Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лабораторные, практикумы
№
| Номер раздела дисциплины
| Наименование практических работ
|
| Введение в юридическую психологию
| Психология как наука. Краткая характеристика различных отраслей психологии. История возникновения и развития юридической психологии. Интегративная природа и сущность юридической психологии. Ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Место юридической психологии в системе психологии и в системе юридических наук.
Генезис представлений об объекте и предмете юридической психологии и их современное понимание. Задачи и методы познания юридико-психологической реальности. Общие и частные принципы юридической психологии. Основные понятия юридической психологии.
Проблемное поле современной юридической психологии.
Система юридической психологии и перспективы ее развития.
Психологическое обеспечение юридической деятельности. Понятие и содержание психологической компетентности юриста.
|
| Познавательные процессы и учет их особенностей в юридической деятельности
| Общая характеристика познавательных процессов: понятие, виды и основные свойства ощущений, восприятия, памяти, мышления и внимания. Физиологические основы психических процессов.
Ощущение как элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов. Абсолютная и относительная чувствительность. Адаптация, сенсибилизация, контраст ощущений, синестезия. Последовательные образы.
Понятие, основные свойства и закономерности восприятия. Избирательность и осмысленность восприятия. Предметность, целостность и структурность. Апперцепция. Константность восприятия. Особенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участников уголовного процесса.
Понятие и виды памяти. Образная, эмоциональная, вербально-логическая, произвольная и непроизвольная память. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Реминисценция. Ретроградная амнезия. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения.
Виды мышления. Этапы мыслительного процесса и способы его активизации. Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста.
Понятие и основные свойства внимания. Виды внимания. Рекомендации по улучшению качества внимания.
Возможности практического использования психологических данных об основных свойствах познавательной сферы человека в юридической деятельности. Индивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Своеобразие форм и методов познания в юридической деятельности. Особенности формирования показаний очевидцев на стадиях восприятия и запоминания. Особенности воспроизведения показаний очевидцев.
Познавательная сфера личности юриста: специфические требования и особенности совершенствования в профессиональной деятельности.
|
| Эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности, их психолого-правовая оценка
| Эмоционально-волевая сфера личности. Понятие, физиологические механизмы и виды эмоциональных переживаний. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика.
Негативные эмоциональные переживания (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) в сфере юридической деятельности. Выражение эмоциональных состояний. Индивидуальное своеобразие эмоций.
Конфликтные эмоциональные состояния: фрустрация; стресс; аффект. Механизм возникновения фрустрации. Ее роль в понимании причин агрессивного поведения, преступлений против личности и общественного порядка, совершения самоубийств. Учение о стрессе. Факторы, способствующие возникновению стресса. Стадии развития стресса, его признаки. Влияние стресса на профессиональную деятельность юристов. Психологическая характеристика и уголовно-правовое значение аффекта. Причины его возникновения. Признаки психотравмирующей ситуации. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического и патологического аффекта. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.
Необходимость учета и возможности моделирования в юридической деятельности психических состояний человека.
Понятие о воле. Природа и структура волевого действия. Волевые качества личности (решительность, самостоятельность, целеустремленность, смелость, выдержка и т.д.) как профессионально важные качества юриста.
Роль эмоций и воли в регуляции поведения человека. Способы саморегуляции психического состояния.
Общая характеристика мотивационной сферы личности. Потребность как главный мотивационный фактор. Определение потребностей, их свойства и виды. Понятие мотива. Виды мотивационных состояний: установки, интересы, желания, стремления, влечения. Свойства мотивационной сферы личности: развитость, гибкость и иерархизированность.
Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в структуре личности субъектов юридической деятельности.
Мотивация преступного поведения. Полимотивированность и иерархия мотивов преступлений. Психологическая классификация преступников по особенностям потребностно-мотивационной сферы.
|
| Психология личности и индивидуальных различий,. Использование знаний об индивидуально-психологических особенностях личности в юридической деятельности
| Понятие личности. Личность как междисциплинарный объект исследования. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность». Основные факторы развития личности. Биологический и социальный факторы развития личности. Роль деятельности в формировании личности. Ведущий вид деятельности как фактор развития личности.
Цели и методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста. Личность преступника как предмет познания криминальной психологии. Взаимодействие социального и биологического факторов в формировании личности преступника. Особенности процесса социализации у преступника. Психологические основы изучения и оценки психологии личности преступника. Психологические теории личности преступника: биопсихическая; психоаналитическая; эмоциональных проблем; социопатической личности; социально-когнитивного научения и др.
Содержание, соотношение и практическое значение понятий психологическая, криминологическая и криминалистическая характеристика субъекта преступления.
Индивидуально-психологические особенности личности осужденного. Психология лиц, осуществляющих надзор за осужденными.
Основы психологии личности юриста: профессиональная направленность; морально-психологические особенности; способности: профессиональное мастерство; профессионально-психологическая подготовленность. Роль психологии в формировании личности юриста.
Понятие профессиональной деформации личности. Виды деформации и пути ее предупреждения.
Способности. Понятие о способностях. Виды способностей: общие и специальные способности, умственные и практические, предметно-деятельностные и коммуникативные. Природа способностей: биологическое (генотипическое) и социальное (фенотипическое) в способностях. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Способности и практическая деятельность человека. Профессионально-значимые свойства и качества личности юриста как компоненты профессионального мастерства.
Психодинамические особенности личности. Понятие о темпераменте как динамической характеристике психической деятельности индивида. Физиологические основы темперамента. Типологические свойства нервной системы – основа свойств темперамента. Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Характеристика различных типов темперамента. Связь темперамента со свойствами психических процессов и чертами личности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Учет особенностей темперамента в юридической деятельности. Свойства нервной системы, темперамента как составная часть человеческого фактора. Их влияние на динамические процессы в деятельности юриста. Изучение и учет юристом свойств темперамента в ходе профессионального общения.
Характер. Понятие о характере. Характер как система наиболее общих устойчивых черт личности, проявляющихся в различных видах деятельности, общения и взаимодействия. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Характер и личность. Характер и темперамент. Характер и деятельность. Формирование характера. Факторы, влияющие на формирование характера. Характер как отражение сложившейся системы воспитания. Самовоспитание характера. Акцентуация характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Типология характеров (Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард и др.).
Визуальная диагностика индивидуальных особенностей личности. Понятие и содержание визуальной психодиагностики. Значение визуальной психодиагностики для комплексного изучения личности. Конституциональные типологии в зарубежной и отечественной психологии и их использование для распознавания психологических характеристик субъектов. Взаимосвязь темперамента и характера, их внешнее проявление в мимике, пантомимике, жестах. Лицо как важнейшее средство получения психодиагностической информации о субъекте. Распространенные приемы психологической интерпретации поведенческих реакций, жестов и пантомимики субъектов. Сочетание визуальной психодиагностики с другими методами изучения личности.
|
| Психология общения, особенности и значение коммуникативных процессов в юридической деятельности
| Понятие общения. Специфика коммуникативного процесса между людьми: обогащение и развитие информации в ходе ее «движения»; активная позиция партнеров в коммуникативном процессе; смысловая интерпретация информации. Виды общения.
Структура речевого поведения. Социально-психологические закономерности понимания речевого сообщения. Типы коммуникативных барьеров. Понятие невербальной коммуникации. Речевые стереотипы и речевой этикет.
Общая характеристика и интерпретация невербального поведения. Понятие невербальной коммуникации. Общая характеристика основных структур невербального поведения. Просодика, экстралингвистика и их роль в регуляции речевого поведения. Кинесика и ее компоненты (мимика, жесты, поза, походка, контакт глаз, невербальные действия) как факторы коммуникативного процесса. Пространственно-временная организация общения. Полифункциональность невербального поведения в межличностном общении. Понятие экспрессивного репертуара человека. Невербальная коммуникация как показатель специфики внутригрупповых отношений и взаимодействий. Интерпретация невербального поведения как реконструкция социально-психологических характеристик личности и группы.
Особенности и значение коммуникативных процессов в юридической деятельности. Психологические основы получения интересующей информации. Сущность и назначение психологического контакта. Тактика установления и развития психологических контактов в юридической деятельности.
Переговорный процесс как специфический вид деятельности юриста. Правила ведения переговоров.
|
| Психология межличностного взаимодействия и его специфика в сфере юридической деятельности
| Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Эмоционально-оценочная природа отношений. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Проблема точности межличностного восприятия. Содержание и значение явления стереотипизации. Структура и механизмы взаимопонимания. Понятие рефлексии. Феномен эмпатии. Явление децентрации и его функции в процессе взаимопонимания.
Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения. Взаимодействие в структуре совместной деятельности. Сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция) как виды взаимодействия. Конфликтное взаимодействие. Психологические особенности взаимодействия в юридической деятельности. Методы оказания психологического воздействия и влияния в юридической деятельности. Психическое и психологическое воздействие: допустимые формы и границы применения.
Массовые социально-психологические феномены. Понятие о внеколлективном поведении и факторах, определяющих его психологические особенности. Основные формы внеколлективного поведения. Психологическая характеристика толпы, ее состав и этапы развития. Психологические механизмы и явления, действующие в толпе. Заражение как социально-психологический механизм массовидного поведения. Характер влияния толпы на психику человека и его поведение. Возможная динамика психологических явлений в толпе, их причины, условия развития и влияния на общественный порядок. Психологическая характеристика слухов, паники, причин и условий их развития и влияния на общественный порядок. Психологические особенности противодействия внеколлективному поведению.
Социально-психологические явления в среде осужденных. Динамические социально-психологические явления в среде осужденных: заражение, внушение, подражание. Статичные социально-психологические явления: обычаи, традиции.
|
| Конфликты в юридической деятельности
| Понятие и виды конфликтов. Внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.
Диагностика конфликта. Анализ конфликтной ситуации: оценка позиций, интересов и целей противоборствующих сторон. Прогноз возможных действий сторон и результатов конфликта.
Основные виды стратегий поведения в конфликте: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.
Типичные причины и особенности конфликтов в сфере юридической деятельности. Психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов.
Проблема противодействия раскрытию и расследованию преступлений. Психологические средства и методы преодоления противодействия раскрытию и расследованию преступлений. Проблема научного обеспечения практики использования полиграфа.
|
| Психология групп и коллективов
| Личность в группе. Принадлежность к группе как фактор поведения личности. Группа и коллектив: определение, основные социально-психологические характеристики. Классификация групп. Классификация групп. Критерии классификации малых групп. Структура малой группы. Понятие уровня социально-психологического развития малой группы. Коллектив как группа высшего уровня развития, его отличие от других типов малых групп. Периоды развития коллектива. Основные функции коллектива: производственная, воспитательная, образовательная, управленческая.
Психология преступных групп. Социально-психологические особенности формирования и функционирования преступных групп. Практическое значение анализа и использования психологической информации об особенностях преступной группы.
Лидерство и руководство как феномен управления процессом жизнедеятельности группы. Социально-психологическая природа лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Процесс принятия группового решения. Проблема соотношения группового и индивидуального решения.
|
|