Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вып. I—п. Ч. 1. . С. XVIj. ' там ЖЕ. С. XV. 1 там ЖЕ. С. XVIII. '' там ЖЕ. С. XVh





\ ■------------------------------

 

долгая»'. И напротив: «Как душа (дыхание) коротка, досельной (ста­ринной) песни не спеть»2.

Веселые гротесковые, с искрометным юмором, отличающиеся яр­кой скороговоркой песни требуют умения в подвижном темпе четко до­носить до слушателя каждое слово, способствуют выработке хорошей дикции. Про таких певцов говорят, что они умеют «петь круто». А бес­смысленного исполнителя не спасут ни красота голоса, ни техника вла­дения им: «Голос у него хорош, высоко подымает, а что насчет слов, не понимает, как их выговаривать, только зявает. Выговаривать не может». Сказы, былины, плачи, причитания и другие бытовые песни предполага­ют владение декламационным и напевно-декламационным стилем.

Таким образом, народная песня была одним из древнейших ис­точников развития кантилены, техники подвижности голоса, выработ­ки навыка речитативно-декламационного исполнения в русской вокальной музыке.

Творчество народных певцов своей искренностью, стремлением выразить в песне все думы и чаяния всегда впечатляло, было необычайно правдиво. «Песня каждая — правда» — так говорят в народе. Существует немало свидетельств о неповторимом и самобытном искусстве народных певцов, которые были одновременно и создателями, и исполнителями их. Знаменитый былинник Иван Рябинин мастерски владел иску­сством перевоплощения в «сказывании», умением наполнять один и тот же мотив новыми чувствами и новым содержанием, отчего «благо­даря игре ритма и разнообразию множества неподражаемых тонких от­тенков интонации, то величавых, то лукавых, то иронических, он увле­кал своих слушателей в мир своей жизни».

Характеризуя основные достоинства певцов, Е. Линёва невольно подчеркивает самобытный характер исполнительского стиля предста­вителей русской школы пения. «В пении есть только одна хорошая шко­ла для всех национальностей. Ее главные требования: глубина чувства, простота исполнения, изящество фразировки и при всем этом чувство меры. Те же требования ставятся и хорошему певцу»'.

Итак, если сопоставить вокально-эстетические основы народ­но-исполнительского искусства с художественными воззрениями ро­доначальника национальной композиторской и вокальной классичес­ких школ М. И. Глинки, то его высказывание о народе как создателе му­зыки находит свое воплощение в одинаковом подходе к решению глав­нейших проблем вокального искусства. Это проявляется в реалистическом восприятии исполняемой музыки («песня — правда»), во внимательном отношении к поэтическому тексту («Песня хороша, да лад нехорош»), в приоритете содержания над формой, распевна ши­роком, льющемся дыхании и народной манере «сказывать» песню, в использовании средств вокальной выразительности в зависимости от содержания («во все рыло» или «свистулой, полегче») и т.д. Заложенное народно-песенным исполнительством осмысленное интонирование музыкальной фразы, идущее от ее психологического содержания, обре­тут в творчестве М.И. Глинки и выдающихся его последователей закон­ченные высокохудожественные формы, потребовав от певцов выпол­нения более сложных задач — хорошо технически воспитанный голос (то есть при наличии «бельканто»): «уметь трансформировать согласно образному содержанию». Поэтому русские певцы были всегда в состоя­нии профессионально исполнять не только русский репертуар, но и произведения иностранных классиков.

В истории как западноевропейского, так и русского музыкально­го искусства церковной музыке принадлежит важнейшая роль, так как вплоть до XVII века церковь оставалась оплотом музыкального профес­сионализма. В рамках церковной музыки создавались произведения высочайшей художественной ценности, развивались различные музы­кальные жанры. Церкви и монастыри являлись центрами, где препода­валась музыка, формировались теоретические взгляды на музыкальное искусство, разрабатывалась нотопись, оформлялись вокально-педаго­гические и исполнительские принципы церковного пения.

Профессиональная музыка в форме хоровых церковных песнопе­ний распространилась на Руси вместе с принятием христианства в X веке. Великий князь Владимир привез с собой из Византии одновре­менно со священнослужителями и певцов — учителей пения, или реген­тов. Церковное пение входило как непременная часть во все виды пра-

Date: 2015-04-23; view: 802; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию