Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Яковлева А. С, 2007





 

 

Книга А.С. Яковлевой принадлежит к поколению новых иссле­дований, обращенных к изучению исполнительских задач в сфере во­кальной музыки. Автор предлагает читателю панорамный взгляд на сам ход развития искусства пения, сочетая принципы историзма с мо­нографическим подходом, а постановку конкретных теоретических за­дач с рассмотрением пути эволюции русской певческой школы.

Уже ее истоки исследователь рассматривает как явление мно­гокомпонентное: профессиональное и народно-песенное искусство показано во взаимосвязях с таким фундаментальным для отечествен­ной культуры звеном, как церковное пение. В систему взаимосвязей А.С. Яковлева ставит исполнительское мастерство певцов и новации музыкального языка. Причем справедливо выбирает для демонстра­ции данного явления М.П. Мусоргского — одного из наиболее показа­тельных и универсальных представителей русской музыки. И тут же прописана крупным планом самая знаковая фигура отечественной во­кальной культуры — Ф.И. Шаляпин. Уникальность художественного дарования певца позволяет исследователю сконцентрировать внима­ние на аспектах креативности его личности, выписанных в контексте индивидуально-психологических свойств поющего актера.

Обращение же к творчеству П.И. Чайковского дает возможность заострить внимание читателя на иных проблемах, в частности сцени­ческого воплощения вокального образа. И здесь объектом рассмотре­ния становятся лирические сцены «Евгения Онегина». Мимо этой партитуры, как известно, не проходит ни один оперный театр, но напи­сана она была специально для Московской консерватории. Характер­но, что вокальная школа последней как раз и становится для ученого той призмой, сквозь которую рассматривается путь ее исторического развития. В поступательном движении самой вокальной ветви (как и в формировании всех инструментальных исполнительских специаль­ностей) принимали участие и видные зарубежные специалисты (Дж. Гальвани, У.А. Мазетти), и крупнейшие деятели отечественной вокальной культуры (А.Д. Александрова-Кочетова, Е.А. Лавровская, В.М. Зарудная-Иванова). Здесь исследователь учитывает многие вза­имосвязанные факторы, такие, например, как установление основных направлений их художественного творчества, где особое значение в деятельности наставников имело сочетание исполнительского, педа­гогического и методологического аспектов музыкальной практики. Показано, что выдающиеся актеры русского театра (драматического и музыкального) составляли и главный отряд преподавателей, некото­рые из них были склонны еще и обобщить свой опыт в теоретических заключениях. Так обеспечивалась столь важная для русской культуры система преемственности в педагогике.

Но не только бережное формирование корней русской певчес­кой школы, их практическое внедрение и научное обобщение всегда было ведущим фактором в деятельности вокальных педагогов мос­ковской школы. Не менее сущностным становилось и иное — откры­тость мировым новациям, и прежде всего итальянской певческой традиции, творческие контакты с которой были освещены еще самим М.И. Глинкой. Ценно, что благодаря привлеченным материалам Л.Б. Дмитриева читатель получает возможность познакомиться с основой педагогики Миланской и Венецианской консерваторий, полу­чить представление о деятельности Центра по усовершенствованию оперных певцов при театре Ла Скала.

Характеризуя специфику преподавания певческого искусства в Московской консерватории уже XX столетия, А.С. Яковлева проясняет индивидуальность ее преподнесения путем создания штрихов к портретам таких выдающихся мастеров, какими были М.М. Мирзоева, Г.Н. Тиц и Н.Л. Дорлиак.

Естественно, в книге ведущего профессора кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории свое место нашли наблюдения, обращенные к практике современности. Ученый рассматривает вокальную музыку второй половины XX столе­тия как текст, демонстрирующий не только новые аспекты музыкаль­ной выразительности, но и новации в сфере их воплощения. Исследование А.С. Яковлевой адресовано широкому кругу читателей: тем, кто занимается вокальным искусством как профессией, и тем, кто интересуется историей и современностью отечественной вокальной школы.

Date: 2015-04-23; view: 1294; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию