ностям во взаимодействии с окружающими.

Кроме того, в дошкольном возрасте можно обнаружить фор­мирование систем темпераментных характеристик, свойственных тому или иному темпераменту (меланхолическому, сангвиниче­скому, флегматическому или холерическому). Сам по себе темпе­рамент не является ни плохим, ни хорошим, но в зависимости от своеобразной комбинации трех основных свойств нервной систе­мы (силы—слабости; уравновешенности—неуравновешенности; подвижности—инертности) каждый темперамент имеет свои силь­ные и слабые стороны, неучет которых ведет к формированию нежелательных черт личности, дезадаптивному поведению, мо­жет явиться причиной детской нервности.

У детей с ЗПР наблюдается преобладание трудного (44%) и промежуточного (28 %) темпераментов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у которых легкий темперамент составляет 44 % (по сравнению с 28 % при ЗПР), а трудный - 20 %.

Наиболее часто встречающимися признаками трудного темпе­рамента у дошкольников с ЗПР являются: повышенная моторная активность; высокая отвлекаемость; низкая выносливость;нарушения настроения.

Таким образом, уже на на уровне темпераментных особенностей у детей с ЗПР имеются предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в организации своего поведения и деятельности. Если к этому добавляется неучет со стороны социального окружения наиболее уязвимых сторон психосоциального развития таких детей, то создаются прямые предпосылки для формирования патохарактерологических осо (?)
ценностей личности в более старшем возрасте.

Поскольку одной из характеристик, которую обусловливает темперамент, является эмоциональность, то можно сказать, что уровень эмоционального интеллекта при ЗПР будет ниже, чем при нормальном развитии, что создает определенные трудности эффективной социализации.

Как пишет И.А. Коробейников, «процесс социализации зна­чительной части детей с легкими формами психического недо­развития характеризуется рядом особенностей, в формировании которых заметная роль принадлежит механизму генерализации первично-органической интеллектуальной недостаточности под влиянием негативных микросоциальных факторов». В частности, непосредственно в связи с повышенной эмоциональной неустой­чивостью находится сниженный порог к возникновению и закреп­лению всякого рода страхов. Так, в целом было установлено, что количество страхов на одного дошкольника с ЗПР превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на дошкольника с нормальным развитием. Так что, если в норме в дошкольном возрасте ребенок «имеет право иметь» (по данным А.И.Захаро­ва) до 6 —8 страхов, при ЗПР эта цифра может доходить до 10— 12 (Н.В.Новикова, Л.В.Кузнецова, Е.В.Васильева).

В результате использования различных методов (доверительная: беседа с самим ребенком, анкетирование родителей, рисование страшных снов, применение САТ — теста детской апперцепции) были выявлены как общие, так и специфические закономерности, структуры детских страхов в норме и при ЗПР. Общим было нали­чие страха смерти. По мнению А. И. Захарова, это естественный воз­растной страх, возрастное отражение формирующейся концепции жизни с обязательным присутствием в ней и смерти. В остальном детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, живот­ных, темноты. Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что коммуникативная компетентность личности — единое сложное образование, сумма трех различных по своим психологиче­ским основаниям компонентов: когнитивного, поведенческого и (эмоционального.

Когнитивный компонент связан с познанием другого человека. Данный компонент включает способности встать на точку фения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, и пр. О6ычно эти способности выражаются терминами «социальный ин­теллект» или «социальные когниции».

Поведенческий компонент отражает способность к сотруд­ничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность и общении, организаторские способности и пр. Именно эти спо­собности обычно оказываются существенными при формировании избирательных предпочтений детей.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию; чувствительность к другому, способность к сопереживанию и сорадованию, внимание к переживаниям и дей­ствиям сверстников.

Остановимся на характеристике некоторых составляющих каж­дого из обозначенных выше компонентов.

Эмпатия как способность понять другого человека представля­ет собой сложное психологическое образование, которое позво­ляет откликаться на эмоциональные состояния другого человека, понимать его и на этой основе оказывать помощь. В эмпатии выде­ляют непосредственно эмоциональный компонент (способность к сопереживанию, разделению эмоций) и «интеллектуализиро­ванный» (способность к действенному сочувствию на основе эмо­ционального дистанцирования от захватывающих другого челове­ка эмоций).

Было проведено специальное сравнительное исследование спо­собности к эмпатии умственно отсталых детей и детей с ЗПР в сравнении с нормой (О. К. Агавелян, 1999). Учащимся VI—VII клас­сов предлагалось три неоконченных рассказа. Один из персонажей является источником конфликта (ребенок, взрослый или живот­ное), другой (обычно главный герой) — пострадавшим. Затем за­даются три вопроса относительно эмоционального отношения к ситуации и главному герою, относительно необходимых действий, которые бы ребенок совершил на месте героя, и относительно подобной ситуации в жизни.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы: в целом дети с ЗПР по уровню эмпатии ближе к нормально развивающимся сверстникам, чем к умственно отсталым.

У всех трех групп способность к сочувствию сверстникам выше, чем к взрослым и животным.

У подростков с возрастом происходит заметное снижение чисто ситуативного эмоционального компонента эмпатии наряду ростом сочувственно-действенного, что говорит о развитии у ни) более глубоких эмоционально-действенных отношении, позволяющих успешно формировать и поддерживать крут общения.

Приведем текст рассказа, анализ которого выявляет способность детей к эмпатии.

Томка

«Человек был стар и одинок. Он очень любил собак и очень не любил приходить в свою пустую квартиру, где уже несколько лет жил один. Он был стар и боялся, что не успеет вырастить щенка, поэтому он попросил своих знакомых найти ему взрослую собаку. Ему нашли Томку. Tомка очень понравился, но хозяева очень плакали, когда его продавали. А собаку продавали потому, что охотиться с ней было негде. Человек привел собаку домой. Томка ничего не ел и не пил. Новый хозяин попробовал накормить пса, но тот чуть было не бросился на него. Ночью, когда хозяин ворочался на диване, пес рычал. Прошла ночь. Прошло три дня. Томка не смог привыкнуть к новому хозяину. Человек очень полюбил его за верность. Ему очень хотелось помочь собаке и оставить у себя. Но он знал, что собака этой породы, если долго не привыкает, то погибает».

Вопросы.

1.Как бы вы закончили рассказ?

2.Как бы вы поступили на месте старого человека?

3.Жалко ли тебе кого-нибудь из них? Если жалко, то кого больше?

Date: 2015-05-19; view: 809; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию